МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА № 9»
(МБОУ «В(С)Ш № 9»)
Сообщение по теме
«Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики».
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель первой
квалификационной
категории
Трошина Н.А.
Апрель 2020 год.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики.
В настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования.
На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения пришли новые стандарты общего образования второго поколения, основанные на реализации деятельностного и компетентностного подходов.
На современном уровне развития общества не достаточно иметь сумму знаний, умений и навыков ,необходимо уметь самостоятельно их добывать, анализировать, успешно использовать для самореализации . Потому что главной задачей современной школы является раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором
современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать
себя в самостоятельной жизни. Иногда получается, что человек, получивший высокий балл на экзамене, не может реализовать свои знания на практике, т.к. не научился работать самостоятельно, применять их в разных жизненных ситуациях. Перед общеобразовательными учреждениями встаёт вопрос о том, какой образовательный идеал закладывать в целеполагание.
Это, прежде всего активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, умение ориентироваться в разных социальных средах, обладание ключевыми компетенциями–поколения развитых самостоятельных личностей. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), ключевых компетенций.
Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле:
от действия к мысли. Овладение учащимися универсальных учебных действияй создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т.е. умения учиться. Достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия, т.е. формирования четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, в группе сверстников строить продуктивное взаимодействие с ними и учителем. Этому способствуют активные методы обучения (АМО).
Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательную
деятельность учащихся. АМО опирается в основном на диалог, предполагающий
свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
А,Вербицкий раскрывает сущность этого понятия следующим образом: активное
обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих,
алгоритмизированных, программированных форм и методов организации
дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским,
поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов,
условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет отличительные особенности активного обучения:
* принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть
активным независимо от его желания;
* достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс,
активность должна быть в течение всего занятия;
* самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и
обратных связей.
Активные методы обучения –это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта учащихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, рефлексии.
Активное обучение использует такие системы методов, которые направлены не на изложение учителем готовых знаний, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных
фактах , что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до
50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, активные методы обучения позволяют:
*обеспечить активное участие в учебной работе как
*подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;
*установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного
материала.
Активные методы обучения -методы, в которых активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и индивидуальным средствам обучения, как компьютер, рабочая тетрадь или учебник .Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.
В настоящее время мною используются в учебно -воспитательном процессе методы
активного обучения: проблемный, диалоговый , исследовательский, метод учебных проектов, опорных сигналов, критических ситуаций;
Проблемное обучение—создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит
общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем
ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает
обучение к информационной форме.
Анализ конкретных ситуаций—один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности
учащихся, развивает способность к анализу жизненных и производственных
задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли
в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и найти
решение.
Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в
ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия
в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем, учащиеся
учатся выражать свои мысли в докладах , выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать. Во время семинара -дискуссии я
задаю вопросы, делаю отдельные замечания, уточняют основные положения
доклада ученика, фиксирую противоречия в рассуждениях.
Мозговой штурм . Его цель —организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить:
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на
решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь
теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес
учащихся.
. Деловая игра —метод имитации ситуаций, моделирующих деятельность
путем игры, по заданным правилам. Одним из ее вариантов являются ролевые игры,
в которых разыгрывается по ролям содержания учебного материала на уроках. В них
вовлекаются все обучающиеся класса. Деловая игра позволяет формировать
ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Метод учебных проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, предполагает решение какой-то проблемы.
Учащиеся выполняют проекты: исследовательские, творческие ,информационные,
практико-ориентированные.
Главная цель проекта –формирование ключевых компетенций .В основе
этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах
учебного процесса:
1 этап -первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция,
эвристическая беседа, учебная дискуссия.
2 этап –контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие
методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование ,вопросы.
3 этап –формирование умений, навыков на основе знаний и развитие
творческих способностей .Суть активных методов обучения ,направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Смолкин А.М. предложил классификацию методов активного обучения, он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к не имитационным -это все способы активизации познавательной деятельности на уроках.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся
проведение деловых игр, игрового проектирования , а к неигровым–анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.
.Активные формы уроков –это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют индивидуальному, групповому, коллективному изучению учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию учащихся и учителя. Если на уроках используются активные методы, можно добиться активизации учебного процесса, роста его эффективности
.Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов .
Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий (в особенности практических), а также планы их проведения и учебно-
методические разработки для самостоятельной работы.
.С позиции компетентностного подхода основным непосредственным
результатом активных методов обучения–это развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД) и ключевых компетенций.
Используемая литература.
1.Бабанский Ю.К.Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения
школьников. Ростов-на-Дону, 1986.
2.Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу
Л.1993.
3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Академический проект, 2007. -231с.
4.Методология учебного проекта” –М.: МИПКРО,2000 год,автор Полат Е.С. ИОСО РАО
5.http://reriholga.ucoz.kz/index/aktivnye_metody_obuchenija/0-207
6.http://5ballov.qip.ru/referats/preview/90822/1/?diplom-aktivnyie-metodyi-obucheniya
7.http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Aktivnye-metody-obuchenija/Aktivnye-metody-obuchenija.html
8.http://library.krasu.ru/ft/ft/_umkd/359/u_course.pdf
Урок физики по теме "Колебания и волны". 9-й класс
Тип урока: урок-повторение, обобщение темы «Колебания и волны».
Цель урока: Закрепление темы «Колебания и волны» путем систематизации теории и практических заданий по заданной теме.
Задачи урока:
Оборудование:
План урока:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель озвучивает план урока. Отвечает на вопросы по плану урока.
II. Вопросы для повторения
представлен в виде вопросов и графиков колебаний на доске:
– Что такое колебания?
– Характеристики колебаний? Их буквенные обозначения? Формулы?
– Колебания – это причина чего?
– Что такое волна? Характеристики волн? Формулы?
– Виды волн? (Объяснение дается с помощью волновой машины)
– Виды маятников? (Показ на примере маятников, стоящих на столах)
– Звуковые волны? Их характеристики?
На доске представлены два графика колебаний. Задание - найти из графиков амплитуду, период, частоту, циклическую частоту и написать уравнение колебаний x(t).
К доске выходят учащиеся по желанию и записывают ответы на вопросы по готовому клише. Оценивают данную работу учащиеся класса.
III. Сообщения «Инфра- и ультразвук»
Тема «Инфразвук и ультразвук» даются по программе в ознакомительном порядке. Эти темы всегда неизменно вызывают интерес у ребят, поэтому такие сообщения очень любопытны. Оценки за сообщения ставят сами учащиеся.
IV. Решение задач по ходу эксперимента
Учащимся предлагается задание: воспользоваться оборудованием на столах и определить период колебаний данного (пружинного или математического) маятника.
V. Закрепление материала
Закрепление формул по теме происходит путем сравнения графика колебаний и графика волны (нарисованы на доске)
– В чем сходство и отличие двух графиков?
– Какие физические величины можно найти из графика колебаний?
– Какие физические величины можно найти из графика волны?
Желающие выходят к доске и находят все необходимые параметры и характеристики из предложенных графиков.
Оценки выставляют учащиеся класса.
VI. Тест
Тест по теме «Колебания и волны»
Какое из перечисленных ниже явлений является механическим колебанием?
1. Движение качелей.
2. Движение мяча, падающего на землю.
а) только 1;
б) только 2;
в) 1 и 2;
г) ни 1, ни 2.
2. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении бегущей волны в упругой среде?
а) энергии - нет, вещество- да;
б)энергия и вещество- да;
в) энергия- да, вещество- нет.
3. Как изменится период колебаний математического маятника, если длину нити уменьшить в 9 раз?
а) увеличится в 3 раза;
б) увеличится в 9 раз;
в) уменьшится в 3 раза;
г) уменьшится в 9раз.
4. В одной и той же среде распространяются волны с частотой 5 Гц и 10 Гц. Какая волна распространяется с большей скоростью?
а) с частотой 5 Гц;
б) скорости одинаковы;
в) с частотой 10 Гц.
5. Чему равна длина звуковой волны в воде, если ее скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?
а) 0,5 м;
б) 2м;
в) 4 м.
Вариант 2.
1. Какие колебания являются вынужденными?
Колебания иглы швейной машины.
Колебания воды в ведре, переносимом человеком.
а) только 1;
б) только 2;
в) 1 и 2;
г) ни 1, ни 2.
2. От чего зависит скорость распространения волны?
а) от длины волны;
б) от частоты колебаний;
в) от среды, в которой распространяется волна, от ее состояния.
3. Масса груза пружинного маятника увеличится в 4 раза. Как при этом изменится частота свободных колебаний маятника?
а) уменьшится в 2 раза;
б) уменьшится в 4 раза;
в) увеличится в 2 раза;
г) увеличится в 4 раза.
4. Частота звука увеличилась в 2 раза. Как изменится скорость звука в одной и той же среде?
а) увеличится в 2 раза;
б) уменьшится в 2 раза;
в) останется неизменной.
5. Где период одного и того же маятника будет больше: на полюсе или экваторе Земли?
а) на полюсе;
б) на экваторе;
в) будут одинаковыми.
VII. Итог урока:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.