Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »
Оценка 4.7

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
история
8 кл
16.01.2018
Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »
Цель: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа Задачи:1. Способствовать формированию представлений о творчестве Бухар жырау, раскрыть историческое значение. 2. Развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности 3. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, активность гражданских позиций, формировать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни. 1.игра на сплочение 2. учащиеся делятся на 2 группы изучают , знакомятся с материалом биографией Бухар-жырау 3. составляют кластер и представляют его у доски Бухар-жырау Калкаман-улы (1668-1781) - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества XVIII в. Согласно преданию, местом рождения Бухара является Жиделибайсын вблизи города Бухары, одного из культурных очагов того времени. Став популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений. Бухар-жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода законов «Жеті жар?ы». В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Бухар-жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником Абылая. Высок был общественно-политический престиж Бухар-жырау. Он повсюду сопроваждал Абылая, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов, помимо арабского он знал персидский, ойратский (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Бухар - это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю - скот может погибнуть, земля останется и после тебя» - взывает Бухар жырау к своему соплеменнику. Ему удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества, что его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы. Став популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений. Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной - творением всесильной природы». Бухар-жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода законов «Жеті жар?ы». В одном из преданий говорится о том, что лишь Бухар смог помочь Тауке-хану, потерявшему любимого сына, преодолеть скорбь и вылечить душу. «Приподнимая голову ослабевшего от голода хана, он сам кормил его», свидетельствуют древние источники. Это Бухар-жырау продолжил традицию, связанную с правом жырау указывать правителям страны на их ошибки и заблуждения. Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Тауке, Бухар-жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство начинает распадаться на отдельные части, которыми управляют чужие правители. Никого из предшественников, ни из современников Бухара не называли «Комекей аулие» - «Святая гортань». Этого почетного имени был удостоен именно он - Бухар-жырау Калкаман-улы. Время жизни Бухар-жырау совпало с наиболее важными военными веками Казахского ханства, когда решался вопрос жизни и смерти в борьбе против джунгарских завоевателей. Героический пафос Булантинского (1728) и ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар-жырау наряду с поэтическими преданиями Умбетай-жырау, Актамберды-жырау, акына Котеша и других. Имена батыров Богембая Акшаулы, Олжабая Алимулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других еще при их жизни стали легендарными. Золотой страницей в жизни казахского народа названа встреча Бухар-жырау с ханом Абылаем. Они видели свое общее предназначение в том, чтобы верой и правдой служить народу в один из самых труднейших периодов истории. Оба мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство. В творчестве поэта, главного идеолога Казахского ханства, немало толгау, посвященных Абылай-хану, которые пронизаны искренними гражданскими чувствами, глубокой любовью к Родине и скорбью за ее судьбу. Будучи человеком гордого и независимого нрава, он как советник хана стремился активно влиять на политику Абылая, смело высказывая свои мысли. Феномен Бухара-жырау - его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для казахского народа. Быть или не быть - так стоял перед ним вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. А рядом уже явственно ощущалось испепеляющее дыхание двух гигантов - России и Китая. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине стальными. Но самым страшным для народа был его внутренний враг - повсеместно расползавщиеся трусость, слабость, приспособленчество, желание бежать от врага и от любых проблем куда глаза глядят, сочетаемые с мелкими клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него. Аблай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая. Хан Аблай ценил в Бухаре не только его бийское красноречие и знания "обычного права". Пожалуй, наибольшее уважение и даже страх испытывает Аблай перед Бухаром-прорицателем, в вещей песне, раскрывающей людям будущее. Бухар предсказывал Аблаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Аблай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из-под его власти родами. Достоверно известно, что Абылай хан вызывал к себе перед крупным сражением Бухар-жырау и просил предсказать по расположению луны и звезд исход битвы. Часто он предсказывал будущее по поведению животных. Так, по словам жырау, если желтый верблюд - самец подходил к знамени хана и, глядя в сторону, яростно бушевал, то ханскую рать ожидала удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило воздержаться от наступления. культурный казах кочевой жырау Бухар-жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником Абылая. Высок был общественно-политический престиж Бухар-жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов, кроме арабского он знал персидский, ойратский (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Рассматривая абстрактно-художественную направленность поэзии Бухара, следует отметить и содержащуюся в них правду жизни, а также реалии тогдашнего положения Казахского ханства. Он видел в хане Аблае и его батырах обыкновенных людей, критиковал их за тщеславие, чрезмерное стремление к славе и т.д. По этому поводу Чокан Валиханов писал: «Однажды Аблай решил направить войско на разграбление аула одного бия за какой-то относительно незначительный поступок. Хан был на этот раз так недоступен, что никто не решался вымолвить словечко в пользу виновного, тогда по просьбе народа Бухар-певец решился и затрубил так: «О, Аблай, Аблай! Подобно яркой звезде возносится и соперничает с горами твоя слава, потушите гнев, если потушите гнев, то виновный сам придет с поклоном и подарками». После этих слов хан вынужден был отступить». Слово Бухара - весомое и мудрое. Благодаря его поэзии, мы можем проследить воочию за живым процессом исторических событий. Так, в поэме Бухара «Сабалак» описано торжество по поводу провозглашения Аблая ханом, которое произошло в 1734 году. Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела ханская политика. Бухар может позволить в отношении к «деспотически и самодержавно правящему Аблаю» (Ч. Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе народа не раз выступает в защиту оказавшихся в немилости у хана. Он советовал Аблаю не воевать с Россией («орыспенен согыспа»), остерегаться китайско-манчжурских войск («егер шуршит келсе»). Бухар Аблая называет «щедрый Аблай» (кен Аблай), моя опора («кен аям»). Он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ («калын ел»), собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен и славен хан-военачальник, именно таков для Бухара Аблай. Идеи родового и племенного единства разрастаются в песнях Бухара в идею всех подданных Аблая, т.е. единства государственного. Он требует заботы хана о народе, и признания народом хана. Девятое желание - пусть ваш торе не лишится трона («Тлек»). 4. Подведение итога прием «Рассыпанные предложения» 5. Рефлексия прием «ЗУХ» в группеЦель: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа Задачи:1. Способствовать формированию представлений о творчестве Бухар жырау, раскрыть историческое значение. 2. Развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности 3. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, активность гражданских позиций, формировать бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни. 1.игра на сплочение 2. учащиеся делятся на 2 группы изучают , знакомятся с материалом биографией Бухар-жырау 3. составляют кластер и представляют его у доски Бухар-жырау Калкаман-улы (1668-1781) - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества XVIII в. Согласно преданию, местом рождения Бухара является Жиделибайсын вблизи города Бухары, одного из культурных очагов того времени. Став популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений. Бухар-жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода законов «Жеті жар?ы». В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Бухар-жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником Абылая. Высок был общественно-политический престиж Бухар-жырау. Он повсюду сопроваждал Абылая, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов, помимо арабского он знал персидский, ойратский (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Бухар - это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю - скот может погибнуть, земля останется и после тебя» - взывает Бухар жырау к своему соплеменнику. Ему удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества, что его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы. Став популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», певца-импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений. Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной - творением всесильной природы». Бухар-жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода законов «Жеті жар?ы». В одном из преданий говорится о том, что лишь Бухар смог помочь Тауке-хану, потерявшему любимого сына, преодолеть скорбь и вылечить душу. «Приподнимая голову ослабевшего от голода хана, он сам кормил его», свидетельствуют древние источники. Это Бухар-жырау продолжил традицию, связанную с правом жырау указывать правителям страны на их ошибки и заблуждения. Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Тауке, Бухар-жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство начинает распадаться на отдельные части, которыми управляют чужие правители. Никого из предшественников, ни из современников Бухара не называли «Комекей аулие» - «Святая гортань». Этого почетного имени был удостоен именно он - Бухар-жырау Калкаман-улы. Время жизни Бухар-жырау совпало с наиболее важными военными веками Казахского ханства, когда решался вопрос жизни и смерти в борьбе против джунгарских завоевателей. Героический пафос Булантинского (1728) и ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар-жырау наряду с поэтическими преданиями Умбетай-жырау, Актамберды-жырау, акына Котеша и других. Имена батыров Богембая Акшаулы, Олжабая Алимулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других еще при их жизни стали легендарными. Золотой страницей в жизни казахского народа названа встреча Бухар-жырау с ханом Абылаем. Они видели свое общее предназначение в том, чтобы верой и правдой служить народу в один из самых труднейших периодов истории. Оба мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство. В творчестве поэта, главного идеолога Казахского ханства, немало толгау, посвященных Абылай-хану, которые пронизаны искренними гражданскими чувствами, глубокой любовью к Родине и скорбью за ее судьбу. Будучи человеком гордого и независимого нрава, он как советник хана стремился активно влиять на политику Абылая, смело высказывая свои мысли. Феномен Бухара-жырау - его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для казахского народа. Быть или не быть - так стоял перед ним вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. А рядом уже явственно ощущалось испепеляющее дыхание двух гигантов - России и Китая. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине стальными. Но самым страшным для народа был его внутренний враг - повсеместно расползавщиеся трусость, слабость, приспособленчество, желание бежать от врага и от любых проблем куда глаза глядят, сочетаемые с мелкими клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него. Аблай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая. Хан Аблай ценил в Бухаре не только его бийское красноречие и знания "обычного права". Пожалуй, наибольшее уважение и даже страх испытывает Аблай перед Бухаром-прорицателем, в вещей песне, раскрывающей людям будущее. Бухар предсказывал Аблаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Аблай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из-под его власти родами. Достоверно известно, что Абылай хан вызывал к себе перед крупным сражением Бухар-жырау и просил предсказать по расположению луны и звезд исход битвы. Часто он предсказывал будущее по поведению животных. Так, по словам жырау, если желтый верблюд - самец подходил к знамени хана и, глядя в сторону, яростно бушевал, то ханскую рать ожидала удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило воздержаться от наступления. культурный казах кочевой жырау Бухар-жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником Абылая. Высок был общественно-политический престиж Бухар-жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало хорошее знание языков различных групп тюркских народов, кроме арабского он знал персидский, ойратский (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Рассматривая абстрактно-художественную направленность поэзии Бухара, следует отметить и содержащуюся в них правду жизни, а также реалии тогдашнего положения Казахского ханства. Он видел в хане Аблае и его батырах обыкновенных людей, критиковал их за тщеславие, чрезмерное стремление к славе и т.д. По этому поводу Чокан Валиханов писал: «Однажды Аблай решил направить войско на разграбление аула одного бия за какой-то относительно незначительный поступок. Хан был на этот раз так недоступен, что никто не решался вымолвить словечко в пользу виновного, тогда по просьбе народа Бухар-певец решился и затрубил так: «О, Аблай, Аблай! Подобно яркой звезде возносится и соперничает с горами твоя слава, потушите гнев, если потушите гнев, то виновный сам придет с поклоном и подарками». После этих слов хан вынужден был отступить». Слово Бухара - весомое и мудрое. Благодаря его поэзии, мы можем проследить воочию за живым процессом исторических событий. Так, в поэме Бухара «Сабалак» описано торжество по поводу провозглашения Аблая ханом, которое произошло в 1734 году. Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела ханская политика. Бухар может позволить в отношении к «деспотически и самодержавно правящему Аблаю» (Ч. Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе народа не раз выступает в защиту оказавшихся в немилости у хана. Он советовал Аблаю не воевать с Россией («орыспенен согыспа»), остерегаться китайско-манчжурских войск («егер шуршит келсе»). Бухар Аблая называет «щедрый Аблай» (кен Аблай), моя опора («кен аям»). Он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ («калын ел»), собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен и славен хан-военачальник, именно таков для Бухара Аблай. Идеи родового и племенного единства разрастаются в песнях Бухара в идею всех подданных Аблая, т.е. единства государственного. Он требует заботы хана о народе, и признания народом хана. Девятое желание - пусть ваш торе не лишится трона («Тлек»). 4. Подведение итога прием «Рассыпанные предложения» 5. Рефлексия прием «ЗУХ» в группе
интерактивный урок.doc
Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» » (к 350-летию со дня рождения) Цель: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа Задачи:1. Способствовать формированию представлений о творчестве Бухар жырау, раскрыть историческое  значение. 2. Развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности 3. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, активность гражданских позиций, формировать  бережное отношение к наследию прошлого, умение применять полученные знания в жизни. 1.игра на сплочение  2. учащиеся делятся на 2 группы изучают , знакомятся с материалом биографией Бухар­жырау  3. составляют кластер и представляют его у доски  Бухар­жырау Калкаман­улы (1668­1781) ­ казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного  поэтического творчества XVIII в. Согласно преданию, местом рождения Бухара является Жиделибайсын  вблизи города Бухары, одного из культурных очагов того времени. Став популярным певцом, Бухар при жизни  заслужил имя «жырау», певца­импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал  убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины,  воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений. Бухар­жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из  влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке  би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода  законов «Жеті жар?ы». В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем  среди казахских ханов был Аблай. Бухар­жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и  главным советником Абылая. Высок был общественно­политический престиж Бухар­жырау. Он повсюду сопроваждал Абылая, побывал во  всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало  хорошее знание языков различных групп тюркских народов, помимо арабского он знал персидский, ойратский  (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание  «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Бухар ­ это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен  повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. «Не ввергай  себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю ­ скот может погибнуть, земля останется и после тебя» ­ взывает  Бухар жырау к своему соплеменнику. Ему удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества, что  его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы. Став популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», певца­импровизатора, дающего мудрые  советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной  форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений.  Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной ­ творением всесильной природы». Бухар­жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из  влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке  би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода  законов «Жеті жар?ы». В одном из преданий говорится о том, что лишь Бухар смог помочь Тауке­хану,  потерявшему любимого сына, преодолеть скорбь и вылечить душу. «Приподнимая голову ослабевшего от  голода хана, он сам кормил его», свидетельствуют древние источники. Это Бухар­жырау продолжил традицию, связанную с правом жырау указывать правителям страны на их ошибки и заблуждения.  Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Тауке, Бухар­жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство начинает распадаться на отдельные части, которыми  управляют чужие правители. Никого из предшественников, ни из современников Бухара не называли «Комекей аулие» ­ «Святая гортань».  Этого почетного имени был удостоен именно он ­ Бухар­жырау Калкаман­улы. Время жизни Бухар­жырау совпало с наиболее важными военными веками Казахского ханства, когда решался  вопрос жизни и смерти в борьбе против джунгарских завоевателей. Героический пафос Булантинского (1728) и  ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар­жырау наряду с поэтическими преданиями  Умбетай­жырау, Актамберды­жырау, акына Котеша и других. Имена батыров Богембая Акшаулы, Олжабая  Алимулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других еще при их жизни стали легендарными. Золотой страницей в жизни казахского народа названа встреча Бухар­жырау с ханом Абылаем. Они видели свое общее предназначение в том, чтобы верой и правдой служить народу в один из самых труднейших периодов  истории. Оба мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство. В  творчестве поэта, главного идеолога Казахского ханства, немало толгау, посвященных Абылай­хану, которые пронизаны искренними гражданскими чувствами, глубокой любовью к Родине и скорбью за ее судьбу. Будучи  человеком гордого и независимого нрава, он как советник хана стремился активно влиять на политику Абылая, смело высказывая свои мысли. Феномен Бухара­жырау ­ его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому  оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для  казахского народа. Быть или не быть ­ так стоял перед ним вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю  как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. А рядом уже явственно ощущалось  испепеляющее дыхание двух гигантов ­ России и Китая. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине  стальными. Но самым страшным для народа был его внутренний враг ­ повсеместно расползавщиеся трусость,  слабость, приспособленчество, желание бежать от врага и от любых проблем куда глаза глядят, сочетаемые с  мелкими клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем  среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное  государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него. Аблай со  своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая. Хан Аблай ценил  в Бухаре не только его бийское красноречие и знания "обычного права". Пожалуй, наибольшее уважение и даже страх испытывает Аблай перед Бухаром­прорицателем, в вещей песне, раскрывающей людям будущее. Бухар  предсказывал Аблаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Аблай знал цену и  красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из­под его власти родами. Достоверно известно, что Абылай хан вызывал к себе перед крупным сражением Бухар­жырау и просил  предсказать по расположению луны и звезд исход битвы. Часто он предсказывал будущее по поведению  животных. Так, по словам жырау, если желтый верблюд ­ самец подходил к знамени хана и, глядя в сторону,  яростно бушевал, то ханскую рать ожидала удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило  воздержаться от наступления. культурный казах кочевой жырау Бухар­жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником Абылая. Высок был общественно­политический престиж Бухар­жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во  всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало  хорошее знание языков различных групп тюркских народов, кроме арабского он знал персидский, ойратский  (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание  «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Рассматривая абстрактно­художественную направленность поэзии Бухара, следует отметить и содержащуюся в них правду жизни, а также реалии тогдашнего положения Казахского ханства. Он видел в хане Аблае и его  батырах обыкновенных людей, критиковал их за тщеславие, чрезмерное стремление к славе и т.д. По этому  поводу Чокан Валиханов писал: «Однажды Аблай решил направить войско на разграбление аула одного бия за  какой­то относительно незначительный поступок. Хан был на этот раз так недоступен, что никто не решался  вымолвить словечко в пользу виновного, тогда по просьбе народа Бухар­певец решился и затрубил так: «О,  Аблай, Аблай! Подобно яркой звезде возносится и соперничает с горами твоя слава, потушите гнев, если  потушите гнев, то виновный сам придет с поклоном и подарками». После этих слов хан вынужден был  отступить». Слово Бухара ­ весомое и мудрое. Благодаря его поэзии, мы можем проследить воочию за живым процессом  исторических событий. Так, в поэме Бухара «Сабалак» описано торжество по поводу провозглашения Аблая  ханом, которое произошло в 1734 году. Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом  зависела ханская политика. Бухар может позволить в отношении к «деспотически и самодержавно правящему  Аблаю» (Ч. Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе народа не раз выступает в защиту оказавшихся в немилости у хана. Он советовал Аблаю не воевать с Россией («орыспенен согыспа»), остерегаться китайско­ манчжурских войск («егер шуршит келсе»). Бухар Аблая называет «щедрый Аблай» (кен Аблай), моя опора  («кен аям»). Он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ («калын ел»), собирающего  всеказахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен и  славен хан­военачальник, именно таков для Бухара Аблай. Идеи родового и племенного единства разрастаются в песнях Бухара в идею всех подданных Аблая, т.е. единства государственного. Он требует заботы хана о  народе, и признания народом хана. Девятое желание ­ пусть ваш торе не лишится трона («Тлек»). 4. Подведение итога прием «Рассыпанные предложения» 5. Рефлексия прием «ЗУХ» в группе Приложение: 1. информация для изучения и составления кластера   Бухар­жырау Калкаман­улы (1668­1781) ­ казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного  поэтического творчества XVIII в. Согласно преданию, местом рождения Бухара является Жиделибайсын  вблизи города Бухары, одного из культурных очагов того времени. Став популярным певцом, Бухар при жизни  заслужил имя «жырау», певца­импровизатора, дающего мудрые советы. Как народный мудрец, он выступал  убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной форме проповедовал идеи добра, истины,  воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений. Бухар­жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из  влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке  би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода  законов «Жеті жаргы». В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем  среди казахских ханов был Аблай. Бухар­жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и  главным советником Абылая. Высок был общественно­политический престиж Бухар­жырау. Он повсюду сопроваждал Абылая, побывал во  всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало  хорошее знание языков различных групп тюркских народов, помимо арабского он знал персидский, ойратский  (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание  «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Бухар ­ это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен  повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. «Не ввергай  себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю ­ скот может погибнуть, земля останется и после тебя» ­ взывает  Бухар жырау к своему соплеменнику. Ему удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества, что  его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы. Став популярным певцом, Бухар при жизни заслужил имя «жырау», певца­импровизатора, дающего мудрые  советы. Как народный мудрец, он выступал убежденным сторонником справедливости, в поэтизированной  форме проповедовал идеи добра, истины, воспевал красоту и могущество природы, а также ее творений.  Обращаясь к своим соплеменникам, он призывал их: «Воспевайте красоту природы», «Восхищайтесь Вселенной ­ творением всесильной природы». Бухар­жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих исторических событий. Он был одним из  влиятельных биев при хане Тауке, входя в его окружение, участвовал вместе с Толе би, Казыбек би и Айтеке  би, прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости, в составлении знаменитого Свода  законов «Жеті жар?ы». В одном из преданий говорится о том, что лишь Бухар смог помочь Тауке­хану,  потерявшему любимого сына, преодолеть скорбь и вылечить душу. «Приподнимая голову ослабевшего от  голода хана, он сам кормил его», свидетельствуют древние источники. Это Бухар­жырау продолжил традицию, связанную с правом жырау указывать правителям страны на их ошибки и заблуждения.  Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Тауке, Бухар­жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство начинает распадаться на отдельные части, которыми  управляют чужие правители. Никого из предшественников, ни из современников Бухара не называли «Комекей аулие» ­ «Святая гортань».  Этого почетного имени был удостоен именно он ­ Бухар­жырау Калкаман­улы. Время жизни Бухар­жырау совпало с наиболее важными военными веками Казахского ханства, когда решался  вопрос жизни и смерти в борьбе против джунгарских завоевателей. Героический пафос Булантинского (1728) и  ряда других сражений донесли до нас произведения Бухар­жырау наряду с поэтическими преданиями  Умбетай­жырау, Актамберды­жырау, акына Котеша и других. Имена батыров Богембая Акшаулы, Олжабая  Алимулы, батыра Баяна, Жарылгапа и других еще при их жизни стали легендарными. Золотой страницей в жизни казахского народа названа встреча Бухар­жырау с ханом Абылаем. Они видели свое общее предназначение в том, чтобы верой и правдой служить народу в один из самых труднейших периодов  истории. Оба мечтали об объединении многочисленных казахских племен в единое сильное государство. В  творчестве поэта, главного идеолога Казахского ханства, немало толгау, посвященных Абылай­хану, которые  пронизаны искренними гражданскими чувствами, глубокой любовью к Родине и скорбью за ее судьбу. Будучи  человеком гордого и независимого нрава, он как советник хана стремился активно влиять на политику Абылая, смело высказывая свои мысли. Феномен Бухара­жырау ­ его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому  оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для  казахского народа. Быть или не быть ­ так стоял перед ним вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю  как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. А рядом уже явственно ощущалось  испепеляющее дыхание двух гигантов ­ России и Китая. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине  стальными.  Но самым страшным для народа был его внутренний враг ­ повсеместно расползавщиеся трусость, слабость,  приспособленчество, желание бежать от врага и от любых проблем куда глаза глядят, сочетаемые с мелкими  клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем  среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное  государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него. Аблай со  своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая. Хан Аблай ценил  в Бухаре не только его бийское красноречие и знания "обычного права". Пожалуй, наибольшее уважение и даже страх испытывает Аблай перед Бухаром­прорицателем, в вещей песне, раскрывающей людям будущее. Бухар  предсказывал Аблаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Аблай знал цену и  красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из­под его власти родами. Достоверно известно, что Абылай хан вызывал к себе перед крупным сражением Бухар­жырау и просил  предсказать по расположению луны и звезд исход битвы. Часто он предсказывал будущее по поведению  животных. Так, по словам жырау, если желтый верблюд ­ самец подходил к знамени хана и, глядя в сторону,  яростно бушевал, то ханскую рать ожидала удача. Если животное ложилось на землю у знамени, то стоило  воздержаться от наступления. культурный казах кочевой жырау Бухар­жырау становится наиболее влиятельной политической фигурой и главным советником Абылая. Высок был общественно­политический престиж Бухар­жырау. Он повсюду сопутствовал Абылаю, побывал во  всех сопредельных регионах, граничащих с казахскими жузами. Расцвету его творчества способствовало  хорошее знание языков различных групп тюркских народов, кроме арабского он знал персидский, ойратский  (джунгарский) и китайский. Абылай ценил в жырау не только ораторское красноречие и хорошее знание  «обычного права», но и дипломатические способности, почтительное уважение к нему народа. Рассматривая абстрактно­художественную направленность поэзии Бухара, следует отметить и содержащуюся в них правду жизни, а также реалии тогдашнего положения Казахского ханства. Он видел в хане Аблае и его  батырах обыкновенных людей, критиковал их за тщеславие, чрезмерное стремление к славе и т.д. По этому  поводу Чокан Валиханов писал: «Однажды Аблай решил направить войско на разграбление аула одного бия за  какой­то относительно незначительный поступок. Хан был на этот раз так недоступен, что никто не решался  вымолвить словечко в пользу виновного, тогда по просьбе народа Бухар­певец решился и затрубил так: «О,  Аблай, Аблай! Подобно яркой звезде возносится и соперничает с горами твоя слава, потушите гнев, если  потушите гнев, то виновный сам придет с поклоном и подарками». После этих слов хан вынужден был  отступить». Слово Бухара ­ весомое и мудрое. Благодаря его поэзии, мы можем проследить воочию за живым процессом  исторических событий. Так, в поэме Бухара «Сабалак» описано торжество по поводу провозглашения Аблая  ханом, которое произошло в 1734 году. Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом  зависела ханская политика. Бухар может позволить в отношении к «деспотически и самодержавно правящему  Аблаю» (Ч. Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе народа не раз выступает в защиту оказавшихся в немилости у хана. Он советовал Аблаю не воевать с Россией («орыспенен согыспа»), остерегаться китайско­ манчжурских войск («егер шуршит келсе»). Бухар Аблая называет «щедрый Аблай» (кен Аблай), моя опора  («кен аям»). Он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ («калын ел»), собирающего  всеказахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен и  славен хан­военачальник, именно таков для Бухара Аблай. Идеи родового и племенного единства разрастаются в песнях Бухара в идею всех подданных Аблая, т.е. единства государственного. Он требует заботы хана о  народе, и признания народом хана. Девятое желание ­ пусть ваш торе не лишится трона («Тлек»). 2.Для приема «Рассыпанные предложения» видный представитель казахского устного поэтического творчества XVIII в при жизни заслужил имя «жырау», певца­импровизатора, дающего мудрые  советы продолжил традицию, связанную с правом жырау указывать правителям страны на их  ошибки и заблуждения. В творчестве поэта, главного идеолога Казахского ханства, немало толгау,  посвященных Абылай­хану. Благодаря его поэзии, мы можем проследить воочию за живым процессом  исторических событий. Аблай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим  способностям своего жырау Будучи человеком гордого и независимого нрава, он смело высказывая свои  мысли. Его называли «Комекей аулие» ­ «Святая гортань». Абылай ценил в жырау ораторское красноречие и хорошее знание «обычного права. Абылай ценил в жырау дипломатические способности, почтительное  уважение к нему народа. кроме арабского он знал персидский, ойратский (джунгарский) и китайский  языки Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела  ханская политика. 3.Для проведения Рефлексии Знаю  Узнал  Хочу  узнать  Знаю  Узнал  Хочу  узнать Тренинг на сплочение коллектива    «ОБЕЗЬЯНА, СЛОН И КРОКОДИЛ». Тренер знакомит участников с правилами изображения трех животных: обезьяны, слона икрокодила. Каждое животное изображают три участника. Чтобы изобразить обезьяну, участник, стоящий в центре, должен состроить смешную гримасу, а его соседи справа и слева должны поднять вверх одну руку, а второй показывать характерные для обезьян движения-почесывания.  изображения слона центральный участник на уровне носа вытягивает вперед руку и делает вид, что машет хоботом, а два других участника приставляют ему большие уши (согнутые дугообразно руки). Крокодил показывается так: центральный участник изображает пасть крокодила  (хлопает вытянутыми вперед руками); участник, стоящий справа, приставляет крокодилу  маленькие злые глаза — соединенные указательные и большие пальцы; третий участник  изображает хвост крокодила — соединяет за спиной вытянутые руки и водит ими из стороны в  сторону. Когда участники познакомились с каждым животным, начинается сама игра. Ведущий показывает на какого­либо игрока и называет животное. Названный участник  становится центральной фигурой в изображении животного, а его соседи справа и слева помогают ему. Далее центральный игрок называет имя следующего участника и животное, которое  ему и его партнерам нужно изобразить. Так продолжается до тех пор, пока группа не начнет справляться с заданием быстро и без ошибок.

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »

Интерактивный урок   «Бухар-жырау-«Комекей аулие» »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018