Музыкальная педагогика
Абдурахманова МанзураБатировна
manzurabatir@bk.ru
Андижанского государственного университета
Учитель кафедры музыкального образования.
Аннотация: Музыкальное образование является частью образовательного процесса и активно включается решение новых педагогических задач. Профессиональная подготовка педагога-музыканта должна ориентироваться не только на получение базовых знаний, умений и навыков, но и на формирование творчески ориентированной личности будущего педагога-музыканта. Ориентация на новые цели образования.
Ключевые слова: музыкальное педагогика, музыкант, исполнитель, желание, формирование творчески ориентированной личности будущего педагога-музыканта.
«…в практике обучения музыке все еще распространены психологически неоправданные методы упражнения, приемы запоминания, устаревшие взгляды на соотношение врожденного и приобретенного. Корень недоразумений – недостаток психологических познаний» 1. М. Фейгин.
Педагогический опыт, как любое искусство, является глубоко личностным, каждый раз уникальным, неповторимым; он не может быть воспроизведен со 100% точностью и результативностью, но может – и должен – стать предметом для изучения. А также стимулом для дальнейших собственных поисков педагога-музыканта. В методике преподавания музыкальных дисциплин эта особенность проявляется особенно отчетливо.
Если педагогика в широком смысле является продуктом взаимодействия науки и искусства, то музыкальная педагогика – это тончайший продукт искусства, тончайший продукт творчества, в котором значение личностных качеств педагога - его педагогического и музыкального таланта, увлеченности, артистизма – увеличивается в разы.
Поэтому и профессиональная подготовка педагога-музыканта должна ориентироваться не только на получение базовых знаний, умений и навыков, но и на формирование творчески ориентированной личности будущего
педагога-музыканта.
1. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога М.Фейгин. – М.,1973. – С.37.
В моей практике встречались некоторые категории педагогов-музыкантов. Такие как педагог-музыкант, хороший педагог, но не музыкант, музыкант, но не педагог. Как это объяснить.
Педагог – музыкант. Это большая находка для руководителя и для родителей. Базовые знания, умение и навыки, творчески ориентированная личность. Все в одном человеке.
Педагог, но не музыкант (не исполнитель).
Человек, который прошел тяжелый путь от ученика до педагога. Базовые знания, умение и навыки, творчески ориентированная личность: все это есть, но человек боится сцены. Как исполнитель не состоялся. Чья вина? Вина педагога, который учил этого ребенка. В чем вина? Вина в том, что педагог не увидел в ученике застенчивости, боязни, страх. Педагог не уделил должного внимания исполнительству.
В чем заключается музыкальная педагогика.
Исполнительство уже само по себе является творческой деятельностью, а обучение творчеству, как известно, процесс чрезвычайно сложный и тонкий. Одаренность-талантливость, стремления и возможности, мотивы и эмоции в какую роль играют такие категории.
Музыкант, но не педагог.
Есть среди музыкантов личности, которым в процессе учебы все дается легко. У которых «уши», «глаза» и все физические данные способствуют быстрому изучению материала…….. В этом случае уходит меньше сил и времени на навыки. У них хорошие педагоги. И вся работа идет на воспитание музыканта исполнителя.
Такие дети становятся великолепными исполнителями. И как правило когда пришлось стать педагогом они не могут справится с трудностями, которые возникают у других учащихся. Они не готовы к тому, почему у учащегося не получается. Ведь это так просто! И еще много, много « почему». Много «за» и «против».
Обучение игре на инструменте будет успешным только в том случае, если
усилия педагога-музыканта постоянно будут направлены на всемерное и
планомерное развитие всех интеллектуальных, эмоциональных физических возможностей ребенка, обеспечивающих полноценное художественное переживание и исполнение музыки, или, иначе говоря, на развитие у него комплекса музыкальных способностей. Здесь мы имеем дело с педагогом-музыкантом и с хорошим педагогом.
· « До нотный » период обучения.
Многие педагоги начинают работу с детьми уже по проработанному сценарию. Интенсивное развитие основных музыкальных способностей чувства лада и чувства ритма и т.д. и т. п. По природе в детях это уже заложено изначально. Ребенок в 10 месяцев уже чувствует ритм. Чуть старше чувствует лад. Может дать ребенку просто походить по клавиатуре пальчиками. Постучать по ней. Разобраться в том, сколько ручек у ребенка. Сколько пальчиков. Первичное двигательно-осязательное ориентирование руки на клавиатуре.
«Нотный период»
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется очень трудным. В этом руководстве я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
Занятия музыкой – это большое терпение и систематический труд.
Чтобы чего-то достичь в музыке (как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно – огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать? Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны!
На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Важно перед каждым делом определиться с целью. Что я хочу? Что для этого надо? Что мне это даст? Наметить задачи. Разделить их на долгосрочные и сиюминутные. И пошаговое исполнение этих задач. Постепенное усложнение этих задач. И вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. Приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока.
Помните: в деле обучения исполнительству на инструментах главное постепенный переход от простого к сложному.
Не надо в один урок стараться освоить много информации.
У музыкантов, как показали исследования психологов, меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, и в процессе психической деятельности правое (образно-эмоциональное) – и левое (логическое) полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. |
.
|
И поэтому учащиеся , которые занимаются музыкой, лучше других детей осваивают школьную программу. Они активнее. Сильнее. Успевают во всем. Для преподавателя - музыки очень важно хорошо осознавать главную цель музыкального воспитания и обучения, которая состоит в развитии личности человека, в раскрытии всех его творческих, интеллектуальных, художественных возможностей. Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы обучающийся приобретал не просто знания или те или иные способы работы, но и приумножил человеческие качества. |
Педагогическое мастерство это талант помноженный на хорошее образование и опыт педагогической практики.
Педагогические знания и умения, педагогическое мастерство также, как высокое искусство музыканта, исполнителя-виртуоза является не только результатом природной одаренности, таланта, а даже в большей степени это результат образования и повседневного, упорного труда.
От уровня педагогического образования педагогов-музыкантов во многом зависит качество профессиональной подготовки их учеников, а значит будущее музыкального искусства и музыкальной культуры.
И КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.