С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании.
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Педагогическая технология
- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)
Образовательная технология
Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности преподавателя и учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;
проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Виды методов обучения
Пассивные
Активные
Интерактивные
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
Педагог
Учащийся
Учащийся
Учащийся
К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
• Мини-лекция
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия группы экспертов
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Выступление в роли обучающего
Интерактивные методы обучения
Групповые
Индивидуальные
Дискуссионные
Игровые
Тренинг-методы
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающие | Достоинства | Ограничения |
1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. | Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. | Отсутствие обратных связей |
2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах | активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося | Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности |
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающие | Достоинства | Ограничения |
2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.) | Позволяет получить навыки адаптации к новой среде | Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту |
2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации | Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации. | Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию |
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающие | Достоинства | Ограничения |
2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) | Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени | Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию |
2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций) | Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения | При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней |
Классификация интерактивных технологий обучения
Обучающие | Достоинства | Ограничения |
2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) | Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления | Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др. |
2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков | Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками | Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы |
соответствие логике учебного процесса
МЕТОДЫ
соответствие целям и задачам обучения и развития учащихся
соответствие дидактическим целям урока
соответствие содержанию темы урока
соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям учащихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом
соответствие временным рамкам обучения
соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
соответствие способу руководства учебной деятельностью
Критерии отбора методов обучения
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения учащимся
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность учащихся;
обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока
Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)
Хук (притча, игра, «крючок»)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Обсуждение домашней творческой работы
Кластеры
Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)
«Инсерт»
Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)
Опорный конспект
Кластеры
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)
Различные формы дискуссий
Игровые методы
Форма группового взаимодействия — «большой круг».
«Аквариум»
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге;
...
КЕЙС-МЕТОД
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:
Обязательная исследовательская стадия процесса
Коллективное обучение или работа в группе
Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА
По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формированием проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.
ВИДЫ КЕЙСОВ
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»
Учебные | Образовательные |
1. Усвоение новой информации | 1. Создание авторского продукта |
2. Освоение метода сбора данных | 2. Образование и достижение личных целей |
3. Освоение метода анализа | 3. Повышение уровня коммуникативных навыков |
4. Умение работать с текстом | 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем |
5. Соотнесение теоретических и практических знаний | |
«Аквариум»
– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.