ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

  • docx
  • 16.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02-672.docx

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Инвентаризация основных средств (далее – ОС) может проводиться как по желанию руководства (собственников), так и в обязательном порядке согласно требованиям законодательства. В соответствии с п. 12 Порядка № 419 и пп. «б» п. 3 Инструкции № 69 инвентаризация проводится перед составлением годовой финансовой отчетности, то есть в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. В консультации рассмотрим особенности проведения инвентаризации ОС, в том числе малоценных необоротных материальных активов (далее МНМА)

 

Основные задачи инвентаризации ОС

Как следует из п. 7 Инструкции 69, основными задачами инвентаризации ОС являются:

 

·                  выявление фактического наличия объектов ОС, установление излишка либо недостачи ОС в случае расхождений между данными инвентаризации и бухгалтерского учета;

 

·                  выявление ОС, которые  частично или полностью утратили свои эксплуатационные качества;

 

·                  выявление объектов, которые не используются предприятием;

 

·                  проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации ОС;

 

·                  проверка реальности балансовой стоимости объектов ОС и при необходимости дальнейшая переоценка таких объектов.

 

Добавим, что согласно п. 5 П(С)БУ 28 предприятию необходимо ежегодно (на конец года) проводить тест на обесценение объектов ОС, то есть определять, существуют ли признаки возможного уменьшения полезности таких активов. Понятно, что такое тестирование целесообразно совместить с ежегодной инвентаризацией ОС. Напомним, суть тестирования на обесценение заключается в сравнении балансовой (остаточной) стоимости объекта ОС с суммой его ожидаемого возмещения. Провести такой тест предприятие может самостоятельно, не привлекая независимого оценщика.

 

Подготовка к инвентаризации

Инвентаризацию невозможно провести без документов и данных бухучета, касающихся ОС. Поэтому перед началом инвентаризации нужно подготовить:

 

·                  данные соответствующих учетных регистров: оборотно-сальдовых ведомостей и карточек субсчетов счетов 10, 11, 15 (для ремонтируемых ОС);

 

·                  данные аналитических регистров учета ОС: инвентарных карточек объектов ОС (типовая форма ОЗ-6), описи инвентарных карточек (типовая форма ОЗ-7), инвентарных списков ОС по местам их местонахождения и эксплуатации (типовая форма ОЗ-9). Все эти формы утверждены Приказом 352;

 

·                  технические паспорта или другую техдокументацию на объекты ОС (п. 16 разд. II Положения 158);

 

·                  документы, подтверждающие право собственности предприятия на недвижимость, а также земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов;

 

документы на ОС, которые сданы или приняты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование или в ремонт (п. 16 разд. II Положения № 158).

 

Общие правила проведения инвентаризации

Объекты ОС инвентаризуются ежегодно в обязательном порядке. Исключение составляют здания, сооружения, земля и прочая недвижимость, инвентаризация которых может проводиться не чаще одного раза в три года (пп. «б» п. 3 Инструкции № 69). Если же за период, прошедший со времени последней инвентаризации, на предприятии происходило движение указанных объектов ОС, их нужно проинвентаризовать во избежание расхождений между учетными и фактическими данными.

 

Инвентаризация земельных участков, водоемов и других объектов природных ресурсов проводится путем проверки наличия документов, подтверждающих право собственности предприятия на такие ресурсы (пп. 11.7 Инструкции 69).

 

ОС, переданные на момент инвентаризации в ремонт на другие предприятия, вносятся в инвентаризационную опись на основании документов о сдаче объекта в ремонт.

 

Инвентаризация ОС, временно отсутствующих на предприятии (например, часть автомобилей находится в командировке), проводится отдельно, до или после прибытия таких ОС. При этом в инвентаризационной описи во время основной инвентаризации делается соответствующая пометка.

 

Обратите внимание: инвентаризации подлежат не только собственные ОС предприятия, но и объекты, учет которых ведется на забалансовых счетах предприятия (п. 5 Инструкции № 69). Это объекты, принятые на ответственное хранение или арендованные согласно договорам оперативного лизинга.

 

Порядок инвентаризации библиотечных фондов устанавливается предприятием самостоятельно либо один раз в пять лет, либо ежегодно с охватом инвентаризацией не менее 20 % единиц библиотечного фонда. При поэтапной инвентаризации каждый ее этап в структурном подразделении у материально ответственного лица (далее – МОЛ) должен быть завершен в течение 30 дней.

 

Описание процедуры

Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией в полном составе и в присутствии МОЛ (пп. 11.2 Инструкции 69). В состав комиссии должны входить технические специалисты, хорошо знающие инвентаризуемые объекты.

 

Результаты инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью основных средств (далее – опись) по форме № инв-1, утвержденной Постановлением № 241. Опись составляется инвентаризационной комиссией в одном экземпляре отдельно по каждому местонахождению объектов ОС (например, по цеху № 1) и по каждому лицу, ответственному за сохранность ОС (п. 5 Постановления 241).

 

При этом утвержденная форма описи может оказаться не совсем удобной для предприятия. Например, форма описи рассчитана на отражение данных инвентаризации на три даты. То есть одну и ту же опись можно использовать для проведения трех инвентаризаций. Это, конечно, удобно, если в период между такими инвентаризациями на предприятии не происходит никаких изменений в составе ОС. В противном случае это может внести путаницу в учет.

 

В любом случае предприятие может самостоятельно разработать свой бланк описи, добавив в него (или убрав) какие-то строки. При этом такой рукотворный бланк должен содержать основные реквизиты специализированной формы (п. 2.7 Положения 88).

 

Перед началом инвентаризации МОЛ дает расписку о том, что все расходные и приходные документы на объекты ОС сданы в бухгалтерию, все объекты ОС, поступившие под

ответственность МОЛ, оприходованы, а выбывшие – списаны. Если какие-либо объекты ОС перемещены в другие места хранения без оформления документов или переданы другим лицам, это должно быть указано в расписке. Отметим, что такая расписка является неотъемлемой частью описи, но ее можно составить и отдельно, приложив к описи.

 

Чтобы облегчить проведение инвентаризации, необходимые данные учетных регистров можно заранее занести в графы 1–6 и 8 описи.

 

Опись содержит следующую информацию:

 

·                  наименование объекта ОС, соответствующее его основному предназначению (гр. 2);

 

·                  год выпуска (гр. 3);

 

·                  инвентарный номер (гр. 4);

 

·                  заводской номер (гр. 5);

 

·                  первоначальную стоимость (гр. 8);

 

·                  данные об изготовителе объекта ОС, сумме износа, сроке полезного использования и другие сведения. Полагаем, что такую информацию можно либо отразить в графе 2, либо добавить в форму описи соответствующие графы.

 

Графа 6 «Номер паспорта» заполняется только на ОС, которые содержат драгоценные металлы (п. 5 Постановления 241).

 

Далее в ходе инвентаризации комиссия заполняет графу 7 описи, отражая в ней фактическое наличие инвентарных объектов.

 

Кроме основной описи комиссия составляет отдельные описи на объекты ОС, которые:

 

·                  непригодны к эксплуатации и не подлежат восстановлению. Списываются такие объекты по общим правилам;

 

·                  приняты в оперативную аренду. При этом описи арендованных объектов составляются отдельно по каждому арендодателю в двух экземплярах с обязательным указанием срока действия договора аренды (гр. 2). Один экземпляр описи остается на предприятии, второй – передается арендодателю.

 

Считаем, что отдельная опись (в двух экземплярах) должна оформляться и на объекты ОС, принятые на ответственное хранение. Наряду с другими сведениями об объекте в графе 2 описи нужно указать срок хранения объекта согласно договору хранения. Второй экземпляр описи передается поклажедателю.

 

Рассмотрим ситуации, которые могут возникнуть в ходе инвентаризации ОС.

 

СИТУАЦИЯ 1

 

Обнаружен объект ОС, по которому в аналитических регистрах учета и в описи приведены неправильные данные, характеризующие такой объект. Например, в учете значится стол двухтумбовый, а фактически в наличии стол с одной тумбой. При этом все остальные характеристики совпадают.

 

В таком случае комиссия должна отразить это в описи.

 

СИТУАЦИЯ 2

 

В ходе инвентаризации установлено, что объект ОС непригоден к эксплуатации и не подлежит восстановлению.

 

Как было отмечено выше, такие объекты отражаются в отдельной описи. Комиссия указывает в ней время ввода объекта в эксплуатацию и причины, приведшие к его непригодности (порча, моральное старение, полный износ и т. д.), и может внести предложение о списании такого объекта с баланса.

 

СИТУАЦИЯ 3

 

Обнаружен объект ОС, который не значится в бухучете. Возможные причины возникновения данной ситуации таковы:

·                        объект не оприходован в связи с отсутствием или утерей документов на его приобретение;

 

·                    такой же объект ошибочно дважды списан в учете при его выбытии;

 

·                     объект был ранее списан с баланса предприятия из-за признания его непригодным к дальнейшей эксплуатации износом 100 %), но окончательно не ликвидирован.

 

Если выявленный объект ОС подлежит эксплуатации, комиссия должна включить его в опись и привести характеризующие его данные и технические показатели (п. 17 разд. II Положения

№ 158). Например, для зданий указывается их назначение, основные материалы, из которых они построены, количество этажей, наличие подвальных помещений, пристроек и т. п. Кроме того, норма пп. 11.7 Инструкции № 69 требует отражения в описи даты приобретения или сооружения обнаруженных объектов ОС.

 

Хорошо, если на такой объект найдутся документы и порядок будет восстановлен путем постановки объекта на баланс. В противном случае (при отсутствии документов) для оприходования объект ОС нужно будет оценить. А поскольку нормами ст. 7 Закона № 2658 предусмотрена обязательная оценка, в том числе и для целей налогообложения имущества (а без этого здесь не обойтись), предприятию придется приглашать независимого оценщика. Такой же вывод можно сделать и на основании Письма 3776.

 

СИТУАЦИЯ 4

 

В ходе инвентаризации выявлен объект ОС, остаточная стоимость которого равняется нулю.

 

Это говорит о том, что при постановке объекта на баланс не угадали со сроком его полезного использования. В таком случае комиссия оформляет предложение об определении справедливой и ликвидационной стоимости данного объекта, проще говоря, о его переоценке (дооценке).

 

Здесь также не обойтись без услуг независимого оценщика (ст. 7 Закона № 2658). В то же время проведение переоценки – это право, а не обязанность предприятия (п. 16 П(С)БУ 7). Это же касается и уценки объектов ОС. Таким образом, предприятие может не проводить переоценку, но тогда его отчетность достоверной уже не назовешь.

 

СИТУАЦИЯ 5

 

Обнаружен объект ОС, с которым произошли изменения капитального характера, не отраженные в бухучете. Например, выявлена достройка этажей к зданию, пристройка новых помещений либо, наоборот, частичная ликвидация здания (снос отдельных конструктивных элементов).

 

В таких случаях комиссия определяет сумму завышения или занижения первоначальной стоимости объекта ОС.

 

Если объект подвергся обновлению, реконструкции, расширению либо переоборудованию и в результате этого изменилось его основное предназначение, он вносится в опись под наименованием, которое отвечает его новому назначению.

 

СИТУАЦИЯ 6

 

Объект ОС значится в учете гр. 2 описи), но фактически отсутствует.

 

Возможные причины недостачи: выбытие ОС, не отраженное в учете, либо хищение. Комиссия должна выяснить обстоятельства возникновения недостачи и установить виновных лиц, которые обязаны возместить предприятию убытки.

 

Оформление результатов инвентаризации

Отметим, что пп. 11.6 Инструкции 69 предусмотрена контрольная проверка инвентаризации с целью определения ее достоверности. Такая проверка проводится инвентаризационной комиссией после окончания инвентаризации, но до открытия склада (кладовой, отдела и т. п.), который инвентаризовался. При этом выборочно проверяются наиболее ценные и пользующиеся повышенным спросом объекты из описи. Результаты контрольных проверок оформляются актом и регистрируются в бухгалтерии в специальной книге (приложения 1 и 2 к Инструкции 69).

 

Если не выявлено значительных расхождений между данными описи и контрольной проверки, то результаты инвентаризации считаются достоверными и опись передается в бухгалтерию.

 

Если в ходе инвентаризации выявлены несоответствия между данными бухучета и фактическим наличием объектов ОС (по количеству и сумме), бухгалтерия предприятия составляет Сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма инв-18, утвержденная Постановлением 241).

 

Результаты инвентаризации, оформленные документами, рассматриваются на заседании комиссии. Выводы и предложения комиссии по поводу списания, переоценки ОС, а также их излишков и недостач отражаются в протоколе инвентаризационной комиссии (далее – протокол).

 

Основные положения протокола отражаются в приказе руководителя об отражении в учете результатов инвентаризации. Такой приказ служит основанием для отражения результатов инвентаризации в бухучете и внесения данных в Ведомость результатов инвентаризации (приложение 3 к Инструкции 69). Отметим, что форма Ведомости несколько устарела, поэтому предприятие может ее усовершенствовать на свой вкус, не забывая при этом о требованиях п. 2.7 Положения 88 (см. выше).

 

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете результатов инвентаризации ОС.

 

ПРИМЕР

 

В ходе инвентаризации по состоянию на 1 ноября 2014 года отчетного года выявлено:

 

·                    неучтенное офисное кресло кожаное. Документы на него отсутствуют;

 

·                             недостача телефонного аппарата Panasonic KX-TG1711UAB. Его характеристики: числится на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы», первоначальная стоимость 480 грн. без НДС, при вводе в эксплуатацию начислен износ в размере 100 %;

 

недостача перфоратора Bosch GBH 2-28 DFV (субсчет 106 «Инструменты, приборы и инвентарь») со следующими учетными данными: первоначальная стоимость    –     2                 600    грн.  без  НДС;         ликвидационная  стоимость –   100  грн.; амортизируемая стоимость 2 500 грн. (2 600 грн. 100 грн.); накопленная

амортизация на 01.11.14 г. 541,67 грн., на 01.12.14 г. 595,84 грн.

 

Виновные    в    недостачах    не    установлены.    Кресло    решено    использовать    в хозяйственной деятельности и передать в кабинет главного бухгалтера.

 

Покажем, как отражаются в учете предприятия результаты инвентаризации.

 

(грн.)

 

п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Выявлено в излишках

и оприходовано офисное кресло

Протокол, приказ, акт типовой формы

ОЗ-11,

отчет об оценке2

106

7463

3 600,002

3 600,004

5

2

Отражены расходы на проведение оценки

Отчет об оценке

976

685

180,00

180,006

3

Списан с баланса телефонный аппарат

 

 

Протокол, приказ, акт типовой формы ОЗ-31

132

112

480,00

–480,007

4

Списан с баланса перфоратор:

первоначальная стоимость

 

976

 

106

 

2 058,33

 

 

1 904,168

износ

131

106

541,67

5

Начислены обязательства по НДС

Налоговая накладная

976

641

411,679

1 Утверждена Приказом 352.

2 Оценка проведена субъектом оценочной деятельности (п. 17 разд. II Положения 158).

3 Согласно Письму № 3776 и п. 21 приложения к Методрекомендациям 561.

4 Стоимость кресла включена в состав прочих доходов (пп. 135.5.15 НК) и отражается в стр. 03.30 приложения IД к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия по форме, утвержденной Приказом № 872 (далее декларация).

5 В бухгалтерском учете стоимость кресла начнет амортизироваться начиная с декабря 2014 года (п. 29 П(С)БУ 7), в налоговом она не подлежит амортизации, так как предприятие не понесло расходов для его приобретения (создания) (п. 144.1 НК).

6 Включается в состав прочих расходов хоздеятельности (пп. «ж» пп. 138.10.2 НК) и отражается в стр. 06.1 декларации.

7 Телефон относится к МНМА и с точки зрения пп. 14.1.138 НК не является ОС (его стоимость не превышает 2 500 грн.). Поэтому формально к его недостаче нельзя применить норму п. 146.16 НК о ликвидации ОС и безопаснее воспользоваться фискальным подходом: сумму амортизации телефона, ранее включенную в расходы, при его пропаже исключить из расходов, поскольку объект перестал использоваться в хоздеятельности. В декларации сумма амортизации телефона уменьшит сумму расходов в стр. 06.1. По той же причине (неиспользование в хоздеятельности) согласно п. 198.5 НК нужно начислить налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с п. 189.1 НК. К счастью, в этой норме говорится не об ОС, а о необоротных активах, к которым, без сомнения, относятся МНМА. Поэтому базой обложения НДС в данном случае будет балансовая стоимость пропавшего МНМА, т. е. 0 (обязательства не начисляются).

8  В случае недостачи ОС можно воспользоваться нормой п. 146.16 НК о ликвидации ОС и увеличить расходы на сумму амортизируемой стоимости пропавшего объекта за вычетом накопленной амортизации. Начисление амортизации объекта ОС прекращается с месяца, следующего за выводом такого объекта из эксплуатации вследствие его недостачи (п. 146.15,

146.18 НК). Таким образом, месяц проведения инвентаризации (ноябрь) будет последним месяцем

начисления амортизации на пропавший объект ОС. То есть в состав прочих расходов (пп. 138.12.1 НК) нужно включить сумму 1 904,16 грн. (2 500,00 грн. 595,84 грн.). Расходы отражаются в стр.

06.4.43 приложения к декларации.

9 Для целей обложения НДС недостачу объекта ОС можно рассматривать двояко:

либо как ликвидацию по самостоятельному решению налогоплательщика;

   либо как использование объекта ОС в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика (да и вообще любой деятельности такого плательщика).

При применении первого подхода нужно воспользоваться нормой п. 189.9 НК и в месяце обнаружения недостачи начислить налоговые обязательства по НДС исходя из обычной цены такого объекта, но не ниже его балансовой стоимости на момент ликвидации. При этом у налогоплательщика есть полное право не начислять НДС, если он сможет представить налоговым органам документ, который подтвердит факт недостачи согласно законодательству (например, если установлен факт кражи, то справку из милиции).

Поскольку в нашем случае никаких оправдательных документов нет, для начисления НДС нужно применить второй подход. Тем более что его рекомендует Миндоходов (ОИР, подкатегория 101.02). В данном случае следует руководствоваться п. 189.1 и пп. «г» п. 198.5 НК и начислить налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой (остаточной) стоимости, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого выявлена недостача. Напомним, балансовая стоимость ОС – это разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью объекта и суммой накопленной амортизации (пп. 14.1.9 НК). В нашем случае – это балансовая стоимость на 31 октября, которая составляет 2 058,33 грн. (2 600,00 грн. – 541,67 грн.). Сумма налоговых обязательств по НДС – 411,67 грн. (2 058,33 грн. х 20 %). Она отражается в стр. 1 декларации по НДС и строке «Прочие» разд. I приложения 5 к ней.

 

 


 

Посмотрите также