Использование элементов игровых технологий в обучении детей с ТНР на уроках истории с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.
Формирование внутреннего мира ребёнка, повышение эффективности урока – важнейшие составляющие педагогической деятельности. Достучаться до сердца каждого ученика – нелёгкая задача любого педагога. Как увлечь его? Как безболезненно для детской души ввести в мир истории?
На мой взгляд, использование дидактических игр на уроке позволит решить ряд проблем, с которыми рано или поздно встречается каждый учитель в своей педагогической деятельности.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
• Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
• Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
• Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
Педагоги, использующие учебные игры в своей педагогической деятельности, единогласно отмечают, что игра порождает радость и бодрость, воодушевляет школьников, обогащает впечатлениями, помогает учителю избежать назойливой назидательности, создаёт в коллективе атмосферу дружелюбия. Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим учащимся с тяжёлыми нарушениями речи.
Опыт применения игровых технологий в практической деятельности.
В своей повседневной работе я использую сборник Г.А. Кулагиной "Сто игр по истории" , где дана система игр хронологических, картографических, по истории культуры, игр, характеризующих исторических деятелей. Все эти игры для старшеклассников.
Взяв за основу те же принципы составления, я стремлюсь сделать игры проще, занимательнее для учащихся среднего звена. В основе большинства из них известные игры, типа: лото, квартет, "Кто первый?". Игра обычно вызывает интерес только в том случае, если школьники чувствуют себя мало-мальски подготовленными к ней. Если же у них нет достаточного запаса знаний или навыка в применении их, они становятся беспомощными, а неверие в свои силы приводит к тому, что они быстро бросают игру. Особенно это характерно для учащихся 5-6 классов, у которых еще не всегда воспитано устойчивое внимание.
При устном изложении учебного материала и при работе с текстом использую игру «Три предложения»: нужно внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Правила игры: побеждает тот, кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.
Для работы с терминами использую игру с правилами «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».
Игра «Кто больше…?» удобна тем, что для её проведения не нужно ничего, корме листа бумаги и ручки. Учитель оговаривает время и задаёт один вопрос: “Кто помнит больше событий, связанных со Столетней войной?”, «Куликовской битвой» и т.д. По истечении времени ведётся подсчёт очков, кто больше вспомнит событий, то и побеждает. Игра проходит живо и интересно, способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К такой игре можно часто обращаться в течение учебного года, использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и при изучении нового материала. Вопрос: “Кто помнит больше…? ” может быть построен на принципе постоянного усложнения материала.
Возможны игры, которые занимают значительную часть урока. При знакомстве ребят с жизнью, бытом, одеждой людей можно проводить ролевые игры. Например, “В гостях у египетского вельможи”, “Один день в Киеве”, «Быт простых и знатных людей» и т.п. Такие игры дают возможность представить себя участником того или иного события. Учащимся нравится перевоплощаться в различные образы. Выступление перед товарищами, учителями, воспитывают у учеников уверенность, смелость, чувство ответственности. В игре учащиеся совершенствуют дикцию, движение, мимику. Всё это имеет коррекционное значение.
При обобщении материала по разделу “Страны Древнего Востока” провожу игру “Приглашение в гости”. Предлагаю ученикам составить красочно оформленные открытки для туристов, содержащие отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается открытка.
Широко можно использовать игры-состязания, в которых устраиваются соревнования между группами учеников, между отдельными учениками. В ходе таких игр возможна быстрая проверка знаний хронологии, отдельных событий, исторических деятелей, усвоение терминов. Например, игры типа “Знаешь ли ты?», «О ком идёт речь?», «Жили ли они?”. Такие игры могут быть устные, а могут и письменные на карточках.
Кроссворды, ребусы, филворды, головоломки, криптограммы, то есть игры на основе заданного алгоритма (тренинговые игры) можно использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и как форму домашнего задания. Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органичном единстве.
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия
Гина:
"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются.
Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого
сам". "Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится
к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет
читать при свечах".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.