«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Оценка 4.7

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Оценка 4.7
docx
02.04.2021
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ   НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ»
Обобщение опыта работы по теме.docx

 

Обобщение опыта работы по теме

 

 «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 КАК СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ»

 

Условия возникновения, становления опыта

В Концепции модернизации российского образования выдвинуты основные социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивным потенциалом. Данные требования нашли свое отражение в федеральных государственных общеобразовательных стандартах, позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников. Он включает в себя универсальные знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации важную роль играет иностранный  язык.

Согласно ФГОС второго поколения изучение иностранного языка в школе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Предметные результаты освоения программы по иностранному языку представлены по всем структурным компонентам, составляющим коммуникативную компетенцию, а именно:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, аудировании и письме; умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

 - языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения и формирование навыков оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация ранее изученного материала; овладение разными способами выражения мысли в родном и иностранном языках;

- социокультурная компетенция – знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, а также способность использовать эти знания в процессе межличностного и межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие способности компенсировать недостаточность знания языковых средств, речевого опыта при получении и передаче иноязычной информации;

- учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, способствующих совершенствованию учебно-познавательной деятельности; овладение приемами самостоятельного изучения иностранного языка и культуры, в том числе с использованием информационных технологий.

Учитывая то, что современный урок английского  языка должен строиться как  коммуникативный процесс, а основой развития иноязычных способностей является формирование коммуникативных компетенций, овладеть которыми  на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное и  требующее  новых подходов к отбору содержания и организации материала, использования адекватных форм и видов контроля, выбирая свою ИМТ, я остановилась на вопросе повышения мотивации учащихся на уроках английского  языка  при формировании коммуникативных компетенций   Таким образом возникла моя ИМТ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ    НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА   КАК СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ»

 

 

Свою работу над ИМТ я начала с определения уровня школьной  мотивации учащихся.  По результатам диагностики были выявлены

Уровни сформированности  мотивации учащихся

(Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой)

 Год

Низкий

Средний

Высокий

2018-2019 учебный год

76 %

16%

8%

 

Анализ показал, что учащимся  трудно делать сообщения, так как не хватает словарного запаса, беден запас выразительных средств. Учащиеся не умеют  слушать другого человека, говорить (выступать) перед классом, т.е. испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной компетентности.  Всё это говорит об отсутствии мотивации  у большинства обучающихся.

Актуальность и перспективность опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является интерактивный метод в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъект жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я». Снять барьеры, препятствующие коммуникации, позволяют такие интерактивные методы обучения: групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий (обучающие программы, авторские мультимедийные учебные пособия). Поэтому сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция  коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

Ведущая педагогическая идея:

 создание условий для  повышения мотивации   обучающихся на уроках английского   языка  через интерактивное обучение  .

Объект  исследования:

Интерактивные методы  при обучении английскому  языку

Предмет:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ    НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 КАК СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ  УЧАЩИХСЯ»

Гипотеза:

использование интерактивных методов обучения  английскому языку способствует повышению мотивации  учащихся.

Цель:

апробировать и обосновать   эффективность использования интерактивных методов  при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского  языка для повышения мотивации  обучающихся

Задачи:

      проанализировать явление иноязычной коммуникативной компетенции и её основных компонентов как целей обучения иностранному языку;

      изучить историю становления и применения интерактивных методов обучения;

      проанализировать УМК по английскому   языку с целью определения степени применения в них интерактивных методов;

      апробировать методы  на уроках английского языка;

       проконтролировать  эффективность применения методов;

       проанализировать  результат   использования данной технологии;

        Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, опрос, мониторинг, обобщение.

 Практическая значимость заключается в 

 

Теоретическая база опыта

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам этих идей относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.

Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух противоположных взглядов на роль ученика. Приверженцы одной точки зрения настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, только учитель, по их мнению, мог проявлять активность.

Сторонники другой точки зрения, среди которых были Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Сенеки, Квинтилиан, считали ученика, соучастником процесса обучения и его активность была главной в обучении.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского, Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Сегодня многие методические инновации связаны с реализацией  интерактивного обучения, так как именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются проекты, ролевые игры, кластеры, идёт работа с документами и различными источниками информации, проводятся физкультминутки, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1.                      Творческие задания;

2.                      Работа в малых группах;

3.                      Обучающие игры;

4.                      Проектная методика;

5.                      Физкультминутки;

6.                      Изучение и закрепление нового материала («Ажурная пила», кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»);

7.                      Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение»);

8.                      Разрешение проблем («Мозговой штурм»);

9.                      Работа с текстом (Денотативный анализ текста).

1. Творческие задания

Под творческими заданиями на уроках английского языка мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придаёт смысл обучению английскому языку, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное «правильное» решение, основанное на своём персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные задания.

Например, 5 класс тема «Семья» нарисовали свою семью, подписали членов семьи, а затем рассказали о семье.

Тема «Животные»: играем в лото, соединяем картинки  со словами, описываем своих животных. (показать)

2. Работа в малых группах

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как ажурная пила, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

Реализация интерактивного обучения в образовательном процессе требует  создания определённых условий, предоставляющих разнообразные возможности для организации учебного процесса. К таким педагогическим условиям можно отнести:

1. Психологическую атмосферу, созданную в аудитории;

2. Нормы совместной работы, выработанные педагогом совместно с учащимися;

3. Тип коммуникации, реализуемый в образовательном процессе;

3. Обучающие игры

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

·  создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

·  обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

·  тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Например, игра ХОЛОДНО-ГОРЯЧО (с мячом)

4. Проектная методика

Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка является проектная методика. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Работа над проектом включает несколько этапов.

На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации. Формируются микрогруппы с учетом психологической совместимости партнеров, уровня владения языком, возможности лидерства, творческих способностей и т.д. Учащиеся выбирают роль, которую они играют в проекте: фотографы, художники, оформители, рекламных агенты, авторы, поэты и т.д. Распределяются задачи по группам и обсуждаются способы их решения.

На втором этапе проводится работа по выполнению проекта.

Учащиеся ставят задачи и решают их, например:

·  учиться читать тексты, извлекать из них нужную информацию, использовать полученные сведения в работе;

·  учиться обмениваться информацией с партнерами;

·  учиться писать сочинение с опорой на образец, используя слова и выражения из "полезного словаря", созданного путем коллективной учебной деятельности;

·  учиться составлять ребусы, кроссворды и т.д.

Практическая деятельность учащихся заключается в следующем:

·  создание фотоколлекции по теме проекта;

·  создание "полезного словаря" (ученики, читая тексты на английском языке, выбирают и выписывают на большой лист бумаги слова и выражения, которые пригодятся им при работе);

·  подборе песен, стихов, шуток, ребусов, кроссвордов, посвященных теме проекта;

·  составление своих собственных кроссвордов;

·  демонстрация собранного творческого материала в форме альбома.

Завершающий этап - презентация проектной работы. 

При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого учащиеся получают необходимые им сведения и выражают свои мысли.

Учитель продумывает формы организации учебной деятельности, обращая внимание на то, чтобы каждый ребенок принимал участие в проекте в меру своих сил.

На разных этапах выполнения данного проекта участники работают в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах учащиеся  рисуют, оформляют, собирают информацию, составляют кроссворды и т.д. В парах они читают тексты на английском языке и коллективно составляют "полезный словарь".

Оценка проектной работы - тоже нелегкое дело. Язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Я считаю, оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий.

Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.

Считаю, что проектная методика является эффективным приемом организации учебной деятельности и повышения мотивации изучения английского языка.

5. Физкультминутки

Одной из приоритетных задач нового этапа модернизации системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни.

На уроках английского языка значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить.

Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки. Время начала физкультминутки - при появлении первых признаков утомления, примерно через 20 - 25 минут после начала урока.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала.

Физкультминутки бывают разные, строим в  соответствии с темой. Когда учим основные глаголы, называя глагол по-английски, выполняем действие глагола.

Когда изучаем, например, Уолта  Диснея, то вместе с Микки Маусом делаем зарядку для глаз и т.д.

6. Изучение и закрепление нового материала («Ажурная пила», кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»)

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого приема заключается в следующем:

1.                      Выделить смысловые единицы темы и их графически оформить в определенном порядке в виде «грозди» - схемы.

2.                      Выделить главную смысловую единицу (тему);

3.                      Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

4.                      Конкретизировать фактами и мнениями.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1.                      Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2.                      Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3.   Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например, тема « Глобальные проблемы человечества» в 8 классе. Выдаю тексты  по проблемам и кластер пустой, затем мы его заполняем   и дополняем сущностью проблемы и путями её решения

 

          Прием составления «Ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”). Термин было предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.

Иногда в русских переводах термин “MindMap” представлен следующими вариантами: «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта».

Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок.

 

7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение»)

«Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.

Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию , а остальные наблюдают и анализируют ее. Текст диалога может быть любым. Роли может предлагать как сам учитель, естественно втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать себе роль.

8. Разрешение проблем («Мозговой штурм»)

Метод «Мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки –

WarmingUp («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with?

What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear .?

2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию.

 

Результативность опыта

        В данной работе   рассмотрена проблема повышение мотивации  учащихся при обучении иностранному языку в училище  через использование  интерактивных методов. В ходе работы была изучена история становления и применения интерактивных методов обучения; произошло апробирование  интерактивных методов в условиях образовательного учреждения, удалось обосновать эффективность использования  этих методов   при  повышении мотивации учащихся.  Можно сделать вывод:

на  уроках английского языка при использовании интерактивных  методов  учащиеся могут овладеть  различными умениями и навыками коммуникативной деятельности:

учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе работы  происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Хочу  также отметить, что интерактивные методы  обеспечивают не только  усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Таким образом, повышая мотивацию учащихся.

В результате использования

1. Удалось повысить

- мотивацию  к учебе в целом и к иностранному языку в частности.

Изучение уровней мотивации

(по Н.Г.Лускановой)

 Год

Низкий

Средний

Высокий

2020-2021 учебный год

23 %

57%

20%

2.      Учащиеся получают первые уроки исследовательской работы.

3.                  Развивается  познавательная активность учащихся к предмету.

4.                  Реализуется  личностный подход к учащимся, требующий, прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями.

Опыт работы учителя по данной теме   представлен

- Проведены открытые уроки для учителей МО с использованием интерактивных методов:

С публикациями о представленном инновационном опыте можно познакомиться на сайте Инфоурок.

Заключение.

В заключение хочу  отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем.

Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

В конечном итоге, значительно повышается  эффективность  усвоения материала, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.

Таким образом, совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества, что ведет к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

 

 

Приложения

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой.

Описание методики

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкции

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет
Обработка результатов

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

 


№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Интерпретация результатов

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Литература

1.      Иванова А.А. Модель интерактивного обучения специалиста-менеджера. М., 2008.

2.      Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013.

3.      Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ,2000,№2.

 

4.      Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. //Народное образование. 2003, № 2,с. 58-64

 

5.      Современные подходы к организации образовательного процесса. – URL: http://vio.uchim.info/Vio_118/cd_site/articles/art- 4- 4.htm.ъ

 

6.      Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

https://multiurok.ru/index.php/files/diagnostika-motivatsii-k-obucheniiu.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Обобщение опыта работы по теме «ИНТЕРАКТИВНЫЕ

Обобщение опыта работы по теме «ИНТЕРАКТИВНЫЕ

ИМТ, я остановилась на вопросе повышения мотивации учащихся на уроках английского языка при формировании коммуникативных компетенций

ИМТ, я остановилась на вопросе повышения мотивации учащихся на уроках английского языка при формировании коммуникативных компетенций

Ведущая педагогическая идея: создание условий для повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка через интерактивное обучение

Ведущая педагогическая идея: создание условий для повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка через интерактивное обучение

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные задания

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем всё более сложные задания

На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации

На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации

Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки

Наиболее эффективны в этих случаях физкультминутки

Прием составления «Ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”)

Прием составления «Ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”)

В процессе работы происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке

В процессе работы происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке

Приложения Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»

Приложения Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался…

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался…

Оценка за 1 ответ Оценка за 2 ответ

Оценка за 1 ответ Оценка за 2 ответ

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2021