Искажённое звукопроизношение КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.docx

Искажённое звукопроизношение КАК ВЫЯВИТЬ И ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Д

ошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам. Зачастую причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи (физиологическое косноязычие), а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти), недостаточный уровень развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).

 

Прежде чем приступать к исправлению недочетов звуко-произношения, необходимо выяснить, какие звуки ребенок нроизносит неверно и в чем выражается этот недостаток. При обследовании в первую очередь проверяется произношение звуков ш, ж, ч, щ (группа шипящих), С, СЬ, З, ЗЬ, Ц (группа свистящих), р, рь, л, ль. Чаще всего недостатки произношения этих звуков имеют место у детей старшего дошкольного возраста.

 

Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, с произносится с неприятным на слух присвистом); в замене одного звука другим (шапка— «сапка», рак— «лак»), в пропуске звуков (школа — «кола», лопата — «опата»); в смешении звуков (в одних словах звук произносится правильно, в других заменяется): шуба, но «коска» (кошка); рыба, но «клыска» (крышка).

 

Чтобы выявить у ребенка недостатки звукопроизношения, предложите ему прочитать стихотворение, пересказать сказку, рассказ. Внимательно вслушивайтесь в его речь, попытайтесь установить, какие звуки произносятся неправильно.

 

Более детальное обследование состояния звукопроизношения проводится с помощью предметных картинок, в названиях которых проверяемые звуки находятся в разной позиции. Например, для проверки произношения звуков с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ; л, ль, р, рь можно использовать такой набор картинок: санки, капуста, автобус, селедка, осел, гусь; замок, коза, зебра, корзина; цветок, солнце, огурец; шапка, кошка, душ; жук, ножницы, еж; чашка, очки, ключ; щенок, клещи, плащ; ложка, пила, вол, лиса, слива; ручка, барабан, самовар, редиска, курица, букварь. При обследовании попытайтесь определить причину неправильного произношения (трудности в артикуляции или нарушения фонематического восприятия).

 

Чаще дети неправильно произносят какой-то один звук или же целую группу звуков, например всю группу шипящих, и лишь иногда отдельные звуки из разных групп, например звуки лиц. Обычно нарушения в произношении твердого согласного сопровождаются искажением его мягкого варианта. Нарушения произношения внутри одной фонетической группы (например, неправильное произнесение звука ш из группы шипящих) часто сопровождаются дефектами произношения других звуков данной группы (ж, ч, щ).

 

Поэтому при проверке звука ш или звука с обязательно обратите внимание на то, как ребенок произносит другие шипящие и свистящие звуки. Обязательно уточните, во всех ли словах малыш неправильно произносит проверяемый звук; каков характер нарушения (данный звук заменяется другим, опускается, искажается, смешивается с какими-то звуками); может ли он произносить звук изолированно,— для этого предложите ребенку повторить за вами тот звук, который он не произносит во фразовой речи, в отдельных словах.

 

Подобная проверка необходима, чтобы выбрать такие формы работы, которые в кратчайший срок помогут устранить дефекты звукопроизношения. Так, если ребенок опускает звук р (произносит слово сорока как «соока»), сначала надо вызвать (получить) его, а затем закрепить в слогах, словах и ввести в речь.

 

При неустойчивом произношении звука (в одних словах он произносится верно, в других нет) или когда ребенок правильно произносит звук в изолированном виде, работа по его постановке отпадает. В этих случаях надо только уточнить произношение звука, а затем закрепить в словах и фразовой речи. При замене одного звука другим, кроме занятий, направленных на постановку звука (получение изолированного звука), закрепление и введение в речь, необходимо одновременно проводить работу по различению вновь полученного звука и звука-заменителя. Например, при замене звука ш звуком с («коска» вместо кошка) надо провести ряд упражнений, направленных на то, чтобы научить ребенка различать звуки с и ш.

 

Если звук произносится искаженно, следует выработать такое положение органов артикуляционного аппарата, при котором достигается правильное произношение. Затем звук закрепляется в слогах, словах и вводится в речь.

 

Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из трех основных этапов: подготовительные упражнения; постановка (вызывание) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

 

Подготовительные упражнения.

 

Прежде чем приступить к подготовительным упражнениям, выясните, может ли ребенок произносить звук по подражанию. Например, предварительно дав образец, предложите ему воспроизвести рокот мотора (звук р), шум листьев на дереве или шипение змеи (звук ш) и т. д.

 

Если вызвать звук по подражанию не удастся, проведите подготовительные упражнения. Они должны быть направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), укрепление органов артикуляционного аппарата и уточнение их движений, выработку сильной воздушной струи и т. д.

 

Чем лучше и четче будет проведена такая подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Ее продолжительность зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей развития ребенка и может колебаться от трех занятий до целого ряда занятий в течение нескольких недель.

 

Постановка (вызывание) звука.

 

Чтобы поставить у ребенка правильный звук, взрослому следует тщательно изучить перед зеркалом положения органов речи при нормальной артикуляции, освоить способы вызывания звука. Запомнив положения губ, языка, зубов, нижней челюсти, усадите ребенка перед зеркалом и предложите ему произнести нужный звук. Определите, какое положение принимают органы речи ребенка, и сравните с собственной артикуляцией.

 

Далее задача будет заключаться в том, чтобы добиться правильного произношения изолированного звука (о способах вызывания звуков см. ниже).

 

Закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.

 

При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине.

 

Закрепление звуков в речи осуществляется путем повторения ребенком вслед за взрослым чистоговорок, скороговорок, заучивания загадок, пословиц, поговорок, коротких стихотворений, насыщенных нужными звуками. Для введения звуков в речь используются пересказы сказок, составление рассказов по картине.

 

В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, например: ш и с, ж и з, р и л и др.

 

Приступая к исправлению звуков, следует объяснить ребенку цель этих занятий. В процессе работы по постановке звука следует учитывать, что ребенок не всегда способен сразу выполнить то или иное задание, придать своему языку, губам нужное положение и др. Поэтому нельзя требовать от него, чтобы он с первого раза выполнил то или иное упражнение или тем более произнес правильно звук. Работу по исправлению дефекта надо организовывать так, чтобы ребенок сам стремился как можно быстрее избавиться от своего недостатка. Любой, даже незначительный, успех, достигнутый ребенком, следует поощрять.

 

Занятия по исправлению звуков надо проводить систематически, желательно два раза в день (утром и вечером в течение 5 — 10 мин). В зависимости от вида занятий время может быть увеличено или сокращено. Так, при введении звука в речь, когда ребенку предлагается пересказывать рассказы (сказки) или составлять их по картинам, занятия могут продолжаться 15 — 20 мин и более.