Интродукцию растений принято делить на общую и прикладную. Цель общей интродукции - разработка теоретических основ поиска и методов привлечения исходного материала; познание видового потенциала, его локализации и взаимоотношения с другими видами в пределах ареала; создание интродукционного фонда; изучение экологической пластичности и адаптивных возможностей растений в новых условиях выращивания. В изучение должно вовлекаться возможно большее число видов и форм растений с тем, чтобы полнее оценить видовой потенциал для использования его в интродукции.
Интродукция и акклиматизация растений
Под интродукцией растений следует понимать целеустремленную деятельность человека
по введению в культуру в данном естественноисторическом районе новых родов, видов,
сортов и форм растений или перенос их из природы в культуру. На заре земледелия
окультуривание диких растений происходило путем пересадки их с одного места на другое
одного и того же района. Впоследствии дикие растения привозились из других, более
отдаленных районов или даже из заморских стран. Широкий размах интродукция растений
получила после великих географических открытий в конце XVI в. Многие из них нашли в
Европе вторую родину (томат, персик, кукуруза, георгины, хризантемы и др.). Ранее в XIV
в. из Америки в Европу были завезены картофель, подсолнечник, бобы шоколада, табак и
многие другие. Большинство привезенных растений не выдерживало европейских
климатических условий, особенно резко континентального и даже умеренно
континентального климата, и погибало. Тогда ввезенные виды растений пытались
приспособить к новым условиям посевом семян или прививками на более зимостойкие
подвои. Иногда опыты удавались, но часто нет.
В настоящее время в задачи интродукции входят изучение методов подбора и переноса
полезных растений из одних условий существования в другие, познание закономерностей
адаптации растительных организмов и разработка методов их освоения и использования в
народном хозяйстве. Заключительный этап интродукции введение в культуру того
растения, которое становится объектом народного хозяйства и используется с
экономически выгодным результатом.
Интродукцию растений принято делить на общую и прикладную. Цель общей интродукции
разработка теоретических основ поиска и методов привлечения исходного материала;
познание видового потенциала, его локализации и взаимоотношения с другими видами в
пределах ареала; создание интродукционного фонда; изучение экологической пластичности
и адаптивных возможностей растений в новых условиях выращивания. В изучение должно
вовлекаться возможно большее число видов и форм растений с тем, чтобы полнее оценить
видовой потенциал для использования его в интродукции. Прикладная интродукция решает
вопросы освоения (отбор исходного материала для селекции, селекция, разработка
технологии возделывания и т.д.) и использования полезного растения в народном
хозяйстве. Для каждой отдельной группы растений требуются свои методы подхода к
поиску, изучению и внедрению их в народное хозяйство.
Если процесс, связанный с попыткой внутреннего переустройства растений в связи с
адаптацией к новым условиям жизни,
340Рис. 246. Сроки цветения манжетки (Alchemilla А) и горца (Polygonum Б) в Полярно
альпийском ботаническом саду
удавался, то растение считалось акклиматизированным. Если растение полностью
акклиматизируется, оно начинает ежегодно цвести, плодоносить и давать жизнеспособные
семена. Однако процесс акклиматизации довольно длительный, о чем можно судить по
данным фенологических наблюдений (рис. 246).