Интерактивные методы обучения (презентация)
Оценка 4.9

Интерактивные методы обучения (презентация)

Оценка 4.9
ppt
11.02.2020
Интерактивные методы обучения (презентация)
интерактивные методы обучения презентация .ppt

Доклад АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ

Доклад АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ

Доклад

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

Михайлиди Ирина Ивановна

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании.
Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы и технологии обучения

Интерактивные методы и технологии обучения

Интерактивные методы
и
технологии обучения




Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для…

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для…

Педагогическая технология

- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

Образовательная технология Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности

Образовательная технология Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности

Образовательная технология

Совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.
(А.В.Хуторской)
двусторонний характер взаимосвязанной (совместной) деятельности преподавателя и учащихся;
совокупность приемов и методов, тесно связанных между собой;
проектирование, организация, ориентирование, коррекция образовательного процесса;
наличие комфортных условий;
управление на всех этапах, уровнях, группах.

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения…

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения…

В педагогике различают несколько моделей обучения:


1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).

Виды методов обучения Пассивные

Виды методов обучения Пассивные

Виды методов обучения

Пассивные

Активные

Интерактивные

Педагог

Учащийся

Учащийся

Учащийся

Педагог

Учащийся

Учащийся

Учащийся

Педагог

Учащийся

Учащийся

Учащийся

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) •

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм» (атака) •

К методам интерактивного обучения

относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

«Мозговой штурм» (атака)
• Мини-лекция
• Контрольный лист или тест
• Ролевая игра
• Игровые упражнения
• Разработка проекта
• Решение ситуационных задач
• Приглашение визитера
• Дискуссия группы экспертов
• Интервью
• Инсценировка
• Проигрывание ситуаций
• Выступление в роли обучающего

Интерактивные методы обучения Групповые

Интерактивные методы обучения Групповые

Интерактивные методы обучения

Групповые

Индивидуальные
Выполнение практических задач
Тренировка

Дискуссионные
Групповая дискуссия
Анализ ситуаций морального выбора
Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов»)
«Мозговой штурм»
Презентация
Обсуждение
Дебаты

Игровые
Деловая игра
Организационно-деятельностная игра
Операционная игра
Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра и др.

Тренинг-методы
Социально-психологический тренинг
Тренинг делового общения
Психотехнические игры

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии

Достоинства

Ограничения

1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д.

Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме.

Отсутствие обратных связей

2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы  учебного плана дисциплины в различных формах

активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося

Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии

Достоинства

Ограничения

2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.)

Позволяет получить навыки адаптации к новой среде

Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту

2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации

Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию
(не всегда результативно)

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии

Достоинства

Ограничения

2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки)

Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени

Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию

2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций)

Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения

При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Классификация интерактивных технологий обучения

Обучающие
технологии

Достоинства

Ограничения

2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры)

Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления

Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.

2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков 

Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками

Направлен на овладение только узкоспециализированными  навыками без усвоения общих моделей и методов работы

МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития учащихся соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям учащихся и уровню их…

МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития учащихся соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям учащихся и уровню их…

соответствие логике учебного процесса

МЕТОДЫ

соответствие целям и задачам обучения и развития учащихся

соответствие дидактическим целям урока

соответствие содержанию темы урока

соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям учащихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом

соответствие временным рамкам обучения

соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя

соответствие способу руководства учебной деятельностью

Критерии отбора методов обучения

Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения учащимся

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно…

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно…

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность учащихся;
обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Алгоритм проведения интерактивного занятия

Алгоритм проведения интерактивного занятия

Алгоритм проведения интерактивного занятия.

1.Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия).

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру урока

Начало урока – стадия вызова (актуализации знаний)

Хук (притча, игра, «крючок»)

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Синквейн («восточный стих»)

Обсуждение домашней творческой работы

Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт»

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт»

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

«Инсерт»

Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе)

Опорный конспект

Кластеры

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Форма группового взаимодействия — «большой круг».

«Аквариум»

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге;
...

КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)

КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)

КЕЙС-МЕТОД

Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: Обязательная исследовательская стадия процесса

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: Обязательная исследовательская стадия процесса

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА:

Обязательная исследовательская стадия процесса
Коллективное обучение или работа в группе
Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить

ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
Кейсы с формированием проблемы - кейсы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы;
цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
Кейсы без формирования проблемы - кейсы, в которых описывается более сложная ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных,
цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения;
Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее;
цель – поик путей решения проблемы.

ВИДЫ КЕЙСОВ Кейс – это единый информационный комплекс

ВИДЫ КЕЙСОВ Кейс – это единый информационный комплекс

ВИДЫ КЕЙСОВ

Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ»

Учебные

Образовательные

1. Усвоение новой информации

1. Создание авторского продукта

2. Освоение метода сбора данных

2. Образование и достижение личных целей

3. Освоение метода анализа

3. Повышение уровня коммуникативных навыков

4. Умение работать с текстом

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать…

Аквариум» – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать…

«Аквариум»

– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода:
Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
Стимулирует участников к практической работе.

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Риски необоснованного использования интерактивных методов

Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020