Использование электронных учебников в образовательной деятельности
Оценка 4.7

Использование электронных учебников в образовательной деятельности

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +2
doc
естествознание +1
10 кл—11 кл +1
10.12.2023
Использование электронных учебников в образовательной деятельности
Электронные учебники на базе современных мобильных устройств характеризуются наличием практически неограниченного объема хранимой информации, доступ к веб- ресурсам, наличием удобной системой поиска и навигации, возможностью тестированием с автоматической проверкой, из – за мобильности обучаться везде и всегда, высокая фрагментирвоанность материалов на экране. Так как эти свойства присуще всем электронно - образовательным ресурсам (ЭОР), поэтому методика работы с электронными учебниками на мобильных устройствах такая же, как при работе с ЭОР
Нургалина З.Р Электронный учебник.doc

Нургалина Зульфира Раиловна

учитель МБОУ СОШ №1 с.Аскарово

Абзелиловского районаРБ

e-mail:NZR1310@yandex.ru

Использование электронных учебников в образовательной деятельности.

Неотъемлемой частью образовательного процесса постепенно становится электронный учебник и различные мультимедийные учебные пособия. Применение в обучении электронных учебников проводится в соответсвии со ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно методическим рекомендациям Федерального Института развития образования (ФИРО) основными компонентами электронного учебника являются:

     -основной материал, содержание учебного материала определяется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС);

     -пояснительные тексты, к которым относятся графические изображения и формулы;

     -дополнительный материал, предназначенный для углубления и расширения базовых знаний;

     -навигационный аппарат с удобным интерфейсом и со ссылками;

     -аппарат организации усвоения - тесты, вопросы, задачи для проверки знаний; материалы и задания для организации самостоятельных и практических работ.

Традиционно электронный учебник состоит из учебного материала, практики и тестирования. Эффективность электронного учебника проявляется тогда, когда он обеспечивает мгновенную обратную связь, позволяет вести поиск неообходимой информации, экономит время при многократных обращениях к гипертекстам, наряду с кратким текстом показывает, рассказывает, моделирует и позволяет быстро проверить знания обучающихся по определенной тематике согласно его индивидуальной траектории развития.

К электронным учебникам в настоящее время предъявляются такие требования:

     -информационная часть учебного курса должна иметь четкую структуру, представлять законченный фрагмент с определенным набором новых терминов и понятий;

     -все фрагменты, наряду с текстом, должны иметь аудио- или видеоинформацию с линейкой прокрутки;

     -текстовая информация может продублировать некоторые части аудио-, видеоматериалов;

     -иллюстрации, представляющие сложные устройства и модели, должны содержать мгновенные подсказки, проявляющиеся и исчезающие при движении курсора по отдельным элементам этого устройства;

     -текстовая информация должна сопровождаться с множеством пререкрестных ссылок, которые позволяют сократить время при поиске, подключенным поисковым центром и толковым словарем по учебному предмету;

     -видеоматериалы и анимации дополнить те разделы предмета, которые трудно усваиваются в обычном изложении и они позволяют изменить масштаб времени и демонстрировать в ускоренном, замедленном темпе и т.п.;

     -аудиоинформация должна быть неотъемлемой основной содержательной частью учебника.

Электронный учебник может работать в трех основных режимах:

     -без проверки знаний;

     -с проверкой, когда в конце каждого параграфа дается возможность ответить на несколько вопросов, позволяющих определить уровень усвоения учебного материала;

     -контроль в тестах, который предназначен для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Как один из вариантов использования электронного учебника можно рассмотреть дистанционное образование, образование с помощью информационной образовательной среды, находящихся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, с наличием средств передачи ранных, информационно - образовательных ресурсов, программного и организационно- методического обеспечения. Электронный учебник при дистанционном обучении состоит из независимых тем - модулей по определенной теме, которое позволить выбрать индивидуальную траекторию обучения. Обучающимся высылаются по мере освоения следующие модули, по завершению курса он получит полный учебник. Каждый модуль содержит наименование, учебные вопросы, цели, методические указания, учебные материалы, упражнения и тесты для самопроверки, ссылки на правильные ответы, упражнения и тесты для итогового контроля. Курс рассчитан на определенный срок. Руководствуясь учебной программой и методическими рекомендациями, каждый обучающийся составляет свою индивидуальную учебную траекторию обучения, согласно которому он будеть изучать, отмечать свои результаты.

По ФГОС для реализации основной образовательной программы необходимо наличие в образовательной организации информационно- образовательной среды (ИОС), которая включает в себя комплекс информационно- образовательных ресурсов (электронных, цифровых и т.п.), совокупность средств информационных и телекоммуникационных технологий ( компьютеры, ИКТ- оборудование, теле-коммуникационные каналы), систему современных инновационных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в этой среде. ИОС образовательной организации должна обеспечивать информационно- методическую поддержку, планирование, ресурсное обеспечение, вести мониторинг и фиксировать ход и результат образовательного процесса; создание, поиск, сбор, анализ, обработка, хранение и представление информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, учителей, органов управления в сфере образования, общественности).

Для создания ИОС нужны определенные условия:

     -это система аппаратного обеспечения, система программных и телекоммуникационных средств и систем (единая информационная база, медиа-библиотеки, среда электронного обучения, электронные образовательные ресурсы в сети Интернет и мн.др.);

     -это система повышения квалификации, направленная на внедрение ииновационных методов и средств обучения; это партнерство с другими образовательными организациями, научными организациями, ВУЗами и др.

ИОС образовательной организации формируется через разработку механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров, коллектив педагогов образовательной организации должны пройти переподготовку по использованию инновационных образовательных технологий, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессах организации и реализации образовательной деятельности.

ГАОУ ДПО ИРО РБ (http://www.irorb.ru/) проводит курсы повышения квалификации, семинары для педагогических работников в дистанционной и очно-дистанционной формах в сфере электронного образования:

- «Методика эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в свете ФГОС и концепции электронного обучения»;

-«Установка и настройка СПО LINUX»;

-«Методика эффективного использования компьютерных средств обучения. Интерактивная доска прямой проекции Smart board»;

-«Методика эффективного использования системы интерактивного голосования «VOTUM» в образовательной деятельности»;

-«Методика эффективного использования интерактивной доски в образовательной деятельности»;

- «Методика эффективного использования мультимедийных приложений к электронным учебникам»;

- «Методика эффективного использования электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности»;

-«Методика преподавания с применением системы интерактивного голосования Votum».

-«Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной деятельности педагога в свете требований ФГОС»;

-«Установка и настройка программного обеспечения MS Lync в системе объединенных коммуникаций edu02»;

-«Использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности»;

-«Методика использования облачных технологий в образовательной деятельности педагога»;

-«Методика организации системы тестирования и опроса посредством бесплатных сервисов» и др.

Федеральная система использования, приобретения и использования электронных учебников размещена на сайте www.комплектование.рф.

Федеральной система дистрибуции электронных учебников «Азбука» (http://e-azbuka.ru/) обеспечивает:

     -доступ к электронным учебникам, входящих в Федеральный перечень;

     -обеспечивает защиту контента от взлома и нелегального копирования с использованием аппаратно - программной защиты;

     -доступ в единую систему учебного материала ведущих издательств;

     -приобретение учебников на определенный период времени.

С помощью «Азбуки» можно оснащать классы электронными учебниками, создавать электронную библиотеку, приобретать, распределять и использовать электронные учебники в единой системе.

Возможности системы:

     -автоматическая отчетность об использовании учебников;

     -централизованный сбор заявок на учебники;

     -доступ с любых устройств;

     -работа с материалами без Интернета в режиме «offline»;

     -добавление комментариев в процессе работы с учебниками, заметок, ссылок;

     -загрузка учебников со школьного сервера;

     -интеграция материалов учителей в систему.

На базе системы можно создать муниципальную электронную библиотеку для распределения электронного образовательного контента между школами и библиотеками, доставки его пользователям.

Электронные учебники могут размещаться:

     -на устройствах других организаций: издательств, дистрибьюторов и т.п.;

     -на устройства образовательной организации;

     -на личных мобильных устройствах обучающихся.

Чтобы получить доступ к онлайн версиям электронных учебников нужно получить набор ключей, с помощью которых можно активировать доступ к электронным учебникам на портале. Электронный учебник размещается на сервере: разработчика, на хранилище - депозитарии, на веб - сервере и т.п. Доступ к электронным учебникам осуществляется по веб-ссылке через браузер мобильного устройства. Такая схема является простой и доступна для широкой аудитории благодаря наличию канала связи между мобильным устройством и сервером, на которм размещен электронный учебник. Электронный учебник при этом сохраняет все свои функции работы с образовательным контентом и самопроверкой знаний, но онлайновая передача сведений не производится. Такая схема подходит и для работы дома.

Когда локальная версия электронного учебника распространяется с помощью цифровой диструбьюции, тогда электронный учебник можно загрузить непосредственно с портала. Если локальная версия учебника распространяется на носителях, тогда электронный учебник доставляется по почте или курьером после оплаты.

Если мобильная версия электронного учебника распространяется через агрегаты мобильных платформ, то электронный учебник необходимо упаковать в соответствующую операционную систему и разместить их в онлайн магазин приложений. После этого приложение может быть скачено на мобильное устройство. Данная схема использования электронного учебника возможна и для работы дома. Результаты образовательной деятельности по работе с электронным учебником хранится в мобильном устройстве. Данная схема использования является простой и привычной, после установки приложений не требуется доступ к сети Интернет. Сложность состоит в процедуре размещения и последующего обновления электронного учебника в магазине приложений, результаты образовательной деятельности хранятся локально на мобильных устройствах. При наличии локальной сети образовательной организации такая схема использования электронного учебника является приемлемой для образовательной организации.

При использовании электронного учебника с использованием системы организации образовательного процесса образовательной организации (автономной или как части муниципального, регионального уровня) предлагается упаковать ресурсы электронного учебника в систему организации образовательного процесса в соответствии техническими спецификациями. Доступ к электронному учебнику осуществляется посредством Интернет браузера мобильного устройства при обращении к серверу систему организации образовательного процесса. Такая схема использования электронного учебника является идеальной для образовательной организации. Результаты образовательной деятельности будут передаваться и храниться в системе организации образовательного процесса.

Так, электронный учебник является важным компонентом информационно- образовательной среды школы (ИОС), которая обеспечивает взаимосвязь электронных - образовательных ресурсов, входящих в его состав. Использование электронного учебника в образовательном процесса предусматривает возможность его интергации с системой управления обучениеми управлением образовательным контентом.

 

Целевая диаграмма

Рис.2. Электронный контент в составе ИОС образовательной организации, где ЭУ- электронный учебник; ЭП- электронное приложение; УМК, учебно- методический комплекс; ЭОР- электронно- образовательный ресурс.

Таким образом, управление образовательным процессом обеспечивается за счет:

     -взаимодействия персональных мобильных устройств обучающихся, учителя и других средств обучения: интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п. в едином информационном пространстве класса, школы;

     -организации индивидуальной поддержки образовательной деятельности каждого обучающегося учителем на основе полученных информаций о продвижении каждого обучающегося по освоению учебного материала;

     -формирования сетевого сотрудничества учителя и обучающихся.

Для организации полноценного образовательного процесса с использованием электронного учебника должны быть выполнено следуюшие возможности:

     -объединение мобильных устройств обучающихся и учителей в единую локальную сеть;

     -сетевое взаимодействие обучающихся друг с другом;

     -объединение мобильных устройств обучающихся для групповой проектной работы;

     -рассылка заданий от учителя обучающимся;

     -передача результатов выполнения заданий, тестов обучающихися на устройство учителя с автоматической фиксацией на электронном журнале;

     -одновременный вывод изображений всех экранов устройств обучающихся или одного ученического экрана для контроля за деятельностью;

     -блакировка разделов электронного учебника при фронтальной работе, при контроле знаний;

     -управление учителем устройством ученика со своего компьютера;

     -вывод на общий экран результаты деятельности обучающихся для коллективного обсуждения;

     -организация портфолио обучающихся  с результатами  выполнения заданий;

     -регистрация пользователей в ИОС и идентификация их при каждом сеансе работы;

     -разделение прав пользователей ИОС образовательной организации (обучающийся, родитель, учитель, администратор образовательной организации, заместитель по учебно- методической работе, администратор системы и др.);

     -работа в ИОС зарегистрированного пользователя с любого устройства;

     -синхронизация данных каждого сеанса работы в ИОС.

Электронные учебники на базе современных мобильных устройств характеризуются наличием практически неограниченного объема хранимой информации, доступ к веб- ресурсам, наличием удобной системой поиска и навигации, возможностью тестированием с автоматической проверкой, из – за мобильности обучаться везде и всегда, высокая фрагментирвоанность материалов на экране. Так как эти свойства присуще всем электронно - образовательным ресурсам (ЭОР), поэтому методика работы с электронными учебниками на мобильных устройствах такая же, как при работе с ЭОР.

Работа с электронными учебниками не исключает существующих методик в современной школе для работы с традиционными учебниками, а лишь дополняется новыми качествами, присущими электронным изданиям, поэтому сложности перехода преподавания от традиционного учебника к электронному учебнику не будет.

 

Используемая литература:

1.            

1.«Концепция системы электронного образования в образовательных организациях  Республики Башкортостан на 2013-2017 годы», http://morb.ru/activity/inform/docs/k-eo.pdf;

2.Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.;

3.«Методические рекомендации по практическому внедрению и использованию электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации», http://pochit.ru;

4.Внедрение ФГОС. Информационно-образовательная среда http://conference.apkpro.ru/microsoft/auditorium/files/136;

5.Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

 


Скачано с www.znanio.ru

Нургалина Зульфира Раиловна учитель

Нургалина Зульфира Раиловна учитель

Электронный учебник при дистанционном обучении состоит из независимых тем - модулей по определенной теме, которое позволить выбрать индивидуальную траекторию обучения

Электронный учебник при дистанционном обучении состоит из независимых тем - модулей по определенной теме, которое позволить выбрать индивидуальную траекторию обучения

Методика эффективного использования электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности» ; - «Методика преподавания с применением системы интерактивного голосования

Методика эффективного использования электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности» ; - «Методика преподавания с применением системы интерактивного голосования

Если мобильная версия электронного учебника распространяется через агрегаты мобильных платформ, то электронный учебник необходимо упаковать в соответствующую операционную систему и разместить их в онлайн магазин…

Если мобильная версия электронного учебника распространяется через агрегаты мобильных платформ, то электронный учебник необходимо упаковать в соответствующую операционную систему и разместить их в онлайн магазин…

ИОС и идентификация их при каждом сеансе работы; - разделение прав пользователей

ИОС и идентификация их при каждом сеансе работы; - разделение прав пользователей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023