ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Устное
народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Колыбельные
песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, чистоговорки, пословицы,
поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий
и бессмертный поэт - русский народ [3, с.1].
Народ
заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны
его развития. Это целая система традиционных правил, принципов,
с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было
и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.
Словесное
русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности.
Его влияние на развитие речи детей с речевыми нарушениями неоспоримо. С помощью
малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых
нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до
детей.
Фольклор
дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет детям
с нарушениями речи успешно овладевать родным языком.
Дети
с речевыми нарушениями не только должны усвоить родной язык, но
и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм,
характерный тембр, варьировать интонации.
Малые
формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости
и подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного
произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения
трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребёнком интонационных богатств и
различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития
связной речи [3, с.4].
Успех в современном обществе, в первую очередь, приходит к тому, кто хорошо говорит. Мы имеем в виду не только богатое содержание речевого сообщения, но и его, не побоимся сказать, достойное «исполнение». Чёткое произношение слов (хорошая дикция) и их звучание, верно поставленная пауза и ударение лучше помогают донести смысл сказанного до слушателя. Мы часто задает себе такие вопросы: как помочь ребёнку овладеть секретами дикции? Какие найти средства – нескучные, доступные, эффективные?
На
помощь придут наши русские скороговорки и чистоговорки. Появились они
в глубокой древности, когда складывалась фонетическая система языка.
Чистоговорка
- малый жанр фольклора [5, с.2]. Она используется
с целью коррекции и развития речи. Грамотная и правильная речь является залогом
успеваемости в школе и правильного формирования всей психической деятельности
детей. По мнению профессора Михаила Ефимовича Хватцева, закреплять поставленные
звуки следует в слове и в связной речи. Слоговые цепочки и рифмованные строки
способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти, с целью
выделения ударных слогов для выработки речевого дыхания. Эти ритмичные строчки
создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются. Например:
АР-АР-АР - в небе красный шар.
OP-OP-OP - шар летит во двор.
УР-УР-УР - распугает шар всех кур.
ИР-ИР-ИР - облетел наш шар весь мир.
После чистоговорок переходим к отработке звука в скороговорках. Скороговорки необходимо заучивать в замедленном темпе, объясняя все слова и выражения, и их смысл в целом.
Роль
скороговорок велика. Скороговорки - короткие стишки, незаметно обучающие детей
правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку
с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки
помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы,
знакомят
с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
У
каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются,
в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения,
тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей
слова,
и одновременно любимая игра в словотворчество.
Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки - её сложная ритмика.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.
Скороговорки – это удивительный жанр фольклора [4, с.3] «Созданы народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразуещего органа, который был способен воспроизводить все звуки родного языка». Например:
- Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про
покупки,
- Про покупочки мои.
Чтобы
ребёнок мог легче запомнить скороговорки, следует использовать картинки и
таблицы. Их применение позволит увеличить объём памяти путем образования
дополнительных ассоциаций. Мы предлагаем вашему вниманию разработанную нами брошюру
по отработке трудных звуков «Говорим чётко, говорим чисто». Скороговорки
и чистоговорки, представленные в этой брошюре, мы рекомендуем для отработки дикции.
Они помогут улучшить произношение на стадии автоматизации звука, когда ребёнок
произносит звук изолированно, без искажения, а в слогах и словах допускает
ошибки.
В данной брошюре предоставлен материал для работы со звуками, которые наиболее
трудны для произношения: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
Как работать с данной брошюрой? Вначале совместно с ребёнком рассмотрите иллюстрации и пусть ребёнок объяснит смысл нарисованного.
Далее медленно прочитайте скороговорку (2-3 раза). Спросите, какой звук чаще повторяется в словах.
На
следующем этапе попросите ребёнка медленно произнести трудные слова
(2-3 раза) и проговорить за вами скороговорку, стараясь её запомнить.
Прочитайте ещё раз, повторите вместе с ребёнком сначала медленно, затем быстрее, с максимальной быстротой. Повторяйте скороговорку, пока это доставляет удовольствие ребёнку. Достаточно разучивать одну скороговорку за одно занятие. Если она ребёнку понравилась, с её повторения можно начать следующие занятие. Добиваться быстрого произношения от ребёнка следует лишь в том случае, если он правильно произносит все звуки в медленном темпе.
Бывает, что проговорить скороговорку быстро, не утратив чёткости произношения, достаточно трудно. Возникают ошибки, оговорки, нелепицы, что воспринимается как забавное недоразумение – можно и посмеяться вместе с ребёнком. Весёлая обстановка, заинтересованное отношение родителей побуждает ребёнка ещё и ещё раз поработать над звуками.
Скороговорки
легко запоминаются, поэтому повторять их можно
в любом месте, где захотите: на прогулке, в поезде и т.д.
По
завершении работы детям можно предложить дидактические игры
и упражнения:
- «Какая команда назовёт больше скороговорок и чистоговорок» (на определенный звук);
- «Подобрать картинку к чистоговорке или скороговорке»;
- Провести конкурс «лучший скороговорщик».
Эти задания способствуют развитию и активизации воображения и словотворчества.
Таким образом, чистоговорки и скороговорки помогают улучшить произношение детей на стадии автоматизации трудных звуков.
Список литературы:
1. Конькина, Е.В. ЗДОРОВЬЕОХРАНИТЕЛЬНЫЕ
КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ: СЕМАНТИКА
И ПРАГМАТИКА ФОЛЬКЛОРА / Е.В. Конькина Вестник Томского государственного
педагогического университета. 2011. № 1. С. 119-125.
2. Конькина Е.В. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Конькина Е.В. Москва, 2013. Сер. Библиотека педагога-практика.
3. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2003. – 91с.
4. Савушкин, С.Н. Издание развивающего обучения детей дошкольного возраста «Логопедический фольклор» / С.Н. Савушкин ООО «Ид Сфера образования» 2016г., 8 с.
5. Темникова В.Э. «Логопедические игры с
чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет
с речевыми нарушениями» - М: «Гном и Д», 2008. – 48 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.