И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

… что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование. П.В. Анненков Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя, а также обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах. Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытались соединить аналитическую и творческую работу. По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения.
Иконка файла материала И.С. Тургенев. Модель изучения темы в 10-м классе.doc

И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе

… что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование.

П.В. Анненков

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя, а также обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытались соединить аналитическую и творческую работу.

По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения.

I. Жанровая специфика.

Цель этапа – выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.

Поэзия и проза – это два основных типа организации художественной речи. Мы вспоминаем основные признаки поэзии и прозы, а затем выделяем особенности жанра “стихотворение в прозе”:

  • миниатюрность формы, краткость текста;
  • богатое использование изобразительно-выразительных средств;
  • эмоциональность повествования;
  • ритмизированность, музыкальность прозы;
  • лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

II. История создания “Стихотворений в прозе”.

Цель этапа – познакомить учащихся с замыслом, историей создания и опубликования цикла.

Небольшое сообщение к уроку по обозначенной теме готовит один из учеников. Он предъявляет материал как в устной форме, так и в виде опорного конспекта, который прикреплен на доску и по ходу рассказа записывается участниками урока в тетрадь.

III. Контраст – сквозной мотив “Стихотворений в прозе”.

Цель этапа – выявить общую тональность цикла, преобладающие в нем настроения.

Работа организуется в группах, каждая из которых знакомится с тремя стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Кроме этого, продумывает краткий анализ художественных текстов и одно из трех стихотворений в прозе, наиболее понравившееся, группа готовит для выразительного чтения.

Первой группе для работы предлагаются стихотворения в прозе “Старуха”, “Мы ещё повоюем!”, “Nessum maggior dolore” (“Нет большей скорби”). Вторая группа работает с текстами “Лазурное царство”, “Стой!”, “Без гнезда”. Третья группа выполняет задание по стихотворениям в прозе “Песочные часы”, “Воробей”, “Как хороши, как свежи были розы…”

По окончании работы каждая группа высказывает предположение, какие настроения выразил автор в предложенных текстах.

Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие – печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.

Путем совместного обсуждения, мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.

Перед тем, как начать непосредственный анализ текстов стихотворений в прозе, предложенных группам, мы выстраиваем таблицу, в которую и будем записывать ключевые фразы из текстов, а также наши размышления.

Каждая группа по очереди знакомила класс с итогами своей работы: выделенными фразами, раскрывающими настроение текста; кратким, но глубоким анализом произведений.

После выступления всех групп заполненная таблица выглядела примерно так.

Светлое, жизнерадостное настроение

Единство жизнерадостного и драматичного

Пессимистичное, трагичное настроение

“Мы ещё повоюем!”

“Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я”.

“Nessum maggior dolore”

голубое небо, запах цветов, улыбка счастья и

“ложка скверного, бесполезного лекарства”.

“Старуха”

“Не уйдешь!”

 

 

“Лазурное царство”

“О царство лазури, света, молодости и счастья!”

“Стой!”

счастье, блаженное сознание красоты ищепотка пепла, отблеск вечности

“Без гнезда”

“И не пора ли и мне упасть в море?”

“Воробей”

“Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею… держится и движется жизнь”.

“Как хороши,

как свежи были розы…”

летний вечер, веселый шум, молодые, добрые голоса и скучный старческий шепот, зима, темная комната

“Песочные часы”

“слабый и непрерывный шелест утекающей жизни”

Заполнив таблицу, мы делаем вывод о том, что в последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе, которые вначале были названы самим писателем по-латыни “Посмертное”, а затем “Старческое”. Среди основных контрастных мотивов и образов учениками были выделены следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.

Выделенные антитезы становятся основой для выполнения творческой работы в форме даймонда.

IV. Творческая работа – написание даймонда.

Цель этапа – акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в “Стихотворениях в прозе”.

Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Любовь
Вечная, нежная.
Рождается, цветет и вдохновляет.
Любовь побеждает даже смерть.
Отнимает, угнетает, пугает
Холодная мрачная 
Смерть.

Молодость
Красивая, беспечная,
Живет, влюбляется, надеется.
Молодость счастлива, старость жестока.
Угасает, умирает, вспоминает.
Горькая, безысходная
Старость.

V. Интерпретация стихотворения в прозе “Как хороши, как свежи были розы…”

Цель этапа – попытаться сделать коллективную интерпретацию одного стихотворения в прозе.

Из рассматриваемых на уроке текстов для интерпретации нами было выбрано одно - “Как хороши, как свежи были розы…”. Коллективная работа началась с чтение этого стихотворения в прозе ученицей под музыку “Лунной сонаты” Бетховена. Дальнейший анализ художественного текста строился на основе диалога.

– Какой композиционный прием избирает Тургенев при построении текста?

– Прием рефрена, который связывает образы мира прошлого (1, 3, 5 абзацы) и настоящего (2, 4, 6 абзацы).

1. Мир прошлого.

Выделите ключевые слова, раскрывающие мир прошлого и обобщите их в четырех словах-доминантах.

Звуки: “ровно дышит”, “бьется моё сердце”, “веселый шум”, “звучат молодые, добрые голоса”, “ланнеровский вальс”, “воркотня… самовара”.

Запахи: “пахнет резедой и липой”.

Люди: “девушка”, “я”, “две русые головки”.

Природа: “летний вечер”, “небо”, “первые звезды”. Каким из выделенных образов Тургенев уделяет больше внимания и почему? На мой взгляд, в воспоминаниях о прошлом у Тургенева всегда присутствуют люди, причем молодые. Скорее всего, этим автор подчеркивает, насколько дороги ему воспоминания о своей молодости, о людях, с которыми он общался. Я думаю, что в этом произведении все же больше звуков – причем, это именно “молодые, добрые голоса”, а не “скучный старческий шепот” и кашель, что рисуется Тургеневым в настоящем. Мы слышим и другие, но всегда приятные, гармоничные звуки: воркотню самовара, звучащую фортепьянную музыку. Они передают движение жизни, радость бытия, подчеркивая, однако, ностальгические юношеские воспоминания лирического героя.

- Звуки для Тургенева были, мне кажется, священны ещё и потому, что любовь всей его жизни Полина Виардо была певицей. И звуки музыки передают нам душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя.

2. Мир настоящего.

- Выделите ключевые образы мира настоящего.

- Холод, темнота, свеча и снова звуки, как и в мире прошлого.

- Как эти образы последовательно развертываются в процессе повествования?

Холод: “…теперь зима. Мороз запушил…” --- “мороз скрипит и злится за стеной” --- “Жмется и вздрагивает у ног моих старый пес” --- “Мне холодно… Я зябну… и все они умерли… умерли…”. От самого прекрасного, романтичного настроения (“мороз запушил стекла окон”) мотив холода доходит до самого ужасного – до холода от надвигающейся смерти.

- Внешний зимний холод проникает сначала в помещение, комнату, где сидит лирический герой, а затем и в его душу.

- С образом холода переплетается образ темноты: “темная комната” --- “в комнате все темней и темней” --- “свеча меркнет и гаснет”.

- Так же, как и холод, темнота не только окутывает героя снаружи, но и начинает медленно проникать в его душу. Символом единственной надежды является свеча: “горит одна свеча” --- “нагоревшая свеча трещит” --- “свеча меркнет и гаснет”. К сожалению, она, как человеческая жизнь, потухает, не оставляя надежды герою на возрождение. Единственное, что возвращает ещё к жизни – это воспоминания.

- Все эти три образа проникают друг в друга. Так же, как в мире прошлого, раскрывается звуковой пласт событий. Но звуки здесь приглушенные, невнятные: “в голове все звенит да звенит” --- “свеча трещит” --- “скучный старческий шепот” --- “кашляет …хрипло и глухо”.

- Давайте подведем итог нашим рассуждениям. Мир прошлого раскрывается через образы лета, тепла, людей; а мир настоящего – это зима, холод, одиночество героя.

3. Рефрен.

- Какова роль рефрена? Почему для него выбрана именно эта строчка из стихотворения Ивана Мятлева?

- Первая строчка стихотворения обычно лучше всего запоминается.

- С моей точки зрения, эта строчка вбирает в себя основной лейтмотив стихотворения - контраст. Свежесть - понятие временное, она есть, а потом время проходит и остается лишь сказать: “Как хороши, как свежи БЫЛИ розы…”. Уже этой строчкой подчеркивается мимолетность всего в мире.

- В этой строчке, как и во всем стихотворении в прозе содержится мотив воспоминаний. Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, скрашивают его старость и одиночество.

4. В качестве итога работы каждому предлагается в одном предложении сформулировать основную мысль стихотворения в прозе “Как хороши, как свежи были розы…”.

- Человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается вечность.

- Каждый человек, родившись однажды, начинает познавать мир. И все хорошее, что случается с ним, он запомнит до конца своей жизни.

- Все постепенно угасает. Только воспоминания о счастливых мгновеньях могут осветить душу.

- Светлая пора жизни когда-то неминуемо проходит. Наступает холодная темнота.

- Как бы ни была тяжела жизнь человека, в ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.

VI. Домашнее задание.

Цель этапа – попробовать самим написать небольшое произведение определенного жанра, соблюдая его основные признаки.

Дома ребята уже сами пробуют создать стихотворение в прозе. Пробу пера в этом жанре у большинства детей можно считать удачной.

 

Прости меня

Прости мне слова и всё то, что обидело тебя ненароком и напрасно… Прости мне те минуты, когда я, забывая о тебе, упивалась собою и не думала даже вспомнить тебя…

Прости мне всё то, что вдруг разочаровало тебя, когда я стала собою, какая я существую…

Прости мне радость мою и мои слезы, мою ложь и мою правду, любовь и страх… Когда ты прочтешь это и поймешь, что я не такая, какой казалась… что мне делать?

Я могу уйти, уйти, не помня света в глазах твоих и огня в сердце твоем. И было бы лучше, если бы мы и не встретились никогда…

Я хотела бы стать облаком…

Собака

Нас двое в комнате: собака и я. За окном бушует непогода, холодный жестокий ветер срывает с деревьев листья и уносит их прочь.

Часы хрипло и глухо бьют полночь. Потрескивая, догорает свеча, собака лежит у моих ног.

Тяжелые, грустные мысли не дают мне уснуть. Я вспоминаю своих родителей, их милые, дорогие лица, которые никогда не суждено мне увидеть, их добрые голоса, которых не суждено услышать, и горячие слезы текут по моим щекам.

Собака встает и кладет лапы мне на плечи, она как будто хочет мне что-то сказать, как будто хочет успокоить меня. И глядя в её умные глаза, я чувствую, что она одна на всем белом свете понимает меня, она никогда не изменит и не предаст, она моё единственное родное существо…

А за окном воет странная, неистовая буря, дождь злобно стучит в окно…

Тайна

Тайна… Любовь… Есть в этих словах что-то общее. В любви есть что-то таинственное и нежное. В тайне – что-то невообразимое и ужасно манящее. Любовь появляется внезапно, как тайна раскрывается в один миг…

Любовь, нежность, счастье… как все они созвучны и приятны. Как сладостно слышать их из уст любимого человека… Как легко идти вместе с ними по жизни…

Тайна, неизвестность, неизбежность… Как все они желанны и загадочны. Как захватывает дух от мыслей о них…

Как хочется быстрей идти, найти и разгадать…

Одиночество

Друг! Иди ко мне. Я жду тебя. Почему же ты ушел?..

Жизнь проходит, а одной холодно и грустно. Помнишь, как мы с тобой играли… Да, да, на твоем маленьком дворике. Мы играли в салочки, ты смеялся… Твоя добрая, приветливая улыбка… я никогда её не забуду! Вернись, помоги мне! Помнишь, как ты помог мне тогда, когда мой пес сломал лапу?.. Если бы не ты…

Каждый день я вспоминаю тебя, твой нежный голос, добрые, умные глаза… мне страшно одной… почему ты ушел?..

За окном вьюга. Ветер стучится в мои окна. Зловещие тени бегают по стенам, и кажется я слышу их голоса… Стоп!!!

Мне плохо, голова наливается свинцом, она тяжелеет. Тут кто-то ещё есть в комнате, кроме меня. Друг, это ты? Иди, иди ко мне… Я тебя люблю… Но тебя уже нет и никогда не будет…

Смерть… Смерть… Она одна во всем виновата… Она уже рядом.

Литература

  1. Геймбух Е.Ю. Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева (“Как хороши, как свежи были розы…”) // Русский язык в школе. – 1998. - № 5. – С. 49-56
  2. Угроватова Т.Ю. Стихотворения в прозе // Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX века. Вторая половина. Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 159-184
  3. Шанский Н.М. “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева // Русский язык в школе. – 1988 - № 6. – С. 48-52

Посмотрите также