МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Абдурахманова МанзураБатировна
manzurabatir@bk.ru
Андижанского государственного университета
Учитель кафедры музыкального образования.
Аннотация: Музыкальное образование является частью образовательного процесса и активно включается решение новых педагогических задач. Ориентация на новые цели образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Ключевые слова:музыкальное образование, инновационные технологии, проблемы начального музыкального образования.
Радикальные экономические и социальные преобразования последних лет в Узбекистане требуют от системы образования более гибкого, опережающего реагирования на изменения в социальной среде. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования.Образовательная система претерпевает коренные изменения,направленные на достижение нового, качественного образования. Последние десятилетия ведущей тенденцией в области образования является активнаяинновационная деятельность, направленная на формирование новых моделейобучения и воспитания.
музыкальное образование
Музыкальное образование является частью образовательного процесса и активно включается решение новых педагогических задач. Ориентация на новые цели образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Инновационные технологии
Внедрение инновационных технологий как одно из условий преобразования деятельности детских школ музыки и искусств ( в дальнейшем ДШМИ) модернизация образования диктует современной школе идти в ногу со временем, то есть использовать в процессе обучения и воспитания обучающихся современные инновационные технологии. Главная задача преподавателей ДШМИ - найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на инструменте, танцевать, петь в хоре и его готовность к обучению. Педагогу, не участвующему в процессе самообразования невозможно отреагировать на непрерывно увеличивающийся поток информации, новых педагогических технологий, которые на сегодняшний день являются приоритетными. Современные тенденции в музыкальном образовании требуют от преподавателей внедрение в свою работу новых педагогических технологий, владение современной техникой, изучение новых методов и форм обучения. Инновационные технологии сегодня – это многомерное понятие. Само слово технология - вмещает в себе два греческих слова techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Таким образом, технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Внедрение новых технологий в традиционное, классическое музыкальное образование, прежде всего, должно быть направлено на сохранение богатейших традиций отечественного музыкального образования, согласование их с условиями стремительно развивающегося современного информационного пространства и электронных ресурсов. Не секрет, что модель отечественного музыкального образования признаётся одной из самых успешных в мире в течение долгого времени. Об этом свидетельствуют выступления детей на международных конкурсах.
Думается, одним из главных устоев этой системы является её способность к чуткому реагированию на потребности времени, на темп и условия меняющейся жизни. Поэтому сегодня продолжается совершенствование музыкально-педагогических технологий и многие новые стороны современного музыкального образования оказываются так или иначе связанными с воздействиями развития цифрового информационного пространства. Сегодня компьютер так прочно вошёл в нашу жизнь, что без него невозможно представить ни одну отрасль человеческой деятельности. Для музыкального образования компьютер, как аудио и видио материалы на цифровых носителях – это настоящий прорыв в качестве и разнообразии звуковых возможностей. Сегодня существует потенциал использования компьютера и различных средств мультимедиа в рамках отдельных музыкальных предметов. Больше того, привлечение возможностей компьютера становится необходимым и в связи с особенностями восприятия материала современными обучающимися, для которых цифровое пространство является естественной информационной средой.
Так в рамках курса «Музыкальной литературы», «Слушания музыки» в школах используются компьютер в различных формах работы: при подготовке к занятиям, непосредственно на занятиях и для самостоятельной работы (особенно в старших классах) обучающихся. Подготовка педагога к занятиям предполагает возможность создания с помощью компьютера различных пособий, презентаций, рефератов. Ведь грамотное использование компьютера позволяет решить многие проблемы, возникающие перед преподавателями теоретического отдела. Это и дефицит наглядных пособий, и лучшее запоминание преподаваемого материала, и усиление интереса к данным предметам. Компьютерные программы часто используют преподаватели в обучении игре на различных музыкальных инструментах: при прослушивании музыкальных произведений, в аранжировке, подборе нотного текста и т.д. Так же это даёт неограниченные возможности при подготовке разнообразных мероприятий, лекций концертов. Здесь используется: подборка видео ряда, соответствующего характеру музыки, подбор разнообразных музыкальных эпизодов к картинам, чтение стихов с музыкальным сопровождением. Одной из интересных инновационных технологий, которые применяются в школах – это ансамблевое аудио музицирование. Это игра или пение солиста с использованием фонограммы (минусовки), где главная партия звучит в исполнении обучающегося, а функцию аккомпанемента выполняет фонограмма. Применяя эту форму работы с учениками, преподаватели используют традиционные техники ансамблевой игры, главное из которых – сыграть вместе, умение слышать ансамбль в целом, себя и каждого исполнителя в отдельности. Одной из новых технологий, которые только осваиваются в школах – это проектная деятельность. В его основе лежит умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Проект состоит из нескольких этапов: выбор темы;- выяснение практической, теоретической значимости предполагаемых- результатов; структурирование содержательной части проекта (с указанием- поэтапных результатов); использование исследовательских методов;- оформление результатов (с помощью презентации, докладов, фото отчёта).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одним из условий преобразования работы ДШМИ, является внедрение в образовательную деятельность инновационных технологий.
В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы и лицеи искусств, общеобразовательных школ.) это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования.
Проблемы начального музыкального образования в ДМШИ.
Основной целью детских школ музыки и искусств является: «развитие интереса и способностей подрастающего поколения к музыке и различным видам искусства…..
Основными задачами детских школ музыки и искусств являются:
«создание необходимых условий в формировании высоких нравственных качеств на основе гармоничного сочетания традиционных национальных и общечеловеческих ценностей.»2
Первая. Ни все поступившие в музыкальную школу будут продолжать профессиональное обучение. Среди контингента есть и желающие получить начальное музыкальное образование «для себя». Не смею утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход.
Вторая. У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности ДШМИ. Приобретение инструмента носит проблемный характер. Проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную школу. Принимая детей в музыкальную школу, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.
Третья. Большая загруженность в общеобразовательной школе. Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети (особенно учащиеся гимназий и лицеев с их сверхсложными программами) не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять.
На лицо дефицит времени.
Четвертая. Приоритеты. Родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций, иностранных языков, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится сокращать количество кружков, но выбор, увы, чаще всего оказывается не в пользу музыкальной школы.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Государство Узбекистан создало все необходимые условия для всемерного воспитания и развития подрастающего поколения. В Республике были построены и реконструированы около 330 школ музыки и искусств. Была создана материально – техническая база. Кадровый вопрос также решен.
Необходимо сотрудничество!
Все сотрудники общеобразовательных школ, детских школ музыки и искусств, родители должны грамотно объединённые единой целью, приложить совместные усилия в решении данных проблем.
Список литературы :
1.Постановление. Президента Республики Узбекистан от 08.08. 2008 года № ПП-9102435 «О Государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009 — 2014 годы»
2.Постановление. Президента Республики Узбекистан от 20 ноября 2015 года № ПП-2435 «О Государственной программе по дальнейшему совершенствованию деятельности детских школ музыки и искусства на 2016 — 2020 годы»
3.Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. – М., 2000
4. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М., 1999.
5. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.