ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН
для 2 – 3 классов
Пояснительная записка
Интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников. В марафоне принимают участие все ученики 2 - 4 классов. Проведение марафона является неформальным срезом уровня качества обучения и помогает выявить контингент одарённых детей для дальнейшей индивидуальной работы с ними и участия их в предметных олимпиадах.
Ежегодно проведение марафона приурочивается ко дню Науки и проводится во внеурочной деятельности. В проведении марафона привлекаются родители класса как организаторы в аудиториях. Перед проведением марафона классы делятся на группы по 8 – 10 детей (количество групп зависит от количества учебных предметов, включенных в марафон) и назначаются командиры в каждой группе. Каждой группе раздаются маршрутные листы, где указывается список участников и классы, порядок прохождения марафона по предметам с указанием номера аудиторий. На прохождение каждого этапа дается определенное время (15 – 20 минут), затем звучит сигнал-звонок и группа переходит на следующий этап по указанному маршруту. Для перемещения групп дается 3 – 5 минут и звучит сигнал-звонок, и таким образом каждая группа проходит все этапы марафона. После окончания прохождения маршрута все классы собираются на линейку, где сдают свои маршрутные листы и проверяют количество участников, все ли завершили этапы марафона. Подведение итогов интеллектуального марафона проводится на обшегимназической линейке, где проходит награждение по классам. Классу-победителю вручается переходящий Кубок Победителя марафона. Также награждают победителей за личное первенство по сумме набранных баллов.
Цель:
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся по разным предметам.
2. Развивать интерес к интеллектуальному труду, способствовать развитию
интеллектуальных способностей.
3. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
4. Воспитывать познавательные интересы детей.
Оборудование: конверты с заданиями для команд, маршрутные листы, бланки для ответов.
Ход интеллектуального марафона
Вводная часть.
Классы строятся на линейку по группам. Учитель – организатор поздравляет детей, родителей и объявляет открытие интеллектуального марафона. Выступают учителя, родители с поздравительным словом и напутствиями. Затем подготовленные дети читают стихи.
1 ученик:
Что, когда, откуда
взялось,
Что исчезло, что пропало,
Где кончается Земля,
Начинаются моря?
2 ученик:
Кто завёл врагов в
болото?
Где ночуют бегемоты?
Кто висит ногами вверх?
Кто бежит быстрее всех?
3 ученик:
Нам ответ откроет он –
Интеллектуальный марафон.
После этого проходит перекличка участников по группам и дается старт марафону. Звучит сигнал звонок и дети по группам расходятся в аудитории.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дети выполняют задания интеллектуального марафона по предметам переходя из аудитории по маршрутным листам. В каждой аудитории присутствуют организаторы-родители, которые раздают задания, принимают бланки ответов и следят за ходом выполнения заданий.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
После прохождения всего маршрута участники строятся на линейку, где учитель ведущий проводит перекличку и объявляет о закрытии интеллектуального марафона. Итоги марафона подводят после проверки выполненных работ и объявляют на общегимназической линейке, где проводят награждения.
Предлагаю задания для интеллектуального марафона по предметам для 2 – 3 классов, которые использовала в своей практике.
Русский язык – 2 класс
1. Выпиши только правильно написанные слова - 1 балл
Арбус, класс, карова, корова, зима, рибята, учител, ученик.
2. Что обозначают выражения: 2 балла
Бить баклуши _________________________________________________
За тридевять земель____________________________________________
3. Напиши 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. 3 балла
4. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные звуки. 4 балла
Водит, пашешь, верит, смех, мел, может, матч
5. Найди лишнее слово в каждой строчке и выпиши это слово. 5 баллов
А) Соль, солонка, солнце, солёный, соленья.
Б) Шипеть, шиповник, шипы, подшипник.
В) Осина, подосиновик, ось, осиновый.
Г) Левша, левый, лев, налево.
Д) Вода, водяной, водичка, водить.
6. К данным словам подбери антонимы: 6 баллов
Дешёвый - ___________
Сытый - ____________
Старый - ____________
Горячий- ____________
Удлинить- __________
Молчать -____________
Литературное чтение – 2 класс
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? 1 балл
2. Кто автор басни «Стрекоза и Муравей»? 2 балла
3. Закончите пословицу «Крепкую дружбу …»: 3 балла
4. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение « У Лукоморья дуб зеленый..». 4 балла
5. Выпиши виды устного народного творчества: 5 баллов
Песня, потешка, литературная сказка, прибаутка, рассказ, поговорка, басня, считалка, повесть, стихи.
6. Соедини героев книг с их авторами: 6 баллов
1. Русалочка А……….Р. Киплинг
2. Красная шапочка Б…….. П. Ершов
3. Муха-цокотуха В………..Г. Андерсен
4. Конёк-Горбунок Г………..Ш. Перро
5. Маугли Д………..К. Чуковский
6. Карлсон Е………..А. Линдгрен
Математика – 2 класс
1. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? 1 балл
2. 3а столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидело за столом? 2 балла
3. Незнайка прожил в Цветочном городе 1 неделю и 3 дня. Сколько всего дней прожил Незнайка в Цветочном городе? 3 балла
4. Разгадай ребус. Каждую букву замени цифрой. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры. 4балла
АА + У = УРР
5. Длина бревна 9 метров. За 2 минуты отпиливают по 1 метру. За сколько минут будет распилено все бревно? 5 баллов
6. Стороны треугольника равны трем последовательно расположенным числам. Периметр равен 18 см. Чему равна каждая сторона треугольника?
Запиши: 1 ст. ____ см, 2 ст. _____ см, 3 ст. ____ см. 6 баллов
Окружающий мир – 2 класс
1. Выпиши, что является
главным источником тепла на Земле – (1 балл)
Электричество, дрова, Солнце, газ, каменный уголь, торф.
2. Как одним словом можно назвать животных, тела которых покрыты перьями? 2б
3. Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? – (3 балла)
4. Что теряет лось каждую зиму? – 4 балла
5.
Выпиши то, что относится к формам земной поверхности: 5 баллов
А) равнина; Б) высокий дом; В) поле; Г) гора.
6. Допиши географические названия: 6 баллов
Полярная ______________
Тихий _________________
Каспийское ____________
___________________ Америка
___________________ Медведица
___________________ Ледовитый __________
Русский язык – 3 класс
1. Спиши слова и поставь ударение (по 1б).
Цепочка, гербы, щавель, столяр, банты.
2. В каких словах все согласные твердые?(по 1б)
Чайка, шёпот, роща, ландыш , мышь
3. В каком слове количество звуков и букв совпадает?(2б)
Окрестный, пять, зреют, веешь, яд.
4. Запиши ответы на поставленные вопросы (3б)
А - Какой предлог можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте?
Б - Какие два предлога определяют положение тела?
В - Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?
5. Угадай слово (4б)
Первый слог метут метлой.
Глазом же зовут второй,
Третий резать хлеб годится,
А четвёртый лишь частица,
Какое это слово?
6. Замени фразеологические обороты одним словом (5б)
Чесать языком - …. Путаться под ногами - ...
Повесить нос - … Пропустить мимо ушей - …
Зарубить на носу - …
Литературное чтение – 3 класс
1. Выберите ответ, в котором все герои - из русских народных сказок (1б)
А) Змей Горыныч, Колобок, Винни-Пух, дядя Стёпа, Емеля
Б) Серый Волк, Али-Баба, старик Хоттабыч, Морозко, Снегурочка
В) Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Пятачок, Баба Яга, Буратино
Г) Гуси-лебеди, Емеля, Снегурочка, Иван Царевич, Сивка-Бурка
2.Кому принадлежат эти слова? (2б)
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля».
3. Докончи предложение (3б)
Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевлённые предметы и явления, а также на животных, называется ……………..
4. Прочти текст, найди в нём спрятанные имена и запиши их (по 1б).
Приближался день рождения дяди. Я устрою ему настоящий праздник. Итак, для начала куплю кофе дяде и торт. Возьму акварель, нарисую радугу и цветы. Вставлю картины в две рамки и повешу на видное место. Возьму бигуди мамы и сделаю себе причёску. Надену сарафан на бретельках. Во все вазы поставлю цветы. Оставлю на столе «гору» поздравлений от родни с самыми ласковыми словами и свой подарок. Дядя будет доволен, а я рада.
5. Кто стал богатырем в 33 года? (4б)
6. Найди пары героев и авторов (6б)
А - Русалочка 1. А. Линдгрен
Б - Стрекоза 2. Р. Киплинг
В - Печкин 3. П. Ершов
Г - Чиполлино 4. В. Драгунский
Д - Муха-цокотуха 5. А. Толстой
Е - Красная шапочка 6. Н. Носов
Ж - Незнайка 7. И.Крылов
З - Буратино 8. Д. Родари
И - Дениска 9. Э. Успенский
К - Конёк-Горбунок 10. Г. Андерсен
Л - Маугли 11. К. Чуковский
М - Карлсон 12. Ш. Перро
Математика – 3 класс
1. Выберите ответ, в котором промежутки времени расположены в порядке увеличения от самого короткого до самого длинного (1б)
А) сутки, век, год, месяц Б) сутки, месяц, год, век, неделя
В) сутки, неделя, месяц, век, год Г) сутки, неделя, месяц, год, век
2. Найди площадь квадрата, периметр которого равен периметру треугольника со сторонами 4 см, 5 см, 7 см. (2б)
3. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько всего груш было у Незнайки? (3б)
4. На прямой поставили 4 точки. Сколько получилось отрезков, концами которых являются эти точки? Запиши ответ (4б).
5. Три брата поймали 29 окуней. Когда один брат отдал кошке 6 штук, второй – 2, а третий – 3, то у каждого брата осталось равное число окуней. Сколько окуней поймал каждый из братьев?(5б)
6. В коробке шоколадные конфеты выложены в один слой в виде квадрата. Ваня съел все конфеты по периметру – всего 20 конфет. Сколько конфет осталось в коробке? (6б)
Окружающий мир – 3 класс
1. Назови самую большую и самую маленькую птиц на Земле (1б)
2.Что происходит с водой при замерзании? Выбери вариант ответа (2б)
А - вода сжимается Б - вода расширяется В - ничего не происходит
3. Подумай и ответь (по 1б)
А - Что за трава, которую и слепые знают?
Б - У кого из насекомых ухо на ноге?
В - Что ест жаба зимой?
Г - Какой орган защищает наше тело от различных повреждений?
Д - У какого слона нет хобота?
4. Туристы отправились на рассвете в поход. Солнце светило им в затылок. Туристы шли на... (3б)
А) запад Б) север В) юг Г) восток
5. Детёнышей какого животного, в зависимости от времени их появления на свет, называют колосовики, настовики, листопаднички? (4б)
6. Ответь на вопрос: Почему страус прячет голову в песок? Напиши объяснение.(6б)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.