Использование элементов инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе. (Из опыта работы)
Оценка 4.9

Использование элементов инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе. (Из опыта работы)

Оценка 4.9
docx
20.09.2020
Использование элементов инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе. (Из опыта работы)
Использование ИТ.docx

                                           Солодянникова В.П.

МБОУ лицей №81

г.Новосибирска

 

Использование элементов инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе. (Из опыта работы)

В условиях модернизации образования проблема развития познавательной активности школьников, являющейся средством формирования прочных знаний, умений и навыков у учащихся, приобретает особую актуальность, определяя выход образования на качественно новый уровень.  В то же время образование - это не только и не столько обучение ЗУНам, а, прежде всего, воспитание и развитие личности, ее социализация; она должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика. Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.   Инновационные технологии как нельзя лучше справляются с поставленными целями и задачами, а помогает им в этом развивающее обучение.

Анализируя опыт своей педагогической работы, не раз убеждалась в том, что снижение интереса к учению лежит не в возрастных особенностях, а в организации учебного процесса и внеклассной работы. Ведь только заинтересованное и активное добывание и освоение истины как нельзя лучше помогает решить проблему мотивации учебной деятельности. Первостепенное значение на уроке приобретает организация различных форм коллективной деятельности и делового общения: совместное планирование последовательности действий, совместная подготовка, совместное проведение, взаимоконтроль и взаимопроверка. Нет строже “учителей,” чем сами ученики. Уроки-викторины, уроки-путешествия в 5-6 классах, уроки-зачёты в 7-9, уроки-тесты в 10-11 помогают сделать текущий или периодический контроль знаний менее болезненным и “страшным”, заставляют готовиться к таким урокам, чтобы не ударить в грязь лицом перед своими товарищами.

Предпочтение отдаю работе в парах, ведь пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

При устной работе основными формами являются:

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. 3.Взаимопроверка – стихотворение наизусть.

При выполнении письменных работ:

1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке).

2. «Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

3. Работа над ошибками в парах после контрольной работы.

4. Взаимопроверка письменных работ в тетради. Объединяя в пары, учитываю психологический комфорт, ведь каждый ученик выступает «учителем» для другого.

      Опираясь на традиционные технологии, завещанные нам Я.А. Коменским (всеобщее обучение, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система, общешкольный план, классно-урочная организация,  проверки знаний, учебники для каждого класса и т.д.), изучаю и активно использую в своей работе элементы инновационных технологий. Например, интерактивные, где информация не цель, а средство для освоения действий и операций. Обучение в этом случае является диалоговым, то есть погружённым в общение – взаимодействие обучающихся между собой и учителем. С точки зрения организации отдаю предпочтение игровым, дискуссионным, групповым и исследовательским формам. Успеху для достижения поставленных целей при использовании различных методов и приёмов обучения (творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, разработка проектов, мини-лекции  («Приложение») способствует анализ проведённых уроков, а также внеурочных мероприятий. Урок – диспут, урок – дискуссия помогают наилучшим образом решить эту задачу. Класс делится на группы и работает по плану, обсуждая такие вопросы: 1.Что удалось, благодаря кому и чему?2.Что не удалось и почему?  3.Что учесть на будущее, от чего отказаться?

Обсуждение ведётся по группам, высказывается один от всей группы. По каждому вопросу общее мнение высказывают разные ученики. Девизом этого урока является: “Думать, спорить, убеждать, а потом и создавать – главное в нашей жизни”, “Критикуешь – предлагай, предлагая – делай”. Самой главной особенностью интерактивных технологий является инициатива учащихся. Стараюсь не давать готовых знаний, а стимулировать их получение, побуждать школьников  к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения ребята перестают бояться высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением класса, учатся дискутировать и мыслить критически, доказывать свою точку зрения.

Тщательно продумываю домашнее задание. Его самые разнообразные формы призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Наряду с основным  даю и творческое (по выбору), например: продолжение книги, письмо герою, создание собственных произведений, написание сценария и презентации, пересказ от лица героя и т.д. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитию связей между теоретической и практической стороной предмета метод проектов («обучение через делание»). Учащиеся в «моих» классах работали над информационными («Как празднуют Рождество в разных странах» - 6-7 классы), исследовательскими («Засоряют ли нашу речь жаргонизмы?» - 6-7 классы), творческими (сочинения в виде презентаций, выпуска стенгазеты – «Люби и охраняй природу», создание сценария – «Песнь о вещем Олеге», журнала для кошек «Кисс-пресс» и др.- с 5 по 9 классы), игровыми (КВН, инсценирование, ролевая игра  – с 5 – 11классы) и обзорными (жизнь и творчество писателя, поэта – с 5 по 11классы) проектами. Технология проектов позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности, активизировать творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

Использую следующие формы работы: коллективные, групповые и в парах. Учащимся, работающим  над исследовательским проектом «Засоряют ли жаргонизмы нашу речь?» предлагается с помощью наводящих вопросов сформулировать цель - «определить место жаргонизмов в речи говорящих»; обозначить проблему - « засоряют речь »; выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы - «жаргонизмы засоряют нашу речь, но исключить из речи их невозможно»; определить задачи - «выяснить сферу употребления жаргонизмов; объяснить причины возникновения; определить их количественный состав в речи отдельных групп людей; сделать вывод о возможности исключения жаргонизмов из речи»; составить план; осуществить практическое выполнение; подготовить отчёт по результатам (в виде презентации) и обсудить его результаты.

Очень высока продуктивность уроков с использованием ИКТ. Они стимулируют интерес ребят к работе с текстовым научным материалом, развивают умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, помогают подготовить публичное выступление учеников, демонстрирующее понимание учебного материала, развивают познавательный интерес учащихся, расширяют кругозор, учат работать с дополнительными источниками получения информации (Интернет), тем самым формируя коммуникативную культуру ученика. Кроме этого, использование учебных дисков, материала с сайтов позволяет проводить своевременный индивидуальный контроль, а затем и коррекцию тематических знаний. Особо отмечаю работу с «Виртуальной школой Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе»,  компьютерной программой «Фраза», учебным диском «Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина», «Мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской» (5-11 классы), выполнение звуковых диктантов, изложений, тестов, работу с различными словарями на сайте. Наряду с обучающими, демонстрационными, информационно-поисковыми и справочными средствами ИКТ ребята часто пользуются тренажёрами, особенно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом, интерактивные технологии можно определить как наиболее эффективные в практике современного школьного преподавания русского языка.

При использовании элементов инновационных технологий важна опора на такие принципы, как: креативность (ориентация на творчество); усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; наглядность.

При этом успешно работают следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; «мозговая атака»; групповая дискуссия; эссе; ключевые термины; медиапроекты; дидактическая игра; исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

В связи с тем, что процесс обучения на современном этапе – это целенаправленная взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащегося, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих развитие ученика всесторонне, считаю необходимым использовать метод “сочетательного диалога”. Учитывая, что обучение есть средство воспитания: воспитывая, мы обучаем, а, обучая, воспитываем; важно, чтобы ребёнок присвоил цель, чему способствует диалог учителя и ученика, только в этом случае результат может быть положительным.

В данном случае именно педагогика сотрудничества, т.е. организация учебного процесса, когда ценится право иметь свои суждения, альтернативное мнение, воспитывает истинно свободную личность, поэтому всегда стараюсь установить взаимопонимание с учениками – найти путь к детскому сердцу.

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе помогает активизировать учебный процесс, сделать его увлекательным, раскрыть возможности каждого ребёнка и пробудить его инициативу. Создать на уроках психологический комфорт, атмосферу раскрепощённости, способствующей повышению активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их творческого потенциала, способствуют игровые технологии, направленные на решение самой серьёзной и трудной задачи: научить ребят думать, мыслить творчески, самостоятельно. К такого рода методике обращаюсь на всех этапах обучения, будь это изучение нового материала или совершенствование умений и навыков, особенно же эффективен этот момент при организации обобщения, систематизации и повторения. Урок-соревнование здесь просто незаменим, не исключён вариант составления индивидуального или коллективного плана-конспекта, алгоритма, опорного конспекта самой  невероятной формы в виде паровоза, бабочки, домика, дерева и т.д. Игровые технологии чаще всего использую в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.

Не являются исключением и уроки контроля и коррекции знаний в более старших классах. Например, урок – брейнсторминг (мозговой штурм) в 8 – 11 классах  после изучения   прочтения большого по объёму произведения.

На своих уроках использую игры различного типа: уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-конкурсы, уроки-конференции, урок – деловая игра  и многие другие. В любой возрастной группе они неизменно вызывают положительные эмоции, желание участвовать, объединяться в группы, сплачиваться и не только овладевать знаниями самим, но и делиться ими с товарищами. В рамки дидактических игр нетрудно уложить все традиционные методы: словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа), наглядные (иллюстрация и демонстрация), практические (устные и письменные упражнения, лабораторные и практические работы).

   Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по определённой теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемому, мотивировать ученика к учебной деятельности помогают приёмы технологии развития критического мышления: «Корзина идей», «Составление кластера, «Лови ошибку», «Письмо по кругу», «Написание эссе»(5-минутное эссе в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме; предлагается два пункта:1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа), «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова» (составление рассказа), «Синквейн» (стихотворение по алгоритму) и другие.

Оценивать и анализировать образовательные потребности учащихся можно с помощью технологии дифференцированного обучения, то есть создавать определённые  условия для различных  классов, групп,  учитывая особенности их контингента. При объяснении нового материала ставить проблемные вопросы, стараться, чтобы «слабые» учащиеся повторяли за «сильными».

Пройдя курсы при ГЦИ «Эгида» по программе «Проектирование и создание дистанционного курса в CMS Moodle»( Моя выпускная работа по лексике для 6 класса опубликована на сайте http://egida.nios.ru/) стала использовать в работе технологию дистанционного модульного обучения. Особенно эффективен этот метод при обучении детей с ограниченными возможностями; для тех, кто долго болеет и не может посещать занятия. С такими ребятами связываюсь по программе Ckype. При работе с такими детьми преимущество имеют интернет-технологии. Для постоянной методической помощи учащимся на сайте https://dnevnik.ru/ мною создано  6 предметных групп, которые способствуют лучшей подготовке ребят к урокам и экзаменационным испытаниям.

В моей рабочей практике весьма разнообразны  используемые для достижения поставленных целей и задач традиционные приёмы обучения русскому языку и литературе: конспектирование, тезирование, составление плана текста, плана сочинения и изложения, аннотирование, рецензирование, анализирование, построение алгоритма орфографического действия, составление опорного конспекта, написание доклада, реферата, оформление сочинений определённым образом (творческие работы учащихся хранятся в кабинете в специальных папках). Большое внимание уделяю системе НОТ – научной организации труда школьника. В кабинете по количеству парт есть папки со специально подобранными памятками для написания отзыва о книге, рецензии на ответ товарища, анализа текста, речевыми клише для работы над сочинением и т.д.  

Отслеживая качество усвоения программного материала, использую различные виды контроля знаний учащихся: тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные, творческие самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные работы.

Использование традиционных и инновационных технологий, разнообразных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствуют неуспевающие по предмету, повышается мотивация,  качество знаний по предмету имеет положительную динамику.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Солодянникова В.П. МБОУ лицей №81 г

Солодянникова В.П. МБОУ лицей №81 г

Графический диктант для соседа»

Графический диктант для соседа»

Учащиеся в «моих» классах работали над информационными («Как празднуют

Учащиеся в «моих» классах работали над информационными («Как празднуют

В связи с тем, что процесс обучения на современном этапе – это целенаправленная взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащегося, направленная на формирование системы знаний,…

В связи с тем, что процесс обучения на современном этапе – это целенаправленная взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащегося, направленная на формирование системы знаний,…

Корзина идей», «Составление кластера, «Лови ошибку», «Письмо по кругу», «Написание эссе»( 5-минутное эссе в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме;…

Корзина идей», «Составление кластера, «Лови ошибку», «Письмо по кругу», «Написание эссе»( 5-минутное эссе в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020