Методические рекомендации к проведению урока
Тема урока: Интервальная таблица частот. Гистограмма
Тип урока: урок закрепления знаний
Цели обучения:
8.3.3.2
представлять данные интервальной таблицы частот в виде гистограммы частот;
Цели урока:
Учащиеся по данным интервальной таблицы строят гистограмму, и наоборот, по гистограмме заполняют интервальную таблицу частот.
Структура урока
1. Организационный момент. Целеполагание.
2. Повторение.
3. Построение таблицы по гистограмме.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Теоретический материал к уроку, определения к понятиям и др.
Частота есть площадь столбца (прямоугольника), ось абсцисс – плотность частоты. Так как площадь прямоугольника равна произведению его ширины и длины, то получим формулу:
Частота= длина интервала ´ плотность частоты.
Далее учитель совместно с учащимися подводит итоги о гистограмме.
Гистограмма применяется для изображения данных, представленных в виде интервального ряда. Для построения гистограммы с одинаковыми интервалами на оси абсцисс отмечается значение переменной, а на оси ординат можно взять абсолютную или относительную частоту, а при построении гистограммы с различными интервалами на оси ординат берется плотность частоты, а частота будет площадью столбца.
Учащимся демонстрируются отличия столбчатая диаграммы и гистограммы.

Пример 1. На гистограмме показана информация о количестве проданных книг в определенном магазине в субботний день:

Заполните таблицу, используя гистограмму:
|
Стоимость (в тысячах тенге) |
Частота |
|
0 < P |
|
|
5 < P |
|
|
10 < P |
|
|
20 < P |
|
Решение: Частота – площадь прямоугольника, поэтому для ее нахождения необходимо перемножить его ширину и высоту, например, площадь 1-го столбца (частота) равна 8*5=40.
|
Стоимость (в тысячах тенге) |
Частота |
|
0 < P £ 5 |
40 |
|
5 < P £ 10 |
60 |
|
10 < P £ 20 |
56 |
|
20 < P £ 40 |
32 |
Пример 2.
Частично заполненная таблица и частично построенная гистограмма показывают вес различных машин.
а) Используя информацию, данную на гистограмме, дополните таблицу.
|
вес (w) кг |
частота |
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
4 |
b) Используя информацию в таблице, достройте гистограмму.

При выполнении
таких заданий, необходимо обращать внимание прежде всего на интервалы.
Например, в указанном примере для интервала
имеется
информация и в таблице, и в гистограмме. Частота – 16, длина интервала – 1000,
тогда плотность частоты равна 16/1000=0,016. После нахождения высоты столбца
(0,016), можно определить масштаб оси плотности частоты. Значение 0,016 равно
40 клеткам по вертикали, то есть одна клетка по вертикали - это 0,0004. Тогда
если высота столбца
равна 50 клеткам, то
соответствующая плотность частоты равна 0,0004*50=0,02. А частота 0,02*1000=20
и т.д.
Инструкции к демонстрациям и технике безопасности.
Демонстрация материала осуществляется с помощью презентации PowerPoint. Слайды презентации содержат анимации, которые позволяют поэтапно вывести на экран решения и ответы к предложенным заданиям. Поэтому при показе презентации следует делать паузы после демонстрации заданий и постановки вопросов, давая учащимся время на их выполнение и обдумывание ответов.
Дополнительные методические рекомендации по организации урока.
Структура и организация урока нацелены на продуктивную деятельность учащихся, не допуская пассивного восприятия материала. В связи с этим учителю необходимо задавать учащимся вопросы высокого порядка, наталкивая их на «открытие» и освоение нового материала, при этом выдерживая паузы, необходимые для обдумывания.
Дополнительные разноуровневые (на дифференциацию) задания.
Базовый уровень
№1. В соревнованиях по футболу между различными командами было забито 185 голов. В таблице показана информация о временных интервалах забитых голов.
|
Временной интервал (в минутах) |
Кол-во забитых голов |
|
|
9 |
|
|
21 |
|
|
46 |
|
|
75 |
|
|
34 |
а)
Гистограмма должна отображать заданную информацию. Известно, что для интервала
его плотность частоты равна 3,0. Дополните
гистограмму.

Плотность
частоты
b) Найдите количество голов, забитых в первые 20 минут игры.
Продвинутый уровень
№2. На определенном участке дороги на скорость автомобиля установлено ограничение 45 км/ч. В ходе наблюдения на данном участке дороги фиксировалась скорость 100 автомобилей. Информация об этих скоростях представлена в таблице.
|
Зафиксированная скорость (х, км/ч) |
|
|
|
|
|
|
Кол-во автомобилей |
15 |
24 |
22 |
30 |
9 |
а) дополните гистограмму.

Плотность
частоты
Скорость (х, км/ч)
b) Найдите количество автомобилей, которые превысили установленное ограничение скорости.
Рекомендации по формативному оцениванию.
Формативное оценивание производится на каждом этапе урока (самооценивание, оценивание учителем по критериям). Оценка путем наблюдения за вовлечением учеников в работу при выполнении заданий и за участием в диалогах. Прогресс, ответную реакцию на задания в парах, в группах необходимо отслеживать для того, чтобы оценить вклад каждого ученика и выявить наличие ошибок для их дальнейшей коррекции.
Ответы, критерии к заданиям, дополнительные материалы к уроку.
Ответы к заданиям будут полезны для организации самооценивания или взаимооценивания учащихся.
Ответы к приложению 1.
1-ошибка: между столбцами не должно быть зазоров;
2-ошибка: не верно определены границы интервалов, верно вот так: [4,5; 9,5), [9,5;12,5), [12,5;15,5), [15,5;18,5), [18,5;28,5), так как высота берез – непрерывная величина. Если интервал 5-9 м взят с округлением, то на самом деле он равен [4,5;9,5).
3-ошибка: Так как эти интервалы различны по длине, то по оси ортинат должны рассматриваться не частоты, а плотности частот.
Ответы к приложению 2.
№1.
|
Стоимость (в тысячах тенге) |
Частота |
|
0 < P £ 5 |
40 |
|
5 < P £ 10 |
60 |
|
10 < P £ 20 |
56 |
|
20 < P £ 40 |
32 |
№2.
|
Вес (w) кг |
Частота |
|
|
16 |
|
|
20 |
|
|
20 |
|
|
14 |
|
|
12 |
|
|
4 |

Ответы к приложению 3.
№1. Частота=8; длина интервала
= 5 ![]()
Плотность частоты = 8:5=1,6
Масштаб оси плотности частоты = 1,6:40=0,04 (1 единица)
Частота интервала
равна 6. Плотность
частоты = 6:10=0,6
0,6:0,04=15 единиц.

№2.
![]()
![]()
![]()
№3. 46,075
№4. a)
- частота 19;
- частота 24. b) 0,42
№5. b) ![]()
Критерии оценивания к каждому блоку заданий прописаны в приложениях к уроку, а также указаны в краткосрочном плане.
Список полезных ссылок и литературы.
Мордкович А.Г., Семенов В.П. События, Вероятности. Статическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7–9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозима, 2009.
Ткачева М.Ф., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
Бродский Я.С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика. – М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008.
Макарычев Ю. Н.Алгебра : элементы статистики и теории вероятностей : учеб. пособие для учащихся 7—9 кл. общеоб–разоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк; под ред. С. А. Теляковского.— 3–е изд.— М. : Просвещение, 2005.
|
http://5klass.net/algebra–9–klass/Osnovy–statistiki/020–Poligon–raspredelenija–dannykh.html
http://x–uni.com/matematika/7klass/uchebniki/sobitiya–veroyatnosti–statisticheskaya–obrabotka–dannih–aalgebra–7–9–klass–mordkovich–a–g–semenov–p–v–2008
|
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98704116
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.