Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
Оценка 4.9

Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности

Оценка 4.9
docx
14.05.2023
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В     РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Автор: Е.В. Белова,

воспитатель МДОБУ детский сад № 24

МО Кореновский район

                                                                                                                                              Экология - одна из глобальных проблем человечества. Загрязняются водоемы, катастрофически поднимается уровень загрязнения воздуха, уменьшается запас питьевой воды, теряют плодородие почвы, выпадают кислотные дожди, радиация - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

Проблема экологического образования сегодня волнует — ученых, педагогов, общественность. Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. 

Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство – ценный этап формирование личности ребенка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Целью экологического образования дошкольников является:

·        Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания

Задачи экологического воспитания

·        воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами (нравственное воспитание);

·        понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней (интеллектуальное развитие);

·        формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

·        развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;

·        участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.

Применяю разнообразные методы,  которые выбираю в зависимости от воспитательно -образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.

Методы:

·        наглядные (наблюдение, демонстрация);

·        практические (игра, труд);

·        словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)

·        экспериментальные (опыт).

В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности:

Игровая деятельность

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе, через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр.

Развивающее значение имеют игры с правилами. Характерная особенность таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила стимулируют ребенка быть более активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Дидактические игры - цель этих игр - умственное развитие детей.

Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино)

Словесные игры  развивают связную речь,  внимание, сообразительность, быстроту реакции.

Подвижные игры помогают закрепить знания о животных их повадках, отражают явление живой и не живой природы.

Сюжетно-ролевые с природным содержанием – «Зоопарк», «У  бабушки в деревне» При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей появляется эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

Игры-драматизации организуем с детьми на основе литературного произведения:

Строительно-конструктивные игры - В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире.

Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. (КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» игры-ребусы.)

Двигательная деятельность

Сочетание двигательной активности детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культур. Выполняя физические упражнения, дети наблюдают  за природными явлениями и сезонными изменениями. Использую: упражнения дыхательной гимнастики общеразвивающие упражнения подвижные игры эстафеты сезонные упражнения спортивного характера

Музыкальная деятельность

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать кнравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны: выполнение музыкально-ритмических движений, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

Коммуникативная деятельность  и  Чтение художественнойлитературы

Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В работе широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Изобразительная деятельность

Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Использую следующие направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности: рисование пейзажа, изготовления поделок из природного материал, лепка, аппликация, знакомство с произведениями художников, знакомство со старинный русский народный промыслом.

Познавательно-исследовательская деятельность

В процессе практико-познавательной деятельности  дошкольник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. Познавательно-исследовательская деятельность проникает во все сферы детской жизни В своей работе использую различные формы:  эксперименты, наблюдения, коллекционирование, проекты, различные тематические развлечения.

Труд

В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Таким образом,  взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является  активный субъектом. Через природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним.

                                     

Литература

1..Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с.306.

2.Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288с.

3.Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.

4.Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М.: Учитель, 2011. - 232 с.

5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.

6.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

7.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000

8.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. - 208 с.

9.Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса // Начальная школа: до и после. - № 10, 2011. - с. 3


 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс

Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования…

Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй – обеспечивают условия для совершенствования…

Литература 1..Букин А.П. В дружбе с людьми и природой

Литература 1..Букин А.П. В дружбе с людьми и природой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023