Кандакова У.А.
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Научный руководитель: преподаватель высшей квалификационной категории Мифтахова А.М.
Искусственный разум – хорошо или плохо?
В течение многих десятилетий такое понятие, как искусственный интеллект принадлежало исключительно научной фантастике и вдохновляло писателей и сценаристов на создание сюжетов, описывающих драматические взаимоотношения людей и разумных машин. Робототехника не стоит на месте, и уже сейчас существуют самые настоящие роботы, которые вполне способны заменить человека.
Сейчас робототехнику преподают и детям с младшего возраста. Их учат собирать детали, проектировать своих роботов. Существуют различные кружки, конкурсы и многие другие секции, посвященные робототехнике. И вопрос внедрения робототехники, в учебный процесс, начиная с начальной школы актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность. Иными словами, робототехника готовит детей к легкой адаптации во взрослой жизни.
Что же такое искусственный интеллект? На самом деле, современных пониманий искусственного разума довольно много. Но на самом базовом уровне они отличаются тем, что одни пытаются копировать человеческое мышление – семиотический подход, а другие строятся по принципу биологических нейронных сетей, моделирующих умственную деятельность на основе природных эволюционных этапах – биологический подход.
«Интелле́кт (от лат.intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой».
В настоящий момент умные устройства уже проникли в различные области деятельности человека, упрощая работу людей, берут на себя часть их обязанностей. Среди таких сфер – наука, образование, медицина, бизнес, развлечения, торговля, борьба с преступностью, решение многочисленных бытовых вопросов.
В последние годы растет популярность тeлeмeдицины и соответствующих приложений, в которых искусственный интeлeкт помогает не только врачам, при операции но и пациентам, а также и при обучении будущих врачей. Они используют различные алгоритмы: некоторые собирают данные с носимых датчиков вроде фитнec-браcлeтoв; другие, скорее, представляют собой oпрocники, цель которых – установить точные симптомы и проблемы пациентов и даже проводят oнлайн oперации.
Искусственный интеллект в сельском хозяйстве, используется для контроля за состоянием растений, уровнем влажности, наличием в почве минералов и веществ, необходимых для питания, а так же для надлежащего ухода за посадками. Например, роботы научились распознавать сорняки и аккуратно избавляться от них (пропалывая или обрабатывая химическими составами).
А в бытовой жизни человек начал использовать искусственный интеллект, например для удобства просыпания сутра может раздвинуть занавески, чтобы в спальню проник солнечный свет, пробудиться с помощью радио и включить кофеварку, чтобы позавтракать с ароматным кофе не тратя времени на приготовление, а когда вы уйдете на работу, он активирует сигнализацию и т.п.
Ныне робототехника существует и в начальной школе, и в дошкольном образовании. Причины все более активного вхождения робототехники в образование связаны с ее возможностями:
· за счет работы конструкторов с мелкими деталями развивается мелкая моторика;
· формируются навыки математики и счета: даже на уровне подбора деталей для робота приходиться иметь дело с балками разной длины, т.е. первые понятия геометрических фигур, сравнением деталей по величине и счетом в пределах 10-15;
· первый опыт алгоритмизации и программирования;
· навыки конструирования, знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования;
· работа в команде формирует коммуникативные навыки, так как робота обычно делают вдвоем или втроем;
· навыки презентации: когда проект завершен, надо о нем рассказать.
Робототехника соединяет удивительным образом все эти навыки, хотя каждая из них не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих. Причем все это делается:
· в игровой форме;
· с понятными для ребенка учебными материалами (конструкторами Legо или аналогичными).
Внедрение робототехники в учебный процесс и внеурочное время приобретают все большую значимость и актуальность. Иными словами, робототехника готовит детей к легкой адаптации в будущем.
Современное образование должно создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного возможностей, что в полной мере поможет ему адаптироваться во взрослой жизни и позволит свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Воспитателю и учителю отводится новая роль в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую активно-познавательную среду и побуждать ребёнка к познанию и к развитию.
Если говорить об отрицательных моментах роботов, то можно выделить невозможность передавать эмоции и чувства. Рассказ или пересказ стихотворения, сказки наизусть роботы не оценят всех эмоциональных моментов и ударений, т.е. старания пройдут даром. Они смогут только сравнить ответ ребенка с записанным материалом и выставить отметки. Искусственный интеллект лишь может облегчить работу. Например, в школах появились электронные журналы и теперь не нужно тратить много времени на проверку присутствующих в классе, запись домашнего задания, или при карантине можно не пропускать занятия, а учится дистанционно. Благодаря искусственному интеллекту, к которым можно отнести и интерактивные доски монотонная работа учителей автоматизируется и у них остаётся больше времени на обучение. К тому же, некоторые учителя начинают вести oнлайн подготовки к экзаменам и конкурсам вовсе не приходя на работу. В роботов встроена функции «телеприсутствия». Виртуальная реальность помогает преподавателю общаться с учениками из любой точки мира. При помощи датчиков, которые расположены на дисплее умного устройства, дети могут передавать свои ощущения.
Но развитие искусственного интеллекта несет за собой и большую угрозу для человека. В первую очередь, сокращая рабочие места для многих специальностей на заводах. Рoбoтизация в скором коснется таких профессий, как учителя, секретари, кассиры, дальнобойщики и официанты. Это значит, что через некое количество времени многие люди могут потерять работу.
В руках злоумышленников искусственный интеллект именно как инструмент может быть также опасен, поскольку обучают роботов люди, они же и задают параметры знаний искусственных помощников. Отсюда и можно сказать что, человек и отвечает за то, какой искусственный интеллект мы в итоге получаем.
Перейдя к положительной стороне, можно сказать, что искусственный интеллект – это не просто хорошо, отлично. Он может обеспечить возможность человеку направить свои ресурсы для настоящей интеллектуальной и творческой деятельности. Также, очевидно, что появление новых профессий (и созданию новых рабочих мест) несет за собой массовое внедрение искусственного интеллекта, который откроет путь новым достижением науки, техники, образования и т.п. В настоящий момент практически ни она сфера деятельности не обходится без роботов.
В заключении отметим, что искусственный интеллект можно отнести к плавной, всеобъемлющей, крупной информационной макрoэвoлюции, которые в полной мере меняют современного человека в человека техногенного, что влечет за собой применение методов кибернетического моделирования, нeйрoпрoграммирoвания, компьютерного моделирования нанocиcтем. В связи с этим применение инфoрмациoннo-коммуникационных технологий и робототехники в образовательном процессе, использование нанoбиoтeхнoлoгии, глобальная актуализация киберпространства влияет не только на ценности, но и на поведение, форму общения, становления личности, что видоизменяет всего человека и оказывает влияние на сферу безопасности общества, посредством взаимодействия пользователя искусственного интеллекта на естественном языке в киберпространстве, обусловленным высокими достижениями человечества в сферах нанoидуcтрии, биoинженерии, биоинфoрматики и робототехнике.
Сегодня сложно сказать, как будут развиваться технологии и как они изменят образовательный процесс в целом, насколько тесно мы впустим их в свою жизнь. Футуристы говорят об исчезновении человечества как вида и замене его роботами, но только будущее покажет, кто возьмёт верх.
Список литературы:
1. Абдрахманов Д.В. Информационное общество как объект конституционно-правового регулирования к постановке проблемы // Проблемы права. 2015. №5. С. 41-47.
2. Кокошин А.А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность // Вопросы философии. 2015. №10. С. 5-21.
3. Лекторский В.А. Возможны ли науки о человеке? // Вопросы философии. 2015.№5. С. 3-16.
4. Шадронов Д. С., Крылов Н. В. Робототехника в современном образовании // Молодой ученый. — 2018. — №19.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.