Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ
Оценка 4.8

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
ОБЖ
5 кл—10 кл
08.11.2018
Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ
В работе показывается роль интерактивных методов в преподавании курса ОБЖ. Современные методы обучения должны опираться на широкое применение видео и презентаций для привития интереса к предмету.Показывается применение данных пособий при изучении раздела "Здоровый образ жизни" именно благодаря интерактивным пособиям учитель донесет новые знания до учащихся в интересной форме
Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ.docx
Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в  преподавании ОБЖ  Совершенствование методов и форм обучения является одним из направлений  модернизации системы российского образования. В Федеральном Законе «Об  Образовании в Российской Федерации» говорится о том, что содержание образования  должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание  условий для самореализации (ст. 66) . Поэтому в учебной деятельности необходимо  использовать такие методы обучения, которые будут способствовать удовлетворению  требования закона, а именно самореализации личности обучающихся. Причем  самореализация обучающихся возможна при таких условиях, как организация  групповой работы; обеспечения взаимодействия обучающихся между собой, с  обучающим,  с учебной информацией. Использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения полностью  соответствует указанным условиям. Интерактивные методы обучения представляют  собой систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между  собой, с учителем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит  освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для  самореализации личности обучающихся. Федеральным государственным  образовательным стандартом определена необходимость использования интерактивных  методов как обязательного условия организации педагогического процесса. Интерактивные методы обучения позволяют решить две широкие задачи: во­первых,  создают условия для формирования у обучающихся компонентов компетенций (знания,  умения и навыки), во­вторых, способствовать развитию личности обучающегося,  удовлетворению его познавательных потребностей и интересов . Интерес к обучению  (познавательный интерес) выступает одним из важных факторов, побуждающих  обучающихся становиться организаторами, а также выступать в роли участников  творческой, активной учебной деятельности. Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением  интерактивных методов открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства, методы и формы обучения, тем самым традиционная образовательная среда преобразуется в качественно новую  интерактивную образовательную среду. Использование интерактивных методов  обучения повышает мотивацию обучающихся, что дает эмоциональный толчок к их  последующей познавательной активности, побуждает их к конкретным действиям .  Систематическое проведение уроков с использованием интерактивных методов  обучения создает условия для развития творческих способностей обучающихся и  формирования у них полного набора компетенций. Одним из главных достижений  использования интерактивных методов обучения мы считаем создание на уроке особой  1 ситуации успеха, которая способствует повышению результатов обучения  обучающихся, а также развитию творческих способностей . Основной формой  организации учебно­воспитательного процесса по ОБЖ является урок, обязательный  для всех обучающихся класса и протекающий под руководством учителя. Уроки по  ОБЖ довольно разнообразны по форме проведения, взаимосвязаны и дополняют друг  друга. На любом уроке по ОБЖ могут успешно применяться интерактивные методы  обучения. Они позволяют сделать урок необычным, насыщенным и интересным,  осваивать учебный материал (часто неинтересный) . Появление интереса к учебному предмету у обучающихся во многом зависит от выбора  учителем обучающих методов и средств. Школьный предмет ОБЖ – не исключение.  Рассмотрим на примере изучения  раздела  «Здоровый образ жизни», который зачастую  обучающимися воспринимается как «назидательный» ,применение интерактивных  методов воспитания.. Именно этот раздел способствует формированию у обучающихся  ответственного отношения к своему здоровью, принятия принципов здорового образа  жизни; формирования и проявления навыков сохранения и охраны собственного  здоровья, приобретению знаний о правилах поведения в опасных ситуациях,  угрожающих его здоровью, а также выработке умений и навыков их предотвращения.  Важно отметить, что материал раздела основывается на возрастных возможностях и  потребностях детей и подростков. Указанные способности и навыки эффективнее всего  формируются во взаимодействии и сотрудничестве. Преподавание раздела «Здоровый образ жизни» в структуре предмета ОБЖ на каждой  ступени образования имеет свои особенности. Изучение тем раздела «Здоровый образ  жизни» позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о  прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и  жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих  возможностей . Организуя учебный процесс по ОБЖ в школе, я особое внимание  обращаю  на  общеобразовательное значение предмета. Изучение раздела «Здоровый образ жизни»  способствует формированию не только определенной системы предметных знаний и  целого ряда специальных медицинских умений,  но также комплекса умений,  необходимых для познания и изучения своего здоровья; выявления причинно­ следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и  проектирования; ориентирования в предоставлении медицинских услуг; соблюдения  правил личной гигиены . Раздел «Здоровый образ жизни» в курсе ОБЖ на ступени среднего (полного) общего  образования направлен на достижение следующих целей: 2 ­ освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных  ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом  образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных  ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной  службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по  призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства; ­ овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в  чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной  защиты; оказывать первую помощь пострадавшим;  ­ развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных  ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;  ­воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства  уважения к героическому наследию России и ее государственной символике,  патриотизма и долга по защите Отечества . В целом, можно сказать, что раздел «Здоровый образ жизни» в структуре предмета  ОБЖ предполагает формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ; обучение  навыкам ЗОЖ; вовлечение детей в оздоровительную деятельность; укрепление в  обществе традиций здорового образа и стиля жизни, передаваемых от поколения к  поколению, улучшению качества жизни и здоровья обучающихся. Согласно Примерной учебной программе основной школы (5–9 классы) раздел  «Здоровый образ жизни» предназначен для: ­ формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных  ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; ­ выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,  безопасности окружающих; ­ приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных  и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные  ситуации с учетом их возможностей; ­ формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,  отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в  3 Так, предмет ОБЖ должен способствовать формированию знаний и умений, которые  будут необходимы в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и  чрезвычайные ситуации, а также в случае их возникновения выбирать рациональный и  безопасный способ поведения. Также отмечена необходимость формирования такой  установки на здоровый образ жизни, которая полностью бы исключала употребление  наркотиков и психоактивных веществ, алкоголя, табакокурение и нанесение другого  вреда здоровью . Раздел «Здоровый образ жизни» представлен следующими темами: ­ «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»; ­ «Здоровый образ жизни и его составляющие»; ­ «Вредные привычки и их влияние на здоровье»; ­ «Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека»; ­ «Семья в современном обществе»; ­ «Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни  – основа укрепления и сохранения личного здоровья»; ­ «Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и  закаливание организма. Занятия физической культурой»; ­ «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества»; ­ «Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их  социальные последствия» [7;8]. Рассмотрим преподавание раздела «Основы здорового образа жизни» с использованием  интерактивных методов обучения. В урок на тему «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»  можно  включить дискуссию «Здоровый образ жизни». Обучающихся разбиваю  на группы, при  этом каждая группа должна выступить в защиту своего мнения. Во время дискуссии  имеется возможность раскрыть особенности индивидуального и репродуктивного  здоровья; охарактеризовать социально­демографические процессы и сопоставить их с  безопасностью государства. Такая дискуссия не только позволяет получить новые  знания, но и позволяет  взглянуть на проблемы здоровья и здорового образа жизни как  государственной задачи. 4 Тема урока «Здоровый образ жизни и его составляющие»  содержит в себе большой  объем учебной информации, который зачастую одним уроком охватить очень сложно. В  таком случае, уместным будет использование на уроке метода анализа конкретных  ситуаций. Ситуации могут быть различные: от вопросов нерационального распределения режима дня до вопросов об угрозе вредных привычек. Уместными будут также  дискуссии на аналогичные темы или составление мини­проектов обучающимися.  Использование метода решения конкретных ситуаций и других интерактивных методов  на таких уроках позволяет показать возможность применения полученных знаний в  практической деятельности, в повседневной жизни, формировать критические  суждения, учит взаимодействию с другими людьми, способствует формированию  потребности в соблюдении здорового образа жизни и  отношения к здоровому образу  жизни как к одному из способов сохранения и укрепления здоровья. Наиболее интересно, по моему  мнению, урок на тему «Факторы, способствующие  укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия  физической культурой»  может быть проведен в форме дискуссии. Например, учащимся могут быть даны вопросы для размышления: «Как правильно закаливать свой  организм?», «Как привить привычку чистить зубы на ночь?» и др. В процессе  рассуждений обучающихся следует проанализировать предложенные варианты и  выбрать наиболее рациональные. В результате изучения раздела ЗОЖ на ступени среднего общего образования, при  использовании интерактивных методов обучения, у обучающихся воспитывается  ценностное  отношение к здоровью и человеческой жизни; чувство уважения к  героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга  по защите Отечества; происходит овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства  индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь . Применение интерактивных методов обучения позволяет учителю создавать здоровый,  продуктивный для развития, обучения и творчества психологический климат на уроке.  Применение методов интерактивного обучения способствует повышению у  обучающихся уровня знания материала о здоровье и здоровом образе жизни. После  уроков с использованием интерактивных методов обучения у обучающихся отмечается  желание учиться (этому способствует ситуация успеха), повышается любознательность,  развиваются коммуникативные качества, а именно – умения слушать собеседника и  аргументировать свою точку зрения. Мне хочется  обозначить некоторые преимущества применения интерактивных методов  обучения на разных этапах урока. На начальном этапе урока (организационный этап)  позволяют создать правильный эмоциональный настрой (рабочий настрой), постепенно  включают всех обучающихся в предстоящую работу. На втором этапе урока при  проведении устного опроса (этап проверки выполнения домашнего задания) позволяют  5 создать соревновательную атмосферу, повысить интерес к рассматриваемым вопросам.  Использование проблемных вопросов в основной части урока позволяет  трансформировать урок в беседу или дискуссию (при наличии спорных положений), в  которой каждый из обучающихся стремится высказать свое мнение. Это позволяет  задействовать весь класс. В структуру интерактивных методов смело можно включить  элементы самостоятельной и групповой работы. Такая работа позволяет поддерживать  на пике внимание обучающихся, но не переутомлять их. При подведении итога урока  предоставляется возможность отметить каждого активного обучающегося отдельно, что является мотивацией и стимулом для других обучающихся. Таким образом делаем вывод: использование интерактивных методов обучения при  изучении тем раздела ЗОЖ на уроках ОБЖ способствует активизации обучения  обучающихся здоровому образу жизни в непринужденной форме. Следовательно,  интерактивные методы обучения на уроках ОБЖ при изучении раздела «Здоровый образ жизни» рассматриваются мною  как наиболее доступный эффективный метод обучения  обучающихся. Использование интерактивных методов на уроках ОБЖ при изучении  раздела «Здоровый образ жизни» помогает активизировать деятельность обучающихся,  развить творческие способности, познавательную активность, наблюдательность,  внимание, память, мышление, поддерживает интерес к предмету ОБЖ, а самое главное  – усвоить сущность здорового образа жизни. Гончаров Н В учитель ОБЖ МКОУ Касьяновская     СОШ Кантемировского района Воронежской  области Заслуженный учитель РФ 6

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ

Интерактивные методы воспитания здорового и безопасного образа жизни в преподавании ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018