Аннотация: В статье анализируется социокультурная проблема интернет-зависимости, ставшая особенно острой в условиях вынужденного перехода время стала острая. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в сочетании с экономическими трансформациями и засильем массовой потребительской культуры нередко приводит к проявлению девиантных форм поведения подростков, связанных с злоупотреблением интернетом и влекущих негативные последствия медицинские (педиатрические), психологические, социокультурные.
Ключевые слова: интернет-зависимость, патологическое использование интернета, веб-серфинг, он-лайн игры.
Феномен интернет-зависимости является относительно новым явлением, но имеет классические признаки, характерные для социальных проблем:
― затрагивает важнейшие подсистемы общества как социальной системы ― культурную, профессиональную, коммуникативную, социальную, психологическую;
― затрагивает интересы различных общественных групп, поскольку имеет значение для широких слоев общества;
― это достаточно распространенное явление, присущее различным социальным группам и слоям общества.
Исходя из этого, интернет-зависимость можно рассматривать как социальную проблему, как явление, которое определяется коллективными субъектами (группами, общностями) как проблемное, а также является результатом деятельности группового сознания, в котором выражаются отношения коллективного субъекта к тем или иным аспектам общественной действительности [8, c. 465].
В зарубежной социологии исследования проблемы интернет-зависимости проходили в рамках нескольких социальных концепций:
― социальной патологии (У. Самнер,Г. Спенсер, А. Смолл);
― социальной дезорганизации (Ф. Знанецкий, У. Томас);
― отклоняющегося поведения (Р. Мертон, Э. Дюркгейм);
― феноменологической социологии (П. Бергер, А. Шютц);
― функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс);
― конфликта (Р. Дарендорф, Г. Спесер).
Перечисленные концепции по направленности исследования можно объединить три группы: первая акцентирует внимание на анализе условий возникновения социальных проблем (теоретики условий), вторая ― изучает субъективные факторы и взаимодействие сознаний, а третья, преодолевая односторонность подхода двух первых групп, анализирует объективные условия и субъективную деятельность.
Родоначальником исследований, посвященных интернет-зависимости, считается К. Янг, в представлении которой это феномен, включающий в себя ряд компонентов: уход в виртуальное общение, эмоциональную зависимость от общения посредством сети интернет и другие.
К. Янг описывает симптомы, характерные для интернет зависимости:
―чрезмерное время, проводимое в Сети;
― увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире;
― ложь, скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве, и вялое функционирование в реальном мире;
― повторяющиеся попытки уменьшить использование Интернета часто оканчивающиеся неудачно;
― изменение настроения посредством использования Сети;
― как результат ― социальная изоляция, увеличивающаяся депрессия, распад семьи, неудачи в учебе, финансовое неблагополучие и потеря работы.
К. Янг также определила виды интернет-зависимости:
― компьютерная зависимость (computeraddiction) ― обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию, другим видам деятельности);
― компульсивные навигаторы Сети (netcompulsions) ― компульсивная навигация по www, поиск в удаленных базах данных;
― перегрузка информацией (informationoverload) ― патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
― киберкоммуникативная зависимость (cyber-relationaladdiction) ― зависимость от социального применения интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
― киберсексуальная зависимость (cybersexualaddiction) ― зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых») [15].
Термин «интернет-зависимость» предложен и описан А. Голдбергом в 1995 г. ― как расстройство поведения в результате использования сети интернет и компьютерных технологий, непреодолимое желания пользоваться Интернетом, которое влечет за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологической сфер деятельности. Так же он выделил нарушение различных видов статуса личности в качестве диагностического критерия и основного симптома этого типа зависимости и совместно с К. Янг разработал опросник для выявления интернет-зависимости.
В 2001 г. А. Холл и Д. Парсонс предложили термин «интернет-зависимое поведение ― «доброкачественное» расстройство, рассматривающееся как компенсация недостатков поведения в реальной жизни.
Стремительное вовлечение в интернет-зависимость все большего количества людей объяснимо плюсами социализирующего влияния Интернета и возможностями управляющей системы образования подключиться к общественному воспитанию и обучению. Это положительные факторы, дающие возможности интенсивной социальной адаптации, развития ребенка, освоения мировой культуры и знания, досуга и спорта, это новые возможности индивидуального доступа к информационным ресурсам всей планеты, развития индивидуальных склонностей и способностей, школа выработки навыков интерактивной мультикультурной коммуникации, средство социальной компенсации и интенсивной психологической защиты и даже реабилитации после различных заболеваний, а также инструментарий наработки ключевых жизненных компетенций, необходимых человеку в его обучении, работе, общественной и семейной жизни [7].
Но негативное влияние интернетизации также велико, как и любые факторы социальной и информационной среды, которые могут приводить к социальной дезадаптации и разрушению здоровья: физического, социального, нравственного, психического.
Зарубежные исследователи выделили варианты интернет-зависимости:
― патологическая увлеченность интернетом как одна из форм зависимого поведения в понимании его как доболезненного расстройства в рамках девиантного (отклоняющегося) поведения;
― синдром интернет-зависимости, за которым скрывается множество других личностных и/или психических расстройств, имеющих определенную нозологическую принадлежность;
― интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды, имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств [7].
В России интернет-зависимость изучается с 2000 г. по направлениям:
― общение посредством сети интернет (виртуальное общение);
― влияние сети интернет на психику, сознание и поведение человека;
― виды, симптомы интернет-зависимости;
― последствия интернет-зависимости для общества.
А.Е. Войскунский, Н.Г. Аристова и другие выделяют симптомы интернет-зависимости, классификация которых несколько схожа с симптомами, предложенными К. Янг. В.Д. Менделевич рассматривает различные типы интернет-зависимых людей. Продолжая исследование В.Д. Менделевича, Ф.А. Саглам дает свою типологию склонных к интернет-зависимости [1, с. 56].
Н.О. Завалишина сократила количество выделенных Ф.А. Саглам типов интернет-зависимых, предложив свою классификацию. В.Д. Аносов и В.Е. Лепской рассматривали негативные информационно-психологические воздействия сети интернет [2, c. 46].
Однако доктор М. Орзак еще в 1996 г. выделила психологические и физические симптомы, характерные для патологического использования интернета (далее ― ПИИ). Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. Физические симптомы: синдром карпального канала (нарушение иннервации кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна [10, c. 24].
Специфическое ПИИ ― это злоупотребление отдельными возможностями интернета: онлайн аукционы, порнография, биржи, магазины, тематические форумы и т.п. В этом случае увлечение именно Интернетом вторично; исходной является ранее существовавшая «страсть», которая находит новую форму реализации. Генерализованное же ПИИ ― это скорее, следствие недостатка социальной поддержки от семьи или друзей и/или социальной изоляции. Оно выражается в длительном «зависании» в Интернете ― нередко в формах бесцельного времяпрепровождения: многочасовых переговорах в чатах; многоразовой за день проверке электронной почты; в ответах на сообщения на досках объявлений, форумах; в навязчивом веб-серфинге (беспорядочные переходы с сайта на сайт); в разнообразных онлайн-играх и играх по Сети. Анонимность и безопасность социального взаимодействия в Интернете, возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы “Я”); чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям, ― все это создает иллюзию неограниченной коммуникации, собственной самодостаточности и успешности. И вот то, что раньше было интересным в реальном мире, перестает таковым быть; человек в конечном счете изолируется от друзей, предпочитая им друзей виртуальных; отмечается и связанное с этим чувство вины, ложь о количестве времени, проводимом в Cетях. А необходимость лгать и «виноватиться», сопровождаясь неприятными переживаниями, способствует отчуждению ранее близкого круга общения.
Социальные последствия весьма печальны для интернет-зависимых: они не способны справляться с повседневными проблемами, не способны поддерживать личностные отношения, общаться с друзьями и близкими. Остро стоит вопрос обеспечения информационной безопасности личности, сохранения ее психофизиологического здоровья и поиска эффективных механизмов решения данной проблемы [10, c. 24].
Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него, т.е. интернет-аддикция, по данным различных исследований, характерны сегодня примерно для 10% компьютерных пользователей во всём мире.
Нередко интернет-зависимость рассматривается, как обычная поведенческая зависимость (то есть не химическая), наряду с такими ее видами, как игромания, трудоголия или пищевые зависимости, и единственное отличие от других поведенческих зависимостей в том, что она связана с использованием интернета. Сама по себе интернет-зависимость может быть определена как навязчивое желание войти в сеть, блуждать по интернету иногда совершенно бесцельно (навязчивая навигация ― это так называемая компульсивная деятельность) и нежелание, выходить из нее. Кроме того, происходит уход от реальности, человек перестает выполнять функции, которые были присущи ему в обыденной жизни, и ― что очень важно ― происходит его социальная дезадаптация, нарушаются общественные связи: меньше общения с семьей, с реальными друзьями и это, наверное, самое тяжелое последствие интернет-зависимости, когда человек полностью обрывает связи с реальным миром и с головой уходит в мир виртуальный [9, c. 98].
Если подходить к интернет-зависимости с точки зрения педагогической психологии, то это, прежде всего, виртуальное обучение (дистанционное обучение). Здесь, помимо увеличения риска формирования интернет зависимости появляется отдельная проблема ― мировоззрение человека в виртуальном мире, формирование особенностей взглядов на мир выпускников виртуальной школы, личностных черт, целей и ценностей [9, c. 98].
В работе А. Егорова, Н. Кузнецова и Е. Петровой рассматриваются особенности личности интернет-зависимых подростков 13–15 лет:
― подростки с признаками интернет-аддикции существенно отличаются от неаддиктивных сверстников как по чертам характера, так и по способности к общению, самооценке и структуре самоотношения;
― отмечается относительное преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет-аддиктов (уход от реальности свойственен шизоидам);
― значительная часть испытуемых обладала истероидной акцкентуацией; видимо, это та часть истероидных подростков, чьи потребности во внимании и признании фрустрированы в реальности, и они стремятся к реализации свих истероидных черт в виртуальном мире;
― у интернет-зависимых подростков в целом наблюдаются проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир. Эти особенности одновременно являются факторами риска социальной дезадаптации и перехода в химические формы аддиктивного поведения: у интернет-аддиктов обнаружена повышенная склонность к алкоголизации и наркотизации [цит. по: 10, c. 25].
У подростков интернет-зависимость формируется быстрее и проявляется более остро, чем у зрелых людей, приводит к формированию у них целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом.
Пожалуй, главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что они становятся потерянными для общества: виртуальное общение является преобладающим в их жизни, поскольку в социальной сети все просто: напечатал сообщение, отправил его, получил ответ; постепенно подросток отвыкает от человеческого общения, незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети [5, c. 281].
Формирование интернет-зависимости осуществляется в несколько этапов:
1-й этап ― этап риска развития интернет-зависимости;
2-й этап ― этап сформированной интернет-зависимости (эмоционально-волевые нарушения, психическая зависимость);
3-й этап ― этап тотальной интернет-зависимости (психическая и физическая зависимость, синдром актуализации компульсивного влечения) [11, c. 45].
Рассматриваемый тип зависимости проявляется в желании постоянного присутствия в виртуальном мире (игровом или коммуникативном), пренебрежении реальными социальными связями, ослаблении познавательной, творческой активности, усилении пассивной, не перерабатывающей информацию форме активности сознания. В частности, в Китае, Южной Корее и на Тайване интернет-зависимость ― это медицинский диагноз, а злоупотребление интернетом воспринимается как общенациональный кризис, поскольку ей подвержены десятки миллионов человек. При этом время пребывания человека в игре не является определящим для развития негативных последствий (таких как тревожность, потеря контроля и др.), а в большей степени связано с принадлежностью к некой группе риска. В таком состоянии человек пребывает в переломные этапы жизни (в том числе подростковый возраст, взросление), в «пограничных ситуациях», связанных с переживанием страха смерти, утраты близких и др. «Пограничные ситуации» заставляют человека не только острее ощутить свое одиночество, абсурдность мира, в котором жизнь неизбежно приносится в жертву смерти, но и искать выход из этой ситуации. Аддикторы находят выход в виртуальном мире, где смерть героя не является окончательной, где мир полон ярких красок, острых переживаний, где допустимо выплеснуть накопившуюся агрессию, боль, преодолеть эмоциональное расстройство, страх. Но процесс замыкается: депрессии, тревожные состояния подростка подталкивают его к формированию аддикции, а вовлеченность и зависимость от интернета и игр в свою очередь только повышает эти состояния (тревожность усиливается). То есть преодоление проблемы через симуляцию ее решения не приносит положительной реакции, а напротив ― усугубляет проблему [3, c. 8].
Интернет-зависимость является проблемой мирового масштаба. На сегодняшний день интернет-зависимыми считаются 10% пользователей интернета в мире. Причиной этому является высокоскоростное распространение доступа во всемирную паутину и развитие мобильных телефонов. В 2016 г. Россия находилась на первом месте по количеству пользователей сети интернет, в среднем каждый россиянин проводит в интернете 23 часа. Именно поэтому эксперты включают интернет-зависимость в разряд серьезных психических заболеваний. А поскольку основными пользователями интернета являются люди от 15 до 23 лет включительно, большая часть из которых подростки и студенты, становится важным изучение и психологическая характеристика интернет-зависимости названной категории пользователей [4, c. 24].
Самая главная проблема современного общества состоит в том, что многие люди становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без нее. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают о каждодневных делах и обязанностях, а также про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, они начинают тратить свои деньги на платные интернет-ресурсы, причем иногда абсолютно не осознавая этого. Острая тяга к пользованию интернетом становится своего рода болезнью, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, а также скрытых комплексов и трудностей в общении [6, c. 50].
Используя интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Больше всего зависимости от интернет-общения подвержены подростки застенчивые, неуверенные в себе с присутствием комплекса неполноценности, а также ведущие достаточно скучный образ жизни. Посредством нахождения в сети они повышают свою самооценку, пытаясь выдать информацию, представленную на своей интернет-странице, за действительную, некоторые настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать личных встреч и общения, чтобы не разрушить сложившееся о себе мнение.
Баева Л.Г. полагает, что причины интернет-зависимости подростков имеют два аспекта: экзистенциально-ценностные и социальные. Источником формирования интернет-зависимости могут являться экзистенциальные проблемы личности, а именно ощущение одиночества, неуверенности, покинутости, отчужденности, которое человек стремится преодолеть через виртуальные средства. Социальные факторы формирования аддикций также имеют существенное значение: это стремление к коммуникации с другими, социализация, которая в условиях высокотехнологичного общества перемещается в информационное пространство. Если современный молодой человек не принимает эти условия (самостоятельно делая такой выбор или под запретом родителей), то неизбежно оказывается в изоляции, поскольку большинство молодых людей принадлежат интернет-поколению, играют в видеоигры, общаются в социальных сетях. Виртуальная коммуникация в силу дистанционности позволяет человеку быть одновременно в нескольких местах (физически он присутствует в одном месте, мысленно ― проводит время в другом). Находясь в неблагоприятных социальных условиях, ощущая свою невостребованность окружающими, испытывая трудности в реальном общении, человек ищет взаимодействия с виртуальными друзьями и партнерами, что формируется у современного поколения в новую социальную потребность. Большинство геймеров и аддикторов имеют проблемы с реальным общением, хотя это не является общим правилом. В современных условиях гиперактивные и сверхобщительные люди находят реализацию для себя также в виртуальном взаимодействии, собирая множество «друзей», «последователей», читателей своих блогов, мессенджей в сетях. Однако перемещение внимания, интересов, круга знакомых и друзей в виртуальные сообщества постепенно ослабляет реальные социальные связи, вырывает человека из привычной социализации, его социальный круг сокращается, он становится более замкнутым на себе и предпочитает реальным встречам с людьми интернет-сеансы или игры. Наиболее значимые субъективные факторы связаны с психологическими, экзистенциальными, личностными особенностями, к объективным факторам следует отнести социальные, культурные и экономические [3, c. 15–16].
Потенциальными аддикторами, относящимися к группе риска, как правило, выступают люди, склонные к иным видам зависимости (алкогольной, наркотической, азартным играм), имеющие расположенность к депрессиям, фобиям, а также испытывающие трудности в социальной сфере, в реализации саморазвития. Переход вовлеченности в формы аддикции усиливается при наличии экзистенциальных, социокультурных и психологических факторов. В то же время формирование интернет-игровой зависимости становится и следствием развития общества потребления, рекламы игровых и медийных товаров, навязанных со стороны производителей информационных продуктов и ресурсов потребностей. Это говорит о том, что решение проблемы лежит в различных плоскостях: правовой, регулирующей деятельность продавцов интернет-услуг и игровых продуктов; социальной, культурной, межличностной, а также в плоскости медицины, психологии и воспитания [3, c. 18].
Е.С. Ушакова полагает, что к микросоциальным факторам формирования интернет-зависимости у подростков относятся: социальное одиночество, низкий самоконтроль и синдром дефицита внимания и гиперактивности, а среди факторов, препятствующих развитию интернет-зависимости, значимыми являются высокий самоконтроль и вовлеченность в разные виды социальной активности: трудовой, познавательно-творческой, общественной, политической. Ключевыми личностными диспозициями, влияющими на формирование интернет-зависимости, являются:
― социально-психологическая адаптированность человека ― комплекс личностных черт, отражающих качество и содержание взаимодействия личности с социумом (социально-психологическая адаптация, социальная фрустрированность);
― саморегуляционный статус ― уровень и качество психической регуляции личностью своего функционального состояния (стиль саморегуляции);
― патопсихологические особенности и состояния, затрудняющие жизненное функционирование (акцентуации характера, склонность к депрессии) [11, c. 50].
Выводы
Феномен интернет-зависимости с точки зрения консенсусного подхода, в синтезе разнообразных концепций и подходов, позволяет рассматривать эту социальную проблему как результат возникновения различных социальных явлений и ситуаций.
В настоящее время интернет-зависимость стала острой социокультурной проблемой: стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, массовая потребительская культура, социально-политические и экономические трансформации, а также смена установок и ценностей, приводят к появлению девиантных форм поведения у подростков.
Риски злоупотребления интернетом у подростков: медицинские (педиатрические), вплоть до инвалидизации и смерти; психологические (виртуализация реальности на индивидуальном восприятии и восприятия виртуальности как реальности, возникновение клипового, мозаичного, хаотичного мышления, не имеющего опоры на действительность, преобладание зрительно-слухового восприятия над аналитической, синтетической, интегративной функциями высшей нервной деятельности); социокультурные (расстройства социальной адаптации).
Родителям важно не запустить использование компьютера и интернета до зависимости, ведь стиль семейного воспитания является важной составляющей коммуникации ребенка со взрослым.
Литература
1. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ. Сер. 14. Вып. 4. ― 2002. ― 167 с.
2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова; под ред. А.Е. Войскунского. ― М.: Наука, 2000. ― 438 с.
3. Баева, Л.В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет-игровой зависимости (IGD) / Л.В. Баева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. ― 2016. ― № 1 (11). ― С. 7–19.
4. Барскова, К.Р. Психологическая характеристика интернет-зависимостми у подростков / К.Р. Барскова, Т.Т. Щелина // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (Арзамас, 09–10 декабря 2015 г.). ― Арзамас: Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, 2016. ― С. 24–28.
5. Захарченко, О.А. Влияние социальных сетей на общество / О.А. Захарченко, Д.И. Онищенко, И.В. Азаров // Прошлое, настоящее и будущее российской цивилизации: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Ставрополь, 28–-29 апреля 2015 г.). ― Ставрополь: Фабула , 2015. ― С. 280–282.
6. Иванова, Т.В. Интернет-зависимость как проблема современного общества / Т.В. Иванова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. ― 2014. ― № 24. ― С. 49–53.
7. Интернет зависимость. Подробно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctornik.ru/internet-zavisimost-podrobno (дата обращения: 05.10.2019).
8. Климес, В.С. Интернет-зависимость как социальная проблема: историографический обзор / В.С. Климес // Современные научные исследования и разработки. ― 2017. ― №7 (15). ― С. 465–467.
9. Мустафьева, Н.г.Ф. Социальные аспекты интернет-зависимости / Н.г.Ф. Мустафьева // Национальный психологический журнал. ― 2012. ― № 2. ― С. 95–99.
10. Соломина, Л.Ю. «Живущие в Сети»: интернет-зависимость как современная социально-психологическая проблема / Л.Ю. Соломина // XV Вишняковские чтения. Втузовская наука в развитии промышленной и социальной сферы региона: материалы международной научной конференции (Бокситогорск, 30 марта 2012 г.). ― СПб: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2012. ― С. 23–26.
11. Ушакова, Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества / Е.С. Ушакова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. ― 2014. ― № 1 (4). ― С. 44–51.
12. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.