Приложение 2.
Родительское собрание «Оценка и отметка».
Где
не хватает терпения, надо бы постараться понять,
где не понимаю – постараться вытерпеть,
и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю».
С. Соловейчик
Цель: формирование ценностного отношения к оцениванию учащихся.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «отметка» и «оценка».
2.Показать родителям значение школьной отметки и оценки в жизни ребёнка.
3.Разработать рекомендации об отношении родителей к отметкам ребенка.
Оборудование: презентация, фигурки матрешек, наборы карточек с понятием оценка и отметка, набор карточек с описанием ситуаций, памятка «Как относиться к отметкам ребенка»
Технология критического мышления.
- Матрёшка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Нам с вами видна только верхняя «барышня». Однако под ней прячется одна, а в ней – ещё одна. Открывая формы, мы, в конце концов, добираемся до самой маленькой, последней.
Учитель открывает первую матрешку. На матрешке слово - школа.
- Что вы представляете, когда слышите слово школа? Назовите слова ассоциации с этим словом.
Стадия Вызова.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы поразмышлять над тем, как мы можем помочь стать нашим детям успешными в учебе. Я думаю, вы согласны с тем, что успех в делах очень важен для любого человека, а для ребенка в особенности, поскольку в школьном возрасте идет активное формирование самооценки.
Однако добиться успеха в учебе нашим детям бывает очень непросто, поэтому помощь и поддержка родителей им особенно необходимо.
В.А.Сухомлинский сказал:
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Вспомните, какими Вы были в школе, и какие проблемы у Вас возникали, когда Вы приносили дневник домой?
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". А, если плохую, то я, значит, плохой.
- Учитель открывает вторую и третью матрешки. На них слова отметка и оценка.
- Предлагаю вам подумать и сформулировать вопросы, которые у вас возникают в связи с данной проблемой и на которые вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем собрании.
Учитель фиксирует вопросы на доске.
Что такое оценка? Что такое отметка? Как заинтересовать ребенка в получении высоких отметок? Что делать, если ребенок приносит плохие оценки? Нужны ли оценки в начальной школе? По каким критериям ставятся оценки?
Вы задали очень важные вопросы. Тема нашего разговора «Оценка и отметка»
Стадия Содержания.
- Посмотрите на ваши вопросы. В одних встречается слово отметка, а в других оценка. А как Вы понимаете, что такое оценка, что такое отметка?
(ответы родителей)
Познакомитесь с определением отметки и оценки из словаря. Обратите внимание на ключевые слова в этих определениях.
Оценка - мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная).
Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «Знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся.
Отметка - обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).
- Вернемся к нашим вопросам. Уточните формулировку Ваших вопросов, опираясь на определения оценки и отметки.
Родители называют выявленные ошибки, которые исправляет (фиксирует) учитель на доске.
- Предлагаю вам поработать в группе с ситуациями из школьной жизни. Проанализируйте ее. Подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации. Учитель раздает карточки с описанием ситуации.
Карточка №1. Ваня приходит домой. Мама спрашивает: «Как дела в школе? Какие отметки получил?» Сын нехотя отвечает: «Плохую».
Комментарии (выводы) учителя.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется
быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается,
ребенок начинает врать и изворачиваться, что бы быть в ваших
глазах хорошим.
Карточка №2. Радостно с порога Маша сообщает, что получила пятерку. Мама отвечает: «Молодец! Можешь идти в кино» Вечером, посмотрев в электронном журнале, мама с удивлением обнаружила, что там двойка.
Не учите своего ребенка ловчить, унижать и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки
Учитель предлагает родителям прочитать текст на слайде.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Карточка №3. Получив в классе тетрадь, Петя достает телефон и жалуется маме: «Учительница поставила мне тройку, а соседке по парте - четверку, а ошибок у нас одинаковое количество».
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
Если сомнения - идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Карточка №4. Саша прочитал стихотворение в классе и получил низкую оценку учеников. Обиженно заявил: «Учил, учил, а им не понравилось».
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Карточка №5. Коля быстро выполнил домашнее упражнение и допустил исправления. Мама говорит сыну: «Переписывай упражнение снова». Коля отвечает «Не хочу, я устал».
Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Карточка №6. Почему возникла у ребенка такая ситуация?
Даша, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой и начинает выпрашивать у учителя: «Поставьте мне 3 или 4, а то меня родители убьют!»
Отметка, прежде всего, должна стать сигналом того, над чем с ребенком вы должны поработать.
Карточка №7. Выскажите свое отношение к такой ситуации. Какие могут быть последствия?
Учитель раздает контрольные тетради с отметками. Матвей ворчит учителю: «Вы меня лишили 50 рублей?»
Первые отметки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не отметки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребенка к отметкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об отметках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка отметка станет основной частью школьной жизни.
Учитель достает четвертую матрешку – вопрос. Предлагаю, еще раз вернуться к вопросам, которые мы зафиксировали на доске. Давайте, попробуем все вместе найти ответы.
Учитель достает пятую матрешку. На ней слово – памятка.
Учитель раздает памятки «Как относиться к отметкам ребенка?
Памятка для родителей.
«Как относиться к отметкам ребенка».
· Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется
быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается,
ребенок начинает врать и изворачиваться, что бы быть в ваших
глазах хорошим.
· Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
· Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
· Не учите своего ребенка ловчить, унижать и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
· Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух.
· Если сомнения - идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.
· Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
· Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
· Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
· Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
· Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Стадия Рефлексии.
На слайде даны начала фраз.
- Для меня было ценным…
-Я понимаю…
- Я буду стараться…
- Мне хотелось бы еще узнать…
Учитель складывает матрешку в обратном порядке. Он берет матрешку- памятка и просит родителей закончить фразы, за тем берет матрешку-вопрос, матрешку- отметка, матрешку- оценка и матрешку- школа.
- Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.
Оценка - мнение о качествах, достоинствах, знаниях ученика (словесная).
Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожегова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожегова: «Знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся.
Отметка - обозначение оценки знаний учащихся (цифровая).
Преподаватель (или другое лицо, осуществляющее проверку) выражает свое мнение о знаниях обучающегося. Это и называется отметкой. Она может выражаться в цифрах (по различным системам), буквах, словах (так, в вузах практикуется формулировка «зачтено»), иным образом. Фиксируя документально (в классном журнале, дневнике, зачетке), преподаватель или проверяющий выставляет отметку. Она является отражением требования к уровню знаний конкретного ученика.
ОЦЕНКА — высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Способы выражения оценки чрезвычайно разнообразны. Абсолютные
оценки выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами «хорошо», «плохо», «(оценочно) безразлично». Вместо них могут использоваться слова: «позитивно ценно», «негативно ценно», «добро», «зло» и т.п. Сравнительные оценки формулируются в предложениях с оценочными словами «лучше», «хуже», «равноценно», «предпочтительно» и т.п. В языке для правильного понимания оценки важную роль играет контекст, в котором они формулируются.
Отметка — это цифровое выражение. Отметку ученик получает за свои знания.
Карточка №1. Ваня приходит домой. Мама спрашивает: «Как дела в школе? Какие отметки получил?» Сын нехотя отвечает: «Плохую».
Карточка №2. Радостно с порога Маша сообщает, что получила пятерку. Мама отвечает: «Молодец! Можешь идти в кино» Вечером, посмотрев в электронном журнале, мама с удивлением обнаружила, что там двойка.
Карточка №3. Получив в классе тетрадь, Петя достает телефон и жалуется маме: «Учительница поставила мне тройку, а соседке по парте - четверку, а ошибок у нас одинаковое количество».
Карточка №4. Саша прочитал стихотворение в классе и получил низкую оценку учеников. Обиженно заявил: «Учил, учил, а им не понравилось».
Карточка №5. Коля быстро выполнил домашнее упражнение и допустил исправления. Мама говорит сыну: «Переписывай упражнение снова». Коля отвечает: «Не хочу, я устал».
Карточка №6. Почему возникла у ребенка такая ситуация?
Даша, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой и начинает выпрашивать у учителя: «Поставьте мне 3 или 4, а то меня родители убьют!»
Карточка №7. Выскажите свое отношение к такой ситуации. Какие могут быть последствия?
Учитель раздает контрольные тетради с отметками. Матвей ворчит учителю: «Вы меня лишили 50 рублей?».
Памятка для родителей.
«Как относиться к отметкам ребенка».
· Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется
быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается,
ребенок начинает врать и изворачиваться, что бы быть в ваших
глазах хорошим.
· Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
· Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
· Не учите своего ребенка ловчить, унижать и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
· Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух.
· Если сомнения - идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.
· Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
· Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
· Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
· Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
· Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.