ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА интеллектуального развития «Дидактические игры»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА интеллектуального развития «Дидактические игры»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитание
Детсад
11.05.2023
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА    интеллектуального развития  «Дидактические игры»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА интеллектуального развития «Дидактические игры»
ПРОГРАММА - Белова.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

 

Принята на заседании                                                                          Утверждаю:

педагогического совета                        Заведующий МДОБУ детский сад № 24

от «25» августа  2022 г.                                                     ___________ Л.Е. Хить                  

Протокол № 5                                                           Приказ № 71 от 26.03.2022 г.

                                                     

                     

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

 

интеллектуального развития

 

«Дидактические игры»

 

 

Уровень программы: ознакомительный

 

 Срок реализации программы: 9 месяцев  (18 часов)

 

Возрастная категория: от 3 до 4 лет

 

Вид программы: модифицированная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор-составитель:

Белова Елена Викторовна

воспитатель

 

 

 

 

г. Кореновск, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы

Для ребенка игра является не только приятным способом выплеснуть свою энергию, но и основным способом познания мира. Развивающие игры в детском саду с различными предметами оказывают значительное влияние на развитие ребенка как полноценной личности.

Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети  любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Ребенок общается с ними наедине, рассматривает, любуется и фантазирует.
           Им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.

         Педагогическая целесообразность данной программы: предназначена

для формирования у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Адресат программы:  В группы принимаются все желающие мальчики и девочки  от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст). Группы формируются из одновозрастных учащихся.

Уровень программы, объём и сроки реализации:

Программа  имеет ознакомительный уровень, который  предполагает обеспечение дошкольников общедоступными и универсальными формами по развитию сенсорного воспитания, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение знаний и умений и формирование познавательного интереса. Программа кружка «Дидактические игры» рассчитана на девять месяцев обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 15 мин. Форма обучения – очная.

         Особенности организации образовательного процесса: группа детей одного возраста, состав группы – постоянный. Работа с младшими дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов.

- Фотовыставка детских работ;

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет посредством камешек Марблс.

Задачи:

·        развитие сенсорики, обследовательских действий;

·        закрепление понятий величина, форма, цвет, количество;

·        развитие умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

·        развивать чувство ритма, цвета, композиции;

·        способствовать развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

·        развивать мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

·        способствовать развитию воображения и творчества;

·        способствовать развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Программа составлена на основе принципов:

1.     Принцип учёта возрастных особенностей детей. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие их  в предмете. Это развивает его способность отделять  свойства от самого предмета.

2.     Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

3.     Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, к самостоятельным. От самого простого до заключительного, максимально сложного задания для младшего возраста.

4.     Принцип индивидуальности, предполагающий  индивидуальную работу  с детьми.

5.     Принцип  комфортности для каждого ребёнка, предполагающий  создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.

6.     Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и  способствовать взаимопомощи. 

Основные методы работы.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

·        наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

·        словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – потешки, пальчиковые игры, физминутки;

·        практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства  обучения на кружке.

Примерная структура занятий.

·        вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

·        основная часть – практическая;

·         заключительная часть – анализ детской деятельности (рассматривание своих работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы воспитанники будут знать:

·        шесть основных цветов спектра и  их названия;

·        геометрические фигуры (квадрат,  круг,  треугольник) и их названия;

·        идентифицировать цвета, геометрические фигуры;

·        подбирать предметы по образцу; 

·        группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина); 

·        чередовать предметы по величине;

·        воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

владеть: 

·        приёмами обследования формы; 

·        действиями подбора по образцу;  

·        способами соотнесения предметов по величине.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Название

В неделю

В месяц

С сентября по май

«Дидактические игры»

2 занятия

8 занятий

72 занятия

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Кол-во.

Сентябрь

«Знакомство с сокровищами»

     Знакомим детей с «Сокровищами». Развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения, элементы массажа. Учим детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

.

 

 

 

9

«Опусти руку в тазик с сокровищами»

«Найди сокровища в песке»

«Найди одинаковые сокровища по цвету»

«Найди одинаковые сокровища по размеру»

«Найди одинаковые сокровища по форме»

«Игра-массаж с сокровищами» (катание в ладошках, перебирание пальчиками…)

«Золушка» - перебери правильно.

«Рисуем шариком»

Октябрь

«Ходит осень, бродит осень…» - украшение осенних листьев.

     Развиваем творческие способности. Воспитываем интерес к познанию природы. Развиваем мелкую моторику. Помочь паучку подобрать парную обувь.  Налить сок в стакан, не выходя за контуры. Учим детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

 

 

9

«Ветка рябины, калины» - ягоды

«Красивое дерево» - укрась листочками

«Ежик по дорожке шел, грибы, ягоды и листики нашел»

«Торопливый паучок»

«Построй домик»

«Угости соком»

«Шкатулка драгоценностей»

«Рисуем шариком»

Ноябрь

«Солнышко» - разные лучики

     Выкладывать в определенном ритме, темпе, показать разновидность лучиков, дождя. Учить выкладывать от широкого к узкому, дорожки разной длинны. Помоги месяцу зажечь звездочки. Развиваем внимание, мышление. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

8

«Гора самоцветов»

«Кап, кап – дождик идет»

«Дождик, дождик пуще лей…»

«Мешочки сокровищ»

«Месяц»

«Ворона-модница»

«Рисуем шариком»

Декабрь

«Укрась рукавичку»

     Развиваем чувство композиции. Закрепляем навыки выкладывания дорожек разной длины и ширины. Развиваем фантазию.  Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

8

«Огоньки на елочке»

«Что растет на елочке»

«Красивая снежинка»

«Мой подарок»

«Найди елочные игрушки»

«Дорожка к снеговику»

«Рисуем шариками»

Январь

«Укрась лошадку»

       Развиваем стойкий интерес к процессу украшения. Развиваем мелкую моторику, абстрактное мышление, чувство композиции, фантазию. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

6

«Петушок»

«Красивый узор»

«Спрячь зайчика от лисы»

«Укрась хвост павлина»

«Рисуем шариком»

Февраль

«Моя картина»

     Развиваем творческие способности. Способствуем формированию у детей чувства прекрасного, развиваем воображение, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, мелкую моторику рук. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

7

«Транспорт везет груз»

«Игра соревнование» - кто быстрее соберет сокровища.

«Море»

«Рыбка»

«Кораблик»

«Рисуем шариком»

Март

«Букет цветов»

     Показываем новые способы  украшения изделия. Воспитываем интерес к познанию природы. Развиваем чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

8

«Укрась торт»

«Бусы для мамы»

«Укрась платочек»

«Заполни контур фигуры»

«Идем в гости друг к другу»

«Графический диктант»

«Рисуем шариком»

Апрель

«Всем береза нравится, ведь она красавица»

  Учим детей счету, выкладыванию по контуру, заполнения фигур, не выходя за контур. Ориентировка в пространстве. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.         

 

 

 

9

«Корзина с цветами»

«Геометрические фигуры»

«В лесу живет лисичка…»

«Над, под, верх, низ…»

«Выложи по контуру»

«Ориентировка на листе бумаги»

«Разные дорожки»

«Рисуем шариком»

Май

«Деревья нашего участка»

Закрепление пройденного материала.

 

 

 

 

8

«Улитка-путешественница»

«Ориентировка на листе бумаги»

«Гусеница-модница»

«Над, под, верх, низ…»

«Сказочные сюжеты»

«Геометрические фигуры»

«Рисуем шариком»

ИТОГО:           72 занятия

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

 

1.   Положить камешки в любой лоток, тазик, опустите туда руку, ребенок последует вашему примеру. Вместе с детьми пальчиками перебираем камешки.

2.   Спрятать любой предмет в емкость с камешками. Попросить ребенка постарается отыскать его.

3.   Высыпать камешки на пол. Предложить ребенку отыскать одинаковые камешки.

4.   Переложить камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривать каждый камешек, какой на ощупь. Назвать цвет, форму, размер. Обратить внимание, какой камешек, гладкий или шероховатый.

5.   Предложить малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам: в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.

6.   Разложить камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.

7.   Внимательно рассмотрите все камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый бледный (неяркий).

8.   Выложите из камешек горку, домик, цветочек, бусы и др.

9.   Выложить по образцу геометрическую фигуру, по контуру.

10.            Выложить картинку по схеме, алгоритму.

11.            Ориентировка на листе бумаги.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.     Найти копыта и положить на них камешки, украсить уздечку.

«Быстроногая лошадка утром делала зарядку,

Потерялась для начала и копытом постучала».

2.     Угостим вкусным соком – заполнить стакан камешками по цвету не выезжая за края.

3.     Помоги паучку подобрать парную обувь – «По тонкой паутинке, спешит одев ботинки, веселый паучок».

4.     Ежик по дорожке шел, грибочек, листик, ягодку нашел.

5.     Я огромный грузовик, ехать тихо не привык. Я везу любые грузы и картошку и песок. Арбузы, мебель, рыбу, как бы путь был не далек.

6.     Улитка, улитка, куда ты ползешь? Зачем на себе ты свой домик несешь? 


 

7.    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы

Занятия проводятся во второй половине дня

Занятия проводятся во второй половине дня

Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности

Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название

Гора самоцветов» «Кап, кап – дождик идет» «Дождик, дождик пуще лей…» «Мешочки сокровищ» «Месяц» «Ворона-модница» «Рисуем шариком»

Гора самоцветов» «Кап, кап – дождик идет» «Дождик, дождик пуще лей…» «Мешочки сокровищ» «Месяц» «Ворона-модница» «Рисуем шариком»

Всем береза нравится, ведь она красавица»

Всем береза нравится, ведь она красавица»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023