Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

  • Педсоветы
  • docx
  • 31.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

из опыта работы
Иконка файла материала педсовет Использование активных методов обучения.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 9»

(МБОУ «В(С)Ш № 9»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Сообщение по теме

«Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики».

                                         (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

                                                                 Подготовила:

                                                                                                         учитель первой

                                                                                                         квалификационной                                       

                                                                                    категории

                                                                                    Трошина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                            Апрель 2020 год.

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики.

 

В настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования.

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения пришли новые стандарты общего образования второго   поколения,  основанные на реализации деятельностного и компетентностного  подходов.

На современном  уровне  развития  общества не достаточно иметь сумму знаний, умений и навыков ,необходимо уметь самостоятельно их добывать,  анализировать, успешно использовать  для  самореализации . Потому что  главной  задачей современной  школы  является раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором

современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать

себя  в  самостоятельной  жизни. Иногда  получается,  что  человек,  получивший  высокий  балл  на экзамене,  не может  реализовать  свои  знания  на практике,  т.к.  не научился работать самостоятельно, применять их в разных жизненных ситуациях. Перед  общеобразовательными  учреждениями встаёт  вопрос  о  том,  какой  образовательный идеал закладывать в целеполагание.

Это, прежде всего активная  мыслительная  деятельность,  критичность  мышления,  поиск  нового,  желание  и  умение  приобретать  знания  самостоятельно, умение  ориентироваться в  разных  социальных средах, обладание ключевыми компетенциями–поколения развитых  самостоятельных  личностей. Развитие  личности в  системе  образования  обеспечивается  через  формирование  универсальных  учебных  действий  (УУД), ключевых компетенций.

 Логика развития универсальных учебных действий строится  по  формуле:

от  действия  к мысли. Овладение  учащимися  универсальных учебных действияй создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т.е. умения учиться.  Достижение “умения учиться”  предполагает полноценное  освоение  всех  компонентов  учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные  действия,  т.е.   формирования  четырёх  видов  УУД:  коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, в  группе  сверстников строить продуктивное взаимодействие с ними и учителем.  Этому способствуют активные методы обучения (АМО).

  Активные  методы  обучения –методы,  стимулирующие  познавательную

деятельность учащихся. АМО опирается в основном на диалог, предполагающий

свободный  обмен  мнениями  о  путях  разрешения  той  или  иной  проблемы. 

А,Вербицкий  раскрывает  сущность  этого  понятия  следующим  образом:  активное

обучение  знаменует  собой  переход  от  преимущественно  регламентирующих,

алгоритмизированных,  программированных  форм  и  методов  организации

дидактического  процесса к  развивающим,  проблемным,  исследовательским,

поисковым,  обеспечивающим  рождение  познавательных  мотивов  и  интересов,

условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет отличительные особенности активного обучения:

* принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть

активным независимо от его желания;

* достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс,

активность должна быть в течение всего занятия;

*  самостоятельная творческая  выработка  решений,  повышенная  степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и

обратных связей.

Активные  методы  обучения –это  система  методов,  обеспечивающих активность  и  разнообразие мыслительной  и  практической  деятельности учащихся  в  процессе  освоения  учебного материала.  АМО  строятся  на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта  учащихся,  групповой  форме  организации  их  работы, деятельностном подходе  к  обучению, рефлексии.

Активное  обучение  использует  такие  системы методов, которые направлены не на изложение учителем готовых знаний, а на самостоятельное овладение  обучающимися  знаниями  и  умениями  в  процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных

фактах , что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до

50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, активные методы обучения позволяют:

*обеспечить активное участие в учебной работе как

*подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;

*установить  непрерывный  контроль  над процессом  усвоения  учебного

материала.

 Активные методы обучения -методы, в которых активную позицию ученик занимает  по  отношению  к  учителю,  другим  учащимся  и  индивидуальным средствам обучения, как компьютер, рабочая тетрадь или учебник .Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

В настоящее время мною  используются в учебно -воспитательном процессе методы

активного обучения: проблемный, диалоговый , исследовательский, метод учебных проектов, опорных сигналов, критических ситуаций;

Проблемное обучение—создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной  задачи.  Важнейшая  роль  в  проблемном  обучении  принадлежит

общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем

ближе  она  к  проблемной,  и  наоборот,  монологическое  изложение  приближает

обучение         к         информационной         форме.

Анализ  конкретных  ситуаций—один  из  наиболее  эффективных  и распространенных  методов  организации  активной  познавательной  деятельности

учащихся, развивает способность к анализу жизненных  и производственных

задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли

в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и найти

решение.

Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в

ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия

в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, учащиеся

учатся выражать свои мысли в докладах , выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать. Во время семинара -дискуссии я

задаю вопросы,  делаю  отдельные  замечания,  уточняют  основные  положения

доклада ученика, фиксирую противоречия в рассуждениях.

Мозговой штурм . Его цель —организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на

решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь

теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес

учащихся.

. Деловая игра —метод имитации ситуаций, моделирующих деятельность

путем игры, по заданным правилам. Одним из ее вариантов являются ролевые игры,

в которых разыгрывается по ролям содержания учебного материала на уроках. В них

вовлекаются  все  обучающиеся  класса.  Деловая  игра  позволяет  формировать

ключевые  компетентности  учебно-познавательной  деятельности:  способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Метод  учебных проектов ориентирован  на  самостоятельную  деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какой-то проблемы.

Учащиеся  выполняют проекты: исследовательские, творческие ,информационные,

практико-ориентированные.

Главная цель проекта –формирование ключевых компетенций .В основе

этого  метода  лежит  развитие  познавательных  навыков  учащихся,  умений

самостоятельно  конструировать  свои  знания,  умений  ориентироваться  в

информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Методы  активного  обучения  могут использоваться  на  различных  этапах

учебного процесса:

1 этап -первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция,

эвристическая беседа, учебная дискуссия.

2 этап –контроль  знаний  (закрепление),  могут  быть  использованы  такие

методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование ,вопросы.

3 этап –формирование умений,  навыков  на  основе  знаний  и  развитие

творческих способностей .Суть активных методов обучения ,направленных на формирование умений и навыков,  состоит  в том,  чтобы  обеспечить выполнение  учащимися задач в  процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Смолкин  А.М.  предложил  классификацию  методов  активного  обучения,  он различает  имитационные  методы  активного  обучения,  т.е.  формы  проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к не имитационным -это все способы активизации познавательной деятельности на уроках.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся

проведение деловых игр,  игрового  проектирования  ,  а  к неигровым–анализ  конкретных  ситуаций, решение ситуационных задач.

.Активные  формы  уроков –это  такие  формы  организации  учебно-воспитательного  процесса,  которые способствуют индивидуальному,  групповому, коллективному изучению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию учащихся и учителя. Если на уроках используются активные методы, можно добиться активизации  учебного  процесса,  роста  его  эффективности

.Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов .

Для  использования АМО  обязателен  методический  инструментарий:  сценарий проведения  учебных  занятий  (в  особенности  практических),  а  также  планы  их проведения  и  учебно-

методические  разработки  для  самостоятельной  работы.

.С  позиции  компетентностного  подхода  основным  непосредственным

результатом активных методов обучения–это  развитие  личности в системе образования через  формирование  универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций.

 

Используемая литература.

 

1.Бабанский  Ю.К.Проблемное  обучение  как  средство  повышения  эффективности  учения

школьников. Ростов-на-Дону, 1986.

2.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу

Л.1993.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Академический проект, 2007. -231с.

4.Методология учебного проекта” –М.: МИПКРО,2000 год,автор Полат Е.С. ИОСО РАО

5.http://reriholga.ucoz.kz/index/aktivnye_metody_obuchenija/0-207

6.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/90822/1/?diplom-aktivnyie-metodyi-obucheniya

7.http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Aktivnye-metody-obuchenija/Aktivnye-metody-obuchenija.html

8.http://library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/359/u_course.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок физики по теме "Колебания и волны". 9-й класс

Тип урока: урок-повторение, обобщение темы «Колебания и волны».

Цель урока: Закрепление темы «Колебания и волны» путем систематизации теории и практических заданий по заданной теме.

Задачи урока:

  1. Отработка навыков работы с физическим оборудованием;
  2. Отработка учащимися умений делать выводы на основе полученных результатов;
  3. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу;
  4. Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Оборудование:

  1. штатив с муфтой и лапкой;
  2. груз на нити;
  3. пружины разной жесткости;
  4. волновая машина.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Повторение по теме «Колебания и волны»
  3. Сообщения «Инфра- и ультразвук»;
  4. Решение задач по ходу эксперимента;
  5. Закрепление материала;
  6. Тест;
  7. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель озвучивает план урока. Отвечает на вопросы по плану урока.

II. Вопросы для повторения

представлен в виде вопросов и графиков колебаний на доске:

– Что такое колебания?

– Характеристики колебаний? Их буквенные обозначения? Формулы?

– Колебания – это причина чего?

– Что такое волна? Характеристики волн? Формулы?

– Виды волн? (Объяснение дается с помощью волновой машины)

– Виды маятников? (Показ на примере маятников, стоящих на столах)

– Звуковые волны? Их характеристики?

На доске представлены два графика колебаний. Задание - найти из графиков амплитуду, период, частоту, циклическую частоту и написать уравнение колебаний x(t).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590037/1.gif

К доске выходят учащиеся по  желанию и записывают ответы на вопросы по готовому клише. Оценивают данную работу учащиеся класса.

III. Сообщения «Инфра- и ультразвук»

Тема «Инфразвук и ультразвук» даются по программе в ознакомительном порядке. Эти темы всегда неизменно вызывают интерес у ребят, поэтому такие сообщения очень любопытны. Оценки за сообщения ставят сами учащиеся.

IV. Решение задач по ходу эксперимента

Учащимся предлагается задание: воспользоваться оборудованием на столах и определить период колебаний данного (пружинного или математического) маятника.

V. Закрепление материала

Закрепление формул по теме происходит путем сравнения графика колебаний и графика волны (нарисованы на доске)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590037/2.gif

– В чем сходство и отличие двух графиков?

– Какие физические величины можно найти из графика колебаний?

– Какие физические величины можно найти из графика волны?

Желающие выходят к доске и находят все необходимые параметры и характеристики из предложенных графиков.

Оценки выставляют учащиеся класса.

VI. Тест

Тест по теме «Колебания и волны»

 Какое из перечисленных ниже явлений является механическим колебанием?

1. Движение качелей.

2. Движение мяча, падающего на землю.

а) только 1;

б) только 2;

в) 1 и 2;

г) ни 1, ни 2.

2. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?

а) энергии - нет, вещество- да;

б)энергия и вещество- да;

в) энергия- да, вещество- нет.

3. Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити уменьшить в 9 раз?

а) увеличится в 3 раза;

б) увеличится в 9 раз;

в) уменьшится в 3 раза;

г) уменьшится в 9раз.

4. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?

а) с частотой 5 Гц;

б) скорости одинаковы;

в) с частотой 10 Гц.

5. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?

а) 0,5 м;

б) 2м;

в) 4 м.

Вариант 2.

1. Какие колебания являются вынужденными?

Колебания иглы швейной машины.

Колебания воды в ведре, переносимом человеком.

а) только 1;

б) только 2;

в) 1 и 2;

г) ни 1, ни 2.

2. От чего зависит скорость распространения волны?

а) от длины волны;

б) от частоты колебаний;

в) от среды, в которой распространяется волна, от ее состояния.

3. Масса груза пружинного маятника увеличится в 4 раза. Как при этом изменится частота свободных колебаний маятника?

а) уменьшится в 2 раза;

б) уменьшится в 4 раза;

в) увеличится в 2 раза;

г) увеличится в 4 раза.

4. Частота звука увеличилась в 2 раза. Как изменится скорость звука в одной и той же среде?

а) увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

в) останется неизменной.

5. Где период одного и того же маятника будет больше: на полюсе или экваторе Земли?

а) на полюсе;

б) на экваторе;

в) будут одинаковыми.

 

 

VII. Итог урока:

  • благодарность за урок;
  • обсуждение и объявление оценок;
  • результаты теста на следующий урок.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также