Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы.
Наша школа является инновационной площадкой «Организационно-педагогические условия инженерной культуры в образовательной организации». Передо мной встал вопрос, как же организовать пространство класса, в котором дети учатся, развиваются, отдыхают, играют и вообще проводят большую часть дня, чтобы оно способствовало развитию инженерной культуры? Детей нужно обучить мыслить, как инженеры, это особый образ мышления, это больше, чем знание формул, это живущая в человеке связь формул с жизненными процессами.
Когда дети попадают в обычные школьные помещения, велика вероятность, что ребенок лишится своей индивидуальности. А мне важно - сохранить его творческую личность. Развивающая среда увлекает туда, где ребенок может сделать важное открытие.
Цель: организация «инженерной среды», т.е. создание условий для формировать инженерное мышление и развивать инженерную культуру младших школьников.
Задачи:
· Использовать материально-техническую базу школы в урочной и внеурочной деятельности.
· Создавать совместно с обучающими развивающие игры, головоломки, конструкторы.
· Привлекать родителей к обновлению и пополнению предметно-развивающей среды кабинета.
· Использовать возможности социокультурной среды города и региона.
Продуманная и правильно организованная предметно-развивающая среда предоставляет каждому ребенку разнообразные возможности для формирования и развития инженерных компетенций. Для достижения этой цели обучающиеся имеют различные цифровые ресурсы: компьютерный класс, интерактивную панель, цифровой микроскоп, документ-камеру, 3D–принтер, цифровые лаборатории, а так же используют подготовленный педагогом информационный ресурс (Учи.ру, ЯКласс, Яндекс Учебник, LearningApps и т.д.). Это и MIMIO, приставка, которая позволяет обычный экран превратить в интерактивную панель. Взяв в руки стилус, ребенок может увеличивать, передвигать и менять прямо на экране объекты, моделировать, многократно возвращаться к изученному материалу, изменяя и усложняя задачи, фиксировать и анализировать результат. (приложение 1).
Особое внимание хочу уделить интерактивной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», которая предназначена для экспериментальной деятельности младших школьников. (приложение 2)
В игровой форме вместе с героем лаборатории Наурашей дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Главная задача научной лаборатории дать понять маленькому испытателю, что существует некий прибор «датчик», сделанный в виде божьей коровки (подключается через USB -порт к компьютеру), который обладает способностями чувствовать окружающий мир. Ребенку предлагается придумать способы, как сделать окружающий мир более комфортным. Дополнительное оборудование для проведения экспериментов находится в тематическом лотке.
При выполнении индивидуальных проектов это оборудование позволяет разбудить мысль ребенка, поддержать свойственную младшему школьнику любознательность, ощутить себя настоящим экспериментатором, превратить процесс обучения в творческий процесс.
Заканчивается урок, но не заканчивается развитие инженерных компетенций. На переменах и в группе продленного дня мне на помощь приходят разного вида конструкторы, головоломки, игры, которые развивают инженерное мышление. Это - 3-D ручка, геоборд, «Lego», «Гороховый конструктор», «Тетрис», «Танграмм», «Монгольская игра», «Тетрамино» и т.д. Авторские развивающие игры и конструкторы («Квадрат Воскобовича», «Игры Никитина»), тоже важны и интересны для детей, они предоставляют возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. (приложение 3)
В нашей школе стали традиционными «Дни погружения», исследовательские квесты, участие в которых также способствуют развитию у детей навыков будущего инженера. «Инженерный полиатлон» – новая традиция школы. Это игра, включающая в любую предметную область инженерную составляющую. (приложение 4)
Класс — это коллектив детей, учителей и родителей, а значит, мы выстраиваем коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Именно родители – мои главные помощники. С целью повышения компетентности родительского сообщества в области инженерной культуры детей были проведены родительские собрания в форме «Интеллектуального марафона». Мною были выбраны следующие темы для обсуждения: «Развитие инженерно-творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста». «Первые шаги в науку вместе с мамой и папой», «Как рассмотреть необычное в обычном». Родители помогают изготавливать игры, конструкторы и головоломки, организовать полезные экскурсии. Мы побывали в музее занимательных наук «Кварки», на выставке «История космоса», в музее Муромского приборостроительного завода, на фабрике мороженного «Колибри». А на фабрике по изготовлению елочных игрушек в г. Нижний Новгород, дети не только воочию наблюдали, но и участвовали в технологическом процессе изготовления игрушек. (приложение 5)
В рамках окружной акции «Наши папы и мамы могут все» для организации инженерного пространства в школьных рекреациях были созданы развивающие доски – бизиборды. Теперь это любимое занятие на перемене – поиграть возле развивающей доски, посоревноваться в решении головоломок на скорость. (приложение 6)
Как говорил В.А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее». При организации инженерного среды класса я руководствуюсь следующими принципами:
· пространство должно быть занимательным, гибким, трансформируемым,
· оно должно вовлекать учеников,
· пространство должно быть предрасположенным для проявления различных инженерных компетенций и активностей,
· и, конечно же, пространство должно быть комфортным и дружелюбным.
Таким образом, организуя образовательную среду, мы создаем условия для формирования и развития цельной личности, вооруженной глубокими и прочными знаниями в области технических наук и при этом способной принимать неординарные решения, рассматривать проблему с разных точек зрения, практически применять и использовать полученные знания, что впоследствии поможет определиться с будущее профессией.
Литература:
1. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
2. Оспенникова, Е. В. Информационно- образовательная среда и методы обучения .Школьные технологии. — 2002.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. 1995.
4. Гладких, М. Ю. Предметно-пространственная развивающая среда [Текст] / М. Ю. Гладких. – М. : Гэотар-Медиа, 2015.
5. Желтова, С. Г. Образовательная среда как ресурс развития личности школьника. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2014г
6. Корнеев, Л. А. Предметно-пространственная развивающая среда
7. Л. А. Корнеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. –
8. Сидоров, С. В. Создание благоприятной предметно пространственной среды воспитания. Сайт педагога исследователя С. В. Сидоров. – URL: http://si-sv.com/publ/
9. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию – М. : Смысл, 2001.
Интернет-ресурсы:
1.Геометрические головоломки
· http://smart-kids.su/golovolomki/geometria
· https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/znamenitye-geometricheskie-golovolomki-delaem-razvivashki-dlia-detei-svoimi-rukami-5d08e8e99b0c5600aecdeaa6
2. Конструкторы
· https://www.akusherstvo.ru/guide/vidy-konstruktorov-vybiraem-konstruktor-po-vozrastu/
· https://zen.yandex.ru/media/bodystatus/detskii-konstruktor-vidy-i-dostoinstva-razvivaiuscih-konstruktorov-kriterii-vybora-i-obzor-brendov-s-cenami--5af0e991c71a92d394d514f8
3. Лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
https://org.naurasha.ru/
Приложение 1
Наши уроки
Приложение 2
Занятия в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Приложение 3
Интересные перемены и занятия в группе продленного дня.
Геометрические головоломки
Приложение 4
Дни погружения, исследовательские квесты.
«Инженерный полиатлон».
Приложение 5
Наши познавательные путешествия.
Приложение 6
Акция «Наши мамы и папы могут все!»
Бизиборды.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.