ТВОРЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»
Цель: рассмотреть сущностные характеристики интерактивного обучения; представить некоторые приемы и формы активизации интерактивной деятельности студентов;
Оборудование: высказывание об образовании, слайды, раздаточный материал;
Структура семинара:
I. Приветствие.
II. Объявление темы семинара.
III. Работа над высказыванием об образовании.
«Каждый,
кто перестает учиться, — стареет, неважно, в 20 или 80 лет, а любой другой, кто
продолжает учиться, остается молодым». Генри Форд
IV.
Объявление цели и программы семинара.
Программа семинара:
1 блок - инициация;
2 блок - формирование ожиданий;
3 блок - вхождение в тему;
4 блок - знакомство с некоторыми формами и методами на практике;
5 блок - рефлексия;
продолжительность семинара – 60 минут
V. 1 блок – инициация.
1.Объединение в группы.
2.Определение команд по цвету.
3.Знакомство команд. Приём «Инициация».
4.Приём «Микрофон», или «Что у меня на сердце».
VI. 2 блок - формирование ожиданий.
1.Работа в малых группах.
2.Просмотр видео об интерактиве.
3.Выводы.
VII. 3 блок – вхождение в тему.
1.Теоретическая часть семинара.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
Пассивные методы
Активные методы
Интерактивные методы
Задачи интерактивных форм обучения:
· пробуждение у обучающихся интереса;
· эффективное усвоение учебного материала;
· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
· формирование у обучающихся мнения и отношения;
· формирование жизненных и профессиональных навыков;
· выход на уровень осознанной компетентности студента.
Интерактивные формы:
Работа в малых группах;
Мозговой штурм
Круглый стол (дискуссия, дебаты)
Творческие задания
Деловые и ролевые игры
Мастер класс
Метод проектов
Сократический диалог
Метод «Займи позицию»
Групповое обсуждение
Метод «Дерево решений»
Принципы работы на интерактивном занятии:
занятие – не лекция, а общая работа.
n все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
n каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
n нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
n все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
n Примерные правила работы в группе:
n быть активным; уважать мнение участников; быть доброжелательным;
n быть пунктуальным, ответственным; не перебивать; быть открытым для взаимодействия;
n быть заинтересованным; стремится найти истину; придерживаться регламента;
n креативность; уважать правила работы в группе;
VIII. 4 блок – знакомство с некоторыми формами и методами на практике.
1.Метод 6 шляп мышления
- знакомство с методикой;
- выполнение заданий;
- подведение итога;
2.Ромашка Блума
- знакомство с методикой;
- выполнение заданий;
- подведение итога;
3.Мозговой штурм
- знакомство с методикой;
- выполнение заданий;
- подведение итога;
IX. V блок – рефлексия
Вопросы:
n что произвело на вас наибольшее впечатление?
n что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
n есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
n чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
n учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
n как вы оцениваете свои действия и действия группы?
n если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
n
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.