ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА интеллектуального развития «Дидактические игры»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА интеллектуального развития «Дидактические игры»
Иконка файла материала ПРОГРАММА - Белова.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

 

Принята на заседании                                                                          Утверждаю:

педагогического совета                        Заведующий МДОБУ детский сад № 24

от «25» августа  2022 г.                                                     ___________ Л.Е. Хить                  

Протокол № 5                                                           Приказ № 71 от 26.03.2022 г.

                                                     

                     

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

 

интеллектуального развития

 

«Дидактические игры»

 

 

Уровень программы: ознакомительный

 

 Срок реализации программы: 9 месяцев  (18 часов)

 

Возрастная категория: от 3 до 4 лет

 

Вид программы: модифицированная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор-составитель:

Белова Елена Викторовна

воспитатель

 

 

 

 

г. Кореновск, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы

Для ребенка игра является не только приятным способом выплеснуть свою энергию, но и основным способом познания мира. Развивающие игры в детском саду с различными предметами оказывают значительное влияние на развитие ребенка как полноценной личности.

Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети  любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Ребенок общается с ними наедине, рассматривает, любуется и фантазирует.
           Им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.

         Педагогическая целесообразность данной программы: предназначена

для формирования у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Адресат программы:  В группы принимаются все желающие мальчики и девочки  от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст). Группы формируются из одновозрастных учащихся.

Уровень программы, объём и сроки реализации:

Программа  имеет ознакомительный уровень, который  предполагает обеспечение дошкольников общедоступными и универсальными формами по развитию сенсорного воспитания, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение знаний и умений и формирование познавательного интереса. Программа кружка «Дидактические игры» рассчитана на девять месяцев обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Занятия проводятся во второй половине дня.

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 15 мин. Форма обучения – очная.

         Особенности организации образовательного процесса: группа детей одного возраста, состав группы – постоянный. Работа с младшими дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов.

- Фотовыставка детских работ;

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет посредством камешек Марблс.

Задачи:

·        развитие сенсорики, обследовательских действий;

·        закрепление понятий величина, форма, цвет, количество;

·        развитие умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

·        развивать чувство ритма, цвета, композиции;

·        способствовать развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

·        развивать мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

·        способствовать развитию воображения и творчества;

·        способствовать развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Программа составлена на основе принципов:

1.     Принцип учёта возрастных особенностей детей. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие их  в предмете. Это развивает его способность отделять  свойства от самого предмета.

2.     Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

3.     Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, к самостоятельным. От самого простого до заключительного, максимально сложного задания для младшего возраста.

4.     Принцип индивидуальности, предполагающий  индивидуальную работу  с детьми.

5.     Принцип  комфортности для каждого ребёнка, предполагающий  создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.

6.     Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и  способствовать взаимопомощи. 

Основные методы работы.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

·        наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

·        словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – потешки, пальчиковые игры, физминутки;

·        практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства  обучения на кружке.

Примерная структура занятий.

·        вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

·        основная часть – практическая;

·         заключительная часть – анализ детской деятельности (рассматривание своих работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы воспитанники будут знать:

·        шесть основных цветов спектра и  их названия;

·        геометрические фигуры (квадрат,  круг,  треугольник) и их названия;

·        идентифицировать цвета, геометрические фигуры;

·        подбирать предметы по образцу; 

·        группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина); 

·        чередовать предметы по величине;

·        воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

владеть: 

·        приёмами обследования формы; 

·        действиями подбора по образцу;  

·        способами соотнесения предметов по величине.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Название

В неделю

В месяц

С сентября по май

«Дидактические игры»

2 занятия

8 занятий

72 занятия

 

ПЛАН РАБОТЫ

 

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Кол-во.

Сентябрь

«Знакомство с сокровищами»

     Знакомим детей с «Сокровищами». Развиваем мелкую моторику, тактильные ощущения, элементы массажа. Учим детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

.

 

 

 

9

«Опусти руку в тазик с сокровищами»

«Найди сокровища в песке»

«Найди одинаковые сокровища по цвету»

«Найди одинаковые сокровища по размеру»

«Найди одинаковые сокровища по форме»

«Игра-массаж с сокровищами» (катание в ладошках, перебирание пальчиками…)

«Золушка» - перебери правильно.

«Рисуем шариком»

Октябрь

«Ходит осень, бродит осень…» - украшение осенних листьев.

     Развиваем творческие способности. Воспитываем интерес к познанию природы. Развиваем мелкую моторику. Помочь паучку подобрать парную обувь.  Налить сок в стакан, не выходя за контуры. Учим детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

 

 

9

«Ветка рябины, калины» - ягоды

«Красивое дерево» - укрась листочками

«Ежик по дорожке шел, грибы, ягоды и листики нашел»

«Торопливый паучок»

«Построй домик»

«Угости соком»

«Шкатулка драгоценностей»

«Рисуем шариком»

Ноябрь

«Солнышко» - разные лучики

     Выкладывать в определенном ритме, темпе, показать разновидность лучиков, дождя. Учить выкладывать от широкого к узкому, дорожки разной длинны. Помоги месяцу зажечь звездочки. Развиваем внимание, мышление. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

8

«Гора самоцветов»

«Кап, кап – дождик идет»

«Дождик, дождик пуще лей…»

«Мешочки сокровищ»

«Месяц»

«Ворона-модница»

«Рисуем шариком»

Декабрь

«Укрась рукавичку»

     Развиваем чувство композиции. Закрепляем навыки выкладывания дорожек разной длины и ширины. Развиваем фантазию.  Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

8

«Огоньки на елочке»

«Что растет на елочке»

«Красивая снежинка»

«Мой подарок»

«Найди елочные игрушки»

«Дорожка к снеговику»

«Рисуем шариками»

Январь

«Укрась лошадку»

       Развиваем стойкий интерес к процессу украшения. Развиваем мелкую моторику, абстрактное мышление, чувство композиции, фантазию. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

6

«Петушок»

«Красивый узор»

«Спрячь зайчика от лисы»

«Укрась хвост павлина»

«Рисуем шариком»

Февраль

«Моя картина»

     Развиваем творческие способности. Способствуем формированию у детей чувства прекрасного, развиваем воображение, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, мелкую моторику рук. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

7

«Транспорт везет груз»

«Игра соревнование» - кто быстрее соберет сокровища.

«Море»

«Рыбка»

«Кораблик»

«Рисуем шариком»

Март

«Букет цветов»

     Показываем новые способы  украшения изделия. Воспитываем интерес к познанию природы. Развиваем чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.

 

 

 

8

«Укрась торт»

«Бусы для мамы»

«Укрась платочек»

«Заполни контур фигуры»

«Идем в гости друг к другу»

«Графический диктант»

«Рисуем шариком»

Апрель

«Всем береза нравится, ведь она красавица»

  Учим детей счету, выкладыванию по контуру, заполнения фигур, не выходя за контур. Ориентировка в пространстве. Продолжаем учить детей нетрадиционной технике рисования.         

 

 

 

9

«Корзина с цветами»

«Геометрические фигуры»

«В лесу живет лисичка…»

«Над, под, верх, низ…»

«Выложи по контуру»

«Ориентировка на листе бумаги»

«Разные дорожки»

«Рисуем шариком»

Май

«Деревья нашего участка»

Закрепление пройденного материала.

 

 

 

 

8

«Улитка-путешественница»

«Ориентировка на листе бумаги»

«Гусеница-модница»

«Над, под, верх, низ…»

«Сказочные сюжеты»

«Геометрические фигуры»

«Рисуем шариком»

ИТОГО:           72 занятия

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

 

1.   Положить камешки в любой лоток, тазик, опустите туда руку, ребенок последует вашему примеру. Вместе с детьми пальчиками перебираем камешки.

2.   Спрятать любой предмет в емкость с камешками. Попросить ребенка постарается отыскать его.

3.   Высыпать камешки на пол. Предложить ребенку отыскать одинаковые камешки.

4.   Переложить камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривать каждый камешек, какой на ощупь. Назвать цвет, форму, размер. Обратить внимание, какой камешек, гладкий или шероховатый.

5.   Предложить малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам: в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т.д.

6.   Разложить камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.

7.   Внимательно рассмотрите все камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый бледный (неяркий).

8.   Выложите из камешек горку, домик, цветочек, бусы и др.

9.   Выложить по образцу геометрическую фигуру, по контуру.

10.            Выложить картинку по схеме, алгоритму.

11.            Ориентировка на листе бумаги.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.     Найти копыта и положить на них камешки, украсить уздечку.

«Быстроногая лошадка утром делала зарядку,

Потерялась для начала и копытом постучала».

2.     Угостим вкусным соком – заполнить стакан камешками по цвету не выезжая за края.

3.     Помоги паучку подобрать парную обувь – «По тонкой паутинке, спешит одев ботинки, веселый паучок».

4.     Ежик по дорожке шел, грибочек, листик, ягодку нашел.

5.     Я огромный грузовик, ехать тихо не привык. Я везу любые грузы и картошку и песок. Арбузы, мебель, рыбу, как бы путь был не далек.

6.     Улитка, улитка, куда ты ползешь? Зачем на себе ты свой домик несешь? 


 

7.    

Посмотрите также