«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ»
Оценка 4.9

«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ»

Оценка 4.9
docx
13.02.2024
«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ»
Сенсорная интеграция.docx

 

          

Сенсорная интеграция

·         Является бессознательным процессом (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании),

·         Организует информацию, полученную с помощью органов чувств,

·         Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться,

·         Позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся,

·         Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

СЕМЕНАР: «Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ»

Тема: «Использование «Коврографа Ларчик» В.В. Воскобовича в коррекционно – развевающей работе с детьми с ОВЗ»

       Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду.

                В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, поступающую от глаз и ушей, рук и тела. Он пропускает детали или не понимает действия других детей. Игрушки, требующие манипуляции представляют для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения.

       Одна из главных проблем, с которой сталкиваются педагоги в работе с детьми с ОВЗ - это недостаток способности и интереса у детей для вовлечения в какую-либо деятельность

Наблюдаются негативные поведенческие проявления – крик, истерики и др. Роль взрослого – аккуратно поддерживать ребенка в зоне развития, расширяя и развивая его игру. А как известно, игра - ключевой фактор в развитии ребенка.

Особенности обучения  игровой деятельности детей с ОВЗ подтолкнуло меня на поиск именно тех игровых технологий, к которым они испытывают интерес и находятся в зоне своего комфорта и в то же время получают знания и усваивают учебный материал в непринужденной обстановке. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую они не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

         Сегодня, мы хотели бы поделиться своим опытом работы по применению элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ОВЗ.

         Я решила попробовать предложить ребятам развивающие игры В.В.Воскобовича. В процессе наблюдения за действиями детей с этими играми я увидели их заинтересованность и желание манипулировать с ними, а в дальнейшем и выполнять задания по инструкции педагога. Наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

       Игры В.В.Воскобовича также привлекли моё внимание и тем, что они способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; усвоению сенсорных эталонов; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развитию всех психических процессов; развивается любознательность.

      Специалисты ДОУ могут успешно используют их в работе с детьми с нарушениями речи, с задержкой психо-речевого развития и интеллектуальными нарушениями а также и в группах общеразвивающей направленности.

     В работе с детьми с ОВЗ игры Воскобовича используются, как средство развития через сказочный сюжет мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, мышления, речи и тактильной чувствительности.

    При коррекции задержки психического развития и интеллектуальной недостаточности необходимо проводить значительную по объему работу по развитию восприятия сенсорных эталонов, пространственных и временных представлений.

    Эта методика включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес-познание-творчество) становятся максимально действенными.  Кроме того, данная игровая технология позволяет интегрировать в себе все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитиепознавательное развитиеречевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

 Предлагаю с помощью универсального игрового пособия «Коврограф «Ларчик» познакомиться с различными игровыми ситуациями, которые можно использовать для всестороннего развития детей с ОВЗ во всех образовательных областях.  У нас большой Ларчик,а для детей у нас изготовлены мини Ларчики.

Художественно –эстетическое развитие

1.     Игровая ситуация «Укрась платочек» (для детей 5-7)

Гусеница Фифа пригласила  Пчелку Жужу к себе на день рождения. Пчелка Жужа решила подарить гусенице Фифе на день рождения красиво –вышитый белый платочек с красными цветочками и зелёными листочками.

Задание: Выложить узор с помощью цветочков и листочков. Верхние углы поместить по цветку, а нижние углы украсить зелеными листочками.

Задачи:

- развитие внимания;

-развитие графических навыков;

-ориентироваться на плоскости

2. «Украсим коврик», «Составь узор»

 

 

 

 

Физическое развитие

Однажды слоненок  Ляп-ляп ходил гости к гномикам Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. Вместе они пошли за грибами в лес и потерялись в лесу. Поможем Слоненку Ляп-Ляпу найти всех гномиков и вернуть их на ковровую полянку в их домики?

Задание: найти в группе заблудившихся гномиков и вернуть их в домики на полянку.

Задачи:

-развитие мелкой моторики;

              -развитие внимания

              -закрепление основных цветов

              -ориентировка в пространстве

 

Переходим к следующей образовательной области Речевое развитие

1.     Заселим слова в домики (два дома с синий и зелёной крышей. В домик с синей крышей заселяем слова которые начинаются с согласной твердой буквой, а в домик с зелёной крышей, слова которые начинаются с согласной мягкой, используя картинки)

2.     Знакомство с буквами и различные игры с ними также можно осуществить с помощью Коврографа. Например, задания по составлению слова из букв или чтение слова и подбор правильного изображения к нему (слово “трактор” и изображение трактора).

 

Познавательное развитие

1.    Длинные и короткие- разложи карандаши по коробочкам.

2.     Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх…  Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка(перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь).

3.    Разложи по корзинкам фрукты и овощи.

         Детям нужно давать работать с данными игровыми пособиями без задания, самостоятельно по замыслу, это поспособствует изучению детьми игрового материала и в последствии, более быстрого ориентирования в картинках, кружочках, ленточках и пр. при игровых заданиях воспитателя.

Думаю, что вам стало понятно, пособие рассчитано на несколько возрастных групп: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Невероятные возможности нам дает использование данных пособий, думаю, Вы согласитесь со мной! Существуют определенные рекомендации по играм с данными пособиями, но нужно помнить, что всегда есть место творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разноцветные веревочки .

Ими можно обводить и соединять , создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов .

1.Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком.

2.Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.

3.Веревочки разделяются на части , при этом мерой длины служит клетка коврографа .Первая веревочка 1 и 9 клеток , вторая 2 и 8 клеток…

4.Длинные и короткие- разложи карандаши по коробочкам.

5. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.

6. Соотношение длины (выкладываем разной длины  и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).

7.Отношения по величине (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)

8. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала?)

9. Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх…  Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка(перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь).

Разноцветные круги-липучки.

-«Бусы».

У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.

На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»).Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).

-«Разноцветные шары»

Лопушок принёс на Полянку много разноцветных шаров, но себе взял только три. Остальные рассыпались и собрались в живописные группы. Когда появилась Фифа, она увидела справа два шара, потом три, за ним ещё четыре. Слева лежал сначала один шар, а за ним – три. «Бери три шара и будем играть»,-предложил Лопушок Фифе. «Слева или справа?»_уточнила Фифа.

Дети на коврографе выкладывают группы кружков, разноцветные липучки, так, как их увидела Фифа, находят и обводят верёвочкой одинаковые группы.

Разноцветные квадраты и Радужные гномы.

Карточки семи цветов радуги .

-Долька собирает конфеты по мешочкам : красные конфеты в красный , синие –в синий.

-«Башмачки Фифы»

Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зелёным квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась. И - о, чудо - стала замечать предметы только зелёного цвета. Встала перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали чётко видны предметы синего цвета.

Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки. Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

-«Тепло-холодно»

        

Лопушок и Гусеница Фифа очень любят игру «Тепло-холодно». Один из них показывает карточку и называет цвет, а другой говорит «Тепло» или «Холодно».

На коврографе прикрепляются «Цветные карточки». Воспитатель показывает одну из них, а дети называют характеристику цвета - тёплый или холодный. Одновременно дети выстраивают из карточек два ряда, справа и слева.

Вариант усложнения: назвать предметы тёплого или холодного цвета.

-«Муха полетела»

Используем цветные квадраты и кружок .Муху держим в голове .Простые движения по квадратам.(2 кл. вверх , 3-вправо , 1-вниз )Проделав правильные шаги попадаем на муху.

Сложные движения хлопки ,прыжки , топать.

-«Поймай бабочку».

Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой.

Карточки раскладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель: поиск карточки, например, синего. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка).За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.

   7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти…

«Гномики-малыши»

Фифа предлагает поиграть детям , тот у кого цвет одежды совпадает с колпаком гнома превращается в этого гномика .(Дети ищут красный цвет у себя и других детей группы, у кого нашли ,крепится картинка гнома –теперь он гном Кохле – запоминают имя и закрепляют цвет )

-«Кто спрятался»

На поляне появились гномы Кохле , Охле , Желе ,Зеле, Геле , Селе , Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прядки с Лопушком.

На коврографе располагаются карточки , по считалке , дети закрывают глаза , взрослый убирает одну из карточек .Кто из гномов спрятался ?

Карточки могут меняться местами.

-«Какой по порядку?»

На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.

Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?

Пространственные карточки :ЛЕВ , ПАВЛИН ,ПОНИ , ЛАНЬ.

«Лев, лань, павлин и пони»

  Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. (Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию  на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду).  Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Или создай симметрию – следы льва симметричны следам павлина. Расставляем точки «Разноцветные кружки»

 Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с Фифой. На них были нарисованы лев, лань, павлин и пони. Красиво расположил их на полянке: льва – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем, павлина – в правом верхнем, пони – в правом нижнем. Только Лопушок приготовился объяснять Фифе правила игры, как появилась бабочка. Она перелетала с картинки на картинку…На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка ( у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.).

Образные элементы.

Занимательные игры с «забавными цифрами»  из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк»

«Цифроцирк»

·  Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.

-Дорогие дети! Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного Фиолетового Леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и вы с ними познакомитесь.

Ёжик Единичка – наездник

Зайка – Двойка – укротитель диких зверей

Мышка – Тройка – воздушная гимнастка

Крыска – Четвёрка – силачка

Пёс Пятёрка – жонглёр

Кот Шестёрка – акробат

Крокодил Семёрка – канатоходец

Обезьяна Восьмёрка – заклинательница змей

Лиса Девятка – фокусница.

А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.

Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимания (произвольно, концентрированности, объема); произвольной памяти; операций логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображения, речь .

-«Найди героев Цифроцирка».

Все герои собрались на арене Цифроцирка. Найди и назови каждого.

-«На что похож каждый герой?»

Скажите, на какую цифру похож Магнолик? (на ноль), ёжик ( на единицу) и т. д. до пяти. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя? Давайте найдём и подарим каждому артисту свою цифру.

Прозрачные цифры, входящие в набор позволяют запомнить правильность написания цифр.

В набор входят так же и другие наглядности, которые позволяют применять эти игры в других непосредственно образовательных областях.

«Буквоцирк».

·  Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.

-В цирке снова представление всем на удивление, на этот раз с шутами – акробатами, весёлыми буквятами. Дети, на этот раз мы с вами попали в Буквоцирк. Здесь выступают шуты – акробаты: Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин. Жители волшебного Фиолетового леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми из них.

«Парад – алле».

-Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».

Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.

-«Песенка друзей»

Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.

Как зовут этих шутов-акробатов? Построй их на арене и спой вместе с ними.

-«Любимые буквы»

У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?

Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?

Круговерт и стрелочка.

Используется для начертания кругов.

Вспомогательные элементы: касса , кармашки ,зажимы , знаки отрицания.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.

Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Пособие «Коврограф Ларчик»  Соответствует требованиям ФГОС.

Его можно использовать в разных образовательных областях. Является траспортируемым , содержательным , доступным .

 

«Какой по порядку?» На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их

имена.Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между

Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном

стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?

"Домики для гномов" На сказочной полянке для каждого гнома были

построены домики. Нужно поселить каждого гнома в свой домик. Дети

подбирают домики по цвету. Можно провести дорожки с помощь веревочек,

например от домика Геле к домику Охле, от Желе к Селе и т.д.

"Угощение для гномов" Слоненок Ляп собрался в гости к гному Кохле,

Охле, Селе он стала коробочкам(или мешочкам) : красные конфеты в красный , синие –в синий ит.д.

" Дорожка к домику"У каждого гномика своя дорожка к дому. Необходимо

узнать чья дорожка длиннее, чья короче, надо измерить расстояние

веревочки от гнома к квадрату.

Детям предлагается назвать самый длинный и самый короткий луч.

Доказать это, используя условную мерку (например, разноцветные кружки,

либо клетки)

. Обучение чтению.

 

Знакомство с буквами и различные игры с ними также можно осуществить с помощью коврографа. Например, задания по составлению слова из букв или чтение слова и подбор правильного изображения к нему (слово “трактор” и изображение трактора).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вашему вниманию, предлагаю следующую игровую ситуацию:

«Дорога вежливости»

Слон Лип-Лип был очень воспитанным. Он дружил с Гусеницей Фифой, которая жила в Фиолетовом лесу, и часто ходил к ней в гости. Гусенице нравилось общаться со Слоном, ведь он всегда был очень вежливым и никогда не забывал добрые слова. От дома Лип-Липа до дома Фифы вела волшебная дорога, она называлась «Дорога вежливости». Шагая по этой дороге надо было произносить вслух вежливые слова, иначе можно было заблудиться («здравствуйте», «благодарю», «будьте добры», «спасибо», «до свидания», «всего доброго», «пожалуйста» и т.д.) Однажды Лип-Лип возвращался домой и встретил Незримку Всюся. Незримка был в плохом настроении и решил сыграть со Слоненком злую шутку. Он заколдовал Лип-Липа, и Слон забыл все вежливые слова, которые знал. Но хуже того, исчезла волшебная дорога вежливости и Лип-Лип заблудился. Поможем ему вернуться домой.

Задание: Выложить «Дорогу вежливости». Для этого нужно вспомнить вежливые слова. Каждое вежливое слово – кружок. Кружки соединяются веревочками.

Участникам мастер-класса предлагается разыграть данный сказочный сюжет, затем обсудить его.



Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательных интересов детей, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий развитие воображения и творческой активности.

Игровая ситуация «Бусы»

 Гномы решили сделать красивые бусы для лесных жителей. Помогите гномам собрать бусы.

Задание:

1 этап: Растянуть красную веревочку по средней желтой горизонтальной линии «Ларчика». В соответствии с описанием приклеивать на веревочку бусины.

1 вариант. У колодца (в центре) большая красная бусина, справа от нее средняя желтая, слева от красной – маленькая синяя, перед синей средняя красная и т.д.

2 вариант. Приклеить красную, синюю и желтую бусину так, чтобы синяя была правее красной, а желтая между синей и красной.

2 этап: Под красной веревочкой растянуть желтую. Приклеить на желтую веревочку так же, как на красной, или из этого набора сделать другие бусы, затем сравнить.


        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой культуры речифонетического слуха; развитие речевого творчества.



Игровая ситуация «Назови кто за кем стоит»

- В гости к Девочке Дольке пришли гости: Лев, Павлин, Пони, Лань. (Из разноцветных веревочек сконструирован домик, около домика – Девочка Долька). В домик они могут зайти по очереди.

Задание:

1.     Назвать, кто войдет в домик первым (вторым, третьим, четвертым)? Описать гостей. Дать полный ответ: «Первым в домик Дольки войдет Лев»

2.     Кто стоит перед… (назвать любого животного). Кто стоит после… (назвать любого животного). Кто стоит между… (названия любых двух животных).

      Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживание персонажам, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.), развитие воображения.

Игровая ситуация «Фантастическое животное»

Лопушок взял квадратик и стал приделывать к нему ушки, ножки, хвостик, лапки. Получилось забавное существо.

Задание:

На «Коврографе» прикрепить разноцветный квадрат. По очереди приделать к нему ушки, ножки, хвостик, лапки с помощью разноцветных верёвочек и др. элементов. Назвать животное и рассказать про него.

Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и прочее.

Игровая ситуация «На зарядку»

Луч Владыка, Крутик По, Китенок Тимошка готовятся к соревнованиям. Они не могут без тренера. Хотите быть их тренерами?

Задание:

За каждым персонажем закреплены движения. На «Коврографе» прикреплены персонажи. Взрослый показывает на персонаж, а дети должны выполнить определенное действие. Например, Луч владыка – руки в стороны, Крутик По – покружиться, Китенок Тимошка – руки на поясе.

Варианты:

1.     Количество персонажей зависит от возраста.

2.     Усложнение. Задание на одновременные движения несколько частей тела (например, наклонить голову, ноги в стороны).

3.     Персонажи могут произносить звуки. Например, Луч Владыка – «Ау», Крутик По – «Ох», Китенок Тимошка – «Ам». Действия детей сопровождаются данными звуками.



 

Также в своей работе я использую следующие развивающие игры В.В.Воскобовича:

·                     для ознакомлениями с эталонами цвета: «Геоконт»,  «Лепестки» и т.д.

·                     Для ознакомлении детей с геометрическими фигурами: «Фонарики»,  «Прозрачный квадрат», «Геоконт» и т.д.

·                     направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Волшебная 8» и т.д.

·                      Для развития конструктивных возможностей: «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты»  и т.д.

·                      Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д. и

          Все игры Воскобовича проводятся в два этапа: подготовительный и основной, т.к.  ребенку с ОВЗ вне зависимости от варианта нарушений будет легче осваивать новые навыки, если овладение ими будет происходить поэтапно, небольшими шагами. Начиная обучение новому навыку, вначале я даю возможность ребенку самостоятельно в свободной форме манипулировать с игрой, используем простые и легкие задания, а затем постепенно повышаем уровень их сложности, даем инструкции

·         Итак, остановлюсь подробнее на некоторых развивающих играх Воскобовича, которые я использую в работе с детьми ОВЗ.

Игра-конструктор «Геоконт»

На подготовительном этапе ребенку с ОВЗ необходимо разрешить поиграть с пособием.  Это могут быть различные манипуляции доступные ребёнку: растягивание резинок, обследование гвоздиков (хаотично), можно направлять обследование в соответствии с цветом, растягивание без задания резинок  на гвоздики. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали «Геоконт» и, таким образом, запоминали детали зрительно и осязательно - эти действия способствуют формированию тактильной чувствительности. Когда дети двигают, соединяют элементы пособия, они познают важные принципы пространства, которые являются основой изучаемых далее компонентов. Дети также обращают внимание на размер охвата резинки. Все это закладывает основу для понимания чисел и геометрических фигур.

Затем вводится инструкция, по которой ребенок действует с пособием.

На основном этапе мы ведем работу по построению геометрических фигур из резинок Геоконта:

·                     базовые (квадрат, круг треугольник)

·                     основные (прямоугольник, ромб)

·                     сложные ( пятиугольник, шестиугольник )

На посторенние каждой фигуры вырабатывается алгоритм действий, который из занятия в занятие повторяется и закрепляется навык самостоятельного построения.

         В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития происходит положительная динамика в развитии  речевого и познавательного развития  ребенка.

         Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Задание для педагогов: разделиться на группы, каждая группа выбирает образовательную область, придумывает и разыгрывает игровую ситуацию в соответствии с ней.

Рефлексия

И в заключении, уважаемые коллеги, прошу вас высказать свое отношение к проведенному мастер – классу и к технологии В.В. Воскобовича в целом. Поставьте цветную точку в выбранный сектор на коврографе.

Лев – технологию уже использую в работе, знаю игры хорошо.

Лань – больше эмоций, чем мыслей, надо все обдумать, возможно буду использовать технологию.

Павлин – технологию уже использую, но необходимо расширять свои знания.

Пони – очень интересная технология, обязательно буду использовать в своей практике.

В конце своего мастер – класса, хочу вас всех поблагодарить за участие, за смелость, за творчество и позитивный настрой. Я надеюсь, что игровые пособия В. В. Воскобовича будут востребованы в вашей практической деятельности с детьми.

Желаю Вам успехов и творчества.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сенсорная интеграция ·

Сенсорная интеграция ·

Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой

Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой

Физическое развитие Однажды слоненок

Физическое развитие Однажды слоненок

Разноцветные веревочки . Ими можно обводить и соединять , создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов

Разноцветные веревочки . Ими можно обводить и соединять , создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов

Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек)

Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек)

На коврографе прикрепляются «Цветные карточки»

На коврографе прикрепляются «Цветные карточки»

Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с

Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с

Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти

Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти

Детям предлагается назвать самый длинный и самый короткий луч

Детям предлагается назвать самый длинный и самый короткий луч

Вашему вниманию, предлагаю следующую игровую ситуацию: «Дорога вежливости »

Вашему вниманию, предлагаю следующую игровую ситуацию: «Дорога вежливости »

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и…

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и…

Например, Луч владыка – руки в стороны,

Например, Луч владыка – руки в стороны,

Затем вводится инструкция, по которой ребенок действует с пособием

Затем вводится инструкция, по которой ребенок действует с пособием

Лев – технологию уже использую в работе, знаю игры хорошо

Лев – технологию уже использую в работе, знаю игры хорошо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2024