И.С. Шмелев «Мартовская капель»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ход урока Запись на доске: Счастлив дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей. Там благодать Господня… “Слово Иоанна Златоуста” Благодать – радость, довольство, счастье. Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский (398–403 гг. н.э.), выступал против роскоши, излишеств за взгляды пострадал, был сослан. Златоуст – златые уста. Прозвище получил за красноречье, за умение убеждать. 1. Слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению “Мартовская капель”. “Мартовская капель” – это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелева “Лето Господне”.
Иконка файла материала И.С. Шмелев Мартовская капель.doc
И.С. Шмелев «Мартовская капель» Ход урока Запись на доске: Счастлив дом, где пребывает мир… где брат любит брата, родители  пекутся о детях, дети почитают  родителей. Там благодать Господня… “Слово Иоанна Златоуста” Благодать – радость, довольство, счастье. Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский (398–403 гг. н.э.), выступал против роскоши, излишеств за  взгляды пострадал, был сослан. Златоуст – златые уста. Прозвище получил за красноречье, за умение убеждать. 1. Слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению  “Мартовская капель”. “Мартовская капель” – это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной  книги Шмелева “Лето Господне”. Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о человеке, ее написавшем? Вот это и будет целью сегодняшнего  урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя. – Давайте прочитаем эпиграф к уроку. Подумайте над ним и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. (Чтение эпиграфа, пояснение слов “благодать”, “Иоанн Златоуст”.) ­А сейчас послушаем удивительно красивое стихотворение И.С.Тургенева “Утро туманное”. (Читает  подготовленный ученик.)   – Как вы думаете, почему разговор о творчестве Шмелева мы начали с этого произведения Шмелева? (Речь  пойдет о чем­то давно прошедшем, о том, что живет только в воспоминаниях, но эти воспоминания сладостны и  приятны.) И.С.Тургенев был еще жив и писал вдали от Родины, тоскуя по ней, когда в России, в Замоскворечье (так  назывался район Москвы), родился другой певец земли русской, тоже Иван Сергеевич…Шмелев. Кто мог тогда предположить, что умереть ему суждено будет, как и Тургеневу, не на Родине, а недалеко от  Парижа. А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Москву двухсотлетней давности. А поможет нам в этом  художник Василий Дмитриевич Поленов и репродукция его картины “Московский дворик”. (Рассказ  подготовленного ученика.) Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская  капель, Вербная неделя, посещение церкви. Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя “Лето  Господне”. Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи:  “И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…” Вот и Шмелев пишет свою книгу о  благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как­то  очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, “супротив  Кремля”, в окружении мастеровых работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и  душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева. – А теперь давайте заглянем в творческую лабораторию писателя. Из чего же плетется волшебное кружево  шмелевской речи? Дома вы прочитали рассказ и выписали незнакомые для вас слова. Какие слова вы  нашли? (Дети зачитывают слова и объясняют вместе с учителем.)– Почему в тексте так много незнакомых слов? (Автор пишет о прошлом, о давно ушедшем русском быте.) 2. Работа с текстом. – О чем это произведение? От чьего лица ведется повествование? (Описание ожидания праздника, подготовки  к нему. Дом, свет, предчувствие праздника дается через детское восприятие, так как повествование ведется от  лица мальчика.) – А для кого написан этот рассказ: для детей или для взрослых? (Не только для детей, но и для взрослых,  ищущих в детстве все самое лучшее и светлое.) – Легко ли пересказать этот текст? (Трудно, потому что главное здесь – не действие, а настроение, чувства,  вызванные приходом весны. Чувства радости, приподнятости, ожидания.) – Чем вызваны такие чувства? (Во­первых, приходом весны. Во­вторых, ожиданием праздника Великой Пасхи.  Окрашены они ожиданием, предчувствием обновления, счастья, которые несет Христово Воскресение.) – Описание чувств, мыслей, переживаний – это признаки какого произведения? (Лирического.) Значит,  произведение Шмелева – это лирическая проза. (Ученики записывают в тетрадь.) – Итак, приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки, и  даже почувствовать запах весны. Какие слова помогают услышать весну? (“Кап­кап­кап”, “шуршит по железке за окном”, “постукивает сонно”,  “тараторит по железке”, “капель играет тра­та­та”). Какие запахи мы чувствуем? (Запах свежести – идет уборка.) – Какие строки помогают почувствовать, что “весна взялась”? (Сначала просто “везде капель. Под сосенкой –  кап­кап. Под елочкой кап­кап. Но вот и “грачи прилетели” и в “комнату льется солнце” И вот уже “Весна! Весна!”) – Какие чувства в душе ребенка вызывает приход весны? (Ощущение радости, счастья, ожидания чего­то  доброго. Весну он воспринимает и глазами, и сердцем. Свет, радость – так воспринимается приход весны у  Шмелева.) – Найдите в тексте слова и словосочетания, передающие настроение героя. (“И такой день чудесный, такой  веселый”; “меня ослепляет светом”; вижу, “как в комнату льется солнце”; “суетятся золотинки”; “Если бы и к нам  спустился Ангел!”; “милые обои”; “журавли и лисы на обоях веселые, что весны дождались”.) – Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья? (Чаще всего  повторяется у Шмелева – золотой – потому что много солнца. “Золотая полоса, золотые окна, золотая искра  отдушника, пушечка как золотая, золотые капли, золотые нитки…”) – Но только ли приходом весны вызвано приподнятое настроение мальчика? (Ожидание праздника. Подготовка  к нему: уборка, большая стирка.) – Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании мальчика весну и  праздник. (Луч солнца – дорога, по которой спускаются ангелы с неба, капли сыплются часто – часто, вьются как  золотые нитки. Особенно ярки сравнения при описании шаров. В первую минуту они для мальчика – “зайчики,  голубой и красный”. Затем – “пасхальные яички, прозрачные, как дымок”. Наконец, мальчик вспоминает, что это  его шары, которые он “выпустил погулять на воле” и “солнце их делает живыми”.) – Какое сравнение вам больше понравилось? – Почему же сравнения такие необычные, такие интересные? (Потому что их “находит”, “подбирает” ребенок. Он  воспринимает весну не только глазами, но и сердцем. Весна и солнце да еще накануне Великой Пасхи могут все.) – Какие эпитеты, метафоры и олицетворения встречаются в рассказе? С какой целью они  использованы? (Чтобы рассказ был ярким, образным, выразительным, красивым.) – Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (Очень точно чувствует  природу, внимательный, чуткий, фантазер. Счастливый ребенок.) – А теперь давайте вернемся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении  Шмелева? (Только в счастливом доме, где мир и согласие, где действительно благодать Господня, ребенок мог  быть таким эмоциональным, радостным, счастливым.)Дай Бог каждому из нас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это  делает Иван Сергеевич Шмелев. Итог: Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.Шмелева. Но  когда­нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если вы  научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою. Домашнее задание: выразительное чтение рассказа. Литература: 1. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне”. С.В. Лаврова // Литература в школе. – 1997. –  № 3. 2. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс. – М., “Просвещение”, 1999.  – С. 93. 3. В. Поленов (Альбом)/ Авт.­сост. И.В.Раздобреева. М.: Изобразительное искусство, 1973.

Посмотрите также