МКОУ «АВАДАНСКАЯ СОШ» ДОКУЗПАРИНСКИЙ РАЙОН
|
|
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ / Махмудов М. Г./
Приказ № ______от «___» ___ ___________ 2021 год
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ГРАМОТЕЙ-КА»
Руководитель:
учитель начальных классов
Кайтмазова Зарема Зейдуллаховна
Пояснительная записка.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления,
интеллекта является его речь.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника — средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.
Программа «Грамотей» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей надо с ранних лет вводить в удивительный и многоцветный мир слов, развивать языковое чувство.
Актуальность программы
Актуальность выбора курса «Грамотей» определена тем, что у детей младшего школьного возраста слабо развиты речь, орфографическая зоркость, грамотность.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительная особенность программы
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
· содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
Программа кружка построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Цель
Цель программы – всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Задачи
Программа нацелена на решение следующих задач:
· Обогащение словарного запаса учащихся.
· Развитие связной устной и письменной речи.
· Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
· Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
· Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
· Формирование у детей чувства языка.
· Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой.
· направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, развитие творческих способностей каждого ученика.
Адресаты программы.
Программа кружка «Грамотей» по русскому языку, рассчитана на детей 9 -10 лет, то есть на 3 класс.
Ценностные ориентиры.
· Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
· Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
· Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
· Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
· Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Объём программы
Общее число часов в год – 34 (по 1 часу в неделю).
Формы и методы организации образовательного процесса
Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы организации занятий:
-беседы;
- творческие задания;
- тесты;
-исследования;
- конкурсы;
- семинары
- проекты
- практические работы;
- игры;
Срок освоения программы
Данная программа реализуется в течение 1 года (2021 – 2022 года) во внеурочной деятельности.
Режим занятий
1 занятие в неделю в 3 классе продолжительностью 40-45 мин минут.
Учебно – тематический план
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Раздел. Историческая страничка. |
3 часа |
2 |
Раздел. Мир слов. |
7 часов |
3 |
Раздел. Литературная страничка. |
5 часов |
4 |
Раздел. Развитие речи. |
7 часов |
5 |
Раздел. Словари. |
5 часов |
6 |
Раздел. Главное правило. |
5 часов |
7 |
Разное. |
4 часа |
|
Всего |
34 часа |
Содержание программы
№ |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
|
1 |
«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. |
1 |
|
2 |
Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. |
1 |
|
3 |
Изменение смысла слова с изменением звука.. |
1 |
|
4 |
Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др. |
2 |
|
5 |
Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова Слова и вещи. |
3 |
|
6 |
Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. |
3 |
|
7 |
Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему». |
2 |
|
8 |
Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. |
2 |
|
9 |
Полногласные и неполногласные сочетания. |
1 |
|
10 |
Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». |
2 |
|
11 |
«Странные» корни» |
1 |
|
12 |
Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. |
1 |
|
13 |
В мире суффиксов |
1 |
|
14 |
Кто больше знает существительных общего рода |
1 |
|
15 |
Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. |
2 |
|
16 |
«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. |
1 |
|
17 |
Сложные слова с составной частью САМО- |
1 |
|
18 |
Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. |
2 |
|
19 |
Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний |
2 |
|
17 |
Стилистика. «Кто ярче» |
1 |
|
18 |
Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. |
3 |
|
19 |
Обобщение. «Самый умный» |
1 |
|
Всего: |
34 |
||
Планируемые результаты реализации программы
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Грамотей» в третьем классе:
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
Познавательные УДД:
Коммуникативные УДД:
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
Комплекс организационно педагогических условий
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь:
1. Помещение для занятий.
3. Аудио-видео-техника (телевизор, музыкальный центр, медиа проектор, компьютер и т.д.)
4. Методическая литература
Формы аттестации – контроля
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью проведения
тестов, викторин, интеллектуальных конкурсов, предметных олимпиад.
Методические материалы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1)Портреты первых первопечатников. 2)Детские книги для чтения. 3) Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор 4) Наглядности ( таблицы, схемы). |
5) Справочники 6) Словари
|
Литература для учителя:
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 20010 г
Интернет-ресурсы
Литература для учащихся:
Дополнительная общеобразовательная программа кружка для младших школьников «Грмотей» составлена на основе учебно-методической литературы:
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащихся |
||||
1 |
Вводный урок. Повторение пройденного.«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. |
1 |
|
|
|||
2 |
Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. |
1 |
исследование |
|
|||
3 |
Изменение смысла слова с изменением звука. |
1 |
Создание своих заданий |
|
|||
4 |
Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши |
1 |
Защита игр со словами, созданных самими |
|
|||
5 |
Кроссворды, ребусы, чайнворды |
1 |
Разгадывание и создание своих ребусов |
|
|||
6 |
Рождение слова |
1 |
Небольшие сообщения уч-ся |
|
|||
7 |
Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях |
1 |
Редактирование предложенных текстов |
|
|||
8 |
Слова и вещи. |
1 |
Сочинение |
|
|||
9 |
Словари омонимов |
1 |
Работа со словарями |
||||
10 |
Омонимы,омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе |
1 |
Творческие работы |
|
|||
11 |
Пути возникновения синонимов |
1 |
Исследование |
||||
12 |
Идеографические синонимы |
1 |
Тренировочные упражнения, тесты |
|
|||
13 |
Контекстуальные синонимы. |
1 |
Исследование |
|
|||
14 |
Стилистические синонимы |
|
Исследование |
|
|||
15 |
Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. |
|
Защита своих проектов |
|
|||
16 |
«Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему» |
1 |
Мини рассказы по теме |
|
|||
17 |
Этимология слово и «морфологическое чутьё». |
|
Работа со словарями |
|
|||
18 |
Этимологические родственники. |
|
Работа в группах, защита своих проектов |
|
|||
19 |
Полногласные и неполногласные сочетания. |
|
Определение принадлежности слова к современному языку |
|
|||
20 |
Словообразовательные цепочки |
1 |
Составление словообразовательных цепочек |
|
|||
21 |
Словообразовательное «древо». |
1 |
Защита собственного словообразовательного «древа» |
|
|||
22 |
«Странные» корни». |
1 |
Исследование предложенных слов |
|
|||
23 |
Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова |
1 |
Исследование слов |
|
|||
24 |
В мире суффиксов |
1 |
Морфемный разбор, тесты |
|
|||
25 |
Кто больше знает существительных общего рода. |
1 |
Участие в конкурсе
|
|
|||
26 |
Формы прилагательных |
1 |
исследование |
|
|||
27 |
Переход прилагательных в существительные. |
1 |
Создание небольших текстов, определение частеречной принадлежности |
|
|||
28 |
«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных |
1 |
Определение части речи, тесты |
|
|||
29 |
Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО- |
1 |
Защита проектов |
|
|||
30 |
Роль наречий в тексте. |
1 |
Исследование текстов |
|
|||
31 |
Наречие в роли главных членов предложения. |
1 |
Исследование текстов с точки зрения синтаксиса |
|
|||
32 |
Члены предложения, выраженные словосочетаниями. |
1 |
Исследование текстов |
|
|||
33 |
Синтаксическая разница между парами словосочетаний |
|
Исследование синтаксических пар |
|
|||
резерв |
Стилистика. «Кто ярче» |
1 |
Защита проектов |
|
|||
резерв |
Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. |
|
Защита своих текстов |
|
|||
резерв |
Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. |
1 |
Редактирование текста |
||||
резерв |
Оружие смеха. Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора |
1 |
Семинар |
||||
34 |
Итоговое занятие «Самый умный» |
1 |
Презентация |
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.