ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абдурахманова МанзураБатировна
manzurabatir@bk.ru
Андижанского государственного университета
Учитель кафедры музыкального образования.
В статье отражены интерактивные методы обучения в специфике
музыкального образования, включающие «творческоезадание»,«игровое обучение»,
«слушание» использующиеся на кафедре музыкального образования.
Ключевые слова: интерактивные методы, культурноеобразование, инновации, творческое задание, игровое обучение,педагогическое мышление.
Радикальные экономические и социальные преобразования последних лет в Узбекистане требуют от системы образования более гибкого, опережающего реагирования на изменения в социальной среде. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования.Образовательная система претерпевает коренные изменения,направленные на достижение нового, качественного образования. Последние десятилетия ведущей тенденцией в области образования является активнаяинновационная деятельность, направленная на формирование новых моделейобучения и воспитания.
В
настоящее время в области музыкального обучения существуют две тенденции:Первая
связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса -
педагогическими инновациями,вторая заключается в строгом следовании
традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования
музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных
тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным
учетом накопленного педагогическогo
oпыта.
Современному педагогу, не участвующему в процессе самообразования,
невозможно отреагировать на непрерывно увеличивающийся потокинформации, новых
педагогических технологий, которые на сегодняшний день
являются приоритетными. Музыкальное образование являетсячастью образовательного
процесса и активно включается в решение новых
педагогических задач. Ориентация на новые целиобразования требует не только
изменения содержания изучаемых предметов, нои методов и форм организации
образовательного процесса, активизациюдеятельности обучающихся в ходе занятия,
приближения изучаемых тем креальной жизни и поисков путей решения возникающих
проблем. Многиеисследователи связывают инновации в образовании с
интерактивнымиметодами обучения, под которыми понимаются «…все виды
деятельности,которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают
условия дляраскрытия внутреннего потенциала каждого студента»
Интерактивный («Inter» это взаимный, «act» действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивныеориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только спреподавателем, но и с друг другом. При использовании интерактивныхметодов обучаемый становится полноправным участником процесса, его опытслужит источником познания.
Современное музыкальное образование обладает множеством интерактивных методов.Его педагогическоепространство в большей степени можно связать с Творческим заданием.Специфика музыкального образования основана на том, чтообучаемый на протяжении всего времени связан с музыкальными примерами,которые несут большое воспитательное значение. Исполняя музыкальныепроизведения, вникая в содержание художественных образов, обучаемыенаполняется шедеврами музыкального искусства, которые не могутне разбудить творческое воображение. При этом современные направления музыкального образования не должны отрываться от культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, поддерживать высокий духовно-нравственный уровень процесса обучения творчеству.Курс осваивается студентами, для которых основным инструментом является один извокальных или народных инструментов. Фортепианная подготовка является важнымэлементом профессионального обучения бакалавров в области музыкального образования,т.к. фортепианное исполнение позволяет полноценно воплощать разнообразный поинструментальной направленности репертуар на уроках музыки и во внеклассной работе,развивать музыкальные способности и раскрывать творческий потенциал исполнителя ислушателей.
Игровое обучение
Искусство занимает одно из самых значимых мест в формировании творческой личности, однако в условиях быстро изменяющихся социальных и экономических отношений в обществе наблюдается снижение интереса к искусству, в частности к классическому музыкальному искусству.
Вместе с тем поиск возможности изучить нотную грамоту и научиться играть на инструменте даже во взрослом возрасте свидетельствует об утвердившейся потребности членов современного общества в активных формах приобщения к музыкальному творчеству. Создается множество групп, в которых рядом с профессиональными музыкантами участвуют одаренные люди, не знающие нот, но безошибочно играющие «по слуху».
Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века.Здесь рассмотрена инновационная музыкальная педагогика, которая на современном этапе тесно связана с применением музыкально-компьютерных технологий - современного и эффективного средства повышения качества на всех уровнях обучения музыкальному искусству. Музыкально-компьютерные технологии являются незаменимым инструментом образовательного процесса в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации педагогического процесса.
Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии школы цифрового века: активизацию творческих форм работы с использованием интерактивных сетевых и музыкально-компьютерных технологий, которые позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера. От педагога зависит степень заинтересованности в познавательнойдеятельности студента. Сам процесс педагогики – творческий, а без создания творческой импровизации трудно представить современную образовательную деятельность.
Современные музыкально-компьютерные технологии выводят каждого на возможность интерактивного общения с музыкой, что не имеет аналога в прошлом, и открывают широкую перспективу системы общего музыкального образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.