"Использование активных методов и приёмов обучения на уроках русского языка и литературы"
Оценка 5

"Использование активных методов и приёмов обучения на уроках русского языка и литературы"

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл—8 кл
18.06.2024
"Использование активных методов и приёмов обучения на уроках русского языка и литературы"
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Учебно-методическое пособие Использование .....docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Пожарского муниципального округа

 

 

 

Учебно-методическое пособие

 

«Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы»

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

   Составила: Банюшевич Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

2022-2024 год

 

Цель:

Повысить эффективность учебного процесса через комплексное использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения на уроках русского языка.

Задачи:

1. Предупреждение ошибок в контрольных работах.

2. Развитие орфографической зоркости и умение обращаться со словарём.

3. Развитие активного словарного запаса учащихся и языкового чутья.

4. Помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным.

5. Предупредить утомление, перегрузки учащихся на уроках.

Над данной темой работаю два года, причиной тому явилась серьёзнейшая проблема сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Одной из проблем, волнующей учителя, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребёнка к предмету- это личность педагога, его увлечённость своим делом. Л. Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитывать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

  Но сейчас мало любить свой предмет, необходимо ещё знание возрастных психологических особенностей детей и применение на уроках русского языка и литературы различных форм и методов обучения.

Ученики, особенно пяти-, шестиклассники, не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за «вознаграждение». Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо активизировать деятельность учащихся на основе познавательного интереса. Ученику должна нравиться его деятельность и должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на конкретном уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это вносит в их деятельность интерес.

  Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью ученика.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

   В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания.
Ф.И.Буслаев 

Начало урока - один из важнейших моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности, требует от учителя творческого подхода.

  Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания.

Это может быть рифмованное начало урока

Урок по разделу «Лексика» в 5 классе можно начать чтением стихотворения
Я. Козловского «Слово»  

   Слова умеют плакать и смеяться.

   Приказывать, молить и заклинать,

   И, словно сердце, кровью обливаться,

   И равнодушно холодом дышать.

   Призывом стать, и отзывом, и зовом

   Способно слово, изменяя лад.

   И проклинают, и клянутся словом,

   Напутствуют, и славят, и чернят.

 Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: соблюдать речевой этикет, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, умение реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию. На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощенно, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается поучаствовать в работе. Нестандартные уроки могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов, соревнований и других заданий с элементами занимательности.  При введении новых понятий помогут ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний подходят различные сканворды, задачи-шутки; для формирования понятий и начальных представлений-игры; для повторения и обобщения материала-головоломки, викторины. Были проведены нестандартные уроки: 5 класс – урок-семинар «Беглые гласные», урок с элементами занимательности «Слово и его лексическое значение», урок – КВН «Всем всегда весело»; 6 класс – урок- путешествие «Имя прилагательное», урок – брейн-ринг «Язык мой- друг мой», урок с игровыми элементами «Разряды имён прилагательных», урок изучения нового «Правописание не с прилагательными», урок-ролевая игра «Местоимение как часть речи. Личные местоимения», урок с элементами театрализации «Написание не и ни в отрицательных местоимениях», урок-сказка «Наклонения глагола», 7 класс - урок-Брейн-ринг «Наречие как часть речи», урок-практикум   «Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий», Урок-исследование «Написание не с наречиями», урок – «Умники и умницы»- час занимательного русского языка. На таких уроках использовались различные методы обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.    В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:

словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дискуссия, метод проблемного изложения);

наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);

 практические (изложения. сочинения);

проблемно-поисковый;

Каждый из них может быть более или менее активным, пассивным.  На

уроках по русскому языку и литературе использую метод самостоятельной работы, данную работу можно проводить на дифференцированной основе,

метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои мнения, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

   При применении частично-поискового метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого сообщается лишь цель работы. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос, достигают результата. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

-оценивать ответы и письменные работы товарищей;

-заниматься обучением отстающих;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильное задание;

-находить несколько вариантов возможного решения познавательной проблемы.

Существует также множество способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы: самостоятельная письменная работа, работа с текстом. составление «Словаря произведения»,

сравнительный анализ произведений.

А) Сравнительный анализ переводов

Подобная работа развивает чувство языка, помогает почувствовать эмоциональную точность перевода, «заставляет» самого ученика тщательно следить за тем, чтобы точно выразить «оттенки» «разных слов» в переводах и, как следствие, увидеть разные «оттенки смысла».

Б) Сопоставление двух разных, но «созвучных» произведений.

Непохожие, на первый взгляд, произведения дают возможность учащимся понять ту или иную проблему глубже, получить дополнительный материал для размышления, по-новому взглянуть на какие-то привычные «вещи». Творческие задания позволяют ученику разобраться прежде всего в общечеловеческих проблемах; работа покажет, насколько ученик готов к обсуждению подобных проблем. Вопросы даются «независимо от произведения», а уже при обсуждении произведения «связываются» с содержанием книги. Викторины, где предлагаемые учащимся вопросы представляют собой задания самого разного характера: на знание текста;

на знание биографии писателя и другие. Провожу большую работу по изучению различных приёмов обучения. Активными приёмами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

«Инсёрт»                 

  А) V — я это знаю;

  Б) + — это новая информация для меня;

  В) - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

  Г)— это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Этот приём используется в технологии критического мышления, который помогает отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Данный приём обязывает не просто вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

На этапе контроля знаний можно использовать «Синквейн»

Имя существительное

Собственное, нарицательное

Обозначает, отвечает, является

 Называет предметы

 Часть речи

Незаконченное предложение

На уроке русского языка испытываю такие чувства, как…

Больше всего на уроке русского языка я люблю…

Мне не очень нравится…

Морфемный   конструктор
Составить новое слово из частей разных слов.

Возьмите  приставку из слова «записать»,

корень из слова «придумать»,

 суффикс из слова «собачка»,

окончание из слова «девочка».

 Какое слово получилось?

Игра «Конструктор»

1. Из предложения

(Купили яркие краски) взять определение

 2. Из предложения

(Синели звёзды на рассвете) взять подлежащие

 3. Добавьте сказуемое из предложения

 (Капли росы блестели на траве)

 4. Взять обстоятельство из предложения

 (На небе замелькали огоньки)

Строение предложения

   1. Из предложения (Белые облака медленно плыли по небу) возьмите определение

    2. Добавьте подлежащее из предложения (Снежинки очень красивы)

3. Добавьте сказуемое из предложения (Листья падали на мокрую землю)

4. Добавьте обстоятельство из предложения (Яркая звезда упала с неба)

5. Ещё одно сказуемое возьмите из предложения (Мы кружились в танце)

6. Ещё одно обстоятельство возьмите из предложения (В воздухе свежо)

 

«Юный корректор»
Незнайке дали задание  написать сочинение. Он написал, но забыл поставить запятые.
Ваша задача: внимательно прочитать текст и поставить недостающие знаки препинания.
Озаглавить текст. 

   С наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Снегири же только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому что появляются вместе со снегом.

   Увидеть снегирей зимой нетрудно. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, бархатные шапочки и крылья издалека заметны на фоне белого снега. Самки окрашены иначе. Грудь у них не красного, а серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами. Весной они обратно улетают далеко на север выводить птенцов.

Объяснить постановку знаков препинания.

 Определить тип текста (описание), стиль (художественный).

Тема данного текста (снегирь). Основная мысль (снегирь – красивая и удивительная, необычная птица).

Зимой мы должны помогать птицам. Расскажите, как вы помогаете нашим пернатым друзьям.

Установи   несоответствие

1. Люблю тебя

2. Мой край

3. Завывание ветра

4. Бескрайняя тундра

5. В округе проживают

  1. Прил. + сущ. (глав. слово)
  2.  Глагол (глав. слово) + мест.
  3. Мест. + сущ. (глав. слово)
  4. Сущ. с предлогом + глагол (глав. слово)
  5. Сущ. (главное слово) + сущ.

Выполни арифметическое действие

1.К номеру склонения слова боль прибавьте количество звуков в слове ель.

2.От полученной суммы отнимите количество однородных членов в предложении

 Прибежал на перрон, сел в отцепленный вагон.

3. К полученной разнице прибавьте количество букв в фамилии автора сказки «Снежная королева

4.Умножьте полученное число на количество запятых в предложении

 В нераспространённых предложениях нет определения, дополнения, обстоятельства.

5. Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова   доплатить.

6. Прибавьте к полученному результату количество букв в обращении в данном предложении

Друзья, это не имеет никакого значения.

Приём: «Лови ошибку»

Найди и исправь ошибку.

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваей племяннице Оли,

А то небудет её наги

В этой противной школе,

Мне вчера за дектант  на слава

Учитель поставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать

Попроси ево, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять».

Записать предложение, зашифрованное в таблице

1

  5

 13

  9

  4

 8

 12

 15

 14

  6

 3

 10

  7

 11

  2

В

  Л

  Я

  Ы

  О

 Ц

  Б

  А

  Т

  О

 М

  Р

  Д

  Е

  Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы молодцы, ребята!

Таким образом, существует бесконечное множество современных приёмов и методов, которые можно использовать на любых уроках.

Активизируя внимание, можно добиться определенных результатов в развитии устной и письменной речи. Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы позволяют: -формировать умения и навыки умения работы с информацией, находить, осмысливать, использовать нужную информацию, анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков…, сравнивать явления и объекты, выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации.

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Цель: Повысить эффективность учебного процесса через комплексное использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения на уроках русского языка

Цель: Повысить эффективность учебного процесса через комплексное использование наиболее рациональных методов и приёмов обучения на уроках русского языка

Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания

Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания

Каждый из них может быть более или менее активным, пассивным

Каждый из них может быть более или менее активным, пассивным

А) V — я это знаю; Б ) + — это новая информация для меня;

А) V — я это знаю; Б ) + — это новая информация для меня;

Добавьте сказуемое из предложения (Листья падали на мокрую землю) 4

Добавьте сказуемое из предложения (Листья падали на мокрую землю) 4

Установи несоответствие 1

Установи несоответствие 1

В этой противной школе, Мне вчера за дектант на слава

В этой противной школе, Мне вчера за дектант на слава
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024