ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 4.8

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Оценка 4.8
docx
31.01.2024
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Интерактивные сервисы Майорова.docx

         ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Майорова Галина Владимировна, заведующий отделом по профориентации учащихся учреждения образования «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи»

 

Данный материал раскрывает особенности использования интерактивных онлайн-сервисов в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Материалы адресованы директорам, заместителям директора учреждений общего среднего, дополнительного образования детей и молодежи, методистам, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, курирующим вопросы профессиональной ориентации школьников, учителям, выполняющим функции классных руководителей.

Материалы адаптируются для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

 

Введение

Проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности привело к глобализации процесса информатизации.

Создание Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы обусловлено необходимостью совершенствования процессов в системе образования на основе развивающихся цифровых технологий в целях формирования информационного общества и конкурентоспособного человеческого потенциала.

Целями цифровой трансформации процессов в системе образования являются:

подготовка обучающихся к жизни в цифровом обществе;

подготовка системы образования к работе в условиях быстрых изменений: внедрение инновационных технологий, изменение образовательных парадигм, гибкое формирование требований и программ;

оптимизация процессов, протекающих в системе образования;

обеспечение качества и мобильности предоставляемых образовательных услуг на всех уровнях образования;

повышение узнаваемости национальной системы образования и увеличение экспорта образовательных услуг.

Современные учащиеся активно используют информационно-коммуникационные технологии, имеют постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам (и в школе, и дома). Но поскольку участниками образовательного процесса являются также родители и педагоги, то и их информационная грамотность не менее важна.

Зачастую взрослые в процессе информационного самообразования не успевают за младшим поколением. Это приводит к различным затруднениям в образовательном процессе: недоступное изложение материала, устаревшая информация, форма подачи, не соответствующая интересам учащихся, и многие другие.

Вместе с тем, интернет-пространство обладает неограниченными возможностями для самообразования в области информационно-коммуникационных технологий. Но мало знать, нужно еще и научиться применять данные технологии в образовательной деятельности.

Кроме того, эпидемическая ситуация последних двух лет подтолкнула учреждения образования к активному использованию новых интерактивных сервисов и ресурсов, которые могут не только упростить и оптимизировать образовательный процесс, но и сделать его актуальным потребностям и более интересным для учащихся разного возраста.

 

Использование интерактивных онлайн сервисов в профориентационной работе

Одним из направлений работы отдела по профориентации Гомельского областного Дворца творчества детей и молодежи является информационно-методическая работа, а именно создание банка электронных средств обучения и диагностики по вопросам профориентации.

На примере организации профриентационной работы рассмотрим следующие интерактивные сервисы.

еТреники (https://etreniki.ru/) – онлайн-конструктор учебных тренажеров, где с помощью интернет-браузера, можно конфигурировать небольшие веб-приложения – тренажеры. В данном сервисе можно сконструировать 5 разных типов тренажеров: «картофан», «кокла», «морфанки», «криптон» и «НЛО», каждый из которых имеет свои особенности разработки и использования.

Сервис имеет русский интерфейс. Кроме того, к каждой операции даются подробные инструкции.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fetreniki.ru%2FW465D66Y53&4&0Так, например, отдел по профориентации в данном сервисе разрабатывает игры типа «криптон».

Задача – отгадать названия профессий, в которых перепутаны буквы. Ссылки могут быть скопированы и отправлены по электронной почте, опубликованы в социальных сетях, мессенджерах. В нашем случае данная ссылка копируется и загружается в облачное хранилище отдела по профориентации, где каждый желающий может, кликнув по ней, перейти в данный тренажер (https://etreniki.ru/W465D66Y53).

         Kahoot (https://kahoot.com) – сервис для разработки викторин, тестов, опросов, квизов. На сервисе легко зарегистрироваться и создавать свои «кахуты».

Это тот случай, когда учащиеся будут с удовольствием пользоваться мобильными телефонами на занятии, и педагог не будет против этого.

Алгоритм работы с сервисом следующий:

·                   создаем опрос (тест) с возможностью добавления фото и видео;

·                   номер виртуальной комнаты генерирует система;

·                   демонстрируем задание через проектор на экран;

·                   учащиеся вводят код, заходят с мобильных устройств в комнату;

·                   на экране их мобильных устройств начинает отображаться задание и идет обратный отчет времени;

·                   учащиеся отвечают – им присваиваются очки за правильное выполнение задания;

·                   http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fcreate.kahoot.it%2Fshare%2F3e71e742-f5e0-43eb-ad6b-088840538e1f&4&0на общем экране после ответа на вопрос выводятся имена тех, кто правильно ответил – кто быстрее ответил, тот победитель.

Одновременно играть могут 30 человек. Сервис очень удобно использовать при дистанционном обучении, как интерактивный момент при закреплении пройденного материала, при актуализации знаний, усвоенных на прошлом занятии. Можно поделиться материалами в социальных сетях (Twitter, Facebook, Google+) или отправить ссылку на тест по электронной почте.

Отделом по профориентации с использованием этого сервиса разработаны викторины по следующим темам: «Лица профессионалов», «Профессиональные награды», «Народная мудрость» (пословицы и поговорки о профессиях), «Понятия по профориентации» и многие другие.

Например, кахут «Мастера в литературе» https://create.kahoot.it/share/3e71e742-f5e0-43eb-ad6b-088840538e1f

Переходим по ссылке, выбираем «Играть в качестве гостя». Кахут загружается.

Далее выбираем классический вариант игры.

Система сгенерировала код. Предлагаем учащимся открыть приложение на своих телефонах, ввести код с экрана и подписаться своим именем или ником.

Когда все желающие зарегистрировались, можно начинать игру.

На экране появляется вопрос, дается время на обдумывание, и отмечается ответ.

Итоги подводятся в соответствии с правилами.

Варианты кахутов:

Кахут «Профессиональные награды»:

https://create.kahoot.it/share/2f27d1a0-eaf7-492c-bde2-7f952db4e353

Кахут «Пусть меня научат»:

https://create.kahoot.it/share/19593f16-7eb3-4bdb-9010-abf5c6fff4d9

Кахут «Народная мудрость» (пословицы о труде и профессиях):

https://create.kahoot.it/share/99c8be3d-8c03-4cc9-b0cd-54b87215c42f

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fuploads.knightlab.com%2Fstorymapjs%2F0efc9200058155041e1da0bdca90a9c5%2Fpo-stopam-professii-vrach%2Findex.html&4&0StoryМap (https://storymap.knightlab.com ) – сервис для создания интерактивной карты.

Рабочее пространство StoryМap напоминает приложение для создания презентаций. Здесь также создаются слайды, только каждый из них имеет привязку к определенному месту на карте. Поэтому важна последовательность добавляемых слайдов. То есть учащийся будет перемещаться по карте в том порядке, в каком были построены слайды.

Тексты, картинки можно загружать с компьютера или по ссылкам. Можно подложить свой фон. В такую карту можно загрузить практически любые мультимедийные элементы.

Отделом по профориентации разработаны интерактивные карты по темам: «По стопам профессии «Врач», «По стопам профессии «Переводчик» и др.

https://clck.ru/SFJHF

 

JeopardyLabs (https://jeopardylabs.com) – сервис позволяет создавать игры по типу интеллектуальной «своей игры».

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fjeopardylabs.com%2Fplay%2F-5523277&4&0В вертикальных столбцах задаем тему, в горизонтальных – «стоимость вопроса». Можно выбрать количество участников. Участники игры по очереди отвечают на вопросы и автоматически подсчитывается результат.

Например, игра «По стопам профессий» (для учащихся II и III ступени общего среднего образования) https://jeopardylabs.com/play/-5523277

Переходим по ссылке, выбираем «1 команда», «2 команды», «3 команды», более команд или «Нет команды».

 

Выбираем категорию.

Отвечаем на вопрос, проверяем ответ.

Если играет несколько команд, то работает счетчик.

 

Так же работает игра для детей помладше.

Загадки про профессии: https://jeopardylabs.com/play/-5530706

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fjeopardylabs.com%2Fplay%2F-5530706&4&0

 

 

 

 

 


Wordcloud.pro (https://wordcloud.pro/ru) – сервис для создания облака слов. Очень прост в использовании: выбираем эскиз, добавляем слова. Оцениваем результат.

Например, выбрали эскиз в виде облака, в качестве слов добавили виды деятельности профессии «системный администратор», скачали картинку.

 

Варианты использования:

·        предложить учащимся отгадать, что за профессия зашифрована;

·        предложить самим зашифровать профессию, орудия труда, ведущие качества и др. для другой команды;

·        ввести пословицу или загадку;

Подобных сервисов – создание облаков слов – много. Каждый имеет свои особенности. Но все они легки в использовании, имеют русский интерфейс, использовать их можно прямо в процессе занятия (копировать готовый текст, или записывать со слов учащихся).

Jigsawplanet.com (https://www.jigsawplanet.com ) – интерактивный сервис для создания пазлов. Очень прост в использовании. Подходит для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Пазл создается в течении пары минут. Главное загрузить подходящее изображение.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.jigsawplanet.com%2Fotdelpoprof%2Fprofesii-dla-mladsih-skolnikov02%3Fauthkey%3D98f66a641eb34d0e9d9b3046a7498af6&4&0Младшие дети могут просто складывать пазл в режиме онлайн и называть профессию, атрибуты этой профессии и др. Можно собирать пазлы на скорость или использовать как отдельное задание в квесте.

Коллекции пазлов «Профессии для маленьких» https://clck.ru/SredX

Для старших учащихся можно усложнить.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fwww.jigsawplanet.com%2Fotdelpoprof%2Fposlovicy-dla-starsih-skolnikov%3Fauthkey%3D660aca9d2cb20fc216ce65895b9009b4&4&0Например, в облаке слов зашифровываем пословицу. Скачиваем как картинку. Из этого изображения создаем пазл, тем более что по форме и количеству частей можно выбрать и более сложный вариант. Учащиеся сначала должны сложить пазл, потом из облака слов отгадать пословицу.

Как это выглядит.

Отгадай пословицу (для старших школьников) https://clck.ru/SrehB

Перемещаем элементы.

Когда собрали картинку, необходимо попробовать из слов прочесть пословицу.

В данном случае пословица звучит так: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду».

         В коллекции «Пословицы для старших школьников» 15 пословиц.


 

Фабрика кроссвордов (https://www.puzzlecup.com )

Бесплатный сервис для составления кроссвордов. Можно также сгенерировать кроссворд автоматически, указав слова, которые должны в него войти. Кроссворд может быть опубликован для широкой аудитории сайта.

Ссылку на готовый кроссворд можно отправить по электронной почте.

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fpuzzlecup.com%2F%3Fguess%3D6A2FA50F2F32DD7F&4&0Например, кроссворды по профессиям: «Профессии» http://puzzlecup.com/?guess=6A2FA50F2F32DD7F

 

 

 

 

 

 

«Мир профессий» http://puzzlecup.com/?guess=E5615E4BA9991E39

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fpuzzlecup.com%2F%3Fguess%3DE5615E4BA9991E39&4&0

 

 

 

 

 

 

«Все профессии нужны» http://puzzlecup.com/?guess=3C2DFFA6109759BA

http://qrcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fpuzzlecup.com%2F%3Fguess%3D3C2DFFA6109759BA&4&0

 

 

 

 

 

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что существующие онлайн-сервисы помогают существенно разнообразить профориентационную работу. Например, при проведении недель по профориентации (https://clck.ru/32otWn , https://clck.ru/32ota9 , https://clck.ru/32othB ), летних оздоровительных лагерей (https://clck.ru/32otbz , https://clck.ru/32otda ) и других мероприятий.

Отделом по профориентации постоянно разрабатываются новые игры, тренажеры, анкеты и др.

Все материалы находятся в общем доступе на google аккаунте отдела по профориентации. Координаторы профориентационной работы центров дополнительного образования детей и молодежи Гомельской области имеют постоянный доступ к облачному хранилищу отдела (https://drive.google.com/drive/folders/10p-FqoAvAm_75jX2MgKz5FBdPiGotO9P ).

 

Заключение

Современный мир постоянно меняется. Буквально два десятка лет назад педагоги опирались в своей работе на возможности телевидения и радио. В настоящее время компьютеры и различные цифровые устройства больше привлекают детей, становятся обычным атрибутом современного молодого учащегося.

Проблема образовательной адаптации человека к жизни в условиях новой информационной среды становится все более актуальной. Кроме того, быстрый рост функциональных возможностей и технических характеристик информационно-коммуникационных технологий, значительно опережают готовность пользователей к их использованию.

В таких условиях педагог должен оперативно реагировать на изменения, происходящие в сфере информатизации, отслеживать актуальные тенденции развития цифровых технических устройств, а также активно использовать и внедрять в образовательный процесс новые образовательные инструменты и сервисы. А также приучать учащихся не только активно, но и грамотно ими пользоваться.

Для организации образовательного процесса эти сервисы привлекательны тем, что позволяют создавать файлы и совместно работать над ними, обеспечить доступ к ним откуда угодно, в том числе и с мобильного устройства.

Гомельский областной Дворец творчества детей и молодежи активно использует интерактивные сетевые сервисы в работе с учащимися. Опираясь на проделанную работу, можно утверждать, что данные ресурсы являются эффективным способом взаимодействия в профориентационной, психопросветительской и иной деятельности – доступной формой работы для учащихся. Несмотря на то, что использование сервисов требует определенной подготовки, работа с ними легка и интересна как для педагогов, так и для учащихся.

 

 

 

 

 

Информационные источники

 

1. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 [Электронный ресурс]: режим доступа https://crit.bspu.by/wp-content/uploads/2021/08/concept.pdf - Дата доступа: 29.11.2022.

2. Полная энциклопедия [Электронный ресурс]: режим доступа Сервисы сети Интернет (polnaja-jenciklopedija.ru). - Дата доступа: 29.11.2022.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОНЛАЙН СЕРВИСЫ:

Зачастую взрослые в процессе информационного самообразования не успевают за младшим поколением

Зачастую взрослые в процессе информационного самообразования не успевают за младшим поколением

W465D66Y53 ). Kahoot ( https://kahoot

W465D66Y53 ). Kahoot ( https://kahoot

Например, кахут «Мастера в литературе» https://create

Например, кахут «Мастера в литературе» https://create

Story М ap ( https :// storymap

Story М ap ( https :// storymap

JeopardyLabs ( https://jeopardylabs

JeopardyLabs ( https://jeopardylabs

Если играет несколько команд, то работает счетчик

Если играет несколько команд, то работает счетчик

Wordcloud . pro ( https :// wordcloud

Wordcloud . pro ( https :// wordcloud

Jigsawplanet . com ( https :// www

Jigsawplanet . com ( https :// www

Например, в облаке слов зашифровываем пословицу

Например, в облаке слов зашифровываем пословицу

Когда собрали картинку, необходимо попробовать из слов прочесть пословицу

Когда собрали картинку, необходимо попробовать из слов прочесть пословицу

Фабрика кроссвордов ( https :// www

Фабрика кроссвордов ( https :// www

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что существующие онлайн-сервисы помогают существенно разнообразить профориентационную работу

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что существующие онлайн-сервисы помогают существенно разнообразить профориентационную работу

Информационные источники 1

Информационные источники 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024