Интерактивные приёмы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка
Оценка 4.8

Интерактивные приёмы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
25.05.2022
Интерактивные приёмы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся  на уроках английского языка
Интерактивные приёмы работы с текстом Мельникова Н.А..docx

Интерактивные приёмы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся

на уроках английского языка

 

Мельникова Наталья Анатольевна, учитель английского языка

МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан»

 

Аннотация. Данный опыт работы может быть полезен для учителей английского языка и других предметов. Использование на уроках различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности.

 

Качество образования в настоящее время – это не успеваемость, не формирование знаний, умений и навыков, как было ранее, а способность к действию, способность применять знания, способность социального действия, т.е. компетентность учителя и ученика. То есть насколько ученик в своей дальнейшей практической жизни сможет реализовать свои умения и навыки и раскрыть свой творческий потенциал. В связи с этим меняются основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды». 
Учителю необходимо   :
-Показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что- то новое;        
-Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполнять свою часть работы;      
-Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей;       
-Создавать условия для проявления инициативы;       
-Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.

 В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Безусловно для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Учитель обрабатывает важные (или трудные для понимания) места в тексте с помощью инструмента «верно-неверно», и затем предлагает ответить на эти вопросы ученикам. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа «верно-неверно». Например, можно предложить ученикам самим обработать текст, применив этот инструмент. Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими:

1. Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.

2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.

3. Какое из утверждений соответствует тексту?

4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.  

При подготовке для работы на уроке текстового материала преподаватель может самостоятельно разработать подобные задания с учетом хода педагогического процесса в группе, а также с учетом особенностей учащихся.  При этом задания могут предъявляться учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения языковым материалом.  Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования. Например:

-  прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

- посмотри на   фото; скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные     на фото;

-  опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

-  дай определение следующим словам.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации:

-   ответь на вопросы по содержанию текста;

-   выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

-   заполни таблицу по содержанию текста;

·              пронумеруй события в порядке их очередности;

·              заполни предложения словами из текста;

·              вырази свое отношение к прочитанному;

·              составь вопросы к тексту;

·              подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.


 

Интерактивные приёмы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Интерактивные приёмы работы с текстом, направленные на формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Безусловно для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания

Безусловно для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации: - ответь на вопросы по содержанию текста;…

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации: - ответь на вопросы по содержанию текста;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2022