Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 57»
г. Осинники, Кемеровской области.
Интонационные упражнения для развития ладового слуха в миноре
/дидактический материал/ для работы на уроках сольфеджио с учащимися 1 – 7 классов
музыкальных отделений ДМШ и ДШИ
Подготовила:
Костюничева Ольга Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин высшей категории
Осинники
Интонационные упражнения для развития ладового слуха в миноре.
Ладовый слух у учащихся развивается особенно активно и целенаправленно на основе таких форм работы, которые требуют осмысления музыкального материала.
Особо способствуют осознанию ладовых взаимоотношений и развивают интонационную сторону ладотонального слуха интонационные упражнения.
Активное, самостоятельное осмысление ступеневых соотношений и пение различных элементов лада (ступеней, интервалов, аккордов) в разных тональностях развивает и закрепляет слуховые представления как об отдельно звучащих элементах, так и их сочетаний в различных мелодических и гармонических оборотах.
Такие упражнения формируют логическое ладовое мышление, создают основу для слухового анализа, чтения с листа и музыкального диктанта.
Настоящие упражнения предназначены для групповой и индивидуальной работы на уроках сольфеджио в разных минорных тональностях.
Включают три вида интонационной работы:
– цепочки ступеней;
– последовательности интервалов на ступенях лада; – последовательности аккордов в ладу.
Материал расположен по нарастающей степени сложности: от диатоники – к ладовой альтерации, хроматизму, отклонениям, модуляции.
«Мозаичный» принцип расположения упражнений позволяет составлять различные, не повторяющиеся сочетания последовательностей:
– для учащихся разных классов;
– для индивидуальной дифференцированной работы учащихся с разным уровнем возможностей в рамках одной группы;
– для параллельного и последовательного освоения ступеневых, интервальных и аккордовых интонационных сложностей.
Рекомендуемые формы работы.
Цепочки ступеней:
– групповое и индивидуальное пение с названием номеров ступеней в удобной тональности;
– групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной тональности;
– индивидуальное пение ступеней в группе «по цепочке» /по очереди/;
– использование материала для слухового анализа; и др.
Последовательности интервалов на ступенях лада:
– групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной тональности;
– пение и последующее разрешение каждого интервала;
– пение одного из голосов с одновременным проигрыванием другого;
– пение двумя группами методом «наслоения» голосов;
– пение двумя группами в гармоническом звучании (двухголосие);
– использование материала для слухового анализа; и др.
Последовательности аккордов в ладу:
– групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной тональности (мелодически);
– пение одного из голосов с одновременным проигрыванием других;
– пение группами методом «наслоения» голосов;
– пение группами в гармоническом звучании; – использование материала для слухового анализа; – игра в разных тональностях. и др.
Спеть цепочку ступеней:
I V IV II III I VI V III I
Спеть последовательность интервалов:
6 5 4 3 5 6 4 5 I I I I V V II I
Спеть последовательность аккордов:
t53-D6-t53-t6- s53-t64-s6-t64-D53-t53-s64-t53
Спеть цепочку ступеней:
III I V III VI IV V VII# II I
Спеть последовательность интервалов:
4 5 6 4 3 3 6 6 V IV III II II I VI V
Спеть последовательность аккордов:
t6- D64- t53- s6- t64- D53- D6- t53- s64- t53
Спеть цепочку ступеней:
I VII VI I VI V I IV III V II I
Спеть последовательность интервалов:
б3 4 4 3 6 5 б6 8 V V III III VII# I II I
Спеть последовательность аккордов:
t53-s64-D6-t53-s6-k64-D7-VI53-D6t53-s64-t53
Спеть цепочку ступеней:
V VI V III I VI VII# I IV III V I
Спеть последовательность интервалов:
4 ув.4 6 4 ум.5 3 2 6 V IV III II VII# I IV III
Спеть последовательность аккордов:
t53- D64-t6- s53-t64-D7- D2-t6-t53-s64-D65-t53
Спеть цепочку ступеней:
I V III VI V VII# II IV III V II I
Спеть последовательность интервалов:
2 ув.4 6 3 4 6 5 3 IV IV III VI VI V II III
Спеть последовательность аккордов:
t6-D43-t53- s53-D2-t6- s53-k64-D7 -VI53-D65-t53
Спеть цепочку ступеней:
I II VII# I V VI# VII# I III II V I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
t53-II7-D43-t6-s53-II65-D2-t6-УмVII7-D65-t53-II2-t53
Спеть цепочку ступеней:
I VII# V I II IV III VI V III VII# I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
t6-s53-II65-D2-t6-D65→III53-D43-t53-II43-k64-D7-t3
Спеть цепочку ступеней:
I II III V VII# I VIIH VI V IV III I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
t53-УмVII7-D65-t53-D2→s6-II43-D7-D2-t6-D43-t53
Спеть цепочку ступеней:
I V VI V VI# VII# III II I IV V I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
t53-t6-D65→s53-D65→D53-D65→VI53-II43-D7-t3-II2-t53
I V VII# II I III V IV# V VI VII# I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
t53-II2-УмVII7-t53-III64-D43→VI53-D43→s53-II65-D2-t6
Спеть цепочку ступеней:
I III II IIb I V IV# IV III V VI# VII# I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
t53- t6 -II7-D43-t53=VI53-S6-S6г- II43г-К64- D7-T3- S64г -T53
I V VI V IV# V II III VII# I IV IV# V I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
t6-II7-D43-t53-D2→s6=II6-II65-K64-D7-T3-II2-МVII7-D65-T53
V III VII# I II IV# V I VIIH VI V II IIbI
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
t53-УмVII7-t53-D43-t6 -D65→s53-D2-t6=s6г-II43г- К64-D7 -T53
V VII# I IIb II III I IV IV# VI V III II I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
t53- t6 -II7-D43-t53=d53-D7-VI53- II43-k64- D7-t3-УмVII7 -t53
I VII# VII VI# VI V III II IV IV#V III
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
t53-II2-t53-III64-D43→VI53=S53-II65-II65г-К64-D7-T3-УмVII7 -T53
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.