Технологическая карта занятия.
Тема занятия: «Инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой. Питательные среды»
Цель занятия |
Формирование у учащихся навыков правильного обращения с лабораторным оборудованием и приготовления питательных сред для дрозофилы. |
Задачи занятия |
Образовательные: -познакомить обучающихся с основным инвентарем и инструментами при работе с плодовой мушкой. - изучить варианты питательных сред для Drosophila melanogaster. Развивающие: - способствовать развитию навыков выполнения самостоятельной работы. Воспитательные: - формировать положительный интерес к изучению живых организмов. |
Образовательные результаты: |
|
Предметные |
Учащийся научится работать с лабораторным оборудованием, используемым при выполнении практических работ с дрозофилой. |
Метапредметные |
Самостоятельное формулирование учебной цели и задач занятия. Умение структурировать свою деятельность. Выполнение заданий в соответствии с поставленными целями и задачами. |
Личностные |
Сформированные способности к саморазвитию и самообразованию. Рефлексия своей деятельности [8]. |
Оборудование |
Стаканчики, или пробирки с ватой, эфир и морилка, пинцет, белое стекло или лист бумаги, лупа, весы, мензурка, этикетки и карандаши для письма по стеклу. |
Биологический материал |
Вода, бананы, изюм, картофель. Линии дрозофилы: Canton-S (плодовая мушка дикого типа имеющая красные глаза, серое тело, нормальные крылья). |
Литература |
1) Гончаров О.В. Генетика. Задачи. / О.В.Гончаров. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с. 2) Медведев Н.Н. Практическая генетика. / Н.Н.Медведев. – М.: издательство «Наука», 1968 – 294 с. 3) Сидорская В.А. Контрольно–измерительные материалы по курсу «Генетика»: Учебно-методическое пособие /В.А Сидорская. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – 85 с. // Фонд образовательных электронных ресурсов ННГУ. – Адрес доступа: http: // www.unn.ru / books / 4) Сидорская В.А. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Генетике» / В.А Сидорская. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 50 с. |
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
1.Организационный момент. (3 минуты) |
Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
||||||||
2. Актуализация знаний учащихся (6 минут). |
Создает проблемную ситуацию. - Как вы думаете без чего невозможно обойтись для изучения закономерностей наследственности и изменчивости на практике?
Обобщает ответы обучающихся. |
Учащиеся предполагают, что необходимо для изучения генетических законов. |
||||||||
3. Постановка цели занятия. (6 минут) |
Называет тему занятия: «Инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой. Питательные среды».
Просит сформулировать цель.
|
Записывают цель занятия.
Формулируют цель занятия. |
||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний (22) |
Мотивирует обучающихся на учебную деятельность.
- Сегодня на занятии мы рассмотрим инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой, их функцию, а также выполним лабораторную работу «Приготовление питательной среды».
Переходит к объяснению нового материала.
Рассказывает и одновременно демонстрирует лабораторное оборудование при помощи которого готовят питательную среду (стаканчики, пробирки, весы, мензурка). Далее рассматривает оборудование для постановки опытов с дрозофилой (морилка, молочно-белое стекло или лист белой бумаги, двояковыпуклая лупа, или бинокулярная лупа, пинцет).
Далее переходит к вопросу о питательных средах.
-Выделяют много питательных сред, но самыми основными являются среды на основе: -банана; -изюма; -изюма и картофеля; - картофеля; - патоки и кукурузной муки; - и др. |
Слушают учителя.
Необходимые вопросы конспектируют.
Рассматривают оборудование для работы с дрозофилой, которое лежит на рабочем столе. |
||||||||
5. Практические применение знаний в новой ситуации (33 минут). |
Предлагает учащимся выполнить практическую работу «Приготовление питательных сред». Проводит инструктаж по технике безопасности. Объясняет этапы выполнения работы.
Работа представлена 3 вариантами. Вариант 1. 1.Приготовьте банановую питательную среду, состоящую из банана – 10г и воды – 10г, предварительно измельчив банан. 2.Вскипятите на водяной бане 10 минут. 3. Посадите на питательную среду 1 самца 1 самку дикого типа. 4. Подпишите пробирку карандашом по стеклу. 5. Оформите результаты в тетрадь. Вариант 2. 1.Приготовьте питательную среду, состоящую из изюма – 5 г и воды – 10г, предварительно измельчив изюм. 2. Вскипятите на водяной бане 10 минут. 3. Посадите на питательную среду 1 самца и 1 самку дикого типа. 4. Подпишите пробирку карандашом по стеклу. 5. Оформите результаты в тетрадь.
Вариант 3. 1.Приготовьте питательную среду, состоящую из воды – 20 г и изюма- 7,5 г, картофеля – 10г, предварительно измельчив изюм и картофель. 2. Вскипятите на водяной бане 10 минут. 3. Посадите на питательную среду 1 самца и 1 самку дикого типа. 4. Подпишите пробирку. 5. Оформите результаты в тетрадь.
Контролирует выполнение работы обучающимися. |
Выполняют практическую работу «Приготовление питательных сред» по инструктивным карточкам. |
||||||||
6. Первичное закрепление новых знаний (10 минут). |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос Обобщает полученные результаты обучающихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Слушает и оценивает ответы учащихся на проблемный вопрос.
Предлагает обучающимся через 2 недели подсчитать потомство, которое появится в пробирках на разных питательных средах и сделать вывод о том, какая питательная среда является наилучшей для использования. |
Зачитывают получившиеся выводы.
Отвечают на вопросы учителя. Проводят анализ деятельности. |
||||||||
7. Рефлексия (10 минут) |
Проводит рефлексию: Раздает обучающимся карточки, чтобы они по 10-бальной шкале оценили этапы занятия
|
Заполняют карточки по рефлексии. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.