Синхронологическая таблица по Европейскому искусству эпохи возрождения и нового времени
Европейские центры культуры |
Основные временные рубежи |
|||||
13 век |
14 век |
15 век |
16 век |
17 век |
18 век |
|
Италия |
дученто |
треченто |
кватроченто |
высокое Возрождение |
Барокко, классицизм |
классицизм |
Франция |
Ранняя готика |
«лучистая» и «пламенеющая» готика |
французский маньеризм, ранее барокко |
Французский ренессанс |
классицизм |
рококо |
Испания |
Испанская готика |
поздняя готика, мудехар |
раннее Возрождение |
позднее Возрождение, «золотой век» |
борокко
|
позднее барокко |
Англия |
ранняя английская готика |
английская готика «украшенный стиль» |
"перпендикулярная готика" |
стиль Тюдоров |
Классицизм, раннее английское барокко |
«золотой век» |
Германия |
немецкая готика |
период высокой и поздней готики |
ранний Ренессанс |
Высший Ренессанс |
барокко
|
переход барокко в рококо, классицизм |
Фландрия |
готический стиль |
поздняя готика |
зарождение эпохи Возрождения |
эпоха Возрождения |
«золотой век», барокко |
поздний ренессанс |
Голландия |
готический стиль |
поздняя готика |
Интернациональная готика |
ранее Возрождение |
высокое Возрождение ,Голландский классицизм |
конец эпохи голландского реализма, барокко |
13 век Франция
Сформировавшийся стиль – ранняя готика
Жан де Шелль, — французский зодчий середины XIII века; руководил частичным возведением парижского собора Нотр-Дам. Начиная с 1258 года, он возводил боковые фасады, примыкающие к нефу собора, а также его северные и южные врата. В 1265 году его сменил зодчий Пьер де Монтрёй, предполагается, что в связи с его смертью.
Пьер де Монтрёй — французский зодчий XIII века; потомственный архитектор; работал в период «лучистой готики». В 1265 году сменил зодчего Жана де Шелль на строительстве парижского собора Нотр-Дам, занимался постройкой боковых часовен в южной части трансепта собора, также устанавливал красную дверь. Ему приписываются часовня на территории Сен-Жерменского дворца и трапезная церкви Сен-Мартен-де-Шан (ныне зал библиотеки парижской Консерватории искусств и ремёсел).
Характеристика
стиля – Небывалая высота соборов была обусловлена возможностями каркасного
строительства. Стены практически отсутствуют. Их заменяют колонны с арками,
составляющие протяженные галереи. Ажурные мотивы спорят по красоте и
изысканности с сотнями и тысячами скульптур, размещенных, буквально, везде.
Готическая архитектура довольно драматична: повсюду скульптуры-гаргульи,
украшающие порталы, карнизы, кровлю и даже водосточные трубы. Гаргульи, злобно
оскалившиеся с высоты, словно созданы для устрашения слабого и беззащитного
прихожанина.
Изобразительно искусство - одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
Архитектура - устремление зданий
ввысь, достигавшееся при помощи остроконечных стрельчатых арок, которые
заменили собой полуциркульные сводчатые арки построек романского стиля. Основой
готического собора являлись столбы, состоявшие из пучка высоких и стройных
колонн, на которые опирались рёбра (нервюры) стрельчатых арок,
перекрещивающихся на очень большой высоте. Всё здание, таким образом, состояло
из строительных ячеек (травей), ограниченных четырьмя внутренними пучками
колонн и имевших особые, выступавшие с наружной стороны здания столбы
(контрфорсы), которые через связующие полуарки принимали на себя значительную
часть тяжести свода. Поэтому готические соборы в отличие от соборов романского
стиля не нуждались в тяжёлых и толстых стенах. Здания стали менее массивными.
14 век Франция
Сформировавшийся стиль – «лучистая» и «пламенеющая» готика
Основные художники:
Жан де Камбре – французский скульптор Парижской школы мастеров. Создатель памятника герцогу Иоанну Беррийскому в Бурж. О его биографии ничего не известно.
Андре Боневё —
бельгийско-французский скульптор и живописец, работавший при дворах
французского короля Карла V.Информация о жизни Андре Боневё чрезвычайно скудна
и ограничена несколькими финансовыми документами его покровителей. «Мастер
Андре» оформлял часовню в замке герцогини Ньепп (не сохранился). В 1364 году он
работал в Париже в большой художественной мастерской, созданной Карлом V.. Он
принимал участие в украшении фамильной резиденции герцога — замка
Мегон-сюр-Йевр и, возможно, создал витражи и скульптуру капеллы в замке Буржа,
устроенной по образцу парижской Сент-Шапель. Одна из немногих иллюминированных
рукописей, в создании которой несомненно принимал участие Андре Боневё —
Псалтирь Жана Беррийского. Скульптура Карла V выполнена с соблюдением
портретного сходства с ярко выраженными индивидуальными чертами, что резко
отличает её от изображений членов его семьи. После 1386 года Боневё создал
несколько скульптур для замка герцога Беррийского Мегон-сюр-Йевр и для часовни
его замка в Бурже. От скульптур Мегон-сюр-Йевр сохранился один фрагмент —
голова бородатого мужчины (ныне в Лувре).
Характеристика стиля – «Лучистая гостика» - направление французской готики, которое характеризуется набором декоративных оформительских приёмов на ранней стадии стиля. «Пламенеющая» готика - этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям. Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». 1) применение орнамента «масверк» напоминающего языки пламени; 2) первостепенная роль декора; 3) упрощённая планировка зданий по сравнению с предыдущими периодами; 4) сложные своды с декоративными нервюрами, также применение декоративных замков в местах пересечения нервюр; 5) использование скульптур для оформления фасадов и интерьеров
Изобразительно искусство - стремление воспроизводить натуру в её пространственных формах на плоскости. человеческие фигуры постепенно становились всё менее схематичными и приобретали всё более живые черты. Деревья, горы, реки и пр. стали изображаться гораздо более близкими к природе, чем это было раньше. Гамма красок сделалась значительно богаче. Начиная с XIV столетия получила распространение станковая живопись. Во фресковой живописи появились индивидуализированные образы. Художники-миниатюристы наряду с раскрашиванием рисунков, сделанных пером, стали теперь исполнять миниатюры и кистью
Архитектура - вступила в период так называемой «пламенеющей готики», когда здания как бы оделись в тончайшее каменное кружево (Турский собор, соборы в Корби, Алансоне, Амбере, Бурге, Конше, Лепине, Сен-Рикье и т. д.). Подлинного расцвета достигло архитектурное искусство при строительстве таких зданий, как замки, дворцы и жилые дома. Характерными памятниками позднеготического искусства явились королевский замок в Амбуазе, Венсенский замок с четырёхгранной сторожевой башней (XIV в.) и замок в Пьерфоне, представлявший суровую крепость снаружи и художественно отделанное здание внутри. Скульптурные изображения стали значительно более реалистическими, чем это было ранее. Стремление к реализму заметней всего проявлялось в надгробных портретных изваяниях.
15 век Франция
Сформировавшийся стиль – французский маньеризм, ранее барокко.
Основные художники:
Клаус
Слютер — скульптор, один из основоположников «северного реализма. Клаус
Слютер — бургундский скульптор, родом из Нидерландов. О его биографии известно
немного. В 1380 году поселился в Брюсселе, в 1385 году переехал в Дижон, в то
время главный город герцогства Бургундского. В 1389 году стал придворным
мастером бургундского герцога Филиппа II Смелого, трудился на этом месте до
конца жизни. В работах Клауса Слютера в полной мере проявляется готический
натурализм, его скульптуры пластичны и близки к натуре. Они отличаются
монументальными масштабами, даже грандиозностью воплощения. Одно из самых
известных произведений Слютера — Колодец Моисея, или, как его ещё называют,
Колодец предков. Он представляет собой шестигранное подножие Распятия, которое
окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков: Моисея, Давида,
Иеремии, Захарии, Даниила и Исайи. На углах колодца помещены фигуры скорбящих
ангелов. Они облачены в широкие одежды, пластично выполненные складки, которых
ниспадают по контурам фигур. Также скульптор начал работу над надгробием
Филиппа II Смелого, однако не успел закончить его. После смерти Слютера
надгробие завершил его племянник.
Жан Фуке - французский живописец, первый мастер французского Возрождения, портретист и миниатюрист, глава Турской школы. О годах его молодости сведений немного: вероятно, в начале 1440-х гг. Фуке учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения. Между 1444 и 1446 он пишет портрет папы Евгения IV, вызвавший восхищение итальянцев. После пребывания в Италии Фуке вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (в 1461 году) и Людовика XI. В 1475 году получил титул «королевского живописца». Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея Этьена Шевалье и канцлера Гийома Жювенеля Дезюрсена.
Шедевром Фуке являются миниатюры
«Часослова Этьена Шевалье», не имевшие себе равных по художественным
достоинствам. Особенно хороши миниатюры «Благовещение», «Встреча Марии и
Елизаветы», и другие, созданные на сюжеты Священного писания. В конце 1450-х
гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл Джованни Боккаччо. Великолепны
его миниатюры к рукописи «Больших французских хроник», заказанных Карлом VII .
Характеристика стиля – эмоциональность в передаче образов, изящные, удлиненные человеческие фигуры. Динамичность и напряженность поз. Необычная передача перспективы и освещения. Яркие краски.
Изобразительно искусство - Маньеризм доводил до максимума проявления зла: боли, страданий, иррациональности поступков людей.
Архитектура – странные, вычурные, неестественные формы. Скульпторы и архитекторы использовали необычные пропорции, причудливые сочетания цветов, делали акцент на живописных эффектах и гротескных декоративных элементах. Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника. В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.
16 век Франция
Сформировавшийся стиль – французский ренессанс.
Основные художники:
Жан Клуэ́ — придворный художник французского короля Франциска I, заложивший основы французской портретной традиции. Отец художника эпохи Возрождения Франсуа Клуэ. Учёные отождествляют его с Муленским мастером. Подписанных произведений Клуэ не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Среди этих эскизов имеются наброски полотен на библейские темы в стиле миланца Солари, которые висят в Лувре. Руки моделей выполнены в разной технике, что свидетельствует об участии в их написании подмастерий. Некоторый свет на загадочную фигуру Клуэ-старшего пролила расчистка портрета гуманиста Гийома Бюде. Об этом портрете упоминает сам Бюде, и среди эскизов из Шантильи уцелел набросок этого полотна. Несмотря на сходство с работами брюссельских художников, Клуэ выделяется из их числа уверенной пластикой, искусным рисунком и тягой к психологическому реализму.
Жоффруа Дюмустье - французский миниатюрист,
гравёр, декоратор, придворный художник королей из династии Валуа. Жоффруа
Дюмустье был миниатюристом кардинала Жоржа II Д'Амбуаза, затем переехал в
Фонтенбло, где он работал между 1537 и 1540 годами , привлекался к выполнению
заказов короля работавшим здесь Россо Фьорентино. Находился под значительным
влиянием этого итальянского художника. Исследователи находят в его работах
также влияние Полидоро да Караваджо. Один из рисунков художника вдохновлён
росписью потолка Сикстинской капеллы; он не основан непосредственно на фреске
Микеланджело, но является отголоском альтернативного варианта фрески или
вариантом копии. В 1549 году он упоминается как один из самых известных
живописцев Руана. Современники особенно высоко оценивали гравюры, выполненные
им. Находился на службе Франциска I, Генриха II, Елизаветы Австрийской,
Екатерины Медичи и Луизы Лотарингской. Жоффруа имел многочисленное потомство,
его сыновья Этьен Дюмустье и Косм II Дюмустье, были, как и отец, известными
художниками. Умер в 1573 году в Париже, являясь придворным художником короля,
был похоронен 13 октября на кладбище Невинных младенцев. Автопортрет Жоффруа
Дюмустье хранится в Эрмитаже . Приписываются Жоффруа Дюмустье 26 гравюр,
выполненных между 1543 и 1547 годами, изображающие религиозные или мифологические
сюжеты в стиле школы Фонтенбло, вдохновленные композициями Россо, а также
группа рисунков, эскизы.
Марк Дюваль - французский придворный
художник и гравёр. Ему атрибутируются работы Мастера виконта
Люксембурга-Мортига . Известен портретами вождей гугенотской партии. В своё
время считался одним из лучших рисовальщиков и гравёров. Высоко ценились его
портреты последних королей из династии Валуа, при дворе которых он работал, и
парижских аристократов. Он умер в Париже вечером 13 сентября 1581 года во время,
которое сам предсказал.
Характеристика стиля – начало абсолютизма, распространение гуманизма, исследование «нового мира», заимствование из Италии и развитие собственных новых методов в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, наук, народной литературы, а также разработка новых правил этикета и ораторского искусства. Гуманистический интерес к человеку проявился и в изобразительном искусстве, особенно в портрете.
Изобразительно искусство - недостаток в живописцах для украшения дворцов побуждал того же Франциска I приглашать к своему двору знаменитых итальянцев (Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Приматиччо). Они положили первое основание самостоятельной французской живописной школе, которая, однако, и в XVII столетии продолжала идти по стопам итальянской. Гуманистический интерес к человеку проявился и в изобразительном искусстве, особенно в портрете. Торжественное выражение лиц и величавость поз в портретах Жана Клуэ сочетались с остротой индивидуальных характеристик.
Архитектура - Архитектура
раннего периода Возрождения во Франции испытала сильное итальянское влияние.
Развивая традиции готики, французские архитекторы создали новый тип
архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа, замки Азе-ле-Ридо, Шенонсо,
Шамбор. В этот период очень широко использовались различные украшения зданий.
17 век Франция
Сформировавшийся стиль – классицизм.
Основные художники:
![]() |
Жак Лемерсье́ — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы классицизма и барокко. Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров каменной кладки, уже прославившейся в Иль-де-Франс.После длительного обучения в Риме (в годы правления Генриха IV) Жак Лемерсье, пользуясь протекцией Марии Медичи и кардинала Ришельё, становится первым королевским архитектором Людовика XIII. Помимо основной работы архитектором, проявил себя также как градостроитель, декоратор и садовый архитектор.
Главные работы: Университетская капелла в Париже, Павильон с часами Луврского дворца. В 1645 году Мазарини заказал Франсуа Мансару восстановление церкви и монастыря Валь-де-Грас. Работы начались весной 1645 года, но на следующий год Мансар передал их Жаку Лемерсье. Пале-Рояль в Париже, Молельня в Лувре, Церковь Сен-Жозеф-дэ-Карм в Париже, Фасад церкви свв. Петра и Павла в Рюэй-Мальмезоне.
![]() |
Франсуа́ Манса́р — французский архитектор XVII века. Считается не только крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко, но и зачинателем традиций классицизма во Франции. Сын плотника, Мансар не получил систематического образования, а карьеру архитектора начал как помощник Саломона де Броса. Первой самостоятельной работой Мансара был фасад церкви фельянов в Париже. Первые крупные заказы Мансар получил от Гастона Орлеанского — возведение шато в Бальруа и перестройку средневекового замка в Блуа. Масштаб и стоимость задуманных Мансаром в Блуа работ были такими, что от его услуг отказались после завершения северного крыла. В своих работах Мансар стремился придать объёмно-пространственной композиции здания предельную чёткость и лаконичность, не поступаясь при этом свойственным французской традиции богатым пластическим решением фасадов. Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Будучи прекрасно знаком с новейшими достижениями итальянского барокко, архитектор предпочитал придерживаться регулярной планировки. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. Даже среди высшей французской аристократии услуги Мансара были доступны лишь немногим избранным. Поскольку начатые Мансаром постройки, как правило, достраивались менее требовательными зодчими, до нашего времени почти не уцелело зданий, которые были бы построены целиком под его руководством. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Единственное исключение из этого правила — дворец Мезон-Лаффит под Парижем. В 1650-е годы, когда Мансару покровительствовал кардинал Мазарини, архитектор подвергся нападкам политических противников последнего. В печати появлялись памфлеты, обвинявшие его в самовлюблённости, расточительстве и пренебрежении интересами заказчиков. Репутация Мансара была основательно подорвана, и подготовленные им планы перестройки Лувра и королевской усыпальницы в Сен-Дени остались без движения. Король
![]() |
Луи Ленен — один из трех братьев-художников, имена которых стоят в ряду величайших французских живописцев. Ленен работал в крестьянском жанре. Для картин Ленена характерно: мощное рельефное построение, сдержанный колорит, в котором коричневые и серые тона едва оживлены несколькими цветовыми пятнами, уверенная простая и крепкая фактура. Сюжетам самым простым и непритязательным он придает особую значительность, торжественность самим характером пластического воплощения — «Возвращение с сенокоса», «Трапеза крестьян», «Семейство молочницы». Портреты кисти Луи Ленена просты и бесхитростны. Религиозные композиции, а их тоже случалось писать художнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Немногочисленные пейзажи отличаются верностью наблюдения, некоторой интимностью восприятия природы и необычайным мастерством передачи серебристого прозрачного воздуха.
![]() |
Никола
Пуссен — знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм.
Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал
темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную
личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.
Одной из особенностей творчества Пуссена был рационализм, сказывавшийся не
только в сюжетах, но и в продуманности композиции. В 1627 г. Пуссен написал
картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая
считает программным произведением классицизма. Пуссен писал станковые картины
главным образом среднего размера — «Снятие с креста», картины на мифологические
и литературные сюжеты — «Танкред и Эрминия» (1629–1630 гг.), «Аркадские
пастухи» (1650-е гг.), «Царство Флоры». Во второй половине 40-х гг. Пуссен
создал цикл «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение
христианских догм. В последний период творчества (1660–1665 гг.) Пуссен пишет
пейзажи, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами:
«Пейзаж с Полифемом». Последнее, незавершенное полотно мастера — «Аполлон и
Дафна» (1664 г.). Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно.
Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию
классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и
упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность
его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и
скульптуры Франции.
Характеристика стиля – Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Во многом классицизм опирался на античное искусство взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.
Изобразительно искусство - Учрежденная при Мазарини парижская академия сделалась центром художественной деятельности и исходным пунктом направления, которого она неуклонно держалась в течение всего долгого царствования Людовика XIV. Все отрасли искусства централизовались.
Архитектура - сооружение, давшее начало французскому классицизму — квадратный двор Лувра в Париже, начатый в 1546 г. Пьером Леско. В XVII в., до наступления эпохи барокко, классическая французская архитектура развивалась под влиянием стиля трех ведущих архитекторов — Соломона де Бросса, Жака Лемерсье и Франсуа Мансара. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
18 век Франция
Сформировавшийся стиль - рококо
Основные художники:
![]() |
Жак-Анж Габриэль - французский архитектор, член Академии архитектуры (1728); королевский архитектор (1742); Первый королевский архитектор (1743); президент Академии архитектуры (1743—1782). Один из основоположников архитектурного классицизма XVIII века. Он получил заказ на застройку площади Людовика XV (ныне — площадь Согласия). Он не ставит никаких зданий и ничем не заслоняет естественные линии ландшафта. Площадь Людовика XV — первая открытая площадь, узел основных дорог района. В 1749–1750 гг. Габриэль построил Французский павильон. Один из шедевров Габриэля — знаменитый Малый Трианон, загородный дворец, построенный им в Версале (1760-е гг.) по заказу Людовика XV. В нем нет ничего от торжественной представительности подлинного дворца, он не рассчитан на парадные приемы или хотя бы на одновременное присутствие многочисленных гостей, — это интимная вилла, идеальное место для отдыха.
![]() |
Жан-Антуан
Ватто - выдающийся мастер периода французского Регентства, творчество
которого стало прологом общеевропейского стиля рококо Его творческая манера
изыскана и насыщена сложными эмоциями. Главное для него — мир человеческих
чувств, неподвластных контролю разума. Обращаясь к мотивам, почерпнутым из
современной ему жизни, Ватто вносил в них особую интимность и лирическую
взволнованность. В зрелый период творчества он разрабатывает новый тип сюжетов
— театральные сцены и «галантные празднества» — «Затруднительное предложение»,
ок. 1716 г.; «Паломничество на остров Киферу», 1717–1718 гг.; «Жиль», 1717–1719
гг., «Общество в парке». Богатство эмоциональных оттенков в этих картинах Ватто
подчеркивается пейзажем, выразительностью поз и жестов, изысканностью нежных
цветовых сочетаний, игрой красочных нюансов.
Франсуа
Буше — художник, идейно связанный с аристократическим обществом в период
его упадка. Он запечатлел в своих полотнах то откровенно-чувственное
наслаждение всеми благами жизни, которое царило среди высших классов в середине
XVIII в. Буше исполняет огромное количество работ не только для двора и для
мануфактуры гобеленов в Париже и в Бове, но иллюстрирует книги, работает для
театров. В 1736 г. появились его первая пастораль и первые
изображения амуров, которые с этого времени будут у него бесчисленное множество
раз повторяться. Буше очень разнообразен в своей тематике. Он пишет пасторали и
мифологические картины, жанровые сцены из быта аристократического общества
(«Завтрак», 1739 г.), портреты, религиозные изображения, пейзажи («Пейзаж с
прудом»), цветы, орнаментальные мотивы. Буше много пишет мифологических героинь
в разные моменты их любовных похождений или занятых своим туалетом — «Туалет
Венеры». (1751 г.). В более поздних работах с обилием оттенков розового и
голубого, извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются
декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление
«фарфоровости» фигур — «Портрет маркизы Помпадур». Буше был талантливым
декоратором, работал над оформлением отеля Субиз в Париже.
Жан
Батист Симеон Шарден (1699–1779) — французский живописец, один из
известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории
живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой
живописи. Свое творчество Шарден начал как мастер натюрморта. Именно этот жанр
принес ему широкую известность и открыл доступ в Академию. Шарден избегал в
своих натюрмортах эффектных предметов, сложных построений. Едва ли не все, что
он пишет, можно без труда найти на столе небогатого буржуа того времени или
даже на кухне ремесленника — «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766 г.). Одной
из излюбленных тем Шардена является изображение дышащего миром и довольством
уюта буржуазной семьи. Своим творчеством он утверждал ценность буржуазного
мира, противопоставляя свои идеалы художественным взглядам аристократического
общества. Художник умел находить красоту в обыденной жизни с ее повседневными
заботами и мелочами — «Молитва перед обедом» (1744 г.), «Вернувшаяся с рынка»
(1739 г.) и др.
Жан-Батист Грёз (1725–1805) —
это не живописец, ищущий свой путь интуитивно, порывисто, это человек программы
и твердо выработанных формул, которым подчиняет все свое творчество. Работы
Грёза посвящены изображению жизни мелкой буржуазии. Типаж в картинах
однообразен, жесты его фигур заучены и повторяются при аналогичных ситуациях.
Каждому действующему лицу дается наиболее эффектная, несколько театральная
поза. Любая его картина существует одновременно как бы в двух планах:
во-первых, это бытовая сцена, во-вторых, иллюстрация какого-либо морального
поучения. Грёз подчеркивает такую двойственность, давая своим полотнам названия
с разъясняющими подзаголовками: «Паралитик, за которым ухаживают его дети, или
Плоды хорошего воспитания» (1763 г.), «Балованное дитя, или Плоды дурного
воспитания». Очень многое в искусстве Грёза принадлежит старой, аристократической
традиции. Он наследует от рококо не только фарфорово-искусственную гамму
светлых цветов или кукольную миловидность своих героинь, но и пристрастие к
пикантному намеку, к эротическому подтексту — «Разбитый кувшин», «Молочница».
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) — французский живописец и график. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар создавал лирические сцены повседневной жизни, интимных человеческих чувств. Сияющие гармонии розовых, голубых, палевых цветов, легкие и капризные очертания форм, беглая текучесть мазка — это любимые выразительные средства Фрагонара. Творчество для Фрагонара — не длительное вынашивание замысла, а счастливое вдохновение — «Вдохновение» (1769 г.). Он был мастером фривольно-жанровых сцен — «Счастливые возможности качелей» (1767 г.). Юная красавица на качелях, которые раскачивает любезно улыбающийся кавалер, взлетает высоко в воздух, и широко раздувающиеся юбки открывают самые «счастливые возможности» поклоннику, который восхищенно наблюдает за ней, лежа среди кустов роз. Такие сцены художник писал десятками. Фрагонар умел оправдать любые рискованные ситуации либо веселым, остроумным задором либо неподдельной горячностью чувства.
![]() |
Жак-Жермен Суффло — выдающийся французский архитектор, придавший архитектуре французского неоклассицизма, величественный, монументальный характер, совмещающий достижения античного и национального французского искусства. Наставник русского архитектора В.И. Баженова в Париже. В 1750 году вновь уехал в Италию в компании будущего маркиза де Мариньи, брата мадам де Помпадур , которого готовили к должности директора Королевских зданий. Суффло посетил Пестум, где зарисовывал и обмерял уникальные древнегреческие храмы VI в до н. э. Позднее, в 1764 году, Суффло издал серию гравюр по рисункам храмов в Пестуме. В 1755 году Мариньи, новый генеральный директор Королевских зданий, передал Суффло архитектурный контроль над всеми королевскими постройками в Париже. В 1755 году Суффло был принят в Королевскую академию архитектуры. В 1756 году в Лионе был открыт построенный им Оперный театр.
Как и многие архитекторы своего времени, Суффло был приверженцем классицистического стиля. Он особо выделял «строгость линий, твердость формы, простоту контура и строгую архитектурную концепцию деталей». Такой подход контрастировал с предшествующей архитектурой позднего барокко и рококо во Франции и в других европейских странах. Пользуясь своими путевыми зарисовками и обмерами античных памятников, Суффло научно подошёл к разработке нового стиля. Под влиянием идей Марка-Антуана Ложье, выдвинувшего идею равноценности готического и античного искусства и создания национального французского стиля архитектуры, совмещающего обе традиции, Суффло также пытался соединить традиции французского средневекового зодчества с антикизирующим классицизмом. Такой странный сплав он назвал «греко-готическим стилем». Главное творение архитектора Суффло — здание церкви Св. Женевьевы в Париже (1758—1789). Женевьева — святая покровительница города и эта постройка имела значение главного храма французской столицы. Во время революции в 1791 году церковь упразднили, а здание переименовали в Пантеон — «Усыпальницу великих людей, которые погибли за свободу Франции». Композиция Пантеона продолжает линию французского классицизма, намеченную Жюлем Ардуэном-Мансаром в его выдающейся постройке — церкви Дома инвалидов в Париже (1679—1706).
Характеристика стиля – Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Изобразительно искусство - Во Франции важным событием стали публичные выставки — Салоны, которые ежегодно (с 1667 г.) организовывала Королевская академия живописи и скульптуры при поддержке двора. Произведения для Салонов отбирала специальная комиссия академии. Париж превратился в общеевропейский художественный центр.
Архитектура - влияние рококо проявляется своеобразно. Новые веяния в архитектуре подхватывает буржуазия. На старинных парижских улицах появились небольшие дома, первые этажи которых отводились для лавок или мастерских, а верхние — для семей их владельцев и для сдачи внаем. Именно здесь впервые отвергается торжественность античных ордеров с неизбежными портиками и колоннадами. Их сменяют практичность, простота, чуткость ко всем проявлениям современного вкуса. Объемы и массы становятся гораздо легче, пропорции — скромнее, стена все больше членится: выступами, нишами, балконами или лепным декором. То, что строится в эти годы для аристократии, отличается компромиссом и консерватизмом. Преобладающий тип здания теперь «отель» — небольшой особняк, рассчитанный на одну богатую семью. Главная задача архитектора — обеспечить семье удобство и уют.
Во второй половине XVIII в. архитекторы работали в стиле ампир - стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Известнейшим творцом этого периода был Жак Жермен Суфло. По проекту Суфло, выдержанному в духе зрелого классицизма XVIII в., сооружена церковь Сент-Женевьев в Париже.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.