МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МДОБУ детский сад № 24
от «25» августа 2022 г. ___________ Л.Е. Хить
Протокол № 5 Приказ № 71 от 26.03.2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
интеллектуального развития
«Дидактические игры»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 9 месяцев (18 часов)
Возрастная категория: от 3 до 4 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Белова Елена Викторовна
воспитатель
г. Кореновск, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Для ребенка игра является не только приятным способом выплеснуть свою энергию, но и основным способом познания мира. Развивающие игры в детском саду с различными предметами оказывают значительное влияние на развитие ребенка как полноценной личности.
Как пишет М.В. Осорина в
замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети
любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ»
составляют мелкие предметы, найденные ребенком: бусины, значки, сломанные
брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и
назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Ребенок общается с
ними наедине, рассматривает, любуется и фантазирует.
Им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся
оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск,
малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой
детской сокровищнице есть кристаллы.
Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Педагогическая целесообразность данной программы: предназначена
для формирования у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Адресат программы: В группы принимаются все желающие мальчики и девочки от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст). Группы формируются из одновозрастных учащихся.
Уровень программы, объём и сроки реализации:
Программа имеет ознакомительный уровень, который предполагает обеспечение дошкольников общедоступными и универсальными формами по развитию сенсорного воспитания, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение знаний и умений и формирование познавательного интереса. Программа кружка «Дидактические игры» рассчитана на девять месяцев обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 15 мин. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: группа детей одного возраста, состав группы – постоянный. Работа с младшими дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Формы подведения итогов.
- Фотовыставка детских работ;
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет посредством камешек Марблс.
Задачи:
· развитие сенсорики, обследовательских действий;
· закрепление понятий величина, форма, цвет, количество;
· развитие умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
· развивать чувство ритма, цвета, композиции;
· способствовать развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
· развивать мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;
· способствовать развитию воображения и творчества;
· способствовать развитию самостоятельности и инициативности ребенка.
Программа составлена на основе принципов:
1. Принцип учёта возрастных особенностей детей. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие их в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.
2. Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
3. Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, к самостоятельным. От самого простого до заключительного, максимально сложного задания для младшего возраста.
4. Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми.
5. Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.
6. Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.
Основные методы работы.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
· наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
· словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – потешки, пальчиковые игры, физминутки;
· практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
Примерная структура занятий.
· вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
· основная часть – практическая;
· заключительная часть – анализ детской деятельности (рассматривание своих работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы воспитанники будут знать:
· шесть основных цветов спектра и их названия;
· геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) и их названия;
· идентифицировать цвета, геометрические фигуры;
· подбирать предметы по образцу;
· группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина);
· чередовать предметы по величине;
· воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.
владеть:
· приёмами обследования формы;
· действиями подбора по образцу;
· способами соотнесения предметов по величине.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название |
В неделю |
В месяц |
С сентября по май |
«Дидактические игры» |
2 занятия |
8 занятий |
72 занятия |
ПЛАН РАБОТЫ
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
Кол-во. |
Сентябрь |
||
«Знакомство с сокровищами» |
Знакомим детей с «Сокровищами». Развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения, элементы массажа. Учим детей нетрадиционной технике рисования.
. |
9 |
«Опусти руку в тазик с сокровищами» |
||
«Найди сокровища в песке» |
||
«Найди одинаковые сокровища по цвету» |
||
«Найди одинаковые сокровища по размеру» |
||
«Найди одинаковые сокровища по форме» |
||
«Игра-массаж с сокровищами» (катание в ладошках, перебирание пальчиками…) |
||
«Золушка» - перебери правильно. |
||
«Рисуем шариком» |
||
Октябрь |
||
«Ходит осень, бродит осень…» - украшение осенних листьев. |
Развиваем творческие способности. Воспитываем интерес к познанию природы. Развиваем мелкую моторику. Помочь паучку подобрать парную обувь. Налить сок в стакан, не выходя за контуры. Учим детей нетрадиционной технике рисования.
|
9 |
«Ветка рябины, калины» - ягоды |
||
«Красивое дерево» - укрась листочками |
||
«Ежик по дорожке шел, грибы, ягоды и листики нашел» |
||
«Торопливый паучок» |
||
«Построй домик» |
||
«Угости соком» |
||
«Шкатулка драгоценностей» |
||
«Рисуем шариком» |
||
Ноябрь |
||
«Солнышко» - разные лучики |
Выкладывать в определенном ритме, темпе, показать разновидность лучиков, дождя. Учить выкладывать от широкого к узкому, дорожки разной длинны. Помоги месяцу зажечь звездочки. Развиваем внимание, мышление. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования. |
8 |
«Гора самоцветов» |
||
«Кап, кап – дождик идет» |
||
«Дождик, дождик пуще лей…» |
||
«Мешочки сокровищ» |
||
«Месяц» |
||
«Ворона-модница» |
||
«Рисуем шариком» |
||
Декабрь |
||
«Укрась рукавичку» |
Развиваем чувство композиции. Закрепляем навыки выкладывания дорожек разной длины и ширины. Развиваем фантазию. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.
|
8 |
«Огоньки на елочке» |
||
«Что растет на елочке» |
||
«Красивая снежинка» |
||
«Мой подарок» |
||
«Найди елочные игрушки» |
||
«Дорожка к снеговику» |
||
«Рисуем шариками» |
||
Январь |
||
«Укрась лошадку» |
Развиваем стойкий интерес к процессу украшения. Развиваем мелкую моторику, абстрактное мышление, чувство композиции, фантазию. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования. |
6 |
«Петушок» |
||
«Красивый узор» |
||
«Спрячь зайчика от лисы» |
||
«Укрась хвост павлина» |
||
«Рисуем шариком» |
||
Февраль |
||
«Моя картина» |
Развиваем творческие способности. Способствуем формированию у детей чувства прекрасного, развиваем воображение, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, мелкую моторику рук. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования. |
7 |
«Транспорт везет груз» |
||
«Игра соревнование» - кто быстрее соберет сокровища. |
||
«Море» |
||
«Рыбка» |
||
«Кораблик» |
||
«Рисуем шариком» |
||
Март |
||
«Букет цветов» |
Показываем новые способы украшения изделия. Воспитываем интерес к познанию природы. Развиваем чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования. |
8 |
«Укрась торт» |
||
«Бусы для мамы» |
||
«Укрась платочек» |
||
«Заполни контур фигуры» |
||
«Идем в гости друг к другу» |
||
«Графический диктант» |
||
«Рисуем шариком» |
||
Апрель |
||
«Всем береза нравится, ведь она красавица» |
Учим детей счету, выкладыванию по контуру, заполнения фигур, не выходя за контур. Ориентировка в пространстве. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.
|
9 |
«Корзина с цветами» |
||
«Геометрические фигуры» |
||
«В лесу живет лисичка…» |
||
«Над, под, верх, низ…» |
||
«Выложи по контуру» |
||
«Ориентировка на листе бумаги» |
||
«Разные дорожки» |
||
«Рисуем шариком» |
||
Май |
||
«Деревья нашего участка» |
Закрепление пройденного материала.
|
8 |
«Улитка-путешественница» |
||
«Ориентировка на листе бумаги» |
||
«Гусеница-модница» |
||
«Над, под, верх, низ…» |
||
«Сказочные сюжеты» |
||
«Геометрические фигуры» |
||
«Рисуем шариком» |
||
ИТОГО: 72 занятия |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1. Положить камешки в любой лоток, тазик, опустите туда руку, ребенок последует вашему примеру. Вместе с детьми пальчиками перебираем камешки.
2. Спрятать любой предмет в емкость с камешками. Попросить ребенка постарается отыскать его.
3. Высыпать камешки на пол. Предложить ребенку отыскать одинаковые камешки.
4. Переложить камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривать каждый камешек, какой на ощупь. Назвать цвет, форму, размер. Обратить внимание, какой камешек, гладкий или шероховатый.
5. Предложить малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам: в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.
6. Разложить камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.
7. Внимательно рассмотрите все камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый бледный (неяркий).
8. Выложите из камешек горку, домик, цветочек, бусы и др.
9. Выложить по образцу геометрическую фигуру, по контуру.
10. Выложить картинку по схеме, алгоритму.
11. Ориентировка на листе бумаги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1. Найти копыта и положить на них камешки, украсить уздечку.
«Быстроногая лошадка утром делала зарядку,
Потерялась для начала и копытом постучала».
2. Угостим вкусным соком – заполнить стакан камешками по цвету не выезжая за края.
3. Помоги паучку подобрать парную обувь – «По тонкой паутинке, спешит одев ботинки, веселый паучок».
4. Ежик по дорожке шел, грибочек, листик, ягодку нашел.
5. Я огромный грузовик, ехать тихо не привык. Я везу любые грузы и картошку и песок. Арбузы, мебель, рыбу, как бы путь был не далек.
6. Улитка, улитка, куда ты ползешь? Зачем на себе ты свой домик несешь?
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.