Интерактивные методы обучения в начальной школе.
ФГОС нового поколения указывает на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания.Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. К инновационным технологиям обучения относят интерактивные технологии обучения, в том числе и компьютерные.Они сегодня широко применяются в школе.
Говоря об интерактивности, мы имеем в виду диалоговое обучение, в ходе которого не только осуществляется взаимодействие ученика и учителя, но и возрастает степень участия обучаемого в процессе обучения.Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особыйиндивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, развивает личные качества участников.
Интерактивные экскурсии, использование кейс-технологий и квестов, круглый стол, мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры, дискуссии, пресс-конференции, работа в группах, метод проектов, «карусель», «дерево решений»– вот далеко не полный перечень интерактивных форм работы, применяемых в настоящее время.
Часто использую на уроках коллективные формы работы. Считаю, что большое значение имеет прямое общение детей на уроке. Групповая работа оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. Этот метод можно использовать на любом этапе урока. Например, изучение нового материала на уроке математики. Ребята в группах находят решение нового вида примеров, далее идёт объяснение и защита своей точки зрения. Детям очень нравится этот вид работы, причём защищать свой ответ хотят наравне и сильные дети и слабые.
Прекрасные возможности для поисковой и исследовательской деятельности школьников даёт метод проектов. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектная деятельность на уроке настолько увлекает детей, что они вовнеурочное время занимаются различными исследованиями.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный ритм и стиль работы.Доска SMART Boardреализует один из важнейших принципов обучения– наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации.
Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счёт рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой. SMART выводит обучение на качественно высокий уровень. Наглядность, а главное, интерактивность вовлекают детей в творческую коллективную работу, повышают концентрацию внимания, улучшают понимание учебного материала.
Документ-камера предлагает удобный способ показать и исследовать изображение объектов, преобразовать изображение в интерактивный контент, позволяет демонстрировать лучшие работы как эталон, в любой момент урока, не теряя на это времени.
Дети в восторге от новых интерактивных возможностей. Сколько раз я слышала от своих первоклашек: «Вы – волшебница!». Интерактивные методы на уроке – это интересно, это познавательно, это современно! Спасибо создателям этих чудес, за то, что они дают нам, учителям, возможность почувствовать себя волшебниками!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.