НАПРАВЛЕНИЕ: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ НАПИСАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Янова Полина Вадимовна
ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»
Глобализация образования, активное внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет использовать в процессе подготовки специалистов и бакалавров элементы дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий. Оно представляет собой обучение на расстоянии, без личного контакта между преподавателем и учащимся [2].
Дистанционное обучение и его элементы могут эффективно функционировать в определенной образовательной среде, использующей современные педагогические и информационные технологий. Рассмотрим возможности этой среды при написании Индивидуального проекта (ИП). Индивидуальный проект – это письменная работа, как правило, с элементами научного исследования, которая выполняется по конкретной дисциплине и является обязательной составной частью учебного плана основной образовательной программы высшего образования. На выполнение ИП в учебной работе отводятся специальные часы – консультации, которые вводятся в учебное расписание. Но, в силу различных обстоятельств обучающиеся не всегда эффективно используют данные часы и, как следствие, не успевают выполнить работу к указанному сроку. В этом случае, для повышения эффективности выполнения ИП преподавателю можно подобрать наиболее подходящую дистанционную образовательную технологию (ДОТ) для написания данного проекта. Основные ДОТ: кейс-технология, Интернет-технология, телекоммуникационная технология и их сочетания [1].
Рассмотрим кейс-технологию.
Кейс-технология – это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимися осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Телекоммуникационные средства применяются для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами [1]. Чем же предпочтительна данная технология для написания ИП?
Во-первых, при оборудовании учебных помещений кейс-технология не предполагает требований к специальному телекоммуникационному оборудованию, хотя и не исключает его использование.
Во-вторых, при использовании данной технологии требования к коммуникационным каналам для доступа обучающихся к основным информационным образовательным ресурсам также не предъявляются. Необходимо лишь в качестве обратной связи наличие электронной почты у преподавателя и обучающегося. По каналам электронной почты обучающиеся получают помощь преподавателя, передают отчетные материалы, то есть написанные части ИП, рассылают новости, ведут частную переписку, проводят сетевые дискуссии в отсроченном режиме.
Методическое сопровождение кейс-технологии при написании Индивидуального проекта включает:
- программу дисциплины;
- методические указания по выполнению Индивидуального проекта;
- дополнительные информационно-справочные ресурсы (учебники, справочники, регламенты и др.);
- индивидуальный график консультаций.
Таким образом, можно выделить основные преимущества кейс-технологии при написании Индивидуального проекта:
- обучающийся может сдать материал на проверку в удобное для себя время, в предпочтительной обстановке;
- график консультаций разрабатывается для каждого студента индивидуально, в зависимости от степени его занятости и возможностей, что вполне соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении;
- у преподавателя имеется возможность проверять курсовой проект или отдельные его части дома, общаясь с обучающимися по электронной почте или в чате;
- в процессе применения ДОТ или его элементов преподаватель овладевает в совершенстве современными телекоммуникационными и компьютерными технологиями, защиту ИП можно осуществить на видеоконференции.
Таким образом, организуется управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя. В качестве недостатка кейс-технологии можно отметить отсутствие личного контакта преподавателя с обучающимся при обмене информации, который может компенсироваться использованием сочетаний различных типов электронных коммуникаций.
Список используемых источников:
1. Временные требования, предъявляемые к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий: Приказ Министерства образования РФ от 04.12.2003 г.
2. Щенников С. А., Теслинов А. Г., Чернявская А. Г. и др. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс. М.: Образование Сервис, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.