Использование деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка
Оценка 5

Использование деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка

Оценка 5
docx
03.03.2020
Использование деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка
Деятельностный подход на уроках английского языка.docx

А.А.Шайхлисламова

Россия, г. Челябинск

Использование деятельностного подхода в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка

С расширением социокультурных связей всё больше взрослых людей понимают необходимость изучения иностранного языка для деловых командировок, туристических поездок, поиска работы и учёбы, но не многие дети понимают всю ценность владения иностранным языком. Так как я работаю в начальных классах, передо мной встала проблема, как же заинтересовать детей, а главное, дать им понять эту необходимость. Все мы прекрасно понимаем, что как бы хорошо не владел учащийся иностранным языком, он все - равно испытывает трудности или некое недопонимание при общении с носителем языка.   

Осознание этой проблемы побудило меня пересмотреть свои взгляды на преподавание английского языка и выбрать такую технологию, которая смогла бы помочь учащимся преодолеть языковой барьер и свободно ориентироваться в чужой стране в реальной обстановке.

В иностранном языке технология деятельностного подхода в обучении ещё раскрыта недостаточно. Поэтому, исходя из потребностей моих учеников, я начала применять данную технологию на своих уроках. Это хорошая возможность не только формирования мышления учащихся, системы культурных ценностей и целостной картины мира, но и повышение уровня владения разговорной речью учащимися, а так же различные способы познания коммуникации через совместную деятельность. С помощью этого способа учащиеся смогут мотивированно осваивать новые области знания, применять их в реальной жизни, обретать социальный опыт.

Реализуя технологию деятельностного подхода, я основываюсь на следующих дидактических принципах:

деятельности

непрерывности

целостности

психологической комфортности

вариативности

творчества

Исходя из коммуникативной компетентности, а это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, основное назначение иностранного языка я вижу в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Как показывает моя практика, это умение необходимо развивать с начальных классов, поэтому моя деятельность направлена на использование деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов, которые помогают обеспечить высокий уровень мотивации учащихся.

На уроках мы с ребятами учимся представлять свою точку зрения и культурно отстаивать её, принимая участие в диалогах, малых группах и ролевых играх, которые помогают учащимся раскрыться, показать себя, проявить творчество. Я считаю, что такая форма работы довольно эффективна в обучении и формирует готовность учащихся к самообразованию, социальному взаимодействию и коммуникативной компетентности. Конечно, сделать каждый урок праздником невозможно. Это требует определённых физических затрат, так как нельзя забывать о том, что урок прежде всего должен быть обучающим. Но, при обобщении темы я считаю необходимым проведение таких уроков, как уроки-исследования, уроки-экскурсии, уроки-размышления и обязательно уроки с использованием ролевых игр, сказок и видеоматериалов.

Из разнообразия дидактических форм и приёмов свой деятельности я остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, наиболее эффективных.

Знакомство с темой я делю на несколько этапов:

Беседа

Знакомство с новой лексикой

Активизация новой лексики в речи

Чтение текста (общее понимание, детальное понимание)

Аудирование (общее, детальное, глубокое понимание)

Задания творческого характера

Задания творческого характера (сказки, сочинения, эссе, проекты), которые учащиеся выполняют систематически в конце изучения темы, нацеливают их на поиск и отбор информации. Систематизация и использование проанализированной информации отображает готовность учащихся к самообразованию. А творческий характер придает всему этому не только веселый нрав и интересное представление, но и развивает заложенный в детях творческий потенциал.

Использование ролевой игры снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. На уроках с  использованием ролевой игры я делаю упор на личность учащихся, их потенциал и уровень сформированности ориентироваться в той или иной ситуации.

Задачи любой ролевой игры научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.

Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке спонтанной речи, тем не менее, я готовлю учащихся к такому уроку заранее. Поэтому ролевую игру как средство формирования коммуникативных навыков я использую в самом конце изучения темы для оттачивания приобретенных знаний. В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические и орфографические задания пройдены.

Например, группе учащихся даётся определённая ситуация, они распределяют роли и готовят  беседу.

Не менее интересной является работа в малых группах. На таких уроках работают все учащиеся, которые добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Они учатся слушать и слышать. Каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, учащиеся учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Это способствует осуществлению дифференцированного подхода в обучении, так как я обязательно учитываю психологическую совместимость учащихся.

Мне кажется немало важным использование приема «Погружение». Иногда я даю ученикам задание составить высказывание по теме «В городе», «В магазине» и другие, а иногда  ограничиваю ситуацией. Потому что когда люди общаются, могут возникнуть разные ситуации. И они зависят не только от места, где происходит действие, но и от общающихся людей, а так же что их интересует в данный момент. Поэтому я предлагаю разнообразные темы для беседы.

Конечно же, можно много и много рассказывать про деятельностный подход и коммуникативные навыки, но главное понимать, что все должно быть в меру, поэтому правильное использование деятельностного метода повышает эффективность обучения английскому языку.

 

 

 

 


 

А.А.Шайхлисламова Россия, г

А.А.Шайхлисламова Россия, г

Исходя из коммуникативной компетентности, а это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, основное назначение иностранного языка я вижу в овладении учащимися умением…

Исходя из коммуникативной компетентности, а это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, основное назначение иностранного языка я вижу в овладении учащимися умением…

Беседа Знакомство с новой лексикой

Беседа Знакомство с новой лексикой

Например, группе учащихся даётся определённая ситуация, они распределяют роли и готовят беседу

Например, группе учащихся даётся определённая ситуация, они распределяют роли и готовят беседу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020