Инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой. Питательные среды

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 07.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой. Питательные среды».docx

Технологическая карта занятия.

Тема занятия: «Инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой. Питательные среды»

Цель занятия

Формирование у учащихся навыков правильного обращения с лабораторным оборудованием и приготовления питательных сред для дрозофилы.

Задачи занятия

Образовательные:

-познакомить обучающихся с основным инвентарем и инструментами при работе с плодовой мушкой.

- изучить варианты питательных сред для Drosophila melanogaster.

Развивающие:

- способствовать развитию навыков выполнения самостоятельной работы.

Воспитательные:

- формировать положительный интерес к изучению живых организмов.

Образовательные результаты:

Предметные

Учащийся научится работать с лабораторным оборудованием, используемым при выполнении практических работ с дрозофилой.

Метапредметные

Самостоятельное формулирование учебной цели и задач занятия. Умение структурировать свою деятельность. Выполнение заданий в соответствии с поставленными целями и задачами.

Личностные

Сформированные способности к саморазвитию и самообразованию. Рефлексия своей деятельности [8].

Оборудование

Стаканчики, или пробирки с ватой, эфир и морилка, пинцет, белое стекло или лист бумаги, лупа, весы, мензурка, этикетки и карандаши для письма по стеклу. 

Биологический материал

Вода, бананы, изюм, картофель.

Линии дрозофилы: Canton-S (плодовая мушка дикого типа имеющая красные глаза, серое тело, нормальные крылья).

Литература

1)                Гончаров О.В. Генетика. Задачи. / О.В.Гончаров. – Саратов: Лицей, 2005. – 352 с.

2)                Медведев Н.Н. Практическая генетика. / Н.Н.Медведев. – М.: издательство «Наука», 1968 – 294 с.

3)                Сидорская В.А. Контрольно–измерительные материалы по курсу «Генетика»: Учебно-методическое пособие /В.А Сидорская. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – 85 с.  // Фонд образовательных электронных ресурсов ННГУ. – Адрес доступа: http: // www.unn.ru / books /

4)                Сидорская В.А. Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Генетике» / В.А Сидорская. – Арзамас: АГПИ, 2010. – 50 с.

 

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. (3 минуты)

Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний учащихся (6 минут).

Создает проблемную ситуацию.

- Как вы думаете без чего невозможно обойтись для изучения закономерностей наследственности и изменчивости на практике?

 

Обобщает ответы обучающихся.

 

 

Учащиеся предполагают, что необходимо для изучения генетических законов.

3. Постановка цели занятия. (6 минут)

Называет тему занятия: «Инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой. Питательные среды».

 

Просит сформулировать цель.

 

 

 

Записывают цель занятия.

 

Формулируют цель занятия.

4. Первичное усвоение новых знаний (22)

Мотивирует обучающихся на учебную деятельность.

 

- Сегодня на занятии мы рассмотрим инвентарь и инструменты для работы с дрозофилой, их функцию, а также выполним лабораторную работу «Приготовление питательной среды».

 

Переходит к объяснению нового материала.

 

Рассказывает и одновременно демонстрирует лабораторное оборудование при помощи которого готовят питательную среду (стаканчики, пробирки, весы, мензурка). Далее рассматривает оборудование для постановки опытов с дрозофилой (морилка, молочно-белое стекло или лист белой бумаги, двояковыпуклая лупа, или бинокулярная лупа, пинцет).

 

Далее переходит к вопросу о питательных средах.

 

-Выделяют много питательных сред, но самыми основными являются среды на основе: -банана;

-изюма;

-изюма и картофеля;

- картофеля;

- патоки и кукурузной муки;

- и др.

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимые вопросы конспектируют.

 

Рассматривают оборудование для работы с дрозофилой, которое лежит на рабочем столе.

5. Практические применение знаний в новой ситуации (33 минут).

Предлагает учащимся выполнить практическую работу «Приготовление питательных сред».

 Проводит инструктаж по технике безопасности.

Объясняет этапы выполнения работы.

 

Работа представлена 3 вариантами.

Вариант 1.

1.Приготовьте банановую питательную среду, состоящую из банана – 10г и воды – 10г, предварительно измельчив банан.

2.Вскипятите на водяной бане 10 минут.

3. Посадите на питательную среду 1 самца 1 самку дикого типа.

4. Подпишите пробирку карандашом по стеклу.

5. Оформите результаты в тетрадь.

Вариант 2.

1.Приготовьте питательную среду, состоящую из изюма – 5 г и воды – 10г, предварительно измельчив изюм.

2. Вскипятите на водяной бане 10 минут.

3. Посадите на питательную среду 1 самца и 1 самку дикого типа.

4. Подпишите пробирку карандашом по стеклу.

5. Оформите результаты в тетрадь.

 

Вариант 3.

1.Приготовьте питательную среду, состоящую из воды – 20 г и изюма- 7,5 г, картофеля – 10г, предварительно измельчив изюм и картофель.

2. Вскипятите на водяной бане 10 минут.

3. Посадите на питательную среду 1 самца и 1 самку дикого типа.

4. Подпишите пробирку.

5. Оформите результаты в тетрадь.

 

Контролирует выполнение работы обучающимися.

 

 

 

Выполняют практическую работу «Приготовление питательных сред» по инструктивным карточкам.

6. Первичное закрепление новых знаний (10 минут).

Индивидуальная работа,

фронтальный опрос

Обобщает полученные результаты обучающихся, помогает в формулировании выводов.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Слушает и оценивает ответы учащихся на проблемный вопрос.

 

Предлагает обучающимся через 2 недели подсчитать потомство, которое появится в пробирках на разных питательных средах и сделать вывод о том, какая питательная среда является наилучшей для использования.

Зачитывают получившиеся выводы.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят анализ деятельности.

7. Рефлексия (10 минут)

Проводит рефлексию:

Раздает обучающимся карточки, чтобы они по 10-бальной шкале оценили этапы занятия

 

Этап урока

Баллы от 1 до 10

Знакомство с инвентарем и инструментами для работы с дрозофилой

 

Выполнение практической работы «Приготовление питательной среды»

 

Закрепление изученного материала

 

Заполняют карточки по рефлексии.