НУЖЕН ЛИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ.
Абдурахманова МанзураБатировна
manzurabatir@bk.ru
Андижанского государственного университета
Учитель кафедры музыкального образования.
Аннотация:
В статье рассмотрена музыкальная педагогика, которая на современном этапе тесно связана с применением музыкально-компьютерных технологий - современного и эффективного средства повышения качества на всех уровнях обучения музыкальному искусству. Музыкально-компьютерные технологии являются незаменимым инструментом образовательного процесса, а также уникальной технологией для реализации педагогического процесса. Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения.
Ключевые слова: музыкальный инструмент, инновационная музыкальная педагогика, музыкально-компьютерные технологии, музыкальная культура.
Музыкальное образование нуждается в новом направлении. Активизацию творческих форм работы с использованием интерактивных сетевых и музыкально-компьютерных технологий. Современные музыкально-компьютерных технологий выводят каждого на возможность интерактивного общения с музыкой, что не имеет аналога в прошлом, и открывают широкую перспективу системы общего музыкального образования, включающую освоение музыкального инструмента каждым учащимся.
Мы живем в эпоху утверждения эры цифровой цивилизации и формирования школы цифрового века, а вместе с тем смены возможностей и средств обучения искусству, музыкальному искусству в частности. В художественной сфере возникли новые творческие направления: цифровые искусства, музыкально-компьютерные технологии, и т. д., произошли кардинальные перемены, требующие совместных исследований гуманитариев и специалистов в области информационных технологий. С развитием информационных технологий в музыке и музыкально-компьютерных технологий в современном музыкальном искусстве и образовании значимое место стали занимать технологические аспекты представлений о музыкальном инструментарии (в том числе - об электронных музыкальных инструментах, клавишных синтезаторах); без знания этих аспектов невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем.
Как показывает практика, информационные технологии в музыке существенно повлияли на способы передачи музыкальной информации. Звучание музыкальных инструментов, содержательно воплощенное в выразительных музыкальных звуках, иллюстрирует основополагающие идеи, связанные с изучением комплексной модели семантического пространства музыки, существенно дополненное возможностями музыкально-компьютерные технологии.
Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена не только возникновением и развитием музыкально-компьютерные технологии, но и сохранением откристаллизовавшихся традиций музыкальной культуры. В программном обеспечении профессиональной деятельности современного музыканта и возможностях современного электронного музыкального инструментария наиболее полно и совершенно воплотились веками накопленные информационные технологии в музыке и искусстве. Формируется понимание того факта, что специализированный музыкальный компьютер становится новым многофункциональным инструментом музыканта. Рассматриваемая методическая система обучения музыке построена на основе использования музыкально-компьютерные технологии, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме проведения занятий.
Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в сети Интернет. Разработанная методическая система делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для широкого контингента учащихся. Методическая система направлена на создание фундамента музыкального образования как для будущих профессионалов, так и для любителей, владение которым позволяет слушать, понимать и «говорить», то есть иметь возможность самовыражения.
- система образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Предлагаемая методическая система опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трех дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной), и на возможности музыкально-компьютерные технологии, не имеющие аналога в прошлом. Одна из основных задач современного этапа развития музыкальной педагогики и педагогических исследований данного направления состоит в том, чтобы раскрыть дидактические особенности использования музыкально-компьютерные технологии, возможности их применения в музыкальном воспитании и образовании подрастающего поколения на основе классической музыки, традиционных подходов к способам трансляции многовековой музыкальной культуры. Важно, чтобы увлечение новыми внешними цифровыми эффектами и возможностями способствовало не только получению ярких и красочных впечатлений в общении с музыкальным искусством, но и развивало критическое мышление, работало на развитие интеллектуального и культурного роста обучаемых. Для чего же нужно заменять одаренных музыкантов "машинами", отводить живое искусство на какой-то последний план и тем самым понижать эстетическую ценность музыкального искусства? В таком плане задачу никто не ставит. Известно, что компьютерное и электронное звучание заполняет уже сейчас рекламу, клипы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы и т. п. Их качество нас далеко не всегда удовлетворяет. Поэтому возникает необходимость готовить в этой сфере настоящих профессионалов, которые могли бы действительно поднять художественный уровень искусства. И учебные заведения должны не отходить от дела, а по возможности руководить им.
Информационные технологии сегодня - это мощнейший образовательный и воспитательный ресурс. С помощью интернета можно обмениваться мнениями, общаться с людьми из любой страны в любой точке планеты. Но мы еще не используем многие новые инструментальные возможности цифрового века в музыкальном образовании, среди них - преимущества интерактивного диалога с музыкальным компьютером для развития и совершенствования музыкальных навыков, применимых в повседневной академической практике.
|
|
В музыкальной практике большое распространение приобрел новый класс музыкальных инструментов, куда входят клавишные синтезаторы, компьютеры и другое. Построенные на основе цифровых технологий инструменты отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании. Новые возможности позволили осуществлять с помощью таких инструментов не только звукозаписывающие, но и исполнительские задачи. Создание музыкальных композиций с использованием новых возможностей музыкально-компьютерные технологии уже широко вошло в практику профессиональных композиторов.
Многогранность и глобальная применимость музыкально-компьютерные технологии дают новые безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень; совместимость с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.
Обучение должно ориентироваться на взаимодействие не только самых современных информационных, но и самых передовых педагогических подходах. Методика, должна основываться на интегрированном комплексе обучения, позволять детям выбирать «маршрутную карту» своего обучения, определять своё направление, темп развития с учётом собственных образовательных потребностей и желаний, что в обычной музыкальной школе (с её устаревшими оценочными стереотипами) не применяется. Обучение должно осуществляться по двум курсам: «Любительское » и «Профессиональное». Учащиеся, в зависимости от наличия свободного времени, уровня подготовки и возраста, могут выбирать те курсы, которые необходимы. В дальнейшем, по желанию, продолжают обучение , переходя на профессиональную программу подготовки к поступлению в музыкальный колледж или вуз. Занятия должны проводить профессиональные педагоги, музыканты, преподавателями вузов, а не педагоги по труду и т.д. т.п. Обязательным должен быть выбор музыкального инструмента.
Дети — это весьма широкое понятие. Скорость развития ребенка делает его в возрасте 7 и более лет опытным музыкантом. В год он понимает, слышит, различает. В три года он начинает развивать свою тягу к музыке, к этому прекрасному творению. Начинает учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатываться музыкальный вкус. Возникает потребность постоянного общения с музыкой.
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.