Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 57»
г. Осинники, Кемеровской области.
Интонационные упражнения для развития ладового слуха в мажоре
/дидактический материал/ для работы на уроках сольфеджио с учащимися 1 – 7 классов
музыкальных отделений ДМШ и ДШИ
Подготовила:
Костюничева Ольга Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин высшей категории
Осинники
Интонационные упражнения для развития ладового слуха в мажоре.
Ладовый слух у учащихся развивается особенно активно и целенаправленно на основе таких форм работы, которые требуют осмысления музыкального материала.
Особенно способствуют осознанию ладовых взаимоотношений и развивают интонационную сторону ладотонального слуха интонационные упражнения.
Активное, самостоятельное осмысление ступеневых соотношений и пение различных элементов лада (ступеней, интервалов, аккордов) в разных тональностях развивает и закрепляет слуховые представления как об отдельно звучащих элементах, так и их сочетаний в различных мелодических и гармонических оборотах.
Такие упражнения формируют логическое ладовое мышление, создают основу для слухового анализа, чтения с листа и музыкального диктанта.
Настоящие упражнения предназначены для групповой и индивидуальной работы на уроках сольфеджио в разных мажорных тональностях.
Включают три вида интонационной работы:
– цепочки ступеней;
– последовательности интервалов на ступенях лада; – последовательности аккордов в ладу.
Материал расположен по нарастающей степени сложности: от диатоники – к ладовой альтерации, хроматизму, отклонениям, модуляции.
«Мозаичный» принцип расположения упражнений позволяет составлять различные, не повторяющиеся сочетания последовательностей:
– для учащихся разных классов;
– для индивидуальной дифференцированной работы учащихся с разным уровнем возможностей в рамках одной группы;
– для параллельного и последовательного освоения ступеневых, интервальных и аккордовых интонационных сложностей.
Рекомендуемые формы работы.
Цепочки ступеней:
– групповое и индивидуальное пение с названием номеров ступеней в удобной тональности;
– групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной тональности;
– индивидуальное пение ступеней в группе «по цепочке» /по очереди/;
– использование материала для слухового анализа; и др.
Последовательности интервалов на ступенях лада:
– групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной тональности;
– пение и последующее разрешение каждого интервала;
– пение одного из голосов с одновременным проигрыванием другого;
– пение двумя группами методом «наслоения» голосов;
– пение двумя группами в гармоническом звучании (двухголосие);
– использование материала для слухового анализа; и др.
Последовательности аккордов в ладу:
– групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной тональности (мелодически);
– пение одного из голосов с одновременным проигрыванием других;
– пение группами методом «наслоения» голосов;
– пение группами в гармоническом звучании; – использование материала для слухового анализа; – игра в разных тональностях. и др.
Спеть цепочку ступеней:
I V IV II III I VI V VII I
Спеть последовательность интервалов:
3 4 5 6 8 7 3 6 7 6 5 I VII VI VI V V I I VII VII I
Спеть последовательность аккордов:
T53- D6-T53-T6- S53-T64- D53-T53- S64-T53
Спеть цепочку ступеней:
III I V III VI IV V VII II I
Спеть последовательность интервалов:
2 6 5 2 3 4 6 7 5 7 5 IV III III VI V IV III II II VII I
Спеть последовательность аккордов:
T53- D64-T6-T53- S53- S6- D53-T53-S64-T53
Спеть цепочку ступеней:
V VII II I V II VII I VI V III I
Спеть последовательность интервалов:
4 5 6 6 4 3 8 3 4 6 5 6 V IV IV III II I I VI VI V V III
Спеть последовательность аккордов:
T53- D6-T53- S6-T64-S53- D53-T53- S64-T53
Спеть цепочку ступеней:
I VI VII I VI V I IV III V II I
Спеть последовательность интервалов:
5 3 2 6 6 5 3 4 3 5 2 4 I IV IV IV III V VII VII I VI VI V
Спеть последовательность аккордов:
T53-T6-D64-T53-S6-K64-D7 -T3-S64-T53
Спеть цепочку ступеней:
V VI V III II VI VII I IV III V I
Спеть последовательность интервалов:
3 4 6 5 6 4 5 6 4 5 7 5 I II III V IV IV III III III II VII I
Спеть последовательность аккордов:
T53- S64- D6-T53-S6-K64- D7-T3- S64-T53
Спеть цепочку ступеней:
Спеть последовательность интервалов:
4 2 4 5 6 6 4 3 8 3 4 6 5 6 V VIb V IV IV III II I I VI VIb V V III
Спеть последовательность аккордов:
T53- D65-T53-T6-S53Г- D2-T6- D64- D43-T53
Спеть цепочку ступеней:
I V I VI VIb V VII III II VIb V I
Спеть последовательность интервалов:
5 4 4 ум5 3 6 5 6 5 6 7 3 I III ум II III VII I VI ув V V I
Спеть последовательность аккордов:
T6-D43-T53-S64-МVII7-D65-T53-S53-D2-T6
Спеть цепочку ступеней:
VII I III V III VIb II V VII VIb V I
Спеть последовательность интервалов:
3 4 6 5 6 4 5 6 ум4 ум5 ум7 5 I II III V IV IV III III III II VII I
Спеть последовательность аккордов:
T53-S6-D6-T53-S53-D2-T6-УмVII7-D65-T53
Спеть цепочку ступеней:
I II VI II VIb V III I IV VIb III I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
T53-МVII7-УмVII7-D65-T53-S6Г-K64-D7-T53
Спеть цепочку ступеней:
V III I VI V VIb V II IV VII III I
Спеть последовательность интервалов:
Спеть последовательность аккордов:
T53-II7-D43-T6-D65 →S53-II65-K64-D2-T6-S64Г-T53
Спеть цепочку ступеней:
I VIIb VIb V IV VIb V II IV III VII I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-II2Г-УмVII7-T53-D43 →VI53-II43Г-K64-D7-D65-T53
Спеть цепочку ступеней:
I VI VIb V VII I III IV VIb V II I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-D65-T53-D65 →II53-D43-T53-D2 →S6-II43Г-D7-T53-II2Г-T53
Спеть цепочку ступеней:
III V I VII VI VIb V III IV IV# V I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T6-D65 →S53 -D43 →II53-D43-T53-D2 →D6-D65-T53-II2-T53
Спеть цепочку ступеней:
I VII I III II# III V IV# V VII III I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-II7-D43-T6-D65→S53Г-D7-VI53= s53-II65-k64-D7-t53
I II IIb I V IV# V IV III VI VIb V VII I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-T6-D43→II53-D43-T53=S53- s53г-II65г-K64-D7-T53-II2-T53
I V V# VI III IIIb II IV# V VII II IIb I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-MVII7-УмVII7-T53-D43→VI53=II53-D43-T53-II2-D65-T53
III V I I# II II# III VII VIIb VI II V I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-УмVII7 -D65-T53-T6=S6-S6г-II43г-K64- D7-T3 -II2г-T53
Спеть цепочку ступеней:
V VIb V III II# III I VIIb VIb V IV# V I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T6-II7- D43-T53- D2→S6=T6-II7-D43-T53- II2-УмVII7-T53
Спеть цепочку ступеней:
I II IIb I IV IV# V II II# III VII V I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
T53-D43-T6- D65→III53- D7→VI3=t53 -II43-k64-D7-УмVII7 -t53
Спеть цепочку ступеней:
I VIb V IIb I IV# V III V II# III V I
Спеть последовательность интервалов с разрешением:
Спеть последовательность аккордов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.