Администрация Барабинского района Новосибирской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей»
Программа принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 09.2023 г. |
Утверждаю: директор МБОУДО ЦДОД Романцан Н.В. « » _____________09.2023 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИнженериУм»
технической направленности
уровень освоения: ознакомительный
адресат программы: обучающиеся с задержкой психического развития,
с умственной отсталостью (легкая степень)
Возраст обучающихся 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Пахомова Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного образования;
Барабинск, 2023
1. |
Комплекс основных характеристик АДООП «ИнженериУм» |
|
1.1. |
Пояснительная записка__________________________________________ |
с. 3 |
1.2. |
Цель и задачи программы_______________________________________ |
с. 5 |
1.3. |
Содержание программы |
|
|
Учебный план _________________________________________________ |
с. 6 |
|
Содержание учебного плана______________________________________ |
с. 7 |
1.4. |
Планируемые результаты________________________________________ |
с. 11 |
2. |
Комплекс организационно-педагогических условий реализации АДООП «ИнженериУм» |
|
2.1. |
Календарный учебный график____________________________________ |
с.12 |
2.2. |
Условия реализации программы___________________________________ |
с.12 |
2.3. 2.4. |
Формы аттестации______________________________________________ Оценочные материалы___________________________________________ |
с.13 с.15 |
2.5. 2.6. |
Методическое обеспечение_______________________________________ Рабочая программа воспитания___________________________________ |
с.19 с.21 |
|
Список литературы Интернет-источники |
с.23 с.25 |
|
Приложение |
|
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик АДООП «ИнженериУм»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – АДООП) «ИнженериУм» реализуется в отделе спорта и технического творчества МБОУДО ЦДОД, в котором созданы специальные условия обучения и воспитания для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) и умственной отсталостью (далее – УО).
Направленность программы
АДООП «ИнженериУм» имеет техническую направленность, т.к. составитель программы в рамках ее реализации делают акцент на освоение обучающимися с ЗПР и УО знаний и сведений выбранного технического направления.
Актуальность программы «ИнженериУм» основывается на современных приоритетах, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, в которой особая роль отводится профессиональному самоопределению, а также расширению возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в осуществлении профессиональных проб. АДООП «ИнженериУм» (далее – Программа) основывается на заинтересованности обучающихся с ЗПР, а также легкой степенью УО в получении дополнительной информации и практики по профессиям, обучение занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий образовательная робототехника приобретает ведущую роль в когнитивном и
социально-эмоциональном развитии обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Приоритеты в современном обществе, направленные на развитие технического
творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации образовательной
программы «ИнженерикУм» для детей с ОВЗ (инвалидностью).
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным
развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения,
точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей
рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением
соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных
пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой
моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи,
расширение словарного запаса.
Для обучения используется Lego – одна из самых известных и распространенных
педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и
предметно-игровую среду обитания для развития ребенка. Игра – важнейший спутник
детства. Lego позволяет детям учиться играя обучаться в игре. Применение конструкторов
Lego WEDO и других робототехнических конструкторов существенно повышает
мотивацию обучающихся, способствует организации их творческой и исследовательской
деятельности.
Отличительные особенности программы заключаются в объединении первичной профориентационной деятельности и индивидуальном подходе в развитии резервных возможностей обучающихся с ЗПР и УО. Программа «ИнженерикУм» ориентирована на решение задач профессиональной ориентации, успешной социализации и социальной адаптации обучающихся с ЗПР и УО ресурсными возможностями объединения технической направленности. Содержательный компонент программы направлен на освоение моделирования в процессе конструирования. Обучающиеся открывают
тайны механики, получают соответствующие навыки, учатся работать, получают основу
для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что,
несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.
Конструктор предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на
собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий
и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе.
Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания
значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что
при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
При организации образовательного процесса учитываются особенности указанных нозологических групп и применяются объяснительно-иллюстративные, игровые, здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
Практические занятия способствуют знакомству обучающихся с робототехникой.
Адресат программы
Обучающиеся с ЗПР и УО в возрасте 9-12 лет.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР, посещающие занятия по программе «ИнженериУм», испытывают затруднения в усвоении образовательного материала, что обусловлено интеллектуальным недоразвитием, недостаточными познавательными способностями, замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной деятельности, трудностью произвольной саморегуляции, а также незрелостью психомоторики, проявляющейся в несформированности тонких движений.
Для организации доступной образовательной среды для обучающихся с ЗПР педагогом разрабатываются смысловые опоры, инструкции и алгоритмы выполнения заданий, направленные на освоение профориентационной практики. На каждом занятии активно применяется визуальная поддержка (схемы, образцы), что позволяет обучающимся овладеть конкретными трудовыми навыками (собрать модель по образцу).
Учитывая быструю истощаемость, низкую работоспособность обучающихся данной нозологии, на каждом занятии применяются техники, позволяющие подобрать адекватные упражнения для сохранения их работоспособности и усвоить дозированный материал по профессиональным практикам.
У обучающихся с УО наблюдается слабость активного внимания, необходимого для достижения результата при освоении профессиональных практик. При организации практической работы обучающиеся воспринимают объекты поверхностно, в целом, они не применяют анализа и сравнение. При освоении профессиональных практик обучающиеся демонстрируют беспорядочность и бессистемность имеющихся представлений и понятий, с трудом устанавливают смысловые связи и проявляют элементарные навыки обобщения.
Со временем может наблюдаться постепенное снижение мотивации к образовательной деятельности. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию (создание ситуации успеха как на практических занятиях, так и на массовых воспитательных мероприятиях). Занятия по данной программе позволяют совершенствовать и закреплять новые трудовые навыки. Обучающиеся получают возможность выполнять однотипную деятельность, но с использованием различных образцов и схем.
Уровень, объем и сроки реализации программы
Ознакомительный/стартовый уровень (объем - 36 ч.).
Срок освоения – 1 год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Особенности организации образовательного процесса (определяются с учетом рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей обучающихся и их особых образовательных потребностей).
Программа для обучающихся с ЗПР, УО по содержанию, уровню освоения, темпу и соответствует специальным условиям обучения.
Состав – малая группа (до 7 обучающихся с указанными нозологиями).
На занятиях определен оптимальный режим с учетом темпа деятельности и истощаемости обучающихся. Занятия проводятся с применением чередования видов деятельности, основанных на разных видах восприятия (зрительного, слухового), речевой деятельности. Организуется особая пространственная и временная образовательная среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, и др.). Для этого действует сенсорная комната, оснащенная специальным оборудованием: мягкое ковровое покрытие, кресло мешок «Груша», интерактивная воздушно-пузырьковая трубка, подвесной фибероптический модуль, сухой бассейн с наполнителем, интерактивный звуковой проектор «Брейнскан», тактильные сенсорные игрушки).
Организация педагогом процесса обучения основана на наглядно-действенном способе образования и с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств).
Обучение предусматривает участие в конкурсах и массовых мероприятиях, что расширяет круг социальных контактов, жизненных событий обучающихся, формирует стрессоустойчивость и адекватность переживаний удачи/неудачи.
Для реализации программы необходимо:
˗ психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в формате консультаций участников программы педагогом-психологом);
˗ сотрудничество с родителями;
˗ соответствующее материально-техническое обеспечение.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: раскрытие творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ
(инвалидностью), формирование жизненных и социальных компетенций средствами образовательной робототехники.
Задачи:
Личностные:
ü сформировать навыки самоорганизации на рабочем месте;
ü развить навык конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
ü сформировать способность преодолевать трудности и нагрузки в течение определённого времени,
ü сформировать способность активно побуждать себя к практическим действиям и контролировать свои поступки.
Метапредметные (у детей с УО - отсутствуют):
ü сформировать способы деятельности, применимые в обучении и в жизни (поиск нужной информации и понимание прочитанного, умение сравнивать по заданным критериям).
Предметные для детей с ЗПР:
ü познакомить с терминологией о робототехнике, ее значении в жизни человека;
ü отработать практические навыки конструирования по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
ü развить навыки алгоритмизации.
Предметные для детей с УО:
ü познакомить с терминологией о робототехнике, ее значении в жизни человека;
ü отработать практические навыки по профориентационным практикам с учетом особенностей данной нозологии (работа по образцам с вариативностью, использование при сборке более крупных блоков).
1.3. Содержание программы
Учебно - тематический план
№ п/п |
Тема занятия
|
Количество часов |
Формы аттестации и контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. Введение в робототехнику. (4 часа) |
|||||
1.1 |
История LEGO. Виды деталей LEGO. |
2 |
1 |
1 |
Беседа |
1.2 |
Группировка деталей LEGO. Виды их соединения. Прочность соединения. |
2 |
1 |
1 |
Соревнования |
2. Основы конструирования (LEGO Education «Первые механизмы») (18 часов) |
|||||
2.1 |
Самостоятельная работа « Дом». |
2 |
1 |
1 |
Выставка «Наш городок» |
2.2 |
Практическая работа № 1«Вертушка». |
2 |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение. |
2.3 |
Практическая работа № 2 «Волчок». |
2 |
1 |
1 |
Соревнование «Чей волчок крутится дольше?». |
2.4
|
Практическая работа № 3 «Новая собака Димы». |
2 |
1 |
1 |
Демонстрация моделей. |
2.5 |
Практическая работа № 4 «Мост». |
2 |
1 |
1 |
Испытание на прочность модели. |
2.6 |
Практическая работа № 5«Качели».
|
2 |
1 |
1 |
Выставка качелей «Детская площадка». |
2.7 |
Самостоятельная работа «Я - конструктор». |
2 |
0 |
2 |
Тест и практическое задание |
2.8 |
Практическая работа № 6«Карусель». |
2 |
1 |
1 |
Презентация и запуск моделей. |
2.9 |
Проектная работа «Городок». |
2 |
1 |
1 |
Создание группового проекта. |
3. Основы конструирования (LEGO Education «Простые механизмы») (12 часов) |
|||||
3.1 |
Знакомство с конструктором LEGO «Простые механизмы». |
2 |
1 |
1 |
Соревнование |
3.2 |
Зубчатые колёса. Практическая работа № 7 «Карусель». |
2 |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение. |
3.3 |
Колеса и оси. Практическая работа № 8 «Машинка». |
2 |
1 |
1 |
Строительство и испытание моделей. |
3.4 |
Рычаги. Практическая работа № 9 «Рычаги». |
2 |
1 |
1 |
Испытание моделей. |
3.5 |
Практическая работа № 10 «Катапульта».
|
2 |
1 |
1 |
Строительство и испытание модели. Соревнования |
3.6 |
Самостоятельная работа «Изобретатели». |
2 |
0 |
2 |
Тест и практическое задание |
4. Итоговое занятие |
|||||
4.1 |
«Чему мы научились? |
2 |
0 |
2 |
Викторина, выставка работ |
|
ИТОГО |
36 |
15 |
21 |
|
1.Введение в робототехнику.
Тема 1.1. История LEGO. Виды деталей LEGO.
Теоретическая часть: История LEGO. Просмотр фрагмента передачи «Галилео» о
конструкторе LEGO. Инструктаж по технике безопасности. Кубики LEGO. Виды деталей
LEGO.
Практическая часть: Соревнование «Самая высокая башня». Задание детям:
конструирование башни из конструктора Lego Education «Первые механизмы».
Форма контроля: Соревнование.
Тема 1.2. Группировка деталей LEGO. Виды их соединения. Прочность соединения.
Теоретическая часть: Виды соединений деталей LEGO. Прочность соединения –
устойчивость конструкции.
Практическая часть: Группировка деталей LEGO. Выработка навыка различения деталей в
коробке, умения слушать инструкции педагога. Задание детям: конструирование
пирамиды из конструктора Lego Education «Первые механизмы».
Форма контроля: Соревнование.
2. Основы конструирования (LEGO Education «Первые механизмы»).
Тема 2.1. Самостоятельная работа «Дом».
Теоретическая часть: Познакомить детей с основными частями дома. Рассмотреть виды
домов.
Практическая часть: Самостоятельная работа «Фасад дома». Конструирование модели
фасада дома по собственному замыслу.
Форма контроля: Выставка «Наш городок».
Тема 2.2. Практическая работа № 1 «Вертушка».
Теоретическая часть: Знакомство с понятиями: энергия, сила, трение, вращение.
Формирование навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные
результаты.
Практическая часть: Практическая работа № 1 «Вертушка».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Тема 2.3. Практическая работа № 2 «Волчок».
Теоретическая часть: Закрепление понятия энергия. Изучение вращения. Знакомство с
передаточными механизмами. Развитие умения оценивать полученные результаты.
Развитие способности придумывать игры.
Практическая часть: Практическая работа № 2 «Волчок». Конструирование модели волчка по инструкции.
Форма контроля: Соревнование «Чей волчок крутится дольше?».
Тема 2.4. Практическая работа № 3 «Новая собака Димы».
Теоретическая часть: Закрепление понятия трение. Знакомство с ременной передачей.
Закрепление навыка сборки деталей. Развитие умения оценивать полученные результаты.
Развитие способности конструировать игрушки.
Практическая часть: Практическая работа № 3 «Новая собака Димы». Конструирование
модели собаки по инструкции.
Форма контроля: Демонстрация моделей.
Тема 2.5. Практическая работа № 4 «Мост».
Теоретическая часть: Научиться применять на практике знания и навыки, касающиеся:
особенностей конструкции; вопросов прочности; методов измерений; безопасности
изделия.
Практическая часть: Практическая работа № 4 «Мост». Конструирование модели моста
без инструкции и по инструкции.
Форма контроля: Испытание на прочность модели.
Тема 2.6. Практическая работа № 5 «Качели».
Теоретическая часть: Научить детей применять на практике знания и навыки,
касающиеся: вопросов устойчивости; условий равновесия; особенностей конструкций;
безопасности изделий.
Практическая часть: Практическая работа № 5 «Качели». Конструирование модели
подвесных качелей по инструкции.
Форма контроля: Выставка качелей «Детская площадка».
Тема 2.7. Самостоятельная работа «Я - конструктор».
Выявление уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их
соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы «Строим из
Lego».
Теоретическая часть: Выполнение тестового задания.
Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу.
Форма контроля: Выполнение контрольного тестового и практического заданий.
Тема 2.8. Практическая работа № 6 «Карусель».
Теоретическая часть: Обсуждение с детьми видов качелей и каруселей. Знакомство детей с устройством карусели. Понимание принципов работы механизмов.
Практическая часть: Практическая работа № 6 «Карусель».
Форма контроля: Презентация и запуск моделей.
Тема 2.9. Проектная работа «Городок».
Теоретическая часть: Закрепление всех изученных знаний и навыков в конструировании. Обсуждение проекта «Городок».
Практическая часть: Конструирование отдельных объектов города.
Форма контроля: Создание группового проекта.
3.Основы конструирования (LEGO Education «Простые механизмы»).
Тема 3.1. Знакомство с конструктором LEGO «Простые механизмы».
Теоретическая часть: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором LEGO Education «Простые механизмы». Рассмотреть с детьми виды деталей LEGO Education «Простые механизмы» .
Практическая часть: Нахождение нужных деталей. Сортировка деталей по группам.
Форма контроля: Соревнование.
Тема 3.2. Зубчатые колёса. Практическая работа № 7 «Карусель».
Теоретическая часть: Изучение терминов «прямозубое зубчатое колесо», «коронное
зубчатое колесо», «ведомое и ведущее колёса». Знакомство детей с устройством карусели.
Понимание принципов работы механизмов.
Практическая часть: Практическая работа № 7 «Карусель».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Тема 3.3. Колеса и оси. Практическая работа № 8 «Машинка».
Теоретическая часть: Колёса и оси. Изучение термина «трение». Понимание принципов
работы механизмов. Использование принципиальных моделей.
Практическая часть: Практическая работа № 8 «Машинка».
Форма контроля: Строительство и испытание моделей.
Тема 3.4. Рычаги. Практическая работа № 9 «Рычаги».
Теоретическая часть: Изучение терминов «рычаг», «ось вращения», «сила», «груз».
Понимание принципов рычагов. Использование принципиальных моделей. Различие
рычагов.
Практическая часть: Практическая работа № 9 «Рычаги». Конструирование модели
рычагов по инструкции.
Форма контроля: Испытание моделей.
Тема 3.5. Практическая работа № 10«Катапульта».
Теоретическая часть: Закрепление пройденного материала. Применение рычагов в
конструкции. Изучение истории создания катапульты. Просмотр мультфильма о
катапульте.
Практическая часть: Практическая работа № 10 «Катапульта». Строительство и испытание модели. Конструирование модели катапульты по инструкции.
Форма контроля: Строительство и испытание модели. Соревнование.
Тема 3.6. Самостоятельная работа «Изобретатели».
Выявление итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и
навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы
«Строим из Lego».
Теоретическая часть: Выполнение тестового задания.
Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу.
Форма контроля: Выполнение контрольного тестового и практического заданий.
4. Итоговое занятие
Тема 4.1 «Чему мы научились?».
Теоретическая часть: Викторина на проверку теоретических знаний.
Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному замыслу.
Форма контроля: Викторина. Выставка работ.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
ü сформирован навык самоорганизации на рабочем месте;
ü развит навык конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
ü способны преодолевать трудности и нагрузки в течение определённого времени,
ü способны активно побуждать себя к практическим действиям и контролировать свои поступки.
Метапредметные (у детей с УО - отсутствуют):
ü сформированы способы деятельности, применимые в обучении и в жизни (поиск нужной информации и понимание прочитанного, умение сравнивать по заданным критериям).
Предметные для детей с ЗПР:
ü имеют первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека;
ü умеют конструировать по образцу;
ü умеют подбирать детали, необходимые для конструирования (по виду и цвету);
ü умеют конструировать модели по схеме с помощью LEGO Education «Простые
механизмы» и LEGO Education «Первые механизмы».
Предметные для детей с УО:
ü имеют первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека;
ü умеют конструировать по образцу;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (Приложение №1)
№ |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Кол-во часов в неделю |
Количество учебных недель |
1. |
15.09.2023г |
25.05.2024г |
1 час |
36 |
2.2. Условия реализации программы
1. Организационно-педагогические условия реализации программы:
- специальная образовательная и воспитательная программы и методы обучения и воспитания;
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
2. Материально-технические условия
2.1. Архитектурная среда
- безбарьерный доступ к основным помещениям, соответствующая акустика, свет, пространство: учебный кабинет, сенсорная комната;
- организация рабочего пространства для обучающихся (мобильные рабочие столы).
2.2. Информационная среда
- создание визуальных источников (стенды о правилах поведения, режиме, расписании и т.д.)
- оснащение помещений аппаратурой: мультимедийный проектор, компьютер с колонками и выходом в интернет.
2.3. Индивидуальные средства для обучающихся (деревянные наборы, наборы для обработки древесины).
3. Комфортная образовательная среда
- назначение для нуждающегося среди участников группы обучающегося для помощи в ориентировании на занятии;
- сопровождающего (родителя, специалиста и т.д.) для помощи в образовательных потребностях.
4. Кадровые условия
- педагог дополнительного образования первой категории Пахомова Татьяна Валерьевна., 25.07.2022г. дистанционные курсы «Организация педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в системе дополнительного образования», 72 часа, удостоверение о повышении квалификации ООО «Высшая школа делового администрирования»;
- возможность консультационно-методической поддержки со стороны педагога-психолога высшей квалификационной категории МБОУДО ЦДОД (Заиченко Анна Александровна) 20.10.2020г дистанционные курсы 72 часа «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью от 5 лет до 18 лет», удостоверение о повышении квалификации «Академия «Просвещение»;
-возможность ознакомления с практиками организации ДО обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
Формы подведения результатов: наблюдение, творческая выставка, участие в
мероприятиях.
Индивидуальный рейтинг доступен только педагогическому коллективу и ребёнку,
в отношении которого он формируется; результаты не придаются публичной огласке, а
предоставляются лично каждому ребёнку в форме собеседования, свидетельствует о
продвижении каждого конкретного ребенка в уровнях освоения программы.
Мониторинг, включающий в себя:
- входную диагностику, которая проводится в сентябре и включает тест на знание
инструментов и материалов для технического творчества, беседа с ребенком и его
родителями (выявление интересов, возможностей, особенностей, склонностей ребёнка,
определение уровня стартовых возможностей для освоения программы);
В качестве итоговой аттестации проводится творческая выставка, которая
оценивается по следующим критериям:
Баллы |
Изготовление робота по заданному проекту |
Программирование робота по заданному проекту |
|
Полностью отвечает заданию. Высокая техника исполнения.
|
Полностью отвечает заданию. Робот выполняет все предусмотренные заданием действия. |
|
Полностью отвечает заданию. Незначительные недостатки при сборке. |
Полностью отвечает заданию. Незначительные недостатки по программированию (робот не выполняет одно из предусмотренных действий). |
|
Полностью отвечает заданию. Имеет один или несколько незначительных недостатков по сборке, которые можно быстро устранить. |
Отвечает заданию. Имеет незначительные недостатки по программированию (робот не выполняет одно из предусмотренных действий). Частично не соответствует заданию. |
|
Частично не соответствует заданию. Имеет несколько серьезных недостатков по сборке, которые нельзя исправить без разборки отдельных узлов. |
Имеет значительные недостатки по программированию (робот не выполняет поставленные задачи, или выполняет с перебоями, выполняет не предусмотренные заданием действия). |
Дополнительные баллы + 0,5 -за наблюдательность (умение подметить интересные моменты в привычных ситуациях или интересные элементы в обычных вещах); +1 -за удачное применение известных решений; -за придумывание механического узла (даже если он не нов); -за нестандартное решение технической задачи; -1 -формальный подход к сборке и программированию; -за плохое поведение на занятиях; -за сознательное создание трудностей при сборке роботов другими обучающимися. |
При анализе усвоения программного материала и развития других качеств ребенка
используются следующие уровни:
- низкий - усвоение программы в неполном объеме, теоретические и практические
задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива;
- средний - усвоение программы в полном объеме; участие в соревнованиях,
смотрах, акциях и др. на уровне ЦДТ, района.
- высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся
имеет высокие достижения (победитель конкурсов и т.д.); активный участник в жизни
детского объединения (см. Приложение 1).
На каждого ребенка заводится Индивидуальная карта (см. Приложение 2). В
индивидуальную карту вносятся данные входной диагностики. В карте фиксируются
результаты промежуточной аттестации и аттестации по итогам учебного года,
тестирования на уровень подготовки и другая информация о результатах освоения
разделов программы. Такая карта позволяет вести поэтапную систему контроля над
обучением учащихся и отслеживать динамику образовательных результатов
обучающихся, начиная с первых шагов (стартовая диагностика), сформулировать прогноз
перспектив и динамики ближайшего развития обучающегося на основе анализа решений
предложенных заданий, задач и испытаний.
Этот способ оценивания – сравнение ребенка не с другими детьми, а только с
самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем –
важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и
развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
На протяжении всего процесса обучения осуществляется наблюдение как
индивидуальное, так и за группой в целом: какова мотивация на обучение у обучающихся,
каково взаимодействие между ними внутри группы и т.д.
По итогам мониторинга уровня освоения образовательной программы все данные
заносятся в Карту мониторинга (см. Приложения 3, 4).
2.5. Методическое обеспечение
В работе с обучающимися наглядные методы являются крайне востребованными. Наглядные методы в обучении реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности обучающихся (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности.
В обучении важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению обучающихся.
Методы обучения:
наглядные (методы иллюстрации, демонстрации, видео) – разъяснить цель демонстрации, согласовать с содержанием, соотношение с другими методами;
практические (упражнения, опыт/эксперимент/лабораторная работа, моделирование, практическая работа) – важен процесс формирования алгоритмов действий, ориентирование на трудности в самостоятельном выполнении работы,
-словесные (рассказ, беседа, объяснение и др.) – сопровождение устного высказывания наглядным материалом, структурированное объяснение материала с использованием тезисов, схем, смена деятельности, использование приемов, направленных на развитие наблюдательности, сравнения, аналогии, обобщения, воображения и т.д.
Образовательные технологии:
личностно-ориентированное обучение (развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у них жизненного опыта и потенциала);
групповые технологии (одновременная работа со всей группой – освоение нового материала, организация выставки; групповая работа на принципах дифференциации – при организации игровой деятельности);
интерактивные технологии обучения (предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого обучающегося задач);
системно – деятельностный подход (предполагает развитие обучающихся в процессе творческой работы по созданию предметов путем погружения их в разнообразные виды деятельности).
здоровьесберегающие технологии.
Формы организации образовательной деятельности:
• Практическое занятие
• Открытое занятие
• Беседа
• Выставка
• Тематическо-игровые занятия
• Мастер-класс
• Виртуально-познавательные путешествия
• Творческие мастерские.
Алгоритм учебного занятия
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Занятия проводятся в оборудованном кабинете согласно нормам СанПиНа и противопожарной безопасности.
1этап – организационный
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап – проверочный
Задача: установление правильности и осознанности выполняемых ранее действий
Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный
Подготовка к восприятию нового содержания.
Задача: мотивация и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся.
IV этап – основной
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
4 Усвоение новых знаний и способов действия.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действий
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые обучающимися самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности.
VI этап – итоговый
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап – рефлексивный
Задача: мобилизация обучающихся на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы
К дидактическим материалам предъявляются требования в соответствии с видом нарушения развития.
Раздаточный (практический) материал для обучающихся: рабочие тетради, бланки тестов и анкет, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, инструкционные карты, технологические карты.
Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, образцы моделей, видеоматериалы.
2.6. Рабочая программа воспитания
Календарный план воспитательной работы
Воспитательный процесс организован на каждом занятии и включает в себя систему мер по развитию личностных, ценностных качеств обучающихся. Помимо этого, организуются отдельные мероприятия, представленные в календарном плане воспитательной работы.
Цель программы воспитания: формирование у обучающихся конкретных практических навыков и потребностей в осознанном поведении в социуме.
Задачи:
· развивать навыки позитивного и конструктивного общения и поведения в социуме;
· формировать потребность в проявлении своей идентичности и ведении здорового образа жизни.
Направления воспитания:
· трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
· воспитание ценностей научного познания;
· развитие социальных институтов воспитания;
· патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
· здоровьесберегающее воспитание.
Планируемые результаты:
· развиты навыки позитивного и конструктивного общения и поведения в социуме;
· сформированная потребность в проявлении своей идентичности и ведении здорового образа жизни.
№ |
Название мероприятия, события, форма его проведения |
Направления воспитательной работы |
Цель |
Краткое содержание |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
1 |
День открытых дверей |
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение |
Познакомить обучающихся с новым объединением |
Представление деятельности творческого объединения |
Сентябрь |
Пахомова Т.В. |
2 |
Цветная психология |
Воспитание ценностей научного познания |
Познакомить обучающихся с их возможностями и способностями с помощью психологических техник |
Проведение с обучающимися тестов, диагностических методик |
Октябрь |
Пахомова Т.В. Заиченко А.А. |
3 |
Добрая ладошка |
Духовно-нравственное |
Принятие обучающимися позиции человека способного на милосердие и справедливые поступки |
Организация игры –путешествия |
Ноябрь |
Пахомова Т.В. |
4 |
«Интересные события в моей жизни» |
Позитивное отношение к жизни |
Формирование положительного отношения к жизни |
Творческая самопрезентация |
Декабрь |
Пахомова Т.В. |
5 |
А ну-ка парни!!! |
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности |
Воспитание патриотизма, Формирование российской идентичности. Проведение мероприятие посвященного Дню Защитника Отечества |
Спортивно-игровая программа |
Февраль |
Пахомова Т.В. |
6 |
Мы умеем побеждать! |
Формирование навыков здорового образа жизни и развитие физической культуры |
Познакомить обучающихся с правилами соревнований |
обучающиеся проходят трассу с препятствиями |
Апрель |
Пахомова Т.В. |
7 |
Урок Мужества |
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Приобщение детей к культурному наследию |
Воспитание патриотизма, Формирование российской идентичности. Проведение мероприятия, посвященного Дню Победы |
Просмотр видеофрагментов. Беседа, обсуждение данной темы |
Май |
Пахомова Т.В. |
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2016 г. № 996-р.
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года // Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р.
3. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 года № 3).
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03 2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
11. Приказ ГАУ ДО НСО «Областной центр развития творчества детей и юношества» от 15.03.2023 № 189-В «Об утверждении «Региональной модели обеспечения доступности дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Список методической литературы
1. Кулакова, Е. В. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) / Е. В. Кулакова, М. М. Любимова. - Москва: РУДН, 2020. - 60 с.
2. Методические рекомендации по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках инклюзивных групп / сост. М. А. Логинова. - Новосибирск: ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ ДОД, 2022. - 56 с.
3. Ястребова, Г. А. Методические рекомендации для педагогов - психологов образовательных организаций по использованию дополнительного образования как ресурса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Г. А. Ястребова, Ю. С. Богачинская, Е. В. Кулакова; под ред. М. А. Симоновой. - Москва: РУДН, 2020. - 86 с.
4. Ястребова, Г. А. Методические рекомендации по организации информационной кампании в субъекте РФ, направленной на позиционирование достижений детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся по программам дополнительного образования / Г. А. Ястребова, Ю. С. Богачинская, Е. В. Кулакова; под ред. М. А. Симоновой. - Москва: РУДН, 2020. - 74 с.
Для педагога:
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2. LEGOeducation.com [Электронный ресурс].
3. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].
4. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» метод.пособие, Под ред. А.С.
Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина. Изд.Бином 2011.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.:
Питер, 2012.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
Интернет-ресурсы:
1. http://wroboto.ru,
3. http://education.lego.com
4. http://www.prorobot.ru
Для обучающихся и родителей:
1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
2. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.
3. Кружок робототехники, [электронный ресурс]//http://lego.rkc- 74.ru/index.php/-lego
4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
Приложение 1
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы
уровень |
баллы |
Освоение разделов программы
|
Знания и мастерство
|
|
Формирование знаний, умений, навыков
|
Формирование общеучебных способов деятельности
|
|||
низкий уровень
|
0 - 4 |
Менее 1/3 |
Знание (воспроизводит термины, понятия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т. д.)
|
Выполнение со значительной помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного учащегося)
|
средний уровень
|
5 - 8 |
1/3-2/3 |
Понимание (понимает смысл и значение терминов, понятий, гипотез и т. д., может объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии). (использует знания и умения в сходных учебных ситуациях).
|
Выполнение при поддержке. Разовой помощи. Консультации кого-либо.
|
высокий уровень
|
9 – 12 |
2/3- практически полностью
|
Овладение, самостоятельный перенос на другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умении навыков с вновь приобретенными; использует и в различных ситуациях; уверенно использует в ежедневной практике) |
Самостоятельное построение, выполнение действий, операций.
|
Приложение 2
Критерии динамики личностного роста обучающегося
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы диагностики |
Культура организации своей деятельности
|
Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность
|
- низкий уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); -высокий уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). |
Наблюдение, тестирование
|
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов
|
Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога
|
-низкий уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки); -средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); -высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).
|
Педагогическое наблюдение
|
Умение взаимодействовать с другими членами коллектива
|
Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность.
|
- низкий уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен); -средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен); -высокий уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен).
|
Педагогическое наблюдение
|
0-4 |
низкий уровень |
5 - 8 |
средний уровень |
9-12 |
высокий уровень |
Приложение 3
Карта результативности освоения образовательной программы за 20__ - 20__ учебный год
№ |
ФИ обучающегося |
Освоение разделов программы |
Формирование ЗУН |
Развитие качеств личности |
Достижения (кол - во) на уровне |
|
||||||||||||
начало года
|
середина года
|
конец года
|
начало года
|
середина года
|
конец года
|
начало года
|
середина года
|
конец года
|
объединение
|
учреждение
|
район
|
округ
|
область
|
всероссийский
|
международный
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0-4 |
низкий уровень |
5 - 8 |
средний уровень |
9-12 |
высокий уровень |
Приложение 4
Личная карта
результативности освоения образовательной программы воспитанника(цы) детского объединения
Фамилия, имя ______________________________________
Параметры оценивания |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Форма проверки, диагностики |
1.Освоение разделов программы |
|
|
|
|
Вводное занятие |
|
|
|
|
Введение в робототехнику |
|
|
|
|
Основы конструирования (LEGO Education «Первые механизмы») |
|
|
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
2.Формирование знаний, умений, навыков. |
|
|
|
|
Знание теоретических основ |
|
|
|
|
Владение практическими умениями и навыками |
|
|
|
|
3.Развитие личностныхсвойств и способностей |
|
|
|
|
Культура организации своей деятельности |
|
|
|
|
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов |
|
|
|
|
Умение взаимодействовать с другими членами коллектива |
|
|
|
|
4. Предметные достижения обучающегося: |
|
|
|
|
на уровне детского объединения |
|
|
|
|
на уровне ЦДТ |
|
|
|
|
на уровне района |
|
|
|
|
на уровне округа |
|
|
|
|
на уровне области |
|
|
|
|
0-4 |
низкий уровень |
5 - 8 |
средний уровень |
9-12 |
высокий уровень |
АННОТАЦИЯ
к адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«ИнженерикУм»
Для обучащихся с ограниченными возможностями здоровья предметно – практическое
обучение занимает центральное место, а в системе современных информационных
технологий образовательная робототехника приобретает ведущую роль в когнитивном и
социально-эмоциональном развитии обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Приоритеты в современном обществе, направленные на развитие технического
творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации образовательной
программы «ИнженерикУм» для детей с ОВЗ (инвалидностью).
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИнженерикУм» технической направленности.
Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребенка с ОВЗ
(инвалидностью), формирование жизненных и социальных компетенций
средствами образовательной робототехники.
Программа предназначена для детей в возрасте9– 12 лет с ОВЗ и/или инвалидностью
,имеющих интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы
работы по конструированию.
К освоению данной программы не допускаются дети с нарушениями зрительного
восприятия, т.к. программа предполагает работу с техническими средствами, что весьма
осложнено с данным видом нарушений.
Количество обучающихся в детском объединении от 5 до 7 человек. Программой
предусмотрено и обучение по индивидуальному образовательному маршруту (по
решению ПМПК). Начать обучение по программе можно без специального отбора и
подготовки. Главное, чтобы у ребёнка был интерес, желание и простейшие навыки работы
на компьютере. Обязательное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.
Программа стартового уровня, который предполагает знакомство с основными
понятиями и принципами робототехники, основами конструирования и
программирования роботов, основными компонентами констрикторов Lego, основными
алгоритмическими конструкциями, этапами решения задач с использованием
современных информационных технологий.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов (1 раз в неделю по одному
часу).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.