Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы.
Оценка 4.7

Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы.

Оценка 4.7
Особые потребности +1
docx
администрации
СCУЗ, ВУЗ
30.11.2021
Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы.
Из опыта работы по организации пространства класса, в котором дети учатся, развиваются, отдыхают, играют и вообще проводят большую часть дня, чтобы оно способствовало развитию инженерной культуры
Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся..docx

Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы.

Наша школа является инновационной площадкой «Организационно-педагогические условия инженерной культуры в образовательной организации». Передо мной встал вопрос, как же организовать пространство класса, в котором дети учатся, развиваются, отдыхают, играют и вообще проводят большую часть дня, чтобы оно способствовало развитию инженерной культуры? Детей нужно обучить мыслить, как инженеры, это особый образ мышления, это больше, чем знание формул, это живущая в человеке связь формул с жизненными процессами.

Когда дети попадают в обычные школьные помещения, велика вероятность, что ребенок лишится своей индивидуальности. А мне важно - сохранить его творческую личность. Развивающая среда увлекает туда, где ребенок может сделать важное открытие.  

Цель: организация «инженерной среды», т.е. создание условий для формировать инженерное мышление и развивать инженерную культуру младших школьников.

Задачи:

·        Использовать материально-техническую базу школы в урочной и внеурочной деятельности.

·        Создавать совместно с обучающими развивающие игры, головоломки, конструкторы.

·        Привлекать родителей к обновлению и пополнению предметно-развивающей среды кабинета.

·        Использовать возможности социокультурной среды города и региона.

        Продуманная и правильно организованная предметно-развивающая среда предоставляет каждому ребенку разнообразные возможности для формирования и развития инженерных компетенций. Для достижения этой цели обучающиеся имеют различные цифровые ресурсы: компьютерный класс, интерактивную панель, цифровой микроскоп, документ-камеру, 3D–принтер, цифровые лаборатории,  а так же используют подготовленный педагогом информационный ресурс (Учи.ру, ЯКласс, Яндекс Учебник, LearningApps и т.д.). Это и MIMIO, приставка, которая позволяет обычный экран превратить в интерактивную панель. Взяв в руки стилус, ребенок может увеличивать, передвигать и менять прямо на экране объекты, моделировать, многократно возвращаться к изученному материалу, изменяя и усложняя задачи, фиксировать и анализировать результат. (приложение 1).

Особое внимание хочу уделить интерактивной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», которая предназначена для экспериментальной деятельности младших школьников. (приложение 2)

В игровой форме вместе с героем лаборатории Наурашей дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Главная задача научной лаборатории дать понять маленькому испытателю, что существует некий прибор «датчик», сделанный в виде божьей коровки (подключается через USB -порт к компьютеру), который обладает способностями чувствовать окружающий мир. Ребенку предлагается придумать способы, как сделать окружающий мир более комфортным. Дополнительное оборудование для проведения экспериментов находится в тематическом лотке.

При выполнении индивидуальных проектов это оборудование позволяет разбудить мысль ребенка, поддержать свойственную младшему школьнику любознательность, ощутить себя настоящим экспериментатором, превратить процесс обучения в творческий процесс.

 Заканчивается урок, но не заканчивается развитие инженерных компетенций. На переменах и в группе продленного дня мне на помощь приходят разного вида конструкторы, головоломки, игры, которые развивают инженерное мышление. Это - 3-D ручка, геоборд, «Lego», «Гороховый конструктор», «Тетрис», «Танграмм», «Монгольская игра», «Тетрамино» и т.д. Авторские развивающие игры и конструкторы («Квадрат Воскобовича», «Игры Никитина»), тоже важны и интересны для детей, они предоставляют возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. (приложение 3)

  В нашей школе стали традиционными «Дни погружения», исследовательские квесты, участие в которых также способствуют развитию у детей навыков будущего инженера. «Инженерный полиатлон» – новая традиция школы. Это игра, включающая в любую предметную область инженерную составляющую.  (приложение 4)

Класс — это коллектив детей, учителей и родителей, а значит, мы выстраиваем коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Именно родители – мои главные помощники. С целью повышения компетентности родительского сообщества в области инженерной культуры детей были проведены родительские собрания в форме «Интеллектуального марафона».  Мною были выбраны следующие темы для обсуждения: «Развитие инженерно-творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста». «Первые шаги в науку вместе с мамой и папой», «Как рассмотреть необычное в обычном». Родители помогают изготавливать игры, конструкторы и головоломки, организовать полезные экскурсии. Мы побывали в музее занимательных наук «Кварки», на выставке «История космоса», в музее Муромского приборостроительного завода, на фабрике мороженного «Колибри». А на фабрике по изготовлению елочных игрушек в г. Нижний Новгород, дети не только воочию наблюдали, но и участвовали в технологическом процессе изготовления игрушек. (приложение 5)

В рамках окружной акции «Наши папы и мамы могут все» для организации инженерного пространства в школьных рекреациях были созданы развивающие доски – бизиборды. Теперь это любимое занятие на перемене – поиграть возле развивающей доски, посоревноваться в решении головоломок на скорость. (приложение 6)

Как говорил В.А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее». При организации инженерного среды класса я руководствуюсь следующими принципами:

·              пространство должно быть занимательным, гибким, трансформируемым,

·              оно должно вовлекать учеников,

·              пространство должно быть предрасположенным для проявления различных инженерных компетенций и активностей,

·              и, конечно же, пространство должно быть комфортным и дружелюбным.

 Таким образом, организуя образовательную среду, мы создаем условия для формирования и развития цельной личности, вооруженной глубокими и прочными знаниями в области технических наук и при этом способной принимать неординарные решения, рассматривать проблему с разных точек зрения, практически применять и использовать полученные знания, что впоследствии поможет определиться с будущее профессией.

Литература:

1.     «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

2.     Оспенникова, Е. В. Информационно- образовательная среда и методы обучения .Школьные технологии. — 2002.

3.     Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. 1995.

4.     Гладких, М. Ю. Предметно-пространственная развивающая среда [Текст] / М. Ю. Гладких. – М. : Гэотар-Медиа, 2015.

5.     Желтова, С. Г. Образовательная среда как ресурс развития личности школьника. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2014г

6.     Корнеев, Л. А. Предметно-пространственная развивающая среда

7.     Л. А. Корнеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. –

8.     Сидоров, С. В. Создание благоприятной предметно пространственной среды воспитания. Сайт педагога исследователя С. В. Сидоров. – URL: http://si-sv.com/publ/

9.     Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию  – М. : Смысл, 2001.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.Геометрические головоломки 

·        http://smart-kids.su/golovolomki/geometria

·        https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/znamenitye-geometricheskie-golovolomki-delaem-razvivashki-dlia-detei-svoimi-rukami-5d08e8e99b0c5600aecdeaa6

 

2. Конструкторы

·        https://www.akusherstvo.ru/guide/vidy-konstruktorov-vybiraem-konstruktor-po-vozrastu/

·        https://zen.yandex.ru/media/bodystatus/detskii-konstruktor-vidy-i-dostoinstva-razvivaiuscih-konstruktorov-kriterii-vybora-i-obzor-brendov-s-cenami--5af0e991c71a92d394d514f8

 

3. Лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

https://org.naurasha.ru/

 

Приложение 1

Наши уроки

 

   

Приложение 2

Занятия в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Интересные перемены и занятия в группе продленного дня.

 

    

 

        

 

 

 

 

 

 

 

Геометрические головоломки

 

 

         

 

                                                                                                                     Приложение 4

Дни погружения, исследовательские квесты.

«Инженерный полиатлон».

 

 

              

    

 

      

 

 

 

Приложение 5

Наши познавательные путешествия.

    

 

 

 

  

 

 

Приложение 6

Акция «Наши мамы и папы могут все!»

Бизиборды.

 

     


 

Скачано с www.znanio.ru

Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы

Интерактивная образовательная среда, как средство формирования инженерных компетенций учащихся начальной школы

USB -порт к компьютеру), который обладает способностями чувствовать окружающий мир

USB -порт к компьютеру), который обладает способностями чувствовать окружающий мир

Таким образом, организуя образовательную среду, мы создаем условия для формирования и развития цельной личности, вооруженной глубокими и прочными знаниями в области технических наук и при…

Таким образом, организуя образовательную среду, мы создаем условия для формирования и развития цельной личности, вооруженной глубокими и прочными знаниями в области технических наук и при…

Лаборатория «Наураша в стране Наурандии» https://org

Лаборатория «Наураша в стране Наурандии» https://org

Приложение 3 Интересные перемены и занятия в группе продленного дня

Приложение 3 Интересные перемены и занятия в группе продленного дня

Геометрические головоломки

Геометрические головоломки

Приложение 4 Дни погружения, исследовательские квесты

Приложение 4 Дни погружения, исследовательские квесты

Приложение 5 Наши познавательные путешествия

Приложение 5 Наши познавательные путешествия

Приложение 6 Акция «Наши мамы и папы могут все!»

Приложение 6 Акция «Наши мамы и папы могут все!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021