Слайд 1 Здравствуйте, разрешите представить вашему вниманию работу на тему: Использование детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.
Слайд 2 Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, дошкольные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.
Формированию представлений о труде способствует детская художественная литература. Именно она активно используется как художественное средство трудового воспитания.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Слайд 3Объектом исследования является: трудовое воспитание дошкольников.
Предметом исследования: использование детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.
Определена следующая цель исследования: изучить возможности использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.
В ходе исследования решалась следующая проблема: каковы возможности использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников?
Слайд 4 Для реализации цели исследования поставлены задачи:
1. Изучить сущность трудового воспитания старших дошкольников.
2. Раскрыть специфику особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников
4. Выявить особенности методики приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников
5. Организовать педагогическую работу по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
6. Разработать рекомендации родителям и воспитателям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
Слайд 5 Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.трудовое воспитание дошкольник
Слайд 6 Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
ü ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
ü обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
ü воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
ü воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.трудовое
Слайд 7 Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
ü собственной трудовой деятельности детей;
ü ознакомления с трудом взрослых;
ü художественных средств.
(слайд 8)С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Детская литература является художественным средством трудового воспитания. Общеизвестно, что нельзя научиться труду только при помощи книг, должны формироваться у дошкольников трудовые навыки. Но нельзя начать формировать данные навыки без сформированных представлений о труде. Рассмотрим, с чем же должны познакомиться дошкольники при помощи детской литературы? При чтении детской литературы произведения должны быть подобраны так, чтобы обеспечивали формирование достаточно полных представлений:
ü о содержании труда взрослых;
ü о труженике, его отношении к делу;
ü о важности труда в жизни общества;
ü об орудиях труда, их свойствах и материалах.
Слайд 9 Практическая работа по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников была организована на базе МБОУ Детский сад № 21 города Городца.
Слайд 10 В процессе реализации практической работы было разработано методическое пособие для воспитателей и родителей «Знакомим старших дошкольников с профессиями».Слайд 11 Данное пособие содержит раздел «Воспитателям и родителям на заметку», где в виде схем и таблиц представлена сущность трудового воспитания старших дошкольников.
Слайд 12 Для чтения о труде взрослых, о человеке труженике предлагается рекомендательный список художественной детской литературы, Слайд 13 а также дидактический материал – произведения художественной литературы для подготовки к занятиям НОД, Слайд 14 мероприятий о труде, пословицы, поговорки, загадки о труде взрослых, о профессиях, об орудиях труда.
Слайд 15 В практической работе реализована серия занятий для старших дошкольников по ознакомлению с профессиями, представлены технологические карты проведенных занятий и конспекты. В ходе данных занятий использовались различные формы организации деятельности детей: слушание образцов художественной литературы, игровая деятельность, трудовая деятельность. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых, с различными профессиями расширяет кругозор детей, способствует формированию представлений у детей о положительном образе человека-труженика, вследствие чего сподвигает их на овладение навыками трудовой деятельности, прививает любовь к труду.
Слайд 16 На основе педагогического наблюдения, с опорой на изученную методическую литературу разработаны рекомендации воспитателям и родителям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников:
1. Помните, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.
2. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагогу необходимо рассказывать о требованиях программы воспитания в детском саду к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении.
3. Воспитатель даёт родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи).
4. Необходимо познакомить родителей со списком рекомендованной литературы по трудовому воспитанию.
5. Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
6. Чтение художественной литературы по трудовому воспитанию необходимо осуществлять как в детском саду, так и дома.
7. При выборе книг детской литературы для чтения с детьми необходимо соблюдать требования к подбору произведений о труде людей
8. Воспитателю необходимо использовать разные формы работы с детьми:
ü экскурсии,
ü проведение тематических занятий,
ü прогулок,
ü фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду,
ü выставки детских поделок,
ü проектную деятельность,
ü праздники.
На любом мероприятии могут использоваться загадки, пословицы, стихи, рассказы, сказки о труде.
9. При работе над произведениями художественной литературы о труде необходимо проводить тщательный анализ и помогать ответить детям на главные вопросы:
ü «Что такое хорошо и что такое плохо?»
ü « Что лучше трудиться или лениться?»
ü «Кто такой настоящий труженик?»
ü «Как выбрать себе занятие по душе?»
ü «Чем интересна каждая профессия?» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.