Использование электронных учебных пособий в преподавании специальных дисциплин
Оценка 5

Использование электронных учебных пособий в преподавании специальных дисциплин

Оценка 5
doc
25.11.2022
Использование электронных  учебных пособий в преподавании специальных дисциплин
Использование электронных учебных пособий.doc

Использование электронных  учебных пособий при изучении дисциплины «Организация перевозок грузов»

Дисциплина «Организация перевозок грузов» относится к циклу специальных дисциплин, ее задача дать будущим техникам необходимые теоретические знания и практические навыки. В соответствии со стандартом специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»  студенты в процессе обучения должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями, а так же практическими навыками действий, которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности. 

Изучение дисциплины «Организация перевозок грузов» базируется на справочно-нормативных материалах, которые приведены в следующих источниках:

- Устав железнодорожного транспорта РФ;

- Правила перевозок грузов;

- Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

 Материал, изложенный в нормативной литературе, содержит требования по организации процесса перевозок грузов, но не имеет достаточной наглядности. Это приводит к тому, что студенты заучивают определенные положения без достаточного понимания технологических процессов.

С целью формирования профессиональных компетенций по организации и управлению  перевозочным процессом на железнодорожном транспорте теоретический и практический материал дисциплины «Организация перевозок грузов» излагается с использованием информационных технологий, в частности электронных учебников содержащих анимационные модели.

Электронный учебник повышает доступность обучения за счет более наглядного представления материала. Процесс обучения проходит более успешно, так как он основан на непосредственном наблюдении объектов.

Реализация звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством компьютерной визуализации существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени на обучение.

При изучении раздела «Перевозка насыпных грузов» дисциплины «Организация перевозок грузов» студенты сталкиваются с проблемой визуализации информации. Поскольку практики у них еще не было, подготовку груза к перевозке студенты представляют себе с трудом, между тем изучить технологию выполнения погрузочно-разгрузочных работ с насыпными грузами необходимо. Для решения данной проблемы разработан электронный учебник по теме «Перевозка насыпных грузов», объединяющий в себе теоретический материал и мультимедийные ресурсы, иллюстрирующие порядок производства погрузочно-разгрузочных работ с насыпными грузами.

Разработанное пособие помогает решать следующие задачи:

-       активизировать познавательную деятельность студентов на занятии;

-       визуализировать представляемую информацию;

-       облегчается деятельность преподавателя на занятии (без видео поддержки бывает очень сложно объяснить, как организуется процесс перевозки грузов);

-       сделать занятие менее монотонным (не только лекция и учебник).

Электронное методическое пособие «Перевозка насыпных грузов» представляет собой продукт выполненный в программе Microsoft Office FrontPage. По сути дела, создано авторское мультимедийное сопровождение преподавания дисциплины «Организация перевозок грузов». Пособие состоит из шести страниц, содержащих информационный блок по темам занятий, включающих в себя теоретический, иллюстративный материал для занятия, фрагменты видеофильмов и анимации.

При создании учебного пособия была проделана следующая работа:

  1. проведена разбивка занятия на небольшие смысловые части – модули;
  2. подобраны для каждого модуля соответствующие формы выражения и предъявления студентам (заголовки разделов, текстов, рисунков, видеоряда и т.п.);
  3. определена основная последовательность перехода между темами;
  4. составлен текст, подобраны рисунки, видеоряд.

Этапы подготовки электронного учебного пособия:

1.     Структуризация учебного материала:

- из содержания темы «Перевозка насыпных грузов» выделен учебный материал, который поддается визуализации (склады для хранения груза, погрузочно-разгрузочные механизмы, процесс погрузки груза);

- отобран текстовой материал, для вставления его в пособие.

2.     Составление сценария реализации на занятии:

3.     Разработка дизайна пособия.

  1. Подготовка медиафрагментов (при подготовке медиафрагментов использовались ресурсы Internet, а так же фотографии  и видеосъемка, полученные на производстве).

При подготовке пособия заранее продумывается структура занятия, определенный темп и логика изложения материала, т.е. создается сценарий проведения занятия.

Пособие демонстрируется непосредственно в кабинете «Организация перевозок грузов», с помощью стационарного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой проведения занятия, заставляющей преподавателя постоянно обращаться к плакатам, мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных технологических процессов.

Учебные видеофрагменты можно использовать на занятиях любых видов и форм. Данное методическое пособие окажет неоценимую помощь в работе преподавателям специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», а также может применяться при дистанционном обучении студентов.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что использование информационных технологий обеспечило реализацию дидактических принципов: наглядность, доступность, активность и самостоятельность.

Применение информационных технологий позволило сформировать устойчивый интерес к дисциплине «Организация перевозок грузов», оказало влияние  на качество знаний, результативность обучения, мотивацию к изучению дисциплины.  

Однако при использовании наглядного метода необходимо учитывать, что более эффективное применение информационных технологий на каждом занятии будет тогда, когда используется не все время занятия, а только при изучении фрагментов более сложных вопросов. Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия. Использование традиционных технологий на занятии в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Приказ МПС РФ № 22 от 16 июня 2003 г. «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов насыпью и навалом»

2.     Приказ МПС России от 5 апреля 1999 г. N 20Ц «Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте»

3.     Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 280 с.

4.     Кашлев С.С.Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - Минск, Высшая школа, 2002, -93с. 

5.     Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преп.учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство, 2001, - 272с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Использование электронных учебных пособий при изучении дисциплины «Организация перевозок грузов»

Использование электронных учебных пособий при изучении дисциплины «Организация перевозок грузов»

Для решения данной проблемы разработан электронный учебник по теме «Перевозка насыпных грузов», объединяющий в себе теоретический материал и мультимедийные ресурсы, иллюстрирующие порядок производства погрузочно-разгрузочных работ…

Для решения данной проблемы разработан электронный учебник по теме «Перевозка насыпных грузов», объединяющий в себе теоретический материал и мультимедийные ресурсы, иллюстрирующие порядок производства погрузочно-разгрузочных работ…

Разработка дизайна пособия.

Разработка дизайна пособия.

Использование традиционных технологий на занятии в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу…

Использование традиционных технологий на занятии в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу…

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях:

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022