Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики
Оценка 4.9

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
физика
31.08.2020
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики
из опыта работы
педсовет Использование активных методов обучения.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 9»

(МБОУ «В(С)Ш № 9»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Сообщение по теме

«Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики».

                                         (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

                                                                 Подготовила:

                                                                                                         учитель первой

                                                                                                         квалификационной                                       

                                                                                    категории

                                                                                    Трошина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                            Апрель 2020 год.

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики.

 

В настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования.

На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения пришли новые стандарты общего образования второго   поколения,  основанные на реализации деятельностного и компетентностного  подходов.

На современном  уровне  развития  общества не достаточно иметь сумму знаний, умений и навыков ,необходимо уметь самостоятельно их добывать,  анализировать, успешно использовать  для  самореализации . Потому что  главной  задачей современной  школы  является раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором

современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать

себя  в  самостоятельной  жизни. Иногда  получается,  что  человек,  получивший  высокий  балл  на экзамене,  не может  реализовать  свои  знания  на практике,  т.к.  не научился работать самостоятельно, применять их в разных жизненных ситуациях. Перед  общеобразовательными  учреждениями встаёт  вопрос  о  том,  какой  образовательный идеал закладывать в целеполагание.

Это, прежде всего активная  мыслительная  деятельность,  критичность  мышления,  поиск  нового,  желание  и  умение  приобретать  знания  самостоятельно, умение  ориентироваться в  разных  социальных средах, обладание ключевыми компетенциями–поколения развитых  самостоятельных  личностей. Развитие  личности в  системе  образования  обеспечивается  через  формирование  универсальных  учебных  действий  (УУД), ключевых компетенций.

 Логика развития универсальных учебных действий строится  по  формуле:

от  действия  к мысли. Овладение  учащимися  универсальных учебных действияй создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т.е. умения учиться.  Достижение “умения учиться”  предполагает полноценное  освоение  всех  компонентов  учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные  действия,  т.е.   формирования  четырёх  видов  УУД:  коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, в  группе  сверстников строить продуктивное взаимодействие с ними и учителем.  Этому способствуют активные методы обучения (АМО).

  Активные  методы  обучения –методы,  стимулирующие  познавательную

деятельность учащихся. АМО опирается в основном на диалог, предполагающий

свободный  обмен  мнениями  о  путях  разрешения  той  или  иной  проблемы. 

А,Вербицкий  раскрывает  сущность  этого  понятия  следующим  образом:  активное

обучение  знаменует  собой  переход  от  преимущественно  регламентирующих,

алгоритмизированных,  программированных  форм  и  методов  организации

дидактического  процесса к  развивающим,  проблемным,  исследовательским,

поисковым,  обеспечивающим  рождение  познавательных  мотивов  и  интересов,

условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет отличительные особенности активного обучения:

* принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть

активным независимо от его желания;

* достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс,

активность должна быть в течение всего занятия;

*  самостоятельная творческая  выработка  решений,  повышенная  степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и

обратных связей.

Активные  методы  обучения –это  система  методов,  обеспечивающих активность  и  разнообразие мыслительной  и  практической  деятельности учащихся  в  процессе  освоения  учебного материала.  АМО  строятся  на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта  учащихся,  групповой  форме  организации  их  работы, деятельностном подходе  к  обучению, рефлексии.

Активное  обучение  использует  такие  системы методов, которые направлены не на изложение учителем готовых знаний, а на самостоятельное овладение  обучающимися  знаниями  и  умениями  в  процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных

фактах , что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до

50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, активные методы обучения позволяют:

*обеспечить активное участие в учебной работе как

*подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;

*установить  непрерывный  контроль  над процессом  усвоения  учебного

материала.

 Активные методы обучения -методы, в которых активную позицию ученик занимает  по  отношению  к  учителю,  другим  учащимся  и  индивидуальным средствам обучения, как компьютер, рабочая тетрадь или учебник .Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

В настоящее время мною  используются в учебно -воспитательном процессе методы

активного обучения: проблемный, диалоговый , исследовательский, метод учебных проектов, опорных сигналов, критических ситуаций;

Проблемное обучение—создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной  задачи.  Важнейшая  роль  в  проблемном  обучении  принадлежит

общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем

ближе  она  к  проблемной,  и  наоборот,  монологическое  изложение  приближает

обучение         к         информационной         форме.

Анализ  конкретных  ситуаций—один  из  наиболее  эффективных  и распространенных  методов  организации  активной  познавательной  деятельности

учащихся, развивает способность к анализу жизненных  и производственных

задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли

в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и найти

решение.

Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в

ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия

в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, учащиеся

учатся выражать свои мысли в докладах , выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать. Во время семинара -дискуссии я

задаю вопросы,  делаю  отдельные  замечания,  уточняют  основные  положения

доклада ученика, фиксирую противоречия в рассуждениях.

Мозговой штурм . Его цель —организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на

решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь

теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес

учащихся.

. Деловая игра —метод имитации ситуаций, моделирующих деятельность

путем игры, по заданным правилам. Одним из ее вариантов являются ролевые игры,

в которых разыгрывается по ролям содержания учебного материала на уроках. В них

вовлекаются  все  обучающиеся  класса.  Деловая  игра  позволяет  формировать

ключевые  компетентности  учебно-познавательной  деятельности:  способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Метод  учебных проектов ориентирован  на  самостоятельную  деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какой-то проблемы.

Учащиеся  выполняют проекты: исследовательские, творческие ,информационные,

практико-ориентированные.

Главная цель проекта –формирование ключевых компетенций .В основе

этого  метода  лежит  развитие  познавательных  навыков  учащихся,  умений

самостоятельно  конструировать  свои  знания,  умений  ориентироваться  в

информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Методы  активного  обучения  могут использоваться  на  различных  этапах

учебного процесса:

1 этап -первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция,

эвристическая беседа, учебная дискуссия.

2 этап –контроль  знаний  (закрепление),  могут  быть  использованы  такие

методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование ,вопросы.

3 этап –формирование умений,  навыков  на  основе  знаний  и  развитие

творческих способностей .Суть активных методов обучения ,направленных на формирование умений и навыков,  состоит  в том,  чтобы  обеспечить выполнение  учащимися задач в  процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Смолкин  А.М.  предложил  классификацию  методов  активного  обучения,  он различает  имитационные  методы  активного  обучения,  т.е.  формы  проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к не имитационным -это все способы активизации познавательной деятельности на уроках.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся

проведение деловых игр,  игрового  проектирования  ,  а  к неигровым–анализ  конкретных  ситуаций, решение ситуационных задач.

.Активные  формы  уроков –это  такие  формы  организации  учебно-воспитательного  процесса,  которые способствуют индивидуальному,  групповому, коллективному изучению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию учащихся и учителя. Если на уроках используются активные методы, можно добиться активизации  учебного  процесса,  роста  его  эффективности

.Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов .

Для  использования АМО  обязателен  методический  инструментарий:  сценарий проведения  учебных  занятий  (в  особенности  практических),  а  также  планы  их проведения  и  учебно-

методические  разработки  для  самостоятельной  работы.

.С  позиции  компетентностного  подхода  основным  непосредственным

результатом активных методов обучения–это  развитие  личности в системе образования через  формирование  универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций.

 

Используемая литература.

 

1.Бабанский  Ю.К.Проблемное  обучение  как  средство  повышения  эффективности  учения

школьников. Ростов-на-Дону, 1986.

2.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу

Л.1993.

3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Академический проект, 2007. -231с.

4.Методология учебного проекта” –М.: МИПКРО,2000 год,автор Полат Е.С. ИОСО РАО

5.http://reriholga.ucoz.kz/index/aktivnye_metody_obuchenija/0-207

6.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/90822/1/?diplom-aktivnyie-metodyi-obucheniya

7.http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Aktivnye-metody-obuchenija/Aktivnye-metody-obuchenija.html

8.http://library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/359/u_course.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок физики по теме "Колебания и волны". 9-й класс

Тип урока: урок-повторение, обобщение темы «Колебания и волны».

Цель урока: Закрепление темы «Колебания и волны» путем систематизации теории и практических заданий по заданной теме.

Задачи урока:

  1. Отработка навыков работы с физическим оборудованием;
  2. Отработка учащимися умений делать выводы на основе полученных результатов;
  3. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу;
  4. Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.

Оборудование:

  1. штатив с муфтой и лапкой;
  2. груз на нити;
  3. пружины разной жесткости;
  4. волновая машина.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Повторение по теме «Колебания и волны»
  3. Сообщения «Инфра- и ультразвук»;
  4. Решение задач по ходу эксперимента;
  5. Закрепление материала;
  6. Тест;
  7. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель озвучивает план урока. Отвечает на вопросы по плану урока.

II. Вопросы для повторения

представлен в виде вопросов и графиков колебаний на доске:

– Что такое колебания?

– Характеристики колебаний? Их буквенные обозначения? Формулы?

– Колебания – это причина чего?

– Что такое волна? Характеристики волн? Формулы?

– Виды волн? (Объяснение дается с помощью волновой машины)

– Виды маятников? (Показ на примере маятников, стоящих на столах)

– Звуковые волны? Их характеристики?

На доске представлены два графика колебаний. Задание - найти из графиков амплитуду, период, частоту, циклическую частоту и написать уравнение колебаний x(t).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590037/1.gif

К доске выходят учащиеся по  желанию и записывают ответы на вопросы по готовому клише. Оценивают данную работу учащиеся класса.

III. Сообщения «Инфра- и ультразвук»

Тема «Инфразвук и ультразвук» даются по программе в ознакомительном порядке. Эти темы всегда неизменно вызывают интерес у ребят, поэтому такие сообщения очень любопытны. Оценки за сообщения ставят сами учащиеся.

IV. Решение задач по ходу эксперимента

Учащимся предлагается задание: воспользоваться оборудованием на столах и определить период колебаний данного (пружинного или математического) маятника.

V. Закрепление материала

Закрепление формул по теме происходит путем сравнения графика колебаний и графика волны (нарисованы на доске)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590037/2.gif

– В чем сходство и отличие двух графиков?

– Какие физические величины можно найти из графика колебаний?

– Какие физические величины можно найти из графика волны?

Желающие выходят к доске и находят все необходимые параметры и характеристики из предложенных графиков.

Оценки выставляют учащиеся класса.

VI. Тест

Тест по теме «Колебания и волны»

 Какое из перечисленных ниже явлений является механическим колебанием?

1. Движение качелей.

2. Движение мяча, падающего на землю.

а) только 1;

б) только 2;

в) 1 и 2;

г) ни 1, ни 2.

2. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?

а) энергии - нет, вещество- да;

б)энергия и вещество- да;

в) энергия- да, вещество- нет.

3. Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити уменьшить в 9 раз?

а) увеличится в 3 раза;

б) увеличится в 9 раз;

в) уменьшится в 3 раза;

г) уменьшится в 9раз.

4. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?

а) с частотой 5 Гц;

б) скорости одинаковы;

в) с частотой 10 Гц.

5. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?

а) 0,5 м;

б) 2м;

в) 4 м.

Вариант 2.

1. Какие колебания являются вынужденными?

Колебания иглы швейной машины.

Колебания воды в ведре, переносимом человеком.

а) только 1;

б) только 2;

в) 1 и 2;

г) ни 1, ни 2.

2. От чего зависит скорость распространения волны?

а) от длины волны;

б) от частоты колебаний;

в) от среды, в которой распространяется волна, от ее состояния.

3. Масса груза пружинного маятника увеличится в 4 раза. Как при этом изменится частота свободных колебаний маятника?

а) уменьшится в 2 раза;

б) уменьшится в 4 раза;

в) увеличится в 2 раза;

г) увеличится в 4 раза.

4. Частота звука увеличилась в 2 раза. Как изменится скорость звука в одной и той же среде?

а) увеличится в 2 раза;

б) уменьшится в 2 раза;

в) останется неизменной.

5. Где период одного и того же маятника будет больше: на полюсе или экваторе Земли?

а) на полюсе;

б) на экваторе;

в) будут одинаковыми.

 

 

VII. Итог урока:

  • благодарность за урок;
  • обсуждение и объявление оценок;
  • результаты теста на следующий урок.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и обратных связей

Постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и обратных связей

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом активных методов обучения–это развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом активных методов обучения–это развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики

Урок физики по теме "Колебания и волны"

Урок физики по теме "Колебания и волны"

К доске выходят учащиеся по желанию и записывают ответы на вопросы по готовому клише

К доске выходят учащиеся по желанию и записывают ответы на вопросы по готовому клише

Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити уменьшить в 9 раз? а) увеличится в 3 раза; б) увеличится в 9 раз; в) уменьшится…

Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити уменьшить в 9 раз? а) увеличится в 3 раза; б) увеличится в 9 раз; в) уменьшится…

Где период одного и того же маятника будет больше: на полюсе или экваторе

Где период одного и того же маятника будет больше: на полюсе или экваторе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2020