Исполнительский анализ партитуры при работе с хором
Оценка 4.7

Исполнительский анализ партитуры при работе с хором

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
5 кл—8 кл
13.06.2023
Исполнительский анализ партитуры при работе с хором
Важным аспектом при исполнении любого вокально-хорового произведения является донесение до слушателя задумки автора, точная исполнительская интерпретация. Особое внимание при этом необходимо уделить работе над фразировкой, осмыслить и расставить логические ударения в тексте.
Мамбурова М. Г. Медногорск Исполнительский анализ.docx

Хоровое произведение З. Кодая
«Ел цыган сыр»

Содержание:
Введение стр.
Основная часть стр.
Заключение стр.
Cписок литературы стр.

















 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Кодай - основатель единой системы школьного музыкального воспитания в Венгрии. Цель этого воспитания – музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина.

Хоровое творчество выдающегося венгерского композитора обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора, из них более 80- для хора без сопровождения. В своих произведениях он опирается на оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосия эпохи Возрождения. Гармония композитора построена на пентатонике и древних ладах и выходит за пределы классической мажоро-минорной системы. Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельностью отдельных партий, с полифоническим развитием.

Тонко чувствуя ритмику стиха, композитор достигает полного слияния текста и музыки. Содержание поэтического текста убедительно раскрывается и в плавных мелодических фразах, и в речитативах, и в канонических перекличках голосов. Некоторые смешанные и женские хоры Кодая представляют собой обработки народных песен. Кодай писал: «Очень часто в обработках народных песен имеется больше оригинальности и идей, чем в имитациях, считающихся собственным творением». Такова его обработка «Ел цыган сыр.



 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исполнительский анализ.

Важным аспектом при исполнении любого вокально-хорового произведения является донесение до слушателя задумки автора, точная исполнительская интерпретация. Особое внимание при этом необходимо уделить работе над фразировкой, осмыслить и расставить логические ударения в тексте.

Динамика в этом произведении играет не последнюю роль. Она служит дополнением, завершающим штрихом к музыкальной картине.
Цель работы дирижёра над динамикой - добиваться динамического равновесия между голосами, культуры пения (исключается форсированное, «неопёртое» пение), одинаковых приемов регулирования силы звука. Очень важно соблюдать всю авторскую нюансировку. Это в значительной мере облегчит исполнительские задачи. Стремление композитора к динамическим вершинам оправдано его стремлением к логически завершённым мыслям в каждой части.

Особое внимание следует уделить постепенному нарастанию динамики в начале каждого проведения темы. Очень сложно удержать хор в таком напряжённом состоянии, так как может возникнуть проблема ускорения. Необходимо точно рассчитать нужный динамический «накал» и спад, чтобы можно было готовить внутренние певческие резервы для подхода к кульминации и смене её на лирическую вторую часть.

Должное внимание нужно уделить дикции. Вначале текст разбирается с точки зрения образного содержания и подчеркиваются смысловые центры. Хормейстер должен проанализировать совпадение их с музыкальными вершинами. В произведении встречаются слова, на которые сразу надо обратить внимание. В словах «дуба», «драться», «леба» при нечётком произнесении буквы «д» может прозвучать как «т» и «п». Так как это произведение может быть спето как на русском, так и на венгерском языке, то необходимо проработать каждый из них. При работе над венгерским языком, в первую очередь необходимо обратиться к тому, кто смог бы объяснить все фонетические аспекты произношения текста.

Рассмотрим русский вариант текста.
Т.к. произведение исполняется в быстром темпе (1 часть) восьмыми длительностями, то разумное утрирование согласных просто необходимо. Особое внимание необходимо уделить акустическим условиям, в которых исполняется произведение. Исполняя произведение, следует использовать академическую манеру пения (прикрытый звук, все гласные позиционно выравнены, но не забывать про работу резонаторов), уделять большое внимание смысловым акцентам, ключевым словам в фразах. Важно выявить вершину каждой фразы. Это предотвратит неправильное ударение при пении. Также, нельзя петь по слогам, так как теряется целостность фразы.

 Особенности дирижерского жеста

Произведение ставит перед хормейстером решение многих задач - умение передать в жесте темповые, ритмические особенности, характер музыки. Дирижерский жест должен быть собранным и четким, в маленькой амплитуде, отвечающим характеру звуковедения. Все возгласные интонации должны быть подготовлены хорошим ауфтактом. Необходимо выразительно показывать фразировку во II части, подключая левую руку вне схемы, обратить внимание на направление мелодии, своевременно темповые изменения, точные ауфтакты и снятия.

Используемые ауфтакты – полный подготовленный (вначале произведения), комбинированный (т.4,6,48,56), задержанный (т.31,56). Нужно помнить, что изменения темпа должны быть отражены именно в ауфтактах, а также снятия на разные доли должны быть подготовлены с помощью замаха.
К исполнительским трудностям в дирижёрском жесте можно отнести возвращение к первоначальному темпу. В таких случаях рекомендуется сохранять единообразие темповых возвращений, иначе произведение утратит целостность формы.

Важным моментом в работе над произведением всегда являются показы вступлений и снятий, которые хормейстер должен продумать во время самостоятельного разбора. Необходимо проследить за раскрепощенными движениями запястья, быстрый темп не должен быть суматошным, дерганым.

Партитура хора написана с довольно широким использованием хоровых возможностей. Она достаточно сложна и доступна высококвалифицированному коллективу, так как оно насыщенно вокальными, дикционными трудностями и сложной образно-эмоциональная сферой.
Руководитель хора должен обладать художественным вкусом, чувством стиля исполняемого произведения, хорошей техникой показа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно представить историю музыки XX века без тех страниц, которые принадлежат Золтан Кодаю – композитору, фольклористу, педагогу и деятелю массового музыкального воспитания. Сохраняя особенности фольклорного первоисточника и его исполнительские черты (стиль parlando rubato), композитор тонко обогащает народно-песенный материал современными выразительными средствами. В то же время мелодии его оригинальных произведений подчас трудно отличить от подлинных крестьянских напевов - так органично связан с фольклором его музыкальный язык. Хоры Кодая отличаются ярким национальным колоритом, красочностью. Использование голосов нередко приводит к сложным гармоническим комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд), тональным сдвигам, иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды, сопоставление хоровых групп, соло и тутти. Исполнение таких хоров доступно высококвалифицированным коллективам. Композитор – выдающийся мастер и патриот - отдал родной Венгрии всё своё громадное творческое дарование и прославил её культуру во всём мире.






 

 

 

 

Литература:
1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в Венгрии Л.А. // Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л.А. Баренбойм. М.: Сов, композитор, 1983. - 5-40 с.
2. Богданова. Т. Основы хороведения : учебное пособие, Минск : БГПУ, 2009. – 132с.
3. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987 – 95 с.
4. Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. – М.: Композитор, 1993. – 48 с.
6. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
7. Копытман Н. Хоровое письмо, М.1974
8. Краснощёков В. Вопросы хороведения, М., Музыка, 1969 - 299с.
9.Мартынов И. З. Кодай.М.- Монография – М.: Сов. Композитор, 1983. -250 с.
10. Романовский Н. Хоровой словарь Л., 2005 – 230с.


 

Хоровое произведение З. Кодая «Ел цыган сыр»

Хоровое произведение З. Кодая «Ел цыган сыр»

ВВЕДЕНИЕ Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки

ВВЕДЕНИЕ Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Исполнительский анализ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Исполнительский анализ

При работе над венгерским языком, в первую очередь необходимо обратиться к тому, кто смог бы объяснить все фонетические аспекты произношения текста

При работе над венгерским языком, в первую очередь необходимо обратиться к тому, кто смог бы объяснить все фонетические аспекты произношения текста

Важным моментом в работе над произведением всегда являются показы вступлений и снятий, которые хормейстер должен продумать во время самостоятельного разбора

Важным моментом в работе над произведением всегда являются показы вступлений и снятий, которые хормейстер должен продумать во время самостоятельного разбора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невозможно представить историю музыки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невозможно представить историю музыки

Литература: 1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в

Литература: 1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023