Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"
Оценка 4.8

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
биология
10 кл
29.01.2017
Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"
Исследовательская работа по биологии по теме: "Близнецы: сходства и различия" выполнена ученицей 10 класса. Данную работу можно выполнить с учащимися 9-11 классов. Проведённое исследование можно использовать в качестве наглядного пособия при изучении темы: "Основы наследственности и изменчивости" в 9 и 10 классах.Исследовательская работа
Близнецы.docx
Управление образования Администрации  г.о. Саранск Городская научно­практическая конференция «Школьники города – науке XXI века» Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» Исследовательская работа  по   теме: «Близнецы: сходства и отличия» Автор  работы: ученица 10«А» класса Щукина Юлия Геннадьевна МОУ СОШ №25, г.о. Саранск    Руководитель  работы: учитель биологии Баринова Татьяна Александровна МОУ СОШ №25, г.о. Саранск г.о. Саранск, 2015 Содержание Введение……………………………………………………………………….3 I. Аналитический обзор………………………………………………………5 I.1. Виды близнецов, их особенности…………………………………………5 I.2. Причины появления близнецов…………………………………………...8 I.3. Распространение и частота рождения близнецов………………………..9 I.4. Методы исследования близнецов………………………………………...10 I.5. Психологические особенности близнецов……………………………….12 II. Материалы и методы исследования……………………………………14 II.1. Сравнительная характеристика близнецов……………………………...14 II.1.1. Сравнение антропометрических данных………………………………14 II.1.2. Сравнение интересов близнецов………………………………………..14 II.1.3. Мнения родителей о детях­близнецах………………………………….15 II.1.4. Наблюдения учителей и одноклассников за близнецами…………….16 III. Результаты исследований………………………………………………..18 IV. Выводы……………………………………………………………………...22 Список использованной литературы………………………………………..24 Приложения 2 Введение Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство.  И отношение разных культур к этому чуду природы различалось. В некоторых они рассматривались как зловещее знамение, в других ­ как случайность, в третьих как божий дар. В современном же мире таких людей могут лишь проводить заинтересованным взглядом, но ничего сверхъестественного в рождении близнецов уже не видят. Близнецы фигурировали  в самых разных жанрах фольклора ­ мифах, сказках, легендах, песнях, балладах и прочих видах устного народного творчества. Эта же тема получила отражение в культах и обрядах, в изобразительном искусстве и, конечно же, в художественной литературе и поэзии.   Близнецы часто предстают как  две  половинки одного  целого,  имея связь  более  глубокую,  чем у  обычных братьев и сестер, или наоборот, выступают непримиримыми соперниками.  В   любой   сфере   человеческой   деятельности   можно   встретить   близнецов, занимающихся одним и тем же делом и достигших высоких результатов. Этот факт не   вызывает   удивления.  Ведь   эти   дети   развиваются   практически   в   одинаковых условиях. Живут в одной семье, играют в одни и те же игрушки, ходят в один детский сад, в одну школу. К тому же идентичные близнецы (их еще называют однояйцовыми или монозиготными) ­ генетические копии друг друга. Все это и приводит к тому, что близнецы оказываются очень похожими. В школе близнецы (особенно монозиготные) могут учиться с одинаковым  успехом, любить или не любить одни и те же предметы. У них часто общие друзья, интересы и увлечения. Нередко они выбирают для себя одинаковые или близкие профессии.  Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда? 3 Знаменитые близнецы встречаются в искусстве, литературе, медицине, науке, бизнесе, спорте и политике. Актуальность  исследования   заключается   в   том,   что   появление   близнецов стало более частым во всем мире. В настоящее время в мире насчитывается  от 70 до   80   миллионов   пар     близнецов.   На   каждые   100   родов   в   мире   приходится рождение одной близнецовой пары. И тенденция   эта с каждым годом растет. Исследования   близнецов   невероятно   важны   для   практики:   они   могут обосновывать   существование   генетических   источников   различных   заболеваний, особых   форм   поведения,   выявить   факторы   риска   возникновения   физических, психических   поведенческих   расстройств;   позволяют   изучать   условия   развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер человека. Объект   исследования:  близнецы   МОУ   «Средняя   общеобразовательная школа № 25» Предмет исследования: индивидуальные и общие признаки близнецов. Гипотеза:  не   только   дизиготные,   но   и   монозиготные  близнецы,   имеющие одинаковый генотип,  могут отличаться друг от друга по многим признакам. Цель  работы:  изучение   индивидуальных   особенностей   близнецов,   а   также признаков, по которым могут отличаться близнецы, имеющие одинаковый генотип. Задачи исследования:  изучить литературу по данной теме;  провести исследование по изучению особенностей близнецов;  исследовать индивидуальность близнецов нашей школы;  дать общую характеристику близнецовых пар;   сравнить антропометрические данные близнецов;  провести их сравнительную характеристику Методы исследования:   обзор литературы  анкетирование  сравнительный анализ  проведение эксперимента  наблюдение  компьютерное моделирование 4 I. Аналитический обзор I.1. Виды близнецов, их особенности Близнецы   ­   уникальное   чудо   природы.   Что   может   быть   прелестнее   двух карапузов, рожденных в один и тот же день? Близнецы   есть   нечто   необыкновенное   ­   именно   так   воспринимает   их обыденное сознание. Неспроста близнецы и их родители так привлекают внимание окружающих   ­   порой   восторженное,   порой   сочувственное.   Это   действительно редкое   явление.   Близнецы   составляют   около   2%   всех   новорожденных.   Деток, родившихся   в   результате   многоплодной   беременности,   называют   близнецами. Кроме того, часто можно услышать слово "двойняшки", которым в просторечии называют "непохожих" близнецов. Близнецы   могут   быть   как   однополые,   так   и   разнополые.   Выделяют   два основных типа близнецов: 1 Монозиготные (гомозиготные) 2 Дизиготные (гетерозиготные) Монозиготные(однояйцовые   или  идентичные)  близнецы  получаются   при оплодотворении   единственной   яйцеклетки   одним   сперматозоидом.   Затем образовавшаяся   зигота   начинает   делиться   как   обычно,   нос   интересной особенностью:   в  результате   деления   впоследствии   образуются   самостоятельные эмбрионы. Причины развития этого процесса наукой до сих пор точно до конца не установлены из­за сложности биохимических механизмов, регулирующих деление клетки. Монозиготные близнецы всегда однополы, имеют один набор генов и очень большое внешнее сходство. Более того, близнецы довольно часто имеют одни и те же привычки, характер, а иногда даже похожую биографию. И, несмотря на то, что детальный   рисунок   на   руках   имеет   некоторые   отличия,   в   общем   и   целом   по некоторым   характеристикам   отпечатки   пальцев   полностью   совпадают.   Такие 5 близнецы часто очень сильно схожи, хотя, безусловно, незначительные различия между ними все­таки есть. Ведь в изначально одинаковой ДНК каждого эмбриона могут происходить разные мутации. Вторая причина различий ­ негенетические влияния, например особенности областей женской матки или воздействия прочих факторов. Монозиготные   близнецы   встречаются   в   5   раз   реже   дизиготных.   Среди монозиготных близнецов преобладают мальчики. Около двадцати пяти процентов всех однояцевых близнецов зеркальны, что проявляется в их внешнем облике и даже в том, как расположены их внутренние органы. К примеру, у одного из близнецов родинка присутствует на правой щеке, а у другого – на левой, один пишет правой рукой, в то время как другой ­ левой и т. д. Чем позже происходит разделение зиготы, тем больше вероятность проявления зеркальности   у   малышей.  Зеркальные   близнецы  являются   отражением   друг друга. Дизиготные(двуяйцевые илинеидентичные) близнецы или в простонародии­ двойняшки  развиваются из двух оплодотворенных яйцеклеток. При этом в ряде случаев одновременное созревание двух или более яйцеклеток происходит в одном или   в   обоих   яичниках.   Возможен   третий   способ   происхождения   двуяйцовых близнецов;   оплодотворение   двух   и   более   яйцеклеток,   созревших   в   одном фолликуле. В теле женщины есть много тысяч яйцеклеток, но только 500 из них способны   к   оплодотворению.   Пока   одна   из   них   созревает,   одновременному оплодотворению   другой   препятствуют   свободные   гормоны.   Однако   некоторые женщины способны зачать сразу несколько малышей. У таких женщин способность зачать близнецов в 10 раз выше. То есть основной причиной появления двойняшек на свет является множественная овуляция. Интересно,   что   иногда   разница   между   временем   зачатия   дизиготных близнецов может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Двуяйцовые близнецы генетически сходны не более чем обычные братья и сестры. Малыши примерно с одинаковой частотой бывают одного пола и разных полов. 6 Полярные  (полуидентичные)  близнецы  ­   однояйцевые   и   двуяйцевые близнецы  –   это   не   единственно   возможные   варианты.  Между   ними   существует промежуточное биологическое явление, которое называют близнецами полярными, встречаются крайне редко.  Бывает,   что   яйцеклетка   делится   до   оплодотворения   и   оплодотворяется каждая   половина.   Вернее   вместе   с   яйцеклеткой,   еще   до   её   оплодотворения, образуется   полярное   тело   ­   небольшая   клетка,   которая   обычно   отмирает.   В некоторых случаях полярное тело расщепляется. Оно увеличивается в размерах, получает больше питания и не отмирает, как обычно. Вместо этого ведет себя, как вторая яйцеклетка. Полярное тело и яйцеклетка могут быть оплодотворены двумя разными   сперматозоидами.   Оба   плода   имеют   половину   общих   генов   –   ту,   что досталась от матери, а другая половина – разная(от отца). Они сочетают черты как одно­, так и двуяйцевых, поэтому их ещё называют полуидентичными.В отличие от монозиготных идентичных близнецов, монозиготные полуидентичные могут быть разного пола, возможно, этим можно объяснить существование похожих как две капли воды разнополых близнецов. Сиамские   близнецы  ­   особую   группу   среди   однояйцовых   близнецов составляют  необычные   типы:   двухголовые   (как   правило,   нежизнеспособные)   и ксифопаги («сиамские близнецы»). Сегодня ученые не могут ответить на вопрос, почему   в   одном   случае   на   10   миллионов   новорожденных   на   свет   появляются сиамские близнецы. Наиболее известный случай ­ родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские  близнецы — Чанг и Энг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах­близнецах: Чанг произвел на свет 10, а Энг— 12 детей. За всю свою жизнь, как утверждали братья, они поссорились лишь один раз, в детстве, во время купания, когда одному вода показалась слишком холодной, а другому – теплой. Они умерли в 1874 году, в возрасте 63­х лет. Первым умер, от воспаления легких, Чанг ­Энг в это время спал. Вскоре Энг обнаружил, что его брат мертв, и через два часа тоже скончался, хотя до этого ничем не болел. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную 7 ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами. Причины таких неправильных делений яйцеклетки до конца неясны, но среди первых   медики   называют:   генетический   сбой,   воздействие   окружающей   среды, различные   токсические  факторы,   побочные   действия   лекарств   и   даже психологические моменты. I.2. Причины появления близнецов  Ученые все еще не объяснили, почему рождаются монозиготные близнецы, но известно, что способствует появлению на свет двойняшек. Наследственная   предрасположенность.  По   статистике,   примерно   у   10% женщин, родивших разнояйцевых близнецов, в семье были прецеденты рождения двойняшек.   Это   объясняется   тем,   что   есть   определенные   гены,   вызывающие выработку   гормонов   в   большом   количестве,   которые   стимулируют   развитие половых   клеток.   Это   способствует   единовременной   овуляции   не   одной яйцеклетки, а нескольких, увеличивая тем самым возможность зачатия двойняшек. 8 Особенности физиологии и возраст женщины.  Если у женщин есть такая особенность,   как   раздвоение   матки,   это   становится   причиной   рождения двойняшек.   Чем   женщина   старше,   тем   больше   шансов   родить   близнецов.   С возрастом   нерегулярными   становятся   овуляции,   это   в   свою   очередь   ведет   к накоплению гормонов, и есть шанс к выбросу нескольких яйцеклеток в одном из циклов. Войны   и   социальные   потрясения.  Данному   явлению   нет   научного объяснения, но частота появления на свет близнецов коррелируется с социальными катаклизмами. Может быть, природа беспокоится о сохранении человечества. I.3. Распространение и частота рождения близнецов Часто   ли   в   жизни   встречаются   близнецы?   Статистически   достоверно зафиксировано, что на каждые 100 родов приходятся одни близнецовые, а среди близнецовых   родов   ровно   одна   треть   приходится   на   рождение   однояйцовых близнецов.       Наибольшее число рождений разнояйцовых близнецов наблюдается у матерей в возрасте 35 – 40 лет. В то же время частота рождения однояйцовых близнецов не зависит от возраста матери и сохраняется в течение всего детородного периода примерно на одном уровне с вероятностью 0,3%. После пятых родов вероятность рождения   близнецов   увеличивается   в   пять   раз.   Специалисты   отмечают наследственную предрасположенность к рождению близнецов, передающуюся по материнской   линии.   Если   у   матери   уже   рождались   близнецы,   то   вероятность следующих многоплодных беременностей у нее в 3 – 10 раз выше, чем у других, если близнецы были разнояйцовые. Частота появления близнецов в два – три раза выше у родственников близнецов, чем у остальных людей.       Сейчас процесс нормального воспроизводства населения искусственно искажен. В Китае на семью положен лишь один ребенок. Как хочешь, так и соблюдай этот запрет. Нарушишь, – исключат из партии со всеми неприятными последствиями. Интересно, как там поступают с теми, кто невзначай родит двойню, а если тройню? 9 Известно, впрочем, что у азиатских женщин так называемые многоплодные роды случаются заметно реже, чем у европейских: лишь 35 пар двойняшек на 10000 одиночек.  Известно,   что   число   рождений   монозиготных   близнецов   сходно   в   разных популяциях, в то время как для дизиготных это число существенно различается. Например, в  США  дизиготные  близнецы  рождаются  чаще  среди  представителей негроидной расы, чем среди представителей европеоидной расы. В Европе частота появления   дизиготных   близнецов   составляет   8   на   1000   рождений.   Однако   в отдельных   популяциях   их   бывает   больше.   Самая   низкая   частота   рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. Полагают,   что   многоплодие   генетически   обусловлено.   Однако   это справедливо   лишь   для   дизиготных   близнецов.   Факторы,   влияющие   на   частоту рождения   близнецов,   в   настоящее   время   мало   изучены.   Есть   данные, показывающие,   что   вероятность   рождения   дизиготных   близнецов   повышается   с увеличением возраста  матери, а также порядкового  номера рождения. Влияние возраста матери объясняется, вероятно, повышением уровня  гонадотропина, что приводит к учащению полиовуляции. Имеются также данные о снижении частоты рождения близнецов почти во всех индустриальных странах. С изобретением ЭКО увеличился   процент   рождения   близнецов   —   как   дизиготных   (так   как   матери подсаживаются сразу несколько зигот), так и монозиготных (причина не выяснена, возможно, делению способствуют лабораторные условия).   В разных популяциях монозиготные близнецы рождаются примерно в одинаковом соотношении к числу общего  количества  родов,  а вот  частота  появления  на  свет  двойняшек зависит также и от места рождения.  I.4. Методы исследования близнецов При изучении близнецов используются несколько методов. Близнецовый   метод  ­   это   метод   сопоставления   психологических особенностей членов близнецовых пар, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических 10 свойств. Предложен Ф. Гальтоном в 1875 году. Основан на том, что монозиготные близнецы имеют идентичный   генотип, дизиготные неидентичный. Окончательное оформление   метод   получил   после   1924 года   благодаря   работам   Г.Сименса, который предложил внутрипарное сравнение наследственно стойких признаков у моно­   и   дизиготных   близнецов,   и   стал   одним   из   главных   инструментов современной   психогенетики.   Однояйцовые   близнецы   возникают   из   одного оплодотворенного яйца на стадии зиготы. Они имеют одинаковый генотип, всегда одного пола, имеют одну группу крови и внешне очень похожи друг на друга. Разнояйцовые развиваются из разных яйцеклеток, и могут быть как разнополыми, так и однополыми и похожи друг на друга не более, чем братья и сестры от других беременностей.   Близнецы   интересуют   ученых   с   точки   зрения   психогенетики — науки,   изучающей   влияние   среды   и   наследственности   на   формирование психологических характеристик, которые определяют индивидуальность человека. Внутрипарный   метод  ­   сравнение   однояйцевых   близнецов   между   собой. Предпосылкой   для   их   сравнения   по   определенным   физическим   и   психическим признакам является их генетическая идентичность. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова. Но при объяснении результата нужно исходить из принципа взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Особенно это относится к рассмотрению психических вопросов.  Сравнение   однояйцевых   близнецов   с   двуяйцевыми.  Этот   метод   важен, прежде всего, для психологии, так как сравнения только однояйцевых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов.  Экспериментальное   сравнение   однояйцевых   близнецов.  Этот   метод используется на выборках монозиготных близнецов. Один близнец подвергается определенным   экспериментальным   воздействиям,   а   другой   освобождается   от этого. Это позволяет выявить влияние среды на изменчивость признака.  11 Сравнение   близнецов   с   другими   братьями   и   сестрами.  Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности.  Сравнение однояйцовых близнецов, выросших раздельно, свыросшими  вместе.  Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах   однояйцевые   близнецы   по   многим   личностным   признакам   развиваются различно   и   тем   самым   отличаются   от   близнецов,   выросших   вместе.   Заметные различия возникают  исключительно за счет влияний среды.  Известные ученые США, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Японии  успешно   используют   разные   разновидности   близнецового   метода.   Для организации   и   координации   генетических   исследований,   применяющих   данный метод,   в   этих   странах   созданы   специальные   регистры   близнецов,   которые собираются уже несколько десятков лет и считаются национальным достоянием.  В   Риме   в   институте   Менделя   более   20 лет   существует   кафедра   изучения близнецов, где работает известный исследователь Луиджи Гедца, который впервые организовал   в 1974 году Всемирный конгресс ученых, занимающихся изучением близнецов.   С   тех   пор   на   такой   конгресс   каждые   три   года   съезжаются исследователи со  всего мира, которые рассматривают многие научные проблемы: происхождение   и   распространенность   близнецов;   формирование   и   развитие личности;   интеллект;   близнецы   и   усыновленные   дети;   близнецовый   метод   в  физиологии   и   антропологии;   эмбриология   близнецов;   болезни   сердца,   курение; алкоголизм   и   наркомания;   генетика   поведения;   проблемы   многоплодной беременности.  I.5. Психологические особенности близнецов Однояйцовые   (монозиготные)   близнецы   с   самого   детства   растут   и развиваются   в   необычной   атмосфере.   Повышенное   внимание   близнецовая   пара вызывает   буквально   у   всех:   ими   восхищаются   бабушки   на   улице   и   врачи   в поликлинике, воспитательницы в саду и учителя младших классов. В этом как раз 12 и состоит проблема: окружающие впечатляются этой картинкой сходства, забывая о том, что перед ними — два разных человечка, каждый из которых — отдельная личность.   Чем   сильнее   это   восхищение,   тем   больше   дети   подсознательно убеждаются: их главное достоинство в том, что их двое и они такие «одинаковые». Когда взрослые обращаются к детям по фамилии и во множественном числе, как   бы   забывая,   что   у   каждого   из   них   есть   свое   имя,   установка   на   то,   что близнецы — одно целое, закрепляется. Зачастую окружающие с легкостью путают имена   малышей   или   весело   подчеркивают   своим   поведением,   что   карапузов «различить невозможно». Тем самым тенденция к психологическому «слиянию» внутри близнецовой пары усиливается.  Психологическая   связь   близнецов   и   правда,   чрезвычайно   сильна.   Малыши идеально   подходят   друг   другу   в   качестве   партнеров   во   всех   играх:   ведь   они развиваются почти синхронно. Они проводят вместе гораздо больше времени, чем братья   и   сестры   разных   возрастов   и   могут   похвастаться   отменным взаимопониманием. Казалось бы: что может быть лучше? Родители получили от судьбы в качестве щедрого дара сразу двух чудных детей, а каждый из карапузов в комплекте   с   родителями   получил   еще   и   превосходного   друга.   Но   не   все   так просто.  Чем больше близняшки похожи между собой и чем лучше им друг с другом, тем меньше у них потребность учиться контактировать с окружающими. Карапузы играют   в   свои   особые   игры   и   им   неясно,   зачем   существуют   такие   странные   и непохожие на них, другие дети. Каждый из малышей зачастую даже откликается на оба имени по очереди, не отдавая себе отчета в том, что ему принадлежит лишь одно из этих имен. Иные мамы и папы не видят в этом ничего плохого, да еще и одеть   детей   норовят   одинаково!   В   результате   возникает   так   называемая «близнецовая   ситуация»,   когда   крохи   отождествляют   себя   друг   с   другом   и рассматривают   себя   как   единое   целое.   Близнецовая   пара   как   бы   создает   свой «микрокосм», куда не может быть допущен посторонний. И даже для мамы не всегда делается исключение.  13 Монозиготные   близнецы,   зачастую,   развиваются   очень   своеобразно.   Они позже,   чем   обычные   дети,   начинают   узнавать   себя   в   зеркале   и   пользоваться собственным именем. Подрастая, маленькие хитрецы особым образом делят между собой   необходимые   для   жизни   навыки.   Например,   контактировать   с   внешним миром умеет лишь один из них, выражая интересы обоих («Мама, мы хотим в зоопарк!»). Зато другой умеет читать и знает, на какую кнопку следует нажать в лифте.   Умения,   необходимые   каждому   человеку   в   полном   объеме,   близняшки распределяют   в   паре   поровну,   как   будто   и   не   планируют   расставаться   друг   с другом! В результате близнецы овладевают взаимодополняющими функциями, и каждый из них оказывается совершенно беспомощен отдельно от другого. Кроме того,   впоследствии   они   оказываются   разочарованы   потому,   что   ждут   от окружающих того же уровня взаимопонимания, что и от со­близнеца. Во многих странах мира изучению близнецов уделяется большое внимание.   II.Материалы и методы исследования II.1. Сравнительная характеристика близнецов II.1.1. Сравнение антропометрических данных Первым этапом нашего исследования было установление сходства и различия близнецов по различным признакам. В качестве испытуемых были близнецовые пары МОУ «СОШ № 25». Так как известно, что фенотип­ это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической   информации,   а   так   же   определить   тип   зиготности   близнецов. Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно   надежный   метод   идентификации   однояйцевых   и   двуяйцевых близнецов,   основанный   на   сравнении   определенных   физических   признаков, которые   в   высокой   степени   наследственно   обусловлены.   Так   называемый 14 полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей,   расположение   зубов,   группа   крови.   При   сравнении   учитываются   также размеры тела, например рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают  признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы. II.1.2. Сравнение интересов близнецов Близнецам была предложена анкета, в которой надо было рассказать о своих предпочтениях и интересах. Проанализировав   данные   анкетирования     близнецовых   пар   результаты получились следующие: 1. Чем вы увлекаетесь? Увлечения   близнецов   оказались   самыми   разными:   чтение,   музыка, компьютерные игры, спорт. Интересно то, что интересы были различными в каждой паре близнецов. 2. Что вы любите слушать?  Предпочтение   было   отдано   современной   музыке,   хотя   некоторые   близнецы проявляют интерес к классической музыке, джазу. 3. Как вы проводите своё свободное время? Ответ на этот вопрос был тоже неоднозначным: чтение, спорт, компьютерные игры 4. У вас много друзей?  Все опрошенные пары ответили однозначно, у близнецов много друзей, причём не только в школе, но и за её пределами. Это свидетельствует о том, что, действительно, близнецы привлекают к себе внимание. 5. Как вы думаете, вы похожи (по характеру) на свою сестру (брата)? На этот вопрос все близнецы ответили одинаково: нет. Это подтверждает, что каждый из близнецов считает себя индивидуальной личностью, не похожей на других, даже на своего брата или сестру. 15 6. Вас часто путают друзья, знакомые, родственники?  Братья   Сабуровы     и     Тураевы   ответили,   что,   действительно,   иногда   их   не различают.   Особенно   часто   путают   братьев   Сабуровых,   т.к.   у   них   очень большое внешнее сходство. II.1.3. Мнения родителей о детях ­  близнецах. Перед родителями близнецов встает двойная работа воспитывать не одного, а сразу   двоих,   а   то   и   троих   детей.   Повышенное   внимание   окружающих, многочисленные советы, физическая усталость, нервные срывы, т. д. Но какими будут близнецы, во многом существенно зависит от стиля воспитания родителей. В семье   складываются   основные   черты   личности   подрастающего   человека, формируются   его   интересы,   привычки,   ценности,   жизненные   цели.   Стиль воспитания   родителей   закладывает   основу   поведения   близнецов,   но   в   более поздние   годы,  все   большее   значение   приобретают   индивидуальные   особенности характера. Чем больше родители подчеркивают идентичность детей, стимулируют их   одинаковое   поведение   выражается и чаще сохраняется на долгие годы чувство сплоченности.    воспитательными   воздействиями,   тем   сильнее С   целью   изучения   мнения   родителей   о   детях­близнецах   мы   провели анкетирование   родителей   всех   близнецовых   пар.   Результаты   анкетирования оказались следующими: 1. Какие у детей отношения между собой? В   основном   отношения   у   детей   дружеские,  отзывчивые,   но   иногда   всё   же бывают конфликты. 2. Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?  Некоторые родители отмечают трудности переходного возраста, конфликты между детьми. Другие отмечали трудности в воспитании тогда, когда дети были маленькими (до 3­5 лет). 3. Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей? 16 Все   родители   отметили,   что   у   каждого   ребёнка   свой   индивидуальный характер. 4. Как вы отличали  близнецов, начиная с рождения? Ответы были следующие: по внешности, по комплекции, по одежде и даже по характеру. 5. Как они относятся к домашним обязанностям? Все   родители   отметили,   что   дети   делают   домашние   дела   добросовестно, ответственно, выполняют всё, что поручено. 6. Как они ведут себя в разлуке?  На этот вопрос все родители ответили одинаково: скучают друг без друга. 7. Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?  У   всех   опрошенных   были   случаи   рождения   близнецов,   что   говорит   о наследственной   предрасположенности   появления беременностей.   многоплодных II.1.4. Наблюдения учителей и одноклассников за близнецами Нами был проведён опрос одноклассников и учителей, работающих в классах,  в которых есть близнецы. Было опрошено 22 учителя и 46 учащихся. Результаты  оказались следующими: 1. Различаете ли вы близнецов? Различаю – 16 человек Не различаю – 52 человека 2. Что вы испытываете при виде близнецов?  Удивление, улыбку, восхищение – 62 человека Безразличие – 6 человек 17 III. Результаты исследований Сравнение антропометрических данных Мы провели антропометрические исследования по следующим параметрам: рост, вес, обхват груди, обхват талии, обхват головы, цвет волос и глаз. Результаты исследований представлены в таблицах. Признаки Вес Рост Таблица 1.(Приложение 1) Сабуров Константин Сабуров Никита 49 кг 163 см 53 кг 167 см 18 Обхват головы Обхват груди Обхват талии Цвет волос Цвет глаз 55 см 77 см 65 см тёмно­русый карие 55 см 78 см 66 см тёмно­русый карие У   данной   пары   наблюдается   сходство   (72%)   по   изучаемым   признакам. Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что Константин и Никита фенотипически очень похожи и это свидетельствует о их монозиготности. Признаки Тураев Даниил Тураев Денис Таблица 2.(Приложение 2) Вес Рост 55 кг 168 см 56 см 82 см 68 см тёмный карие У этой пары наблюдается сходство (57%) по изучаемым признакам.  Обхват головы Обхват груди Обхват талии Цвет волос Цвет глаз 58 кг 171 см 59 см 84 см 70 см тёмный карие Признаки Вес Рост Обхват головы Обхват груди Обхват талии Цвет волос Цвет глаз Таблица 3.(Приложение 3) Кемайкина Мария Кемайкин Иван 53 кг 154 см 54 см 84 см 71 см русый серые 53 кг 165 см 54 см 72 см 62 см русый серые  Наблюдается сходство (57%) по изучаемым признакам.  Признаки Вес Рост Обхват головы Обхват груди Таблица 4.(Приложение 4) Смирнова Анна Смирнов Евгений 63 кг 171 см 53 см 92 см 68 кг 172 см 55 см 85 см 19 Обхват талии Цвет волос Цвет глаз 74 см русый 69 см русый серо­голубые серо­голубые  Наблюдается сходство (43%) по изучаемым признакам.  Признаки Вес Рост Обхват головы Обхват груди Обхват талии Цвет волос Цвет глаз Таблица 5.(Приложение 5) Кочеткова Виктория Кочетков Андрей 30 кг 144 см 54 см 62 см 55 см 32 кг 141 см 53 см 63 см 52 см светло­русый серо­голубые светло­русый серо­голубые У этой пары наблюдается сходство (43%) по изучаемым признакам.  Таким образом, братья Сабуровы показали 28% отличий, несмотря на большое внешнее сходство, т.к. они являются монозиготными близнецами. Эти несовпадения указывают   на   то,   что   вклад   окружающей   среды   в   развитие   ребенка   достаточно значителен.   Другие   4   пары   имеют   больше   отличий,   чем   сходств   (43%   и   57% соответственно).   Это   подтверждает,   что   данные   пары   близнецов   являются дизиготными. В среднем процент сходства по всем парам составил  54%,  различий­ 46%. Сравнение интересов близнецов Результаты этой анкеты свидетельствуют о том, что в каждой паре близнецов есть отличительные черты и качества: у них разные интересы, они слушают разную музыку, читают разную литературу.  Из результатов анкетирования мы отметили между ними дружбу, сплоченность, но чем старше становятся дети, тем больше они   стремятся   показать   свои   индивидуальные   особенности,   независимость   и самостоятельность,     показывая   тем   самым,   что   каждый   из   них   личность, индивидуальность, что они совершенно разные люди. Особенно интересно то, что каждый из близнецов считает себя не похожим на своего брата или сестру. На основании этого можно сделать вывод о том, что у близнецов практически полное различие вкусов и интересов, в том числе и у монозиготных близнецов Сабуровых. 20 Исследование мнений родителей о детях ­  близнецах. Проведённое   анкетирование   показало,   что,   несмотря   на   внешнее   сходство детей,  родители   отметили,  что   это   совершенно  разные   личности,  у   них  разные характеры. По их внешней схожести нельзя делать вывод о том, что они одинаковы во всём. Если даже братья Сабуровы   внешне почти «как две капли воды», то внутренне   они   «как   небо   и   земля».     Другие   же   пары   близнецов   ещё   больше отличаются друг от друга. Это вполне закономерно, т.к. эти близнецы дизиготны. Наблюдения учителей и одноклассников за близнецами. Результаты исследований по изучению наблюдений учителей и одноклассников за близнецами представлены на диаграммах. Различаете ли Вы близнецов? Диаграмма 1. Да Нет Диаграмма 2. 21 Что Вы испытываете при виде близнецов? Удивление, улыбку, восхищение Безразличие IV. Выводы Близнецы —   это   уникальное   явление   природы,   приковывающее   внимание людей уже многие века  Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли  наследственности и среды в формировании  различных признаков. Если в последнее время рождение двойни (разнояйцевых близнецов) становится обычным делом, и появляются двойняшки на свет в одном случае из ста, то появление идентичных близнецов происходит во много   раз   реже   ­   всего   один   случай   на   три   ­   четыре   тысячи   родов.   Близнецы встречаются в нашей жизни не так уж и часто, поэтому вызывают большой интерес окружающих. Некоторые   близнецы   настолько   похожи,   что   их   трудно   отличить   друг   от друга, тогда как другие близнецы обладают чрезвычайно слабым сходством между собой и оказываются даже различного пола. Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда? Близнецы   уникальны   не   только   вместе   как   явление,   но   и   каждый   по отдельности, поэтому так важно воспринимать их как самодостаточные единицы и 22 цельные   личности.  Это   два   разных   человека   в   любом   случае.  Имея   абсолютно одинаковую внешность, близнецы могут отличаться особенностями личности и  не совпадать чертами характера.  Полученные   результаты   показали,   что   близнецы   с   одинаковой наследственностью, отличаются друг от друга по многим признакам. Выдвинутая   гипотеза,   что   близнецы,   имеющие   одинаковый   генотип   и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться по многим параметрам (физическому   развитию,   интересами,   увлечениями)   полностью   подтвердилась. Проведённые   исследования   показали, индивидуальностью со своими особенностями характера.    что   каждый   из   них   является Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, но связаны с большими организационными трудностями, с чем мы столкнулись в своей работе (например,   найти   монозиготных   близнецов   (в   нашем   случае   такими   оказались только   братья   Сабуровы,   т.к.   у   них   наблюдается   большое   внешнее   сходство), привлечь их   к исследованиям, и желательно в течение нескольких лет). Очень много других вопросов мы не смогли затронуть в своей работе (заболеваемость близнецов,   доминирование   в   паре,   особенности   физического   и   психического развития).  Изучение близнецов является важным и перспективным. Исследования в этом направлении нужно продолжать.  Вообще,   феномен   близнецов   не   менее   интересен   для   познания,   чем   тайна устройства Вселенной. Похожие судьбы близнецов лишний раз доказывают, что не все в этом мире можно объяснить. Единство биографии близнецов объясняется идентичностью   их   генетического   кода,   в   котором   запрограммировано   будущее человека.  Близнецы   –   удивительные   люди.   Между   ними   всегда   существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. И, наверное, они проживают более счастливую жизнь, ведь их на свете двое, а то и больше!  23 Список использованной литературы 1. Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1986 2. Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3­е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996 3. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976 4. Киселева   З.С.,   Генетика.   Мягкова   А.Н.   Учебное   пособие   по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991 5. Конюхов  Б.В.,  Пашин  Ю.В. Наследственность  человека.  М.:  «Медицина», 1986 6. Иванов В.В.. Близнечные мифы // Мифы народов мира. Т.1. М., 1991г 7. Мухина   В.С.   Близнецы.   –   М.:   Народное   образование,   1997.   –   608с.   – (Библиотечка журнала «Народное образование» №4­5). 8. Особенности развития близнецов / под ред. Г.Ушакова. 1977. М: Медицина.  9. Толстой Н.И. Близнецы  //  Славянские древности. Т.1., М., 1995,  10.Канаев И.И., Близнецы, Москва, Ленинград: 1989. 24 11.Лучшие   рефераты   по   биологии  /   Сост.   Л.П.  Черникова.    Ростов­на­Дону: «Феникс», 2002. 12.Равич­Щербо И.В. Проблемы генетической психофизиологии. Москва,1978. 13.Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику, 2 изд., М., 1998. Интернет – ресурсы: 1. http://portal­bliznetsy.ru/forum/upload/showthread.php?t=2376 2. http://happytwins.by/o­sayte.html  ://   twins  .  ru 3. Сайт: http  4. Сайт:http://www.genotera.ru  .  popular     5. Cайт:http://www.terpsy.ru 6. http   ://   meduniver  .  com     /  Medical    /  Akusherstvo  /601.      htmlMedUniver 7. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/ Приложения Приложение 1 25 Приложение 2 Приложение 3 26 Приложение 4 Приложение 5 27 28

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"

Иследовательская работа по биологии "Близнецы: сходства и различия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017