И.С. БАХ – ВЫДАЮЩИЙСЯ КОМПОЗИТОР ЭПОХИ БАРОККО
Оценка 4.8

И.С. БАХ – ВЫДАЮЩИЙСЯ КОМПОЗИТОР ЭПОХИ БАРОККО

Оценка 4.8
docx
29.10.2020
И.С. БАХ – ВЫДАЮЩИЙСЯ КОМПОЗИТОР ЭПОХИ  БАРОККО
открытый урок Бах Барокко.docx

Раздел:          ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА ОТ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ДО РУБЕЖА 19-20 ВВ.

Тема урока: И.С. БАХ – ВЫДАЮЩИЙСЯ КОМПОЗИТОР ЭПОХИ

БАРОККО

 

Цель: познакомить учащихся с музыкой эпохи барокко, с творчеством выдающегося композитора эпохи барокко И.С. Баха.

Задачи:

1.  познакомить учащихся с особенностями музыки эпохи барокко;

2.  познакомить учащихся с оперой Дж.Б.Перголези «Служанка-госпожа»;

3.  познакомить учащихся с ораторией «Страсти по Матфею» И.С.Баха;

4.  познакомить учащихся с музыкальными инструментами эпохи барокко;

5.  развитие интереса учащихся к различным видам искусства.

 

Музыкальный материал:

1.  Джованни Батиста Перголези. Опера «Служанка-госпожа», дуэт Серпины и Уберто, I действие.

2.  Иоганн Себастьян Бах. «Страсти по Матфею» (ария альта №47).

3.  Иоганн Себастьян Бах – Ария из Оркестровой сюиты №3 «Air».

 

План урока:

1.  Организационный этап, проверка готовности к уроку, введение.

2.  Сообщение темы и цели.

3.  Повторение пройденного материала.

4.  Изучение нового материала:

§  знакомство с известными композиторами,

§  знакомство с музыкальными произведениями,

§  повторение термина «опера», изучение термина «оратория»

§  знакомство с музыкальными инструментами эпохи барокко.

5.  Промежуточная проверка усвоения нового материала.

6.  Подведение итогов.

7.  Оценивание.

 

Ход урока

1.  Организационный момент.

Добрый день, 8 класс. Сегодня на уроке музыки мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие не только по странам, но и по времени. Мы отправляемся в прекрасную Европу почти пять столетий тому назад. Итак, Италия конец 16-го века.

На слайде показана улочка того времени, люди в соответствующем одеянии.

Посмотрите на изображение. Что необычного вы видите в архитектурных формах, в одежде? (Ответы детей)

Всё верно, торжественность, парадность, роскошь и даже чрезмерная напыщенность видна как в архитектуре, так и в одежде того времени. А как вы считаете, как вели себя люди того времени, как они общались, какими были их манеры? (Ответы детей).

Давайте и мы с вами попробуем побывать на месте дам и джентельменов того времени. Сейчас заиграет музыка, а вы попробуйте пройтись вдоль ряда так, как это бы сделали дамы и джентельмены с картинки.

Звучит музыка, учащиеся пробуют себя в роли людей эпохи Возрождения

Девочки, давайте поздороваемся как настоящие дамы (делают реверанс), мальчики, ваш ответ – рыцарское приветствие (поклон). Молодцы, присаживайтесь.

Итак, мы погрузились с то время: царит эпоха Возрождения. Я уверена, что это понятие для вас не новое. Давайте же с вами вспомним основные моменты данной эпохи. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас к слову «Возрождение». В этом вам поможет необычный коллаж, представленный на слайде. (Ответы детей, сравнение ответов с собственными ассоциациями).

Очень интересно, такие разнообразные ответы, молодцы! Более детально сегодня мы познакомимся с эпохой позднего Возрождения, а именно стилем Барокко. Мы подробнее узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами эпохи Барокко. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи Возрождения и их шедеврами.

 

2. Сообщение темы и цели

Итак, тема урока звучит так: «И.С. Бах – выдающийся композитор эпохи барокко». Ребята, кто может мне сказать, какая цель перед нами сегодня стоит. (Ответы детей). Верно!

Цель и тема урока отображаются на слайдах.

 

3.Изучение нового материала

Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века. Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир.

Возможно, с понятием стиля Барокко вы знакомились на других уроках, кто может мне сказать, что такое Барокко? (Ответы детей.)

Да, верно, Барокко в переводе - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам» или от португальского словосочетания perola barroca – жемчужина или раковина причудливой формы. В изобразительном искусстве и архитектуре в эту эпоху преобладали вычурные формы, пышность, динамика. Определение на слайде.

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Именно в это время зарождаются такие музыкальные жанры, как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной.

Музыка эпохи барокко, по словам Ж.Ж. Руссо – «странная», «необычная», «причудливая». В эпоху барокко сильно изменилась музыкальная нотация, активно развились способы и приёмы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, возросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился новый музыкальный жанр - опера.

А сейчас давайте мы с вами познакомимся более подробно с композитором эпохи барокко. Перед вами на экране портрет Джованни Батиста Перголези.

Послушайте внимательно, вслушиваясь в интонации! Слушание: Джованни Батиста Перголези опера «Служанка-госпожа» дуэт Серпины и Уберто, I действие «Да, я вижу превосходно».

А теперь давайте ответим на такие вопросы.

·      Каков характер музыки?

·      Какой голос звучит больше?

·      Как вы думаете, почему?

·      Каковы особенности вокальных партий? (Ответы детей.)

Молодцы! Действительно, характер музыки весёлый, светлый, жизнерадостный - это достигается за счёт мажорного лада, подвижного темпа, незатейливой, но очень выразительной мелодии.

Женский голос звучит больше, что наводит на мысль, что Серпина главнее, чем Уберто. По коротким повторяющимся фразам, междометиям можно догадаться, что герои о чём-то спорят, активно и эмоционально, завязывается какая-то интрига, этот спор – лишь толчок к развитию важных событий.

Музыкальная речь героев напоминает нам живой разговор, а это значит, что герои оперы – обычные люди, и страсти, которые развернутся в опере, вполне человеческие. Эта музыка может быть и о нас. Есть интрига, эмоциональный подъём – зритель в напряжении, он готов смотреть спектакль до конца, ждёт развязки.

Попробуйте догадаться, к какому музыкальному жанру относится данное произведение? (Ответы детей).

Да, верно, с оперой мы уже знакомились ранее, давайте вспомним, что это  такое. Оперой называют сценическое представление (с итальянского – «работа»), которое сочетает в себе музыку, тексты, костюмы и декорации, объединенные одним сюжетом (историей). В большинстве опер текст исполняется только пением, без разговорной линии. Определение на слайде.

Переходим к другому композитору эпохи барокко. Перед вами на экране портрет - Иоганна Себастьяна Баха. Знакомо вам это имя?

Николай Николаевич Ушаков писал про этого поистине великого композитора такие слова:

Мне дорог Бах… Ну как бы вам сказать,

не то чтоб нынче музыки не стало,

но вот такого чистого кристалла

еще нам не являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

какая всеобъемлющая совесть,

какая удивительная повесть

о брошенной в века душе моей!

 

Сообщение «Краткая биография Иоганна Себастьяна Баха» (выступление учащихся).

 

Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Творчество Баха отличающееся многожанровостью (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха характерно глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Его музыка не была по-настоящему оценена современниками. При жизни он славился, главным образом, игрой на органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде, ему посвящали стихи, говорили такие слова:

«Говорят, когда Орфей трогал

струны своей лютни

На звуки её сбегались из леса звери.

Но искусство Баха по праву считают выше,

Потому что весь мир дивился ему…»

Бах отличался скромностью. Своим главным положительным качеством он считал трудолюбие. На вопрос о том, как он достиг такого совершенства в искусстве, Бах скромно отвечал: «Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же».

Бах был глубоко верующим лютеранином и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных вопросах. Вся его жизнь была подчинена не мирскому, а церковному календарю. К каждому воскресенью Бах должен был написать «свежую» кантату, к Страстной седмице писал «Страсти» - по Матфею или по Иоанну; к Пасхе писал «Пасхальную ораторию», к Рождеству - «Рождественскую». Именно этим ритмом церковных праздников, ритмом священных памятей определялся весь строй его жизни.

 

С одним из этих произведений мы познакомимся. Слушайте внимательно! Слушание музыки: Иоганн Себастьян Бах «Страсти по Матфею» (ария альта №47 «Erbarme dich, mein Gott»).

На экране видеофрагменты исполнения оратории

·      Каков характер музыки?

·      Музыка статична или она развивается? Почему вам так кажется?

·      В каком месте сегодня было бы возможно и уместно исполнение этой музыки?

·      Требует ли восприятие этого произведения определённого напряжения, сосредоточенности?

Жанр данного произведения – оратория. Запишите определение.

 

Физкультминутка (зарядка для глаз)

 

Вы обратили внимание на инструменты, которые были представлены на видеозаписи? Музыкальные инструменты эпохи барокко несколько отличались от них и по внешнему виду, и по звучанию.

Главный муз инструмент эпохи барокко – орган, о нем мы уже упоминали.

А кто может мне сказать, почему орган относят к духовому музыкальному инструменту, когда на нем играют на клавишах? (Ответы детей.)

Просмотр видео, как звучит орган.

Также широкое распространение получили:

§ клавесин (фр. clavecin) был одним из предшественников фортепиано. Струны клавесина приводились в движение щипком при помощи стерженька из птичьего пера (позже — кожаного плектра), который при нажатии клавиши зацеплялся за струну.

§ щипковые и смычковые струнные: виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас.

В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента, и постепенно она оказалась вытесненной в этом клавишном  инструменте.

Колёсная лира, потерявшая в предыдущую эпоху ренессанса свою популярность и став инструментом нищих и бродяг, получила второе рождение; вплоть до конца XVIII века колёсная лира оставалась модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

А сейчас послушайте, как звучат данные музыкальные инструменты.

 

5.  Проверка усвоения нового материала

Давайте проверим насколько хорошо мы сегодня поработали. Перед вами небольшой кроссворд. Давайте его отгадаем.

1.     Страна – родина стиля барокко (Италия).

2.     Музыкально театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки (Опера).

3.    Крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания (Оратория).

4.    Какой инструмент принес прижизненную славу Баху (Орган)?

5.    Назовите имя великого композитора эпохи барокко (Иоганн).

 

6. Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня про эпоху Барокко?

Звучание какого инструмента вам понравилось? Чем?

 

Составление синквейна по теме урока.

7. Оценивание.


 

Раздел: ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

Раздел: ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

Давайте и мы с вами попробуем побывать на месте дам и джентельменов того времени

Давайте и мы с вами попробуем побывать на месте дам и джентельменов того времени

Расширились рамки жанров, возросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился новый музыкальный жанр - опера

Расширились рамки жанров, возросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился новый музыкальный жанр - опера

Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры

Бах — один из величайших представителей мировой музыкальной культуры

Также широкое распространение получили: § к лавесин (фр

Также широкое распространение получили: § к лавесин (фр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020