Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья
Оценка 4.7

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
8 кл
02.04.2017
Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья
Публикация является частью публикации:
Новомученики и исповедники земли Коломенской..doc
Новомученики и исповедники земли Коломенской (урок Духовного краеведения Подмосковья в рамках недели православной культуры). Учитель истории и обществознания МОУ Акатьевской ООШ  Коломенского м.р. Филиппова Т.А. Цель урока:  Осмысление подвига новомучеников. Задачи урока: 1. Вызвать  интерес к  страницам истории  православной церкви. 2. Формировать чувство сопричастности с историческим прошлым и настоящим  православной церкви своего края. 3. Воспитание милосердия и любви к ближнему. Ход урока I. Знакомство с новым материалом по плану: 1. Новомученики и исповедники ХХ века.. 2. Проблема почитания местных новомучеников. 3. Русская Голгофа на Коломенской земле. II. Закрепление изученного. III. Подведение итогов урока. I.  Вступительное   слово   учителя.  Изучение   истории   христианской   православной культуры ХХ века открывает так много имён русских святых, явленных в самые страшные в тысячелетней истории христианской России годы, что позволяет понять почему наши предки   называли   русскую   землю   –   Святая   Русь.   ХХ   век   в   истории   христианской православной   культуры   России   можно   назвать   веком   святых   новомучеников   и исповедников. Тяжелейшие испытания выпали на долю Церкви и людей, в огненном вихре революции пытавшихся сберечь то, что ещё осталось от Святой Руси. Во   второе   воскресенье   февраля   Русская   Православная   Церковь   празднует   Собор новомучеников и исповедников российских. В этот день вспоминают тех, кто пострадал за православную веру в богоборческие времена советской власти. Все предыдущие века не дали Русской Церкви столько святых, как ХХ столетие. Большинство   новых   мучеников   были   канонизированы   в   2000   году   на   Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Всего более 1200 человек во главе с царём­страстотерпцем Николаем II и его семьёй. С каждым днём их число увеличивается. Учитель: Прочтите   учебник   на   с.   217   и   ответьте   на   вопрос:   «С   какими   словами   из   Священной истории сравнивает автор учебника лозунг большевиков «…мы старый мир разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим…» Предполагаемые ответы учеников: так говорил коварный обольститель Адаму и Еве в райском  саду:   «Станете  как  Боги».  Многие  поверили   новой  власти,  решили  построить светлое будущее – рай на земле. Учитель:  кто   же   такие   «новомученики»?   Ответ   на   вопрос   заранее   подготовлен обучающимся. Обучающийся: Мученик ­ это человек, принявший мучения и смерть (в отличие от «исповедника») за исповедание   веры   в   Иисуса   Христа.   Соответствующее   греческое   слово,   которое   было переведено на славянский а, затем, на русский язык словом «мученик», следует переводить ­ «свидетель». Из этого видно, что во времена гонений значение придавалось не столько мучениям,   которые   претерпевали   мученики,   сколько   стойкости   их   свидетельства христианской   веры.   Мученики   ­   один   из   «чинов»   (ликов)   святых.   В   древней   Церкви различали мучеников и исповедников только по одному критерию – мучениками считали тех, кто пострадал до смерти, умер, свидетельствуя о Боге, а исповедниками — тех, кто пострадал,   но   остался   жив.   В   ХХ   веке   в   нашей   стране   на   Церковь   было   воздвигнуто беспрецедентное, превзошедшее по своей жестокости античные гонение, начавшееся в 1917 и закончившееся только в 1991.  В Римской империи казнь мучеников за веру происходила публично, на ней присутствовали другие христиане, которые позже свидетельствовали о подвиге мученика перед общиной. Потом,   в   ближайший   воскресный   день,   епископ   провозглашал   мученика   святым,   и   в принципе, никакой процедуры канонизации не существовало.    Но в XX веке гонители Церкви учли опыт своих предшественников. Хорошо понимая, какое   значение   для   христианской   традиции   имеет   почитание   мучеников,   руководители НКВД давали указание соблюдать строжайшую секретность при исполнении приговоров и захоронении   тел   убитых,   чтобы,   по   словам   одного   из   них,   "церковники   и   прочая белогвардейская   сволочь   не   нашли   места   захоронений   и   не   превратили   их   в   места паломничества".  Суд так же проходил тайно — большевики учли те издержки, с которым для них были связаны   публичные   процессы   времен   красного   террора   и   гражданской   войны,   как, например,   суд   над   митрополитом   Петроградским   Вениамином.   Они   поняли,   что   не напугали, а наоборот, укрепили Церковь, и многих даже привели  к православию  своей жестокостью.   В   результате   о   смерти   исповедников   веры,   погибших   в   1930­е   годы,   их близкие узнали только в девяностых.  Новомученики ­ общее название духовенства и мирян, репрессированных в годы советской власти. Первым новомучеником считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 октября 1917 г. в Царском Селе. 25 января 1918 г. в Киеве был убит Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как День памяти (Собор) новомучеников и исповедников Российских. Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. Учитель:  давайте познакомимся с отрывком из речи Патриарха Тихона (с. 218 учебника). Чтение отрывка из речи Патриарха Тихона. Учитель:  Можно   ли   было   смириться   с   новой   властью,   которая   попирала   веру Христову, разрушала храмы? К чему призывал Патриарх? Предполагаемые ответы по тексту: «…встаньте  на  защиту  оскорбляемой   ныне  Святой  матери   нашей…Готов  на  все страдания, даже на смерть во имя веры Христовой». Учитель.  Мученики   древности   утвердили   христианскую   Церковь   своей   кровью; новомученики сохранили Церковь ­ и тоже своей кровью. 120 тысяч священнослужителей, монахов и мирян были расстреляны за то, что не отказались от своей веры, не предали Христа. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Некоторым святым установлено местное почитание. Вопрос ученикам: Ребята,   как   вы   думаете,   существует   проблема   почитания   местных   святых, новомучеников или нет? В чём суть этой проблемы? Предполагаемые ответы: Например, в селе осталось мало или не осталось совсем  людей, помнивших священников,  репрессированных в годы советской власти. А горожане и вовсе могут узнать о новых  мучениках из официальных документов, из информационных листков, газет приходских  храмов. Учитель: Да, ребята, вы правильно рассуждаете.  Вот   конкретный   пример:   есть   село   Молзино,   в   нем   храм,   храм   закрыли,   разрушили, батюшку увезли куда­то и расстреляли. Сейчас уже нет этого села. В начале 1980­х годов жителей  с. Молзино и Хотяиново погоста (соседнего) стали  переселять  в квартиры  на центральной усадьбе совхоза «Акатьевский». Связано это было с разработкой щебёночного карьера   вблизи   Молзино.   Ни   одного   старожила   не   осталось   в   живых.   Прихожане, восстанавливаемого   ныне   храма,   могут   узнать   о   новомученике   Викторе   Смирнове, священнике Храма Рождества Христова, именно в храме, из его истории. В школе на уроках Духовного краеведения Подмосковья мы с вами  знакомимся с историей местных храмов, приходов, монастырей Коломны, новомучеников Коломенских. Сегодня   для   нас   подготовлены   ребятами     сообщения   на   тему   «Русская   Голгофа   на коломенской земле» и сообщение о новомученике  Викторе Смирнове. Обучающийся (сообщение «Русская Голгофа на Коломенской земле»).       В   городе   Коломна   центральные   площади   и     улицы   названы   в   честь   важных исторических    событий  и  лиц   20 века  в истории  России  и нашего города.  Например, площадь  Восстания, Советская, улица  Октябрьской революции,  В.И.Ленина,  Яна Грунта, Н.К.Крупской,  Уманского,  Лазарева,  Дорфа, братьев Сапожковых, Левшина, Козлова… Для того, чтобы реальная историческая память   отражалась в жизни города и горожан, переименовывались древние и старые улицы: Астраханская, Успенская, Поповская. Часто новым улицам   давали   имена российских или коломенских революционеров. Но когда соприкасаешься   с   именами   37   коломенских     новомучеников,   то     только   тогда   встаёт подлинная история жизни города в первой половине 20 века.       Именами новомучеников не названы улицы и площади, но именно их молитвами стоит и процветает наша Коломна и край, как когда­то молитвами великих святых преп. Сергия Радонежского и прп. Митрополита Московского Филарета Дроздова укреплялось Московское княжество и Коломенская епархия.     Когда узнаёшь историю каждого коломенского новомученика, среди которых есть священники, монахини и миряне проникаешься чувством уважения к подлинным героям 20 века, которые не сдавались и были верны своей вере. Что значит быть верным своей вере или   оставаться   христианином   в   атеистическом   государстве,   которое   построили большевики?   Это   значит,   что   принципы   чести   и   совести     новомучеников   были несовместимы с такими понятиями как ложь, обман, предательство. Они не могли себе позволить, как другие их соотечественники­революционеры добиваясь своих целей любыми путями,   не   брезгуя   клеветой,   убийствами,   присвоением   чужого.   Это   значит   быть распинаемым   как  Христос   на  Голгофе,   это значит  у  каждого  новомученика  была   своя Голгофа.   Вот,   например,   судьбы   Мучениц   монахинь   Веры   (Графовой),   Антонины (Степановой)  и послушницы Марии Журавлевой. Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Богородского уезда в семье крестьянина   Харитона   Графова.   В   1903   году   поступила   в   Брусенский   монастырь,   где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что монастырь будет закрыт. После этого жила у верующих людей: сначала в селе, а затем в Коломне, зарабатывая шитьём одеял.  Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил её в недостоверности таких показаний, на что она добавила: «Действительно,   некоторых   монахинь   встречала   в   Покровском   храме,   с   ними   иногда говорила о недостатке продовольствия, дров, длинных очередях ­ всё это за грехи, как сказано в Писании Божием». Вместе с монахиней Антониной (Степановой) послушницу Веру обвинили в том, что они,   «имея   между   собой   связь,   по   общей   договорённости   среди   верующих   проводили систематически   антисоветскую   агитацию   с   использованием   религиозных   предрассудков масс, имеют связь с сосланным за   контрреволюционную   деятельность   бывшим   архимандритом   священномучеником Никоном   (Беляевым),   поддерживают   с   ним   переписку,   занимаются   по   верующим паломничеством, собирают вещи, продукты, деньги и посылают посылками ему в ссылку».  Сестер во Христе приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан. Послушница Вера умерла в ссылке в 1932 году (точная дата смерти не известна)1. Причислена к лику святых новомучеников   20   апреля   2005   года   определением   Священного   Синода   Русской Православной Церкви.  А   вот   монахиня   Антонина   (Степанова)   по   окончании   срока   вернулась   из Акмолинска и поселилась в Коломне. Она была арестована во время массовых гонений, 27 ноября 1937 года, и заключена в коломенскую тюрьму. Следователь   допросил   дежурных   свидетелей,   которые   жили   на   одной   улице   с монахиней.   Они   показали,   что   та   до   революции   была   монахиней   и   сейчас   является монахиней,   так   как   одевается   в   монашеское,   часто   посещает   церковь,   а   зарабатывает пошивкой одеял и одежды, кроме того, она говорила, что отбывала ссылку, и при этом заявляла, что за время ссылки  в Акмолинске всего  насмотрелась, видела,  сколько там погибает   невинных   людей,   которых   туда   большевики   загоняют.   Она   говорила,   что антихристы   только   и   делают,   что   арестовывают   священников,   причем   совершенно невинных, и только за то, что они священники. Вот вам и конституция, в которой написано о полных правах, предоставленных духовенству. Будучи допрошена на следующий день после ареста, монахиня Антонина заявила, что виновной себя в контрреволюционной деятельности не признает. Следователь зачитал показания дежурных свидетелей, на что монахиня ответила, что, хотя и знает этих людей, но никогда с ними на подобные темы не говорила. – Вы уличены в контрреволюционной деятельности показаниями свидетелей и все же продолжаете упорствовать на следствии. Предлагаем вам прекратить свое упорство и 1 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4. ­Тверь, 2006  год, стр. 243­249. приступить   к  исчерпывающим   показаниям   по  существу   данного  вопроса!   –  потребовал следователь. – Я еще раз вам заявляю, что антисоветской деятельности я не проводила, и потому показаний дать по существу данного вопроса не могу, – ответила монахиня Антонина, и на этом допросы были закончены. Через подобные допросы прошли тысячи невинных русских людей.  Вместе   с   ней   была   арестована   послушница   Брусенского   монастыря   Мария. Послушница Мария родилась в 1869 году в селе Городец Коломенского уезда Московской губернии   в   семье   крестьянина   Мартиниана   Журавлева.   В   1886   году   она   поступила   в Успенский Брусенский монастырь, в котором подвизалась до его закрытия в 1920 году, а затем   поселилась   в   Коломне.   В   1932   году   она   была   выселена   из   города,   как   чуждый элемент в безбожном устроении жизни, но через некоторое время самовольно вернулась и поселилась в одной квартире с монахиней Антониной (Степановой), 27 ноября 1937 года они были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму. Были   допрошены   дежурные   свидетели,   соседи   по   улице,   которые   показали,   что Мария до сих пор одевается по­монашески и ходит в церковь; она говорила, что настало тяжелое  время, совсем  замучили  народ налогами  да займами,  сколько  нищих стало  на улицах, разве столько их было; бывало, редко где их увидишь, а сейчас на каждом углу стоят. 1 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Антонину и послушницу Марию к расстрелу. В ожидании исполнения приговора их перевезли в Таганскую тюрьму в Москву.   Монахиня   Антонина   (Степанова)   и   послушница   Мария   Журавлева   были расстреляны 15 декабря 1937 года и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Бутовский полигон стал последним пристанищем для тысяч верующих людей.  Обучающийся представляет презентацию и рассказ о Викторе Смирнове. Наше село Акатьево  расположено недалеко от Хотяинова погоста. Первоначально в некотором отдалении от села Апраксина на высоком холме наши предки возвели храм в начале  XVIII  в. Это место получило название погоста Хотяиново  (погост – небольшое селение в 2­3 дома около сельского храма). Название его происходит от фамилии здешних помещиков Хотяинцевых. Приход её был небольшой: к нему относились с. Молзино и, расположенное чуть дальше, с. Апраксино.  Первое  документальное   упоминание   о  каменной  церкви  относится  к  1715  г.  До революции в храме находился старинный иконостас. К   началу   XIX   в.   церковь   обветшала:   в   стенах   и   своде   появились   трещины, кирпичный   пол   требовал   обновления.   В   1820­х   гг.   были   заново   переложены   и   апсида главного храма и восьмерик над четвериком. В   1868   г.   на   средства   Г.Н.   Львова   выстроена   новая   трехъярусная   колокольня, эклектически сочетающая в себе элементы угасающего классицизма и возрождающегося «русско­византийского»   стиля.   Трапезная   перестроена   и   расширена   на   средства И.В.Щукина и прихожан в начале XX в. В результате многочисленных ремонтов и переделок внутренний и внешний облик храма претерпел значительные изменения. От древних времен сохранились лишь четверик и часть придела св. Параскевы. Протоиерей   Виктор   родился   20   октября   1875   года   в   селе   Ильинское Звенигородского   уезда  в  семье  псаломщика  Павла  Смирнова.   В  1891  году  он  окончил Звенигородское Духовное училище, а в 1898 году ­ Вифанскую Духовную семинарию, по окончании которой поступил учителем в одну из церковноприходских школ Можайского уезда Московской губернии. 7 ноября 1902 года Виктор Павлович был рукоположен во священника к Ильинскому храму в селе Сандыри. Здесь отец Виктор прослужил довольно долгое время ­ до апреля 1930 года, что подтверждается записями в метрических книгах этого   храма.   В   1930   г.   его   перевели   в   храм   Рождества   Христова   погоста   Хотяиново Коломенского   района,   а   в   марте   1934   года   ­   в   Троицкий   храм   селения   Протопопово, вошедшего   теперь   в   состав   города   Коломны.   За   многолетнее   усердное   служение   отец Виктор в 1927 году был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден крестом с украшением, в 1936 году ­ палицей. В   1930   году   за   неуплату   налога   отец   Виктор   был   приговорен   к   трем   месяцам принудительных работ. 27 ноября 1937 года протоиерей Виктор Смирнов был арестован. Следователь   вызвал   двух   людей,   которые   были   хорошо   знакомы   отцу   Виктору.   Оба лжесвидетеля   подписали   протоколы   показаний,   в   которых   оговорили   священника   в проведении активной антисоветской деятельности. Но отец Виктор опроверг их показания и ни в чем себя виновным не признал. В тот же день следствие было завершено и отца Виктора перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 1 декабря тройка НКВД по Московской обл.   по   ст.   58­10   УК   РСФСР   приговорила   его   к   расстрелу   за   «контрреволюционную агитацию   и   высказывание   террористических   настроений».   8   декабря   1937   года священномученик Виктор был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребён в общей безвестной могиле2.  Священномученик Виктор был прославлен 7 мая 2003 г. Память его 8 декабря.  Образ священномученика   Виктора   Смирнова   есть   на   иконе   Собора   новомучеников   и исповедников Коломенских.    Поминается святой на празднике Собора коломенских новомучеников ежегодно 3 мая на торжественной соборной службе в Старо­Голутвине монастыре при участии духовенства и прихожан коломенских храмов. После литургии в этот день совершается торжественный крестный ход с иконами коломенских новомучеников.  Материалы о жизни и подвиге священномученика Виктора представлены на передвижной выставке о коломенских новомучениках. Эта экспозиция уже несколько лет путешествует по приходам, выставочным залам и учебным заведениям г. Коломны. В православной газете «Благовестник»,  на сайте Коломенского благочиния опубликовано житие священномученика.  II. Этап закрепления изученного на уроке. Учитель: ­ Скажите, как называют в Церкви святых, которые были убиты за веру, и тех, которые не боялись   исповедать   ее   перед   мучителями,   претерпев   до   конца   мучение,   умерли   своей смертью?  Ученики: (ответы) ­ Их называют святыми мучениками и исповедниками. ­   Православные   мученики     шли   на   смерть   добровольно.   Уверовав   во   Христа,   они отказывались «поклоняться», следовать коммунистическим идеалам и предавать Христа, хотя осознавали, что за это последует расплата.  Учитель: Что объединяет мучеников и исповедников Христовых? Ученики:  ­ Мучеников и исповедников объединяет кровь, которую они пролили за имя Христово, за распространение Его учения, за стойкость в вере.  ­  И еще, чин мучеников считается перед Богом одним из самых высоких, после пророков.  2 Статья базы данных Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято­ Тихоновского Богословского Института: режим доступа: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans Учитель:  Можем   ли   мы   причислить     священника     Виктора   Смирнова   к   «свидетелям Христовым»? Какие качества христианина доказывают это звание?  Ученики:  ­ Да, можем назвать, потому что греческое слово «мученик» переводиться как «свидетель», а он является новомучеником. ­   Мы   можем   называть   его   «Свидетелями   Христовыми»,   потому   что   он   мужественно, безропотно претерпел страдания, принял мученическую смерть, но не отказался от Христа. ­ Он   не предал Бога и остался ему верным до последней капли крови, до последнего дыхания, проявив при этом подвиг стойкости. Работа в парах:  реши филворд по теме сегодняшнего урока. Вам предлагается задание   с   количеством   букв   в   ответе.   Задача   –     найти   и   вычеркнуть   ответ   в   сетке. разгадывать как по вертикали, так и по горизонтали, по диагонали не надо. Каждая буква принадлежит только одному слову. в с о б б е р а о о в и к р г р о т х р м о л з а н о н и м о в о м у к и н е ч III. Подведение итогов урока. Рефлексия. Заключительное слово учителя: Терпя   великие   скорби,   новомученики   сохранили   в   сердце   мир   Христов,   стали светильниками   веры   для   соприкасавшихся   с   ними   людей.   Будучи   столь   стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце   завет   святого   апостола   Петра:   «Возлюбленные!   огненного   искушения,   для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4, 12­14)3. Дорогие ребята, подошёл к концу наш урок. Все хорошо потрудились, внимательно слушали,   выполняли   задания,   отвечали   на   вопросы   и   представляли   свои   сообщения ­проекты  о новомучениках земли Коломенской. А теперь, заполните, пожалуйста,  листы с таблицами,   которые   лежат   у   вас   на   краю   парты.   Ваша   задача   –   оценить,   что   вам понравилось на уроке, что вызвало затруднения, какое у вас настроение после урока. После того, как вы оцените урок и изученный материал, я предлагаю оценить вашу работу на уроке. На доске прикреплена таблица, на столе у меня лежат смайлики жёлтого, красного и зелёного цвета. Ваша задача – поставить себе оценку за работу на уроке, используя цветные смайлики. Красный – отлично, «5»; жёлтый – хорошо, «4», зелёный – удовлетворительно, «3».  Итак, у нас сегодня только «5» и «4». Молодцы, ребята, поработали хорошо.  Домашнее задание: задания 5­6 на с. 225 – 226.  3 О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века. Деяние юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Интернет­ источник. Режим доступа:  http://www.voskres.ru/golgofa/svyat.htm Что сегодня  усвоили отлично, хорошо, удовлетворительно Какие  вопросы вызвали Ваше отношение к Приложение 1. затруднения содержанию учебного материала (положительное, отрицательное, равнодушное)

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья

Конспект урока по Духовному краеведению Подмосковья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017