Искусство Голландии в эпоху Возрождения и Нового времени

  • docx
  • 02.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала gollandii.docx

Синхронологическая таблица по Европейскому искусству эпохи возрождения и нового времени

 

Европейские центры культуры

Основные временные рубежи

13 век

14 век

15 век

16 век

17 век

18 век

Италия

дученто

треченто

кватроченто

высокое Возрождение

Барокко, классицизм

классицизм

Франция

Ранняя готика

«лучистая»  и «пламенеющая» готика

французский маньеризм, ранее барокко

Французский ренессанс

классицизм

рококо

Испания

Испанская готика

поздняя готика, мудехар

раннее Возрождение

позднее Возрождение, «золотой век»

борокко

 

позднее барокко

Англия

ранняя английская готика

английская готика «украшенный стиль»

"перпендикулярная готика"

стиль Тюдоров

Классицизм, раннее английское барокко

«золотой век»

Германия

немецкая готика

период высокой и поздней готики

ранний Ренессанс

Высший Ренессанс

барокко

 

переход барокко в рококо, классицизм

Фландрия

готический стиль

поздняя готика

зарождение эпохи Возрождения

эпоха Возрождения

«золотой век», барокко

поздний ренессанс

Голландия

готический стиль

поздняя готика

Интернациональная готика

ранее Возрождение

высокое  Возрождение ,Голландский классицизм

конец эпохи голландского реализма, барокко

 

 

13 век Голландия

Сформировавшийся стиль –  готический стиль

Основные художники:

Характеристика стиля – Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный»

Изобразительно искусство – Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

Архитектура -  Главным строительным материалом остался КАМЕНЬ. Конструктивную основу готики составляют каркасная система и ее важнейшая составная часть - РЕБРИСТЫЙ СВОД. К каркасной системе привело стремление максимально увеличить высоту и уменьшить массивность сооружения.


 

14 век Голландия

Сформировавшийся стиль –  поздняя готика

Основные художники:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e9/Les_Tr%C3%A8s_Riches_Heures_du_duc_de_Berry_juin.jpg/250px-Les_Tr%C3%A8s_Riches_Heures_du_duc_de_Berry_juin.jpg

 

Братья Лимбург  были известные голландские миниатюрные художники из города Неймеген. Работали в готическом стиле. Они создали то , что, безусловно , самый известный позднего средневековья манускрипт , то Великолепный часослов герцога Беррийского .

 

 

ИзображениеЖан Малуэль — художник нидерландского происхождения, один из крупнейших мастеров Бургундской школы. Родной город художника — Неймеген, где он, вероятно, обучался в мастерской отца, художника Виллема Малвала. Регистрируется в качестве художника в 1382 году. Женившись, Жан Малуэль переехал с семьей в Париж, где был в 1396 году замечен герцогом Бургундии Филиппом Смелым. Герцог в 1397 году приглашает Малуэля в Дижон в качестве придворного художника и камердинера. С этого времени художник работал до конца своих дней при Дворе герцогов Бургундских. Около 1400 года на службу к герцогу поступили и племянники художника, сыновья его сестры Мехтильды — братья Лимбурги. В 1405 г., вскоре после смерти Филиппа, он вернулся в Неймеген, женился и вернулся в Дижон. Согласно документам, он выполнял многочисленные декоративные работы, создал надгробие герцога Филиппа Смелого (1410). По заказам сына Филиппа, Иоанна Бесстрашного, он пишет картины, пять алтарей для монастыря Шанмоль (с 1398), портрет самого Иоанна (1412). Ни одно из этих произведений не сохранилось. Художнику приписывают работы бургундского происхождения, выполненные в то же время. Авторство большого тондо «Оплакивание Христа» (Париж, Лувр) с гербом Филиппа Смелого на обороте уверенно приписывают Малуэлю. Картина была создана, возможно, около 1400—1410[2]. В тондо художник объединил два сюжета, нарушив общепринятую форму, «Оплакивание» и «Троицу»: вместе с Марией и Христом изображены бог-отец и святой дух. Мастер блестяще справился с тондо, довольно сложным форматом для композиционного построения. Возможно, что картина-тондо изобретение Малуэля — в тондо, появившихся позднее, ощущается влияние его стиля.

Характеристика стиля – применение орнамента «масверк» напоминающего языки пламени;  упрощённая планировка зданий по сравнению с предыдущими периодами; сложные своды с декоративными нервюрами,

Изобразительно искусство – развивалось в традиционно религиозных формах, впитывая передовые достижения французской и немецкой готики.

Архитектура -  Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.


 

15 век Голландия

Сформировавшийся стиль –  Интернациональная готика

Основные художники:

Воскрешение Лазаря. Сер. XV в. Картинная галерея. Берлинhttps://img-fotki.yandex.ru/get/40687/414556632.2/0_17eb69_83f28f6a_XLРобе́р Кампе́н — фламандский живописец, предполагаемый родоначальник традиции ранней нидерландской живописи. Наставник Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре. Один из первых портретистов в европейской живописи. Кампена отождествляют с Флемальским мастером. Робер Кампен считается ведущим художником города Турне своего времени. Про его ранние годы практически ничего не известно. Родился он предположительно в городе Валансьен между 1375 и 1380 годами. Неясно, где он жил первые тридцать лет своей жизни и у кого обучался искусству живописи. В 1410 году Кампен стал гражданином Турне, где прожил всю оставшуюся жизнь и показал себя не только весьма талантливым мастером, но и успешным предпринимателем. Он владел большой процветающей мастерской, среди многочисленных учеников которой были выдающиеся художники Жак Даре и Рогир ван дер Вейден. Большинство исследователей отождествляют Робера Кампена с Флемальским мастером, творческая активность которого приходится аккурат на годы жизни Кампена, а приписываемые ему работы (Рождество Христово, Алтарь Мероде, Обручение Девы Марии и др.) очень близки творчеству Даре и ван дер Вейдена по манере письма. Главное достижение Флемальского мастера заключается в том, что он решительно порвал с традиционным готическим стилем и добился небывалой доселе реалистичности изображения, благодаря чему признаётся основателем Нидерландской школы живописи наряду с Яном ван Эйком.

А́льберт ван О́уватер— нидерландский художник. Об Альберте ван Оуватере имеется очень скудная информация. Большая часть информации содержится в «Книге о художниках» Карела ван Мандера, в которой Оуватер описывается преимущественно как известный мастер пейзажа. Кроме пейзажей Оуватер написал по всей видимости несколько религиозных полотен, одно из которых идентифицировано благодаря описанию в книге ван Мандера. Это созданное в 1450—1460 гг. «Воскрешение Лазаря», которое хранится в Берлинской картинной галерее и до настоящего времени является единственной картиной, бесспорно принадлежащей кисти Оуватера. Оуватер был отличным колористом, владевшим мельчайшими нюансами цветовой палитры и правилами построения перспективы.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b4/Petrus_Christus%2C_Portrait_of_a_young_girl.jpg/800px-Petrus_Christus%2C_Portrait_of_a_young_girl.jpgПетрус Кри́стус— южнонидерландский (фламандский) художник, работавший в Брюгге с 1444 года. Также упоминается под именем Питер Кристофсен. Петрус Кристус не был учеником Яна ван Эйка. Однако он помогал Яну ван Эйку в последние годы жизни мастера и доделал некоторые не завершенные им заказы. На стиль Кристуса помимо ван Эйка оказали влияние художники Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен. Петрус унаследовал мастерскую Ван Эйка после его смерти в 1441 году и оказал значительное влияние на других мастеров брюггской школы — Дирка Баутса и Гертгена тот Синт Янса. В полотнах на религиозные темы Кристус не сумел достичь уровня ван Эйка, однако портреты кисти Кристуса благодаря характерно проработанным деталям мимики выглядели очень живыми. Петрус Кристус был первым фламандским живописцем, серьёзно посвятившим себя портретной живописи. Одним из его шедевров считается «Портрет девушки» из Берлинской картинной галереи.

https://imgprx.livejournal.net/34095dae099218f3b0fa6b0da3d2b4b4dd973f47/yEmiP9USs2-ILLFo1zb7tziZCNFd034TSPPq7J4jsyGjhLdYcvsHmDChZAgEZwknrkCCjWhBpsCbMgvFwmgFwiCPiZ6XK0BQWCBoC6lDQBgДирк Боутс известный также под именем Дирка Гарлемского — нидерланд. живописец, образовавшийся под влиянием А. Оуватера и Р. ван дер Вейдена. работал в Гарлеме и, главным образом в Лёвене, где и ум. в 1475 г. Картины этого мастера отличаются выразительностью и внимательною обработкою пейзажной части. Важнейшие произведения Б.: складень "Тайная вечеря" (средняя часть в црк. св. Петра, в Лёвене, боковые — в Мюнхенск. пинак. и в Берлинском музее), "Правосудие императора Оттона" (две картины, в Брюссельск. муз.), "Поклонение волхвов" с фигурами Иоанна Крестителя и св. Христофора на створках (в Мюнхенск. пинак.), "Мучение св. Эразма" (в црк. св. Петра, в Лёвене), "Тибуртинская Сивилла" (в Штеделевск. инст. во Франкфурте-на-Майне) и "Св. Ипполит" (в црк. Спасителя, в Брюгге).

Характеристика стиля –  красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском.

Изобразительно искусство – Частые золотые фоны, пренебрежение пространственной глубиной, плоскостность, отсутствие свето-воздушной среды и прочие черты средневекового искусства сочетаются при этом с высокими ремесленными живописными навыками, тщательностью в разработке деталей костюма и интерьера, проработанностью драпировок, лиц, а также растений.

Архитектура – «пламенеющая готика», также необыкновенно вычурная.


 

 

16 век Голландия

Сформировавшийся стиль –  ранее Возрождение

Основные художники:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Hieronymus_Bosch%2C_Hell_%28Garden_of_Earthly_Delights_tryptich%2C_right_panel%29_-_detail_1_%28devil%29.JPGЕру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иерони́м Босх— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери; считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. Босх ассоциируется с городом Гертогенбосх, где он родился и работал. О его жизни, воспитании известно немного. Достоверно лишь то, что Босх родился в семье художников. Его картины, выполненные в совершенных цветах,  со сверхъестественным мастерством деталей, наполнены удивительными живыми предметами, странными растениями и животными. На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в  биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования. Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным. Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами. Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ». В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями.  К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Abraham_Bloemaert_003.jpg/600px-Abraham_Bloemaert_003.jpgАбрахам Блумарт — нидерландский художник. Блумарт оказал большое влияние на развитие голландской живописи. Среди его многочисленных учеников — Ян Бот с братом Андрисом, Якоб Кейп, его сын Альберт Кейп, Ян Баптист Веникс и Николаус Кнюпфер.  Объединив в своём творчестве традиции голландской и фламандской живописных школ, он писал полотна на исторические темы, портреты, жанровые сцены и пейзажи. Многочисленные гравюры и ксилографии, созданные по мотивам его работ, отражают художественные устремления живописца. Манера работы художника с цветом напоминает творчество маньеристов XVI века.  Большинство сохранившихся полотен Блумарта хранится в Музее изящного искусства Сан-Франциско, а также в картинных галереях Берлина и Лувре.   «К лучшим его произведениям принадлежат: «Поклонение пастухов», «Святое семейство» (в Берлинском музее), большая историческая картина «Смерть сыновей Ниобии» (в Королевской галерее в Копенгагене) и множество других, находящихся в Париже, Мюнхене, Гааге и т. д. По портретной живописи самое удачное произведение Б. — его собственный портрет. Кроме того, Б. был превосходным гравером и формовщиком».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Esaias_van_de_Velde_Winter_Landscape.jpg/300px-Esaias_van_de_Velde_Winter_Landscape.jpgИсайя ван де Вельде - голландский пейзаж художник. Ван де Вельде работал в Харлеме с 1610 до 1618, и вступил в Харлеме гильдию Святого Луки в 1612 году вместе с Сегерсом . Это событие во многом созданы реалистичные ландшафтные картины, как отдельный жанр в этой части Нидерландов. Ван де Вельде был под влиянием немецкого художника Эльсхаймер развивать свои картины в более натуралистическом направлении, чем его наставник, и принять низкую точку зрения и треугольную композицию. Кроме пейзажей, ван де Вельде также рисовал жанр и военные картины.

Характеристика стиля – развитие элементов светского гуманистического мировоззрения, развитие идей религиозного «обновления»

Изобразительно искусство –большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

Архитектура – влияние позднеготической архитектуры продолжало оставаться очень сильным вплоть до середины столетия, ренессансные элементы, постепенно проникавшие с начала 16 в. в нидерландское зодчество, подготовили почву для более решительных изменений. Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль.


 

17 век Голландия

Сформировавшийся стиль –  высокое  Возрождение, голландский классицизм

Основные художники:

Kerkadam.JPGХендрик де Кейзер — нидерландский архитектор и скульптор, который мастерски воплотил в городской архитектуре, в частности Амстердама, формы позднего Ренессанса — маньеризма. Де Кейзер известен возведением ряда важных зданий, принадлежащих к основным историко-архитектурных памятникам нынешней нидерландской столицы, ряда других городов Нидерландов. Из них до сих пор сохранились Южная церковь (Зёйдеркерк) и башня при ней, Делфтская ратуша, Западная церковь (Вестеркерк) и Западная башня, Нордеркерк. Здание Амстердамской товарной биржи, возведённое де Кейзером, было разрушено в XIX веке. Проекты Хендрика де Кейзера, воплощённые в Амстердаме в первые десятилетия XVII века, ознаменовали установление в современной нидерландской столице позднеренесансного маньеризма, который известен под названием «амстердамский ренессанс». Этот архитектурный стиль во многом отклоняется от итальянской архитектуры эпохи Возрождения XVI века. Классические элементы, такие как пилястры, карнизы и фронтоны, использовались в Амстердаме в больших масштабах, но в основном для декора. Де Кейзер никогда не копировал образцы классической архитектуры, изложенные в итальянских трактатах. Его версия Ренессанса, которая достигла расцвета в конце 2-го десятилетия XVII века, была всё-таки авторской разработкой в местных амстердамских условиях — именно она заложила основу для дальнейшего развития голландской классической архитектуры, воплотилась в творчестве Якоба ван Кампена и Питера Поста. Считается, что Хендрик де Кейзер, скорее всего, спроектировал и амстердамский «Ост-Индский дом». Кроме архитектуры, Хендрик де Кейзер известен как скульптор. Он разработал проект надгробного памятника на могиле Вильгельма Молчаливого в делфтской Новой церкви (1614 — 23), хотя лично не увидел окончания работ — проект завершил его сын, тоже скульптор, Питер де Кейзер.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/Frans_Hals_008.jpg/200px-Frans_Hals_008.jpgФранс Халс — основоположник голландского реалистического портрета. В портретах Халса все слои общества, изображенные без прикрас. Его портреты граничат с бытовым жанром. Халс — живописец смеха, веселой, жизнерадостной улыбки. С конца 1620-х гг. складывается зрелое мастерство художника. Работая теперь исключительно в области портрета, он создает целую галерею типов голландского общества — от офицерства и богатых бюргеров до социальных низов, предстающих в трактовке Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа — «Цыганка», «Мулат», «Малле бабе», «Шут с лютней», «Веселый рыбак». В этот же период Халс работает над популярным в Голландии жанром группового портрета — «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 г.). С 1640-х гг. психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона — «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 г.). В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами, нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма — «Регентши приюта для престарелых в Харлеме» (1664 г.). Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Халс умер 26 августа 1666 г. в харлемской богадельне.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Rembrandt_Christ_in_the_Storm_on_the_Lake_of_Galilee.jpg/800px-Rembrandt_Christ_in_the_Storm_on_the_Lake_of_Galilee.jpgРембрандт Харменс ван Рейн — голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. В 1632 г. Рембрандт получает заказ, изменивший всю его дальнейшую жизнь — групповой портрет для гильдии амстердамских хирургов. «Анатомия доктора Тулпа» принесла художнику признание публики. Теперь амстердамские богачи наперебой заказывали ему свои портреты. Создал много портретов своей жены — «Даная» (1636 г.). С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. В 1642 г. он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. Рембрандт создал не имеющую аналогов галерею портретов — «Автопортрет» (1640 г.), «Мужчина в красном» (1652–1654 гг.), «Старуха в красном», «Портрет Тупса». Его последние работы поражают отточенностью мастерства. Он пишет все более великие шедевры — «Европейская невеста» (1666 г.), «Возвращение блудного сына» (1668–1669 гг.). Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). За свою жизнь Рембрандт создал около 600 картин, почти 300 офортов и более 1400 рисунков.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Johannes_Vermeer_%281632-1675%29_-_The_Girl_With_The_Pearl_Earring_%281665%29.jpg/800px-Johannes_Vermeer_%281632-1675%29_-_The_Girl_With_The_Pearl_Earring_%281665%29.jpgЯн Вермеер Дельфтский — нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Ранние картины на мифологические и евангельские темы («Диана с нимфами») свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. Любовь в самом широком, равно плотском и духовном, смысле, является лейтмотивом его картин. Героини Вермеера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями; все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полные покоя и уюта — «Девушка с письмом» (1657 г.), «Дама, примеряющая ожерелье», «Кружевница» (1664–1665 гг.), «Девушка с жемчужиной». Применяя камеру-обскуру в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины, в своих городских видах Вермеер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией («Вид Дельфта», ок. 1660 г.).

Характеристика стиля – сочетает в себе элементы итальянского барокко и классицизма с наследием национальной кирпичной архитектуры.

Изобразительно искусство – картины украшали дома и правящей верхушки, бюргеров, ремесленников, крестьян. Они продавались на ярмарках и аукционах. Картины — товар, средство наживы, поэтому наиболее талантливые мастера, отстаивающие свою самостоятельность, погибали в нужде и одиночестве. Главный объект изображения — окружающая действительность: бытовой жанр, портрет, натюрморт, пейзаж.

Архитектура -  Специфика природных условий вызвала появления плотин и дамб, шлюзов и каналов, обилие зелени, воды, своеобразный вид зданий, спускающихся к воде. Классицизм как основной стиль массового строительства возобладал в голландской национальной школе раньше, чем в других странах. Этот стиль сочетал в себе элементы итальянского барокко и классицизма с наследием национальной кирпичной архитектуры. Для архитектуры классицизма характерно использование классических ордеров (таких, как тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный). Во время расцвета классицизма, элементы стиля, такие как пилястры, классические фронтоны и архивольты, использовались повсеместно. Их можно было встретить как на представительских зданиях, так и на постройках утилитарного назначения. В стиле голландского классицизма выдержаны «узкие» кирпичные дома Амстердама.

 

 

 


 

18 век Голландия

Сформировавшийся стиль –   конец эпохи голландского реализма, барокко

Основные художники:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a4/John_Churchill_Marlborough_portr%C3%A4tterad_av_Adriaen_van_der_Werff_%281659-1722%29.jpgАдриан ван дер Верфф — голландский художник; старший брат Питера ван дер Верффа. В 1669—1670 учился рисованию у К. Пиколе, в 1671—1676 — у Эглона ван дер Нера. После завершения образования жил и работал в Роттердаме. Главными темами произведений художника были библейская и древняя история, античная мифология, бытовые сценки, пасторали и миниатюры, отличавшиеся крайне тщательным и аккуратным исполнением. Полотна ван дер Верффа высоко ценились современниками как за совершенное исполнение рисунка человеческого (женского) тела, так и за совершенное владение искусством передачи его цвета — от слоновой кости до блестяще-фарфорового оттенка кожи. Картины мастера охотно приобретались многими европейскими дворами. 16 из них хранится ныне в мюнхенской Старой Пинакотеке, 12 — в Дрезденской галерее. Кроме того, работы ван дер Верффа можно увидеть в крупнейших музеях Санкт-Петербурга (Эрмитаж), Берлина, Парижа, Лондона, Амстердама, Роттердама, Дюссельдорфа, Бонна, Энсхеде и других городов.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f4/Mieris%2C_Willem_van_-_Interior_with_a_Mother_Attending_her_Children_-_1728.jpg/800px-Mieris%2C_Willem_van_-_Interior_with_a_Mother_Attending_her_Children_-_1728.jpgВиллем ван Мирис — голландский художник-портретист, автор исторических и жанровых полотен. Работал в традициях основанной Герардом Доу лейденской художественной школы. Виллем ван Мирис родился в семье художников. Его отец, Франс ван Мирис-старший, был известным учеником Г. Доу, старший брат Виллема Ян ван Мирис также был живописцем. После обучения в мастерской отца Виллем в 1683 году становится членом лейденской гильдии художников св. Луки. В 1687, 1698, 1704 и 1708 годах он — управляющий делами Гильдии, в 1699 избирается её председателем. В 1694 году ван Мирис, совместно с художниками Якобом Торенфле и Карелом де Моором, основывает в Лейдене Академию искусств Leidse Tekenacademie, просуществовавшую в этом городе до 1736 года. Приблизительно к этому времени художник ван Мирис ослеп и перестал рисовать. Избранные полотна: Возвращение блудной дочери, Одиссей и Цирцея, Дама с попугаем, Смерть Клеопатры, Портрет вдовы.

Хейсум, Ян ван (Амстердам 1682-1749) -- Корзина с цветами и бабочки. часть 5 ЛуврЯн ван Хёйсум— нидерландский художник. Очень быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский. Ян скрывал от других художников методы своей работы. Единственной ученицей, причём недолго, была Маргарет Хауверман (1720-1795). В отличие от других мастеров натюрморта, Ян делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины, порой на протяжении многих лет, летом он выезжал в Харлем, центр садоводства Нидерландов тех лет, для наблюдения за цветами. Особенности художественной манеры Яна ван Хёйсума хорошо видны в двух парных картинах «Цветы» (1722) и «Цветы и плоды» (1723), выполненных по заказу лорда Уолпола и находящихся в Эрмитаже. «В своих выдержанных в светлых тонах букетах он достигает большой силы красочных звучаний. Особенно характерна в этом отношении картина «Цветы и плоды» (1723), где наряду со светлой гаммой цветов, определяющей колорит, в нагромождении фруктов внизу и изысканном узоре изгибающихся лоз вверху чувствуется тонкий художественный расчет мастера позднего натюрморта. Тщательность выполнения и светлый красочный аккорд картин Хейсума, который, подобно Яну Давидсу де Хему, использовал все возможности передачи букетов в светлом окружении, изменил самый характер натюрморта.

Характеристика стиля – отмечен признаками творческого спада, который сопутствовал нараставшему экономическому и культурному упадку страны.

Изобразительно искусство – в натюрмортах преобладают обманки или ложные рельефы в пейзаже господствует описательная объективность

Архитектура -  ведущее положение в голландском зодчестве занял новый тип патрицианского жилого дома, отныне утратившего столь долго сохранявшиеся традиционные национальные мотивы.