Использование дистанционных ресурсов в преподавании математики
Кузнецова Татьяна Юрьевна
учитель информатики и математики
МБОУ «Полазненская СОШ №3»
Математика всегда считалась основополагающей наукой и в настоящее время роль математики в обществе лишь возрастает.
Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий.
Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет уже успешно решает дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между учениками и учителем, находящимися на расстоянии. Расстояние возникает, когда в школе нет учителя и учащиеся вынуждены обращаться за помощью к учителям, находящимся в других населённых пунктах, когда дети болеют и не могут посещать школу, когда требуется организовать внеклассные индивидуальные занятия для нестандартного ребёнка. Возможно, вы назовете и другие ситуации, в которых дистанционное обучение может стать если не единственной, то очень востребованной формой педагогического общения.
Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Создание дистанционного обучения математике актуально, имеет широкое практическое значение. В случае пропуска занятия в школе по болезни или по другим уважительным причинам, ученик может выйти в “Виртуальную школу” и изучить самостоятельно материал, пропущенный на уроках, проверить свои знания в ходе выполнения тестовых работ или заданий для закрепления. Если ученику нравится изучать математику, то он может расширить свой кругозор, выполняя различные творческие задания, используя дополнительный материал к урокам. Кроме того, данные разработки подходят для коррекции знаний учащихся по математике (индивидуальные задания для устранения пробелов в знаниях детей).
Возрастает значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Отмечу, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход.
Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Оно представляет систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельные работы и др.
Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Дистанционное обучение школьников — это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры.
Применение дистанционного обучения в школе - это дополнительный способ обеспечения непрерывности и требуемой интенсивности учебного процесса, сотрудничества между учителями и учащимися.
В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.
У учителя есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы, домашние задания различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого обучаемого. Тщательно выбирая задания, мы создаем ситуацию успеха даже у самого «слабого» ученика.
При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя через Интернет; использовать справочные материалы и видео уроки.
Образовательные технологии дистанционного обучения:
ü Видоконференции;
ü Видео-лекции;
ü Видио-уроки;
ü Электронные учебники;
ü Компьютерные обучающие и тестирующие системы;
ü имитационные модели и компьютерные тренажеры;
ü консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств.
На своем уроке для преподавания математики и информатики с 5 по 9 класс я использую следующие интернет-порталы:
ü портал «Учи.ру»
ü портал «ЯКласс»
ü сайт «Сдам ОГЭ»
ü сайт «Решу ВПР»
ü интерактивные рабочие тетради «Skysmart»
ü сайт «Урок цифры»
Портал «Учи.ру»
Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Данная платформа раскрывает потенциал каждого ребенка, анализирует действия каждого ученика и на основе данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индивидуальную образовательную траекторию.
Статистика, которую ведут организаторы проекта, показывает, что на сегодняшний день онлайн-платформа пользуется большой популярность по всей России: вместе с "Учи.ру" обучаются более 28 000 школ и 3 600 000 учеников, 220 000 учителе, 2 000 000 родителей.
Целевая аудитория ПСОШ №3: ученики 1-4 и 5-9 классов.
В рамках проекта в течение учебного года раз в неделю педагог проводит одно занятие по математике в компьютерном классе с применением платформы UCHI.RU.
Курс состоит из интерактивных заданий по основным разделам школьной программы по математике, разработанных профессиональными методистами и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Адаптируясь к каждому ученику, система реагирует на его действия и в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению. Система Учи.ру подстраивается как под одаренного ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний и математических навыков. Использование системы позволяет повысить мотивацию ребенка путем создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.
Портал «ЯКласс»
Образовательная платформа Якласс была открыта в 2013 году. Его создатели позиционируют сайт как полностью дистанционный тренинг, разработанный для учеников. Это своеобразный школьный тренажер, который помогает лучше осваивать домашние задания по разным предметам. Ключевая особенность в том, что сайт является международным. Регистрация доступна для учеников, обучающихся в любой стране мира, а не только для стран бывшего СНГ. Дизайн интерфейса платформы удобный, простой и понятный для детей любых возрастов. Функционал страницы охватывает все потребности современных учителей и их учеников, обеспечивая доступ к необходимой для процесса обучения информации.
Сайт «Сдам ОГЭ» Авторский сайт заслуженного учителя России Дмитрия Гущина Решу ОГЭ был создан для девятиклассников, чтобы облегчить им подготовку к основным государственным экзаменам. Успешная сдача позволит ребятам не только показать, чему они смогли научиться за все девять лет пребывания в школе, но и даст возможность перейти в десятый класс. А если учащийся захочет после 9 поступать в колледж или какое-либо другое среднее специальное образовательное заведение, то результаты экзаменов станут пропуском к этому.
Сайт «Решу ВПР»
Проект «Решу ВПР» разработал Гущин Дмитрий Дмитриевич – педагог-инноватор, многократный победитель различных конкурсов, автор большого количества книг.
Благодаря данному сайту каждый ученик может:
· выполнять достаточное количество вариантов по необходимому предмету и подготовиться к ВПР самостоятельно;
· ознакомиться с правильными решениями;
· найти и прорешать индивидуальный вариант, составленный преподавателем по данному предмету и отправить его на проверку педагогу;
· просматривать архив решенных вариантов, обращая внимание на допущенные ошибки;
Благодаря сайту учитель может:
· дистанционно подготавливать учеников к сдаче ВПР;
· создавать и вести классный журнал, выставлять оценки и отслеживать прогресс;
· создавать индивидуальные варианты как для целого класса, так и для отдельного ученика;
· оценивать работы учеников и выставлять отметки.
Интерактивные рабочие тетради «Skysmart» - интерактивные задания на основе пособий для самостоятельной работы, разработанных АО «Издательство "Просвещение"» к учебникам из федерального перечня. Доступны задания по математике, русскому языку, обществознанию и английскому языку — пользуйтесь ими с компьютера, планшета или смартфона. Автоматическая проверка Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты и экономит до 2 часов в день на проверке. Вы видите статистику по всему классу и баллы конкретных учеников.
Положительными моментами дистанционной формы контроля являются: обучающийся получает независимую оценку; работа ученика может продолжаться в связи с карантином (эпидемия Гриппа); температурным режимом (понижение температуры); облегчается работа учителя (при составлении и проверке тестов); учащийся повышает уровень знаний по данной теме; учащийся отрабатывает умения и навыки по данной теме.
На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет учащимся и студентам работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.