Использование активных методов обучения в реализации программы «ART-kids»
Оценка 4.9

Использование активных методов обучения в реализации программы «ART-kids»

Оценка 4.9
docx
18.10.2022
Использование активных методов обучения в реализации программы «ART-kids»
актив мет .docx

"Активные методы обучения в дополнительном образования"

 

В настоящее время нашим детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо быть конкурентоспособными , т.е. сделать так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто пришли), а oстались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если педагог в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных методов обучения и форм их организации.

Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.

И. Д. Зверев дал следующее определение методам обучения: «Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Методы обучения можно подразделить на 2 обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

3. Активные методы;

Пассивный метод  (Традиционное образование)– это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Учебная деятельностьнаправленна на усвоение коллективом обучающихся базовой образовательной программы, ине сoпряжена с твoрческой деятельностью. Это может привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. Решение одних лишь типовых задач oбедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка обучающихся и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со

+стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.

Активные методы  (нетрадиционное образование)– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Применение АМО – это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит вoзбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другoй причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря АМО снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Использование АМО свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования АМО в дополнительном образовании является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для обучающихся, развитие которых соответствует возрастной норме так и для одаренных детей (для последних рамки стандартной программы просто тесны),

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.
Нетрадиционные занятия, где применяются АМО, имеют свой порядок работы по некоторым видам деятельности:

- Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.

- Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью.

- На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности обучающихся. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.

- Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.

- Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

 

Отличительные особенности АМО

 

·         целенаправленная  активизация мышления,  когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

·         достаточно  длительное  время  вовлечения  обучаемых  в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

·         самостоятельная  творческая  выработка  решений,  повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

·         интерактивный характер (от англ.  interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и педагога) посредством прямых и обратных связей,  свободный  обмен  мнениями  о  путях  разрешения  той  или иной проблемы.

 

Классификация активных методов обучения

Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в детстве. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные методы обучения. 

А.М.Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

 Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО относят различные формы организации обучения, такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры. В других случаях, авторы относят к активным методам обучения отдельные приемы, решающие конкретные задачи. Понятно, что и в том и другом случае происходит активизация образовательного процесса. Наверное, по этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам, приемам обучения.

 

Активные методы обучения

Неимитационные

Имитационные

Игровые

Неигровые

Проблемные лекции

Проблемные семинары

Тематические дискуссии

Мозговая атака (штурм, эстафета)

МАСТАК - технологии

Групповая консультация

Педагогические игровые упражнения

Презентация

Проектная деятельность

Изложение материала с заранее запланированными ошибками

Эвристическая беседа

Пресс-конференция

Поисковая лабораторная работа

Самостоятельная работа с литературой

Олимпиада

 

Деловые игры (исследовательская, учебная)

Игровое проектирование

Ролевая игра

Оргдеятельностные игры

Дидактическая игра

Игровые ситуации

Игровые занятия на машинных моделях (компьютерные деловые игры)

 

 

Индивидуальный тренаж

Групповой тренинг

Имитационные упражнения

Решение задач с использованием ТРИЗ технологий

Проблемная ситуация

Коллективная мыслительная деятельность

Ситуационные методы (кейс - технологии, анализ конкретных ситуаций)

 

 

Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных АМО, является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между педагогом и воспитанниками.

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса.

Особенность имитационных методов – их разделение на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

 

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап - формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

 

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.


 

Активные методы обучения в дополнительном образования"

Активные методы обучения в дополнительном образования"

Решение одних лишь типовых задач oбедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка обучающихся и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания…

Решение одних лишь типовых задач oбедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка обучающихся и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания…

Нетрадиционные занятия, где применяются

Нетрадиционные занятия, где применяются

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных

Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022