Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Хорошо развитая речь является важным условием полноценного развития ребенка. К одной из сторон речи относится звукопроизношение, которое лежит в основе развития речи. Правильное звукопроизношение дает возможность уверенно общаться, успешно обучаться, грамотно читать и писать.
Дидактическая игра – это особый вид игры, так как содержит в себе одну из главных задач – обучение. Разнообразные дидактические игры, включенные в коррекционно-развивающую работу, снимают у детей излишнюю напряженность, вызывают интерес, побуждают к активному общению, делая процесс закрепления поставленных звуков максимально увлекательным и эмоционально насыщенным.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. При проведении игр учитывается возраст и особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
В коррекционно-развивающей работе по развитию речи и коррекции звукопроизношения использую игры, относящиеся к разным направлениям коррекции и имеющие разные дидактические задачи.
Рассмотрим эти группы игр:
1. Дидактические игры на постановку звука. Они связаны с работой артикуляционных органов и отработку верных движений ими для верного произнесения отдельных звуков. К таким играм относятся: «Сказки для языка», «Приключения языка», «Путешествия языка» и др. Все они связаны с выполнением артикуляционной гимнастики.
2. Автоматизация поставленных звуков (и изолированно произносимых, и их произношения в слогах). Сюда входят игры: «Лесенка» - поднятие ребенка по ступенькам и произношения звука/звуков на конкретной ступени; «Кубики» -
бросание кубика и произношение звука то количество раз, которое выпало на нем; «Катушка» - игра соревнование, предполагающее заматывание нитки на катушку или, напротив, ее разматывание и произнесение звука как сигнала о завершении действия.
3. Постановка произношения звуков в словах и предложениях. Сюда входят игры: «Дорожки» - бег по дорожкам, до конкретной цели и называние в конце пути конкретное слово», «Картинки» - выбор картинок и произнесение предложений, отражающих события, процессы, которые на них изображены, «Наряжаем елку» - вешание на елку картинок с изображением необходимого слова, ориентированного на постановку звуков. Ребенок произносит его, прежде чем, повесить на елку. Игра «Сбор цветка» - собирание цветов из картинок с называнием того, что на них изображено, «Сбор ягод» - сбор картинок с изображением ягод и их складывание в корзинку с произношением.
4. Постановка звуков в связной речи и их автоматизация. Для этого используются сцены из сказок, рассказывание поведения и поступков героев. Используются сказки: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и другие.
Таким образом, главной целью использования дидактических игр является всенаправленное развитие ребенка. В коррекционно-развивающей работе для детей с тяжелыми нарушениями речи используются дидактические игры ориентированы на устранение того или иного дефекта в развитии ребенка. Направленные на развитие фонематической стороны речи, артикуляционной и мелкой моторик; активизация желания и стремления ребенка в правильном произношении звуков; развитие речи по определенным блокам и отработка дифференцированного произношения звуков и другое. Именно при использовании дидактических игр создаются оптимальные условия, которые являются наиболее эффективным средством в коррекционно-развивающей работе у детей с ТНР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.