Музыкальная педагогика
Оценка 4.8

Музыкальная педагогика

Оценка 4.8
docx
02.11.2021
Музыкальная педагогика
Музыкальная педагогика.docx

Музыкальная педагогика

 

                     Абдурахманова МанзураБатировна

                         manzurabatir@bk.ru

                                       Андижанского государственного   университета

                      Учитель  кафедры музыкального образования.

 

Аннотация: Музыкальное образование является частью образовательного процесса и активно включается  решение новых педагогических задач. Профессиональная подготовка педагога-музыканта должна ориентироваться не только на получение базовых знаний, умений и навыков, но и на формирование творчески ориентированной личности будущего педагога-музыканта. Ориентация на новые цели образования.

Ключевые слова: музыкальное педагогика, музыкант, исполнитель, желание, формирование творчески ориентированной личности будущего педагога-музыканта. 

 

 «…в практике обучения музыке все еще распространены психологически неоправданные методы упражнения, приемы запоминания, устаревшие взгляды на соотношение врожденного и приобретенного. Корень недоразумений – недостаток психологических познаний»  1. М. Фейгин.

       

                  Педагогический опыт, как любое искусство, является глубоко личностным, каждый раз уникальным, неповторимым; он не может быть воспроизведен со 100% точностью и результативностью, но может – и должен – стать предметом для изучения. А также стимулом для дальнейших собственных поисков педагога-музыканта. В методике преподавания музыкальных дисциплин эта особенность проявляется особенно отчетливо.

     Если педагогика в широком смысле является продуктом взаимодействия науки и искусства, то музыкальная педагогика – это тончайший продукт  искусства, тончайший продукт  творчества, в котором значение личностных качеств педагога - его педагогического и музыкального таланта, увлеченности, артистизма – увеличивается в разы.

       Поэтому и профессиональная подготовка педагога-музыканта должна ориентироваться не только на получение базовых знаний, умений и навыков, но и на формирование творчески ориентированной личности будущего

педагога-музыканта.

 1.  Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога М.Фейгин. – М.,1973. – С.37.

 

      В моей практике встречались некоторые категории педагогов-музыкантов. Такие  как педагог-музыкант, хороший педагог, но не  музыкант,  музыкант, но не педагог. Как это объяснить.

Педагог – музыкант. Это большая находка для руководителя и для родителей. Базовые знания, умение и навыки, творчески ориентированная личность. Все в одном человеке.

 Педагог, но не музыкант (не исполнитель).

 Человек, который прошел тяжелый путь от ученика до педагога. Базовые знания, умение и навыки, творчески ориентированная личность: все это есть, но человек боится сцены. Как исполнитель не состоялся. Чья вина?  Вина педагога, который учил этого ребенка. В чем вина?  Вина в том, что педагог не увидел в ученике застенчивости, боязни, страх. Педагог не уделил должного внимания исполнительству.

В чем заключается музыкальная педагогика.

     Исполнительство уже само по себе является творческой деятельностью, а обучение творчеству, как известно, процесс чрезвычайно сложный и тонкий. Одаренность-талантливость, стремления и возможности, мотивы и эмоции в какую  роль играют такие категории.

Музыкант, но не педагог.

Есть среди музыкантов личности, которым в  процессе учебы все дается легко. У которых «уши», «глаза» и все физические данные способствуют быстрому изучению материала…….. В этом случае уходит меньше сил и времени на навыки. У них хорошие педагоги. И вся работа идет на воспитание музыканта исполнителя.

Такие дети становятся великолепными исполнителями. И как правило когда пришлось стать педагогом они не могут справится с трудностями, которые возникают у других учащихся. Они не готовы к тому, почему у учащегося не получается. Ведь это так просто! И еще много, много « почему». Много «за» и «против».

Обучение игре на инструменте будет успешным только в том случае, если

усилия педагога-музыканта постоянно будут направлены на всемерное и

планомерное развитие всех интеллектуальных, эмоциональных физических возможностей ребенка, обеспечивающих полноценное художественное переживание и исполнение музыки, или, иначе говоря, на развитие у него комплекса музыкальных способностей.  Здесь мы имеем дело с педагогом-музыкантом  и с хорошим педагогом.

·        « До нотный » период  обучения.

   Многие  педагоги начинают работу с детьми уже по проработанному сценарию. Интенсивное развитие основных музыкальных способностей чувства лада и чувства ритма и т.д. и т. п.  По природе в детях это уже заложено изначально.  Ребенок в 10 месяцев уже чувствует ритм. Чуть старше чувствует лад. Может дать ребенку просто походить по клавиатуре пальчиками. Постучать по ней.   Разобраться в том,  сколько ручек у ребенка. Сколько  пальчиков. Первичное двигательно-осязательное  ориентирование  руки на клавиатуре.

 

 

«Нотный период»

        Музыка относится к временному искусству, так как она существует   только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты.   Умение быстро читать нотный  текст  для  настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было  как можно удобнее читать бегло  с листа. В то же время,  неподготовленному человеку все это кажется    очень трудным. В этом руководстве я  постараюсь описать свой   подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.

Занятия музыкой – это большое терпение и  систематический  труд.

      Чтобы чего-то достичь в музыке (как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно –  огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать? Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны!

        На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно.     Важно перед каждым делом определиться с целью. Что я хочу? Что для этого надо? Что мне это даст? Наметить задачи. Разделить их на долгосрочные и сиюминутные. И пошаговое исполнение этих задач. Постепенное усложнение этих задач. И  вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. Приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока. 

Помните: в деле обучения исполнительству на инструментах главное постепенный переход от  простого к сложному.

 Не надо в один урок стараться освоить много информации.        

                У музыкантов, как показали исследования психологов, меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, и в процессе психической деятельности правое (образно-эмоциональное) – и левое (логическое) полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции.

.

 

    И поэтому учащиеся , которые занимаются музыкой,  лучше других детей осваивают школьную программу. Они активнее. Сильнее. Успевают во всем.

Для преподавателя - музыки очень важно хорошо осознавать главную цель музыкального воспитания и обучения, которая состоит в развитии личности человека, в раскрытии всех его творческих, интеллектуальных, художественных возможностей. Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы обучающийся приобретал не просто знания или те или иные способы работы, но и приумножил человеческие качества.

Педагогическое мастерство это талант помноженный на хорошее образование и опыт педагогической практики.

Педагогические знания и умения, педагогическое мастерство также, как высокое искусство музыканта, исполнителя-виртуоза является не только результатом природной одаренности, таланта, а даже в большей степени это результат образования и повседневного, упорного труда.

 

От уровня педагогического образования педагогов-музыкантов во многом зависит качество профессиональной подготовки их учеников, а значит будущее музыкального искусства и музыкальной культуры.

И КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ.

 

                                                                                  

 

 

 

 


 

Музыкальная педагогика

Музыкальная педагогика

В моей практике встречались некоторые категории педагогов-музыкантов

В моей практике встречались некоторые категории педагогов-музыкантов

Интенсивное развитие основных музыкальных способностей чувства лада и чувства ритма и т

Интенсивное развитие основных музыкальных способностей чувства лада и чувства ритма и т

Не надо в один урок стараться освоить много информации

Не надо в один урок стараться освоить много информации

Музыкальная педагогика

Музыкальная педагогика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021